СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ЛОГОПЕДУ ДЛЯ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
статья по логопедии
Предварительный просмотр:
УДК 376.37
Токмакова О. Н.
Логопед МБДОУ Детский сад №3
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в данной статье акцентируется внимание на необходимость использования интерактивных технологий в профессиональной деятельности логопеда. Рассмотрены различные методы и формы, реализуемые в рамках данного вида технологий. Более подробно описаны способы применения деловых и сюжетно-ролевых игр и мастер-классов для работы с дошкольниками, имеющими нарушения речевого развития.
Ключевые слова: интерактивные формы, интерактивные технологии, речевое развитие, деловая игра, сюжетно-ролевая игра, мастер-классы, дошкольники.
Tokmakova O. N.
Speech therapist MBDOU Kindergarten No. 3
INTERACTIVE FORMS OF LOGOPEDIC CORRECTION OF SPEECH DEVELOPMENT DISTURBANCES IN PRESCHOOL CHILDREN
Abstract: This article focuses on the need to use interactive technologies in the professional activities of a speech therapist. Various methods and forms implemented within the framework of this type of technology are considered. The ways of using business and role-playing games and master classes for working with preschoolers with speech development disorders are described in more detail.
Keywords: interactive forms, interactive technologies, speech development, business game, role-playing game, master classes, preschoolers.
Повышение уровня квалификации и профессионализма у педагогов дошкольного и общего образования становится одним из самых главных вопросов на сегодняшний день. Успешное и продуктивное влияние на речевое развитие детей и подростков напрямую зависит от кадровой политики и личностных качеств педагога-логопеда. Овладение интерактивными технологиями в условиях современных требований является важным моментом при определении логопеда как компетентного профессионала.
Интерактивные технологии имеют свои особенности и в современной педагогической науке определяются как «технологии, в которых обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля» [1].
К самым распространенным видам интерактивных технологий относятся мозговой штурм, круглый стол, деловые и сюжетно-ролевые игры, мастер-классы, дискуссия, проект, имитационные игры, интервью, кейс-метод, образовательная экспедиция, работа в малых группах и т.д.
Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов – возраст участников, временные рамки, количество участников, цель, планируемые результаты, физическая и психологическая готовность к выполнению тех или иных задач и т.д. Результативность использования интерактивных технологий заключается в развитии активно-познавательной и мыслительной деятельности; вовлечении дошкольников и подростков в процесс познания, освоения новой информации в качестве активных участников; развитие умений и навыков анализа и критического мышления; создание благоприятной, творческой атмосферы на занятии; развитие коммуникативных навыков; интерактивные технологии обеспечивают постоянный, а не эпизодический (по расписанию) контакт логопеда с учащимися.
Методы интерактивных технологий необходимо использовать на занятиях с детьми, имеющих различные речевые нарушения. Непрерывная речевая практика в рамках применения данных технологий окажет благоприятное влияние на развитие навыков коммуникации, так как каждый участник обязательно будет участвовать в процессе, занимая активную позицию. Рассмотрим возможности реализации различных видов интерактивных форм.
Одними из самых интересных и имеющих множество вариантов проведения считаем деловую и сюжетно-ролевую игры. Е.С. Полат и М.Ю. Бухаркина в книге «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования» определяют ее как «...средство развития творческого мышления, в том числе и профессионального; имитация деятельности руководителей и специалистов, работников и потребителей; достижение определенной познавательной цели; выполнение правил взаимодействия в рамках отведенной игровой роли» [4; С.172]. В приведенном определении акцент делается на творческий потенциал и имитационную деятельность, с помощью которой происходит познание той или иной роли в процессе коммуникации между участниками.
Овладение сюжетно-ролевой игрой происходит в дошкольном возрасте, что способствует подготовке ребенка к вхождению в коллектив сверстников и общество взрослых. Для полноценного раскрытия потенциала деловой и сюжетно-ролевой необходим определенный уровень речевого развития – словарный запас, владение грамматической, фонетической стороной речи и т.д. Речевые нарушения отрицательно влияют на развитие и организацию игры детей, поэтому без обучения дети не всегда могут самостоятельно овладеть сюжетно-ролевой игрой. Это вызвано трудностями в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. В игровой деятельности у них наблюдается слабая мотивация, отсутствие навыков к самоорганизации и принятию роли лидера, быстрая утомляемость и др. По утверждению Я. О. Дудко, «сюжетно-ролевая игра и развитие речи взаимно влияют друг на друга. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Игра помогает добиться хороших результатов в речевом развитии детей» [2; С.34].
Роль логопеда в организации подобного рода игр значительно высока, так как именно он определяет формы взаимодействия, направляет и контролирует процесс для увеличения степени логопедической коррекции. Для лучшего усвоения лексических групп, грамматического строя (употребления предлогов, правильного построения предложений и т.д.) форма игровой деятельности считается наиболее удачной ввиду того факта, что именно она является ведущей у дошкольников.
Мастер-класс также является полезной формой логопедической коррекции, так как здесь могут быть реализованы формы совместного взаимодействия логопеда, родителей и дошкольников. Главные условия к организации мастер-классов – это доступность, простота, учет особенностей развития. Проведение подобных мероприятий с использование подручных материалов (пластилин, бумага, мешочки с крупами, песок и др.) решает сразу две большие проблемы – устранение речевых дефектов и развитие мелкой моторики рук, так как в науке уже давно доказана их тесная взаимосвязь.
В качестве примерных форм проведения мастер-классов предлагаем активную пальчиковую гимнастику (игры с предметами окружения; игры с мелкими игрушками; шнуровки; пальчиковые упражнения без речевого сопровождения и с комментированием действий; пальчиковые игры инсценировки; пальчиковый театр). Для устранения речевых нарушений полезна техника пальчикового театра. Она реализуется в два этапа – подготовка кукол-напальчников и само театральное действие. Оба этапа насыщены речевой коммуникацией: необходимо обговорить сценарий, распределить роли, обсудить создание напальчников (размер, материалы, количество), подготовить импровизированную сцену. Каждый из названных пунктов активизирует мыслительную деятельность и улучшает коммуникативные навыки. Пальчиковые упражнения с речевым сопровождением возможно осуществить как с логопедом, так и повторить дома с родителями. Например, мастер-классы с использованием теста: материалы для его приготовления всегда доступны. Логопед должен заранее подобрать стихотворную форму присказок с упором на те звуки, которые даются сложнее всего, или на такие конструкции, которые вызывают сложности при построении. Например: "Месим, месим тесто, / Есть в печи место. / Будут-будут из печи / Булочки и калачи". В данном четверостишии делается упор на звуки М, С, Б, Ч. Также развивается мелкая моторика при создании тех или иных форм.
Подводя итоги, стоит отметить, что интерактивные формы в последнее десятилетие стали достаточно популярны, их практическая польза доказана в различных сферах образования и воспитания, в том числе – в области дошкольного образования, включающего формы логопедической коррекции. В настоящее время разработано и протестировано огромное количество форм интерактивных технологий. Каждый специалист из сферы образования может выбрать для своей профессиональной деятельности именно то, в чем нуждаются его обучающиеся и воспитанники. Не исключением являются и дети с различными речевыми нарушениями. Из явных проблем дошкольников с указанным дефектом – маленький словарный запас, аграмматизм, недостаток общения со сверстниками и др. Практически все возможно решить в рамках применения форм интерактивных технологий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Добрынина Т. Н. Интерактивные технологии обучения в условиях педагогических инноваций / Т. Н. Добрынина, Н. В. Гуляевская //JournalofSiberianMedicalSciences. – 2015. – №5.
- Дудко Я. О. Сюжетно-ролевая игра как средство социально-коммуникативного развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Я. О. Дудко // Специальное образование. – 2017. – С. 32 – 35.
- Напалкова М. В. Деловая игра как активный метод обучения / М. В. Напалкова // Интеграция образования. – 2012. – №2. – С. 17 – 20.
- Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – Москва : Академия, 2007. – 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Театрализованное деятельность как одно из средств повышения коррекционной работы с детьми, имеющие нарушения речи"
Видиоролик который раскрывает важностьзанятий детей в художественноречевой студии "Речецветик" из опыта моей работы...
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...
«Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи» (методические пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных учреждений)
laquo;Практическое применение нетрадиционныхтехнологий в коррекционной работе с детьми,имеющими нарушения речи»(методические пособиедля учителей-логопедов, воспитателей логопедическихи массовых...
Логоритмика. Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Материал содержит описание: форм взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда; целей и задач логоритмики; структуры и содержания ОД....
Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"
Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....
Логоритмика: взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.
В данной статье описывается совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального и музыкального руководителя в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи на занятиях по логори...