Комплексы коррекционно - развивающих упражнений для совершенствования всех видов координации движений, телесной и пространственной ориентации.
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Данные комплексы коррекционно-развивающих упражнений рекомендованы для проведения моторгого тренинга по коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комплексы коррекционно - развивающих упражнений для совершенствования всех видов координации движений, телесной и
пространственной ориентации.
Комплексная разминка для младшей группы.
Дыхательное упражнение «Ракета».
И.п. – стоя.
Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Выполняется 1 раз.
Упражнение «Болтушка».
И.п. - стоя, рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх.
Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед – назад двигаются вперед – назад мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать). 5-10 сек.
Упражнение для глаз «Право – лево».
И.п. – стоя, руки в стороны.
Не поворачивая голову, посмотреть на пальцы правой руки, затем – левой.
Выполняется по 3 раза в каждую сторону.
Упражнение «Болтушка».
Упражнение «Улыбка».
И.п. – стоя, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты.
Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук И. Выполняется 5 раз.
Упражнение «Болтушка».
Упражнение «Трубочка».
И.п. – стоя, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях и выставлены преред грудью ладонями вперед.
Длительно и протяжно произнести звук У, вытягивая губы вперед «трубочкой», при этом ладони соединяются перед грудью, локти разводятся в стороны. Выполняется 5 раз.
Упражнение «Болтушка».
Упражнение «Щелканье».
И.п. – стоя, прямые руки подняты вверх над головой.
По команде одновременно с цоканьем языка сжимаются и разжимаются кулаки обеих рук одновременно. Выполняется 5-10 раз.
Упражнение «Болтушка».
Упражнение « Коготки».
И.п. – стоя, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями вперед. Губы растянуты в улыбке.
По команде сильное полусгибание и разгибание пальцев. 5-10 сек.
Упражнение «Болтушка».
Упражнение «Толстый хомяк».
И.п. – стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела.
Прямые руки вытянуть в стороны, пальцы при этом разведены с силой. Ноги раздвинуть прыжком на ширину плеч, щеки надуть (3-5 сек.). Вернуться в и.п. Выполняется 5 раз.
Упражнение «Болтушка».
Игра «Хлоп – топ».
И.п. – стоя.
Услышав звук бубна, хлопнуть в ладоши, а услышав свисток- топнуть ногой. 3-5 раз.
Релакс – минутка.
И.п.- лежа. Педагог тихим голосом подает инструкцию: «Представьте, что вы лежите на солнышке, дует теплый ветерок, тихо шуршат над головой листья деревьев. По небу плывут пушистые облака. (Пауза 2 мин.). Откройте глаза и медленно встаньте. Сделайте медленный плавный вдох через стороны вверх, с силой потянитесь, выдохните с силой со звуком А.
Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психофизиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017.
Комплексная разминка для средней группы.
Дыхательное упражнение «Ракета».
И.п. – стоя.
Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком У, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Выполняется 1 раз.
Упражнение «Болтушка».
И.п. - стоя, рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх.
Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед – назад двигаются вперед – назад мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать). 5-10 сек.
Выполняется по 3 раза в каждую сторону.
Упражнение «Улыбка» - «Трубочка»
И.п. – стоя, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты.
Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны. Молча вытянуть губы вперед «трубочкой», при этом ладони соединяются перед грудью, локти разводятся в стороны. Выполняется 5 раз.
Упражнение «Болтушка».
Упражнение «Окно».
И.п. – стоя, рот закрыт, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки.
Рот беззвучно широко открывается, кулаки разжимаются, пальцы разводятся с силой. Закрывается рот, пальцы при этом сжимаются в кулаки. Выполняется 5-7 с.
Упражнение «Болтушка».
Упражнение «Качели маленькие»
И.п. – стоя, руки согнуты в локтях перед грудью, кисти напряжены, пальцы плотно прижаты друг к другу, рот широко раскрыт.
Выполняя движения высунутым языком вверх – вниз, двигают кистями рук также вверх – вниз. Движения языка и рук сопровождаются синхронными движениями глаз, голова при этом неподвижна. Выполняется 5 раз.
Упражнение «Болтушка».
Упражнение «Щелканье».
И.п. – стоя, прямые руки подняты вверх над головой.
По команде одновременно с цоканьем языка сжимаются и разжимаются кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки. Выполняется 5-10 раз.
Упражнение «Болтушка».
Упражнение «Ножницы»
И.п. – стоя.
По команде «Вверх; в стороны; вниз» изменяют положение рук, разводя при этом пальцы в стороны и сводя их вместе. Выполняется 5-10 сек.
Упражнение «Болтушка».
Упражнение «Ножницы».
И.п. – стоя, руки разведены в стороны на уровне плеч, губы растянуты в улыбку.
Покусывание кончика широкого языка, кулаки правой и левой рук поочередно сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей. Выполняется 10 сек.
Упражнение «Болтушка».
Упражнение «Толстый хомяк» - «Худой хомяк».
И.п. – стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела.
Прямые руки вытянуть в стороны, пальцы при этом разведены с силой, щеки надуть (3-5 сек.). Обнять себя за плечи, втянув щеки (3-5 с.). Выполняется 5 раз.
Упражнение «Болтушка».
Игра «Хлоп – топ».
И. п. – стоя. Услышав звук А, хлопнуть в ладоши, на звук И- топнуть ногой.
Упражнение на релаксацию.
Комплексная разминка для старшей группы.
1. Дыхательные упражнения:
- «Ракета» : вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу; медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны; 1 раз.
- «Обнимашки»: вдох через нос, обняли себя за плечи, задержали дыхание; выдох – медленный глубокий выдох со звуком О. 1 раз.
2. « Болтушка». И.п. - стоя, рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх.
Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед – назад двигаются вперед – назад мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать). 6 сек.
3. Упражнения для губ:
- «Улыбка»: руки в стороны, большой и указательный пальцы соединяются;
- «Трубочка»: ладони перед грудью соединены;
- « Рупор»: все пальцы соединяются, делая шар;
- «Окно»: руки вверху образуют круг. 3 раза
4. « Болтушка».
5. «Качели большие»: И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, прямые руки вытянуть вперед, Выполняя движения высунутым языком вверх – вниз, двигают кистями рук вверх – вниз.
«Качели маленькие»: руки согнуты в локтях перед грудью. Движение языка вверх – вниз внутри полости рта; язык упирается то в верхние, то в нижние зубы. 6 раз.
6. «Болтушка».
7. «Часы большие»: И.п. – стоя, прямые руки вытянуты перед грудью ладонями вперед, пальцы прижаты друг к другу. Движение языка снаружи полости рта с одновременными движениями кистей рук и глаз вправо – влево. 6 раз.
«Часы маленькие»: руки согнуты в локтях перед грудью ладонями вперед, пальцы прижаты друг к другу, рот широко открыт; движение языка внутри полости рта вправо – влево (язык поочередно упирается то в левую, то в правую щеку) с одновременным движением кистей рук вправо - влево. 6 раз.
8. «Болтушка».
9. «Накажем непослушный язык»: И.п. – стоя, руки согнуты в локтях перед грудью, большой палец соединен с остальными; продвигаем руки вперед, сжимая и разжимая пальцы в такт движениям челюстей. 10 сек.
10. «Болтушка».
11. «Толстый хомяк» – «Худой хомяк»: И.п. – стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела. Руки в стороны, пальцы при этом разведены с силой, ноги раздвинуть прыжком на ширину плеч, щеки надуть (3-5 сек). Обнять себя за плечи, втянув щеки, соединить ноги прыжком (3-5 сек.). 6 раз.
12. «Болтушка».
13. «Запасливый хомяк»: и.п. - руки на животе, язык лежит на нижней губе; правую ногу и руку отставить в правую сторону, надуть правую щеку ( 3-5 сек.), левая рука на животе; левую ногу и руку отставить в левую сторону, надуть левую щеку ( 3-5 сек), правая рука на животе. 6 раз.
14. «Болтушка».
15. «Змея»: И.П. – стоя, руки согнуты в локтях, кисти охватывают параллельные плечевые суставы, рот закрыт, веки опущены, язык лежит свободно. На сигнал «Раз» - руки и язык резко выбрасываются вперед, пальцы сжимаются в щепотки, глаза широко открываются. Затем руки медленно сгибаются и возвращаются на плечи, язык медленно расслабляется и возвращается на место, глаза закрываются. 6 раз.
16. « Болтушка».
17. «Щелканье»: И.п. – стоя, прямые руки вытянуты вперед. По команде одновременно с цоканьем языка сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки. 10 раз.
18. «Болтушка».
19. Для глаз. «Мы снежинки увидали, со снежинками играли.
Снежинки вправо полетели - дети вправо посмотрели,
Снежинки влево полетели - дети влево посмотрели.
Ветер вверх их поднимал и на землю опускал.»
20. «Болтушка».
21. Упражнение на релаксацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс коррекционно-образовательных мероприятий по формированию описательно - повествовательной речи у 6-летних детей с ФФН на основе ознакомления с произведениями пейзажной живописи
Приложение к статье "Формирование описательно - повествовательной речи у 6-летних детей с ФФН на основе ознакомления с произведениями пейзажной живописи"....
Комплекс коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, испытывающими трудности в формировании УУД и предпосылок.
Одной из задач, обозначенных в ФГТ, является «учет особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья», т.е детей, имеющих недостатки в физическом или психиче...
Комплексы коррекционных физкультурных минуток для детей с нарушением зрения
Данные комплексы коррекционных физминуток рекомендуется использовать для детей с нарушением зрения, а также можно использовать для детей, занимающихся непосредственно организованной ...
Комплекс коррекционно-развивающих занятий методом запоминания «мнемотехника»
Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использован...
Логопедическая ритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОНР
Рассматриваются современные методы логопедической помощи детям с общим недоразвитием речи....
Комплекс коррекционных упражнений.
Включает в себя специальный комплекс упражнений по коррекции осанки и профилактике плоскостопия....
Комплекс коррекционных игр и упражнений на формирование у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи навыка составлять различные синтаксические конструкции.
Этапы коррекционной работы способствуют отработке навыка правильного использования грамматических конструкций, что способствует более успешному развитию грамматического строя речи детей с ОНР. Д...