Рабочая программа логопедического кружка " АБВГДей-ка"
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Неумение читать является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Данная программа обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, с учетом тенденций развития всей системы образования, современной научной и научно-методической литературы, предполагающей единство содержания и методов подготовки детей к обучению чтению и письму на уровне детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskiy_kruzhok.docx | 35.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический кружок
«АБВГДей-ка»
(по подготовке детей к обучению грамоте)
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная программа кружковой работы по звуковой культуре речи, подготовке детей к обучению грамоте, письму и чтению старших дошкольников
«АБВГДей-ка» представляет собой систему комплексных занятий на основе современных методик.
Направленность образовательной программы: на общее развитие ребенка, на полноценное овладение навыком осознанного чтения, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание программы способствует практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.
Новизна программы. Направлено на освоение новых для детей способов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, письма, на осознание связей и зависимостей.
Актуальность.
Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Оказывается, в возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам. Структуры, отвечающие за читательские возможности, эволюционируют вместе с общими языковыми способностями. В последнее время наблюдается их «омоложение». И большое число детей начинают учиться читать под руководством некомпетентных наставников - родственников, старших школьников, педагогов. В настоящее время «рынок» педагогических услуг стал весьма разнообразным, но в определенной степени стихийным. Так, например, появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества. Отдельные составители образовательных программ, а также педагоги и родители, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки.
Например:
- Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза; - Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания) и особенно нарушений этого развития у части детей. Возрастные и функциональные фонетико-фонематические недостатки (недостатки звукопроизношения и различения звуков) приводят к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста;
- Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]..., что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква». Такая работа проводится в логопедических группах и, конечно, в школе. Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]... И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ;
- Не используется орфоэпическая грамматика, введение которой в процесс звукобуквенного анализа позволяет читать по правилам орфоэпии (ЗУБ - [ЗУП], КОМОК - [КАМОК], ЖИЛ - [ЖЫЛ]...) и предупреждает ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердости-мягкости и т. д.
При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает. Переучивание таких «читателей» в школе создает дискомфорт на уроках грамоты и снижает их эффективность.
Актуальность разработки программы кружка «АБВГДей-ка» обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, с учетом тенденций развития всей системы образования, современной научной и научно-методической литературы, предполагающей единство содержания и методов подготовки детей к обучению чтению и письму на уровне детского сада, и непосредственного обучения грамоте в условиях начальной школы.
Отличительные особенности программы.
В своей педагогической деятельности опираюсь на опыт работы Колесниковой Е.В. по развитию звукобуквенного анализа у дошкольников.
Особенностью программы является использование элементов различных современных методик для детей дошкольного возраста, цель которых – предупреждение ошибок в чтении и письме, развитие у детей интеллектуальных и коммуникативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов. Речевое и языковое развитие ребенка плавно и грамотно протекает в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Развитие любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речетворческой деятельности. Специально подобранные творческие игры, упражнения и задания позволяют развить оптико-пространственные представления, расширить словарный запас детей, учат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять словесное творчество, одним словом, развивают грамотность ребенка.
Педагогическая целесообразность.
Методики, приемы и технологии и формы работы с детьми, используемые педагогом в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка.
Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Следует отметить, что в дошкольном возрасте при обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т. д.). Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребенку, доставляет ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности. При обучении чтению важно дозировать объем материала, индивидуализировать темп его подачи, учитывать произносительные возможности ребенка. Программа предполагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Цель программы – развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного и познавательного опыта ребёнка.
Задачи программы:
- Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
- Развитие звукобуквенного анализа слова.
- Формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Обучение грамоте - это сложный процесс, который включает несколько этапов:
- Первый год обучения -подготовительный этап (дети 5-6 лет) - подготовка к звуковому анализу слова;
- Второй год обучения -основной этап (дети 6-7 лет)- формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Подготовительный этап обучения ( первый год обучения)– подготовка к звуковому анализу слова. На этом этапе закладываются основы овладения детьми грамотой (чтением и письмом).
Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слов.
Задачи для детей 5-6 лет.
1. Научить их определять в слове первый звук, наличие звука в слове, часто встречающийся звук в стихотворении.
2.Сформировать у детей действия интонирования, протягивания, пропевания звука в слове.
3. Обеспечить практическое знакомство с твердыми и мягкими согласными без введения соответствующих терминов. Учить различать их на слух.
4. Введение терминов "звук" и "слово".
5. Научить называть слова с заданным звуком.
6. Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.
Основной этап (второй год обучения) дети 6-7 лет - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма. Методика формирования элементарных навыков чтения и письма строится на 4 раздела.
- Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.
- Развитие звукобуквенного анализа слова.
- Обучение чтению.
- Формирование первоначальных навыков письма.
1 раздел: Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка
Задачи.
- Дать представление о звуках русского языка.
- Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением: синий круг - согласный звук, красный круг - гласный звук.
- Показать детям связь звука с буквой.
- Формирование навыка чтения открытых и закрытых слогов.
Раздел 2. Развитие звукобуквенного анализа слов у дошкольников
Задачи.
- Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный.
- Учить детей определять позицию звука в слове.
- Научить детей определять порядок звуков в слове и отдельные звуки.
- 4.Учить правильно, соотносить звуки и буквы.
Раздел 3. Обучение чтению
Задачи.
- Формирование у детей навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами, предложениями.
- Познакомить детей с понятием словоизменения (лук-лак, дом-дым).
- Научить детей составлять слова из слогов и отдельных букв, предложения - из отдельных слов.
- Формирование у детей навыка осознанного чтения небольших текстов, понимания смысла прочитанного.
- Познакомить с основными орфоэпическими нормами при чтении небольших текстов: делать паузы, логическое ударение, в простых случаях соблюдать интонацию.
- Научить самостоятельно работать со схемой слова и предложения.
Раздел 4. Формирование первоначальных навыков письма
Задачи.
- Развивать умение ориентироваться на листе, на широкой строке.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.
Возраст детей: программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Сроки реализации: программа рассчитана на два года обучения (32 занятия в год).
Форма и режим занятий.
Количество детей в подгруппе: 8-10 человек.
Набор в группу производится в начале учебного года на свободной основе из числа детей как посещающих структурное подразделение «Детский сад».
Режим занятий: 2 раза в неделю по 20-25 мин.
Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»
Ожидаемые результаты.
Сформированы такие умения и навыки детей, которые будут способствовать успешному школьному обучению:
5-6 лет
- развит фонематический слух и восприятие;
- правильно произносить все звуки;
- выделять из слов звуки;
- отчетливо и ясно произносить слова;
- усвоение лексико-грамматического строя речи;
- выделять слова и предложения из речи;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- развитие связной речи, навыки звукового анализа и синтеза;
- раскрывать смысл несложных слов;
- пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям составлять предложения по опорным словам, по заданной теме.
Сформированность навыков, которые позволят ребёнку овладеть не только чтением, но и подготовят его к более сложному виду письменной речи – письму:
6-7 лет.
- развито зрительно-пространственные представления
- графо-моторные навыки
- тонкая ручная моторика
Сформированность навыка чтения:
- Овладение звуко-буквенными обозначениями;
- Овладение слиянием букв в слоги разной степени трудности;
- Овладение умением читать и одновременно понимать смысл читаемого слова;
- Овладение умением читать и воспринимать прочитанные слова в качестве частей какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста.
У ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты координация движения, восприятие, внимание, память, мышление.
Способы проверки результатов.
Оценка эффективности реализации кружковой деятельности проводится на основе:
- данных планового мониторинга уровня речевого развития детей в структурном подразделении «Детский сад» (сентябрь и май);
- наблюдений за ребёнком;
- бесед с воспитанниками и их родителями; анкетирования родителей.
Эффективность работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня. Основная форма организации работы с детьми – организованная деятельность с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Деятельность строятся в занимательной, игровой форме.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
кол-во занятий | мин. | ||||
1 | Давайте познакомимся. Веселый язычок. | 2 | 50 мин | 20 мин | 30 мин |
2 | Звук (а). Понятие о звуковом ряде. | 2 | 50 мин | 20 мин | 30 мин |
3 | Звук (у) | 2 | 50 мин | 20 мин | 30 мин |
4 | Звук (и) | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
5 | Звуки (а), (у), (и). | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
6 | Звук (э) Звук (о) | 2 | 50 мин | 20 мин | 30 мин |
7 | Звук (м) .Звуки (м), (м”) | 2 | 50 мин | 20 мин | 30 мин |
8 | Звук (п) . Звуки (п), (п”) | 2 | 50 мин | 20 мин | 30 мин |
9 | Звук (н) Звуки (н), (н”) | 2 | 50 мин | 20 мин | 30 мин |
10 | Звук (б) Звуки (б), (б”) | 2 | 50 мин | 20 мин | 30 мин |
11 | Звуки (б), (п) | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
12 | Звуки (в) Звуки (в), (в”) | 2 | 50 мин | 20 мин | 30 мин |
13 | Звук (д) Звуки (д), (д”) | 2 | 50 мин | 20 мин | 30 мин |
14 | Гласные и согласные звуки | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
15 | Звук (т) Звуки (т), (т”) | 2 | 50 мин | 20 мин | 30 мин |
16 | Звуки (д), (т) | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
17 | Звук (ф) Звуки (ф), (ф”) | 2 | 50 мин | 20 мин | 30 мин |
18 | Звуки (в),(ф) | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
19 | Звук (к) Звуки (к), (к”) | 2 | 50 мин | 20 мин | 30 мин |
20 | Звук (г) Звуки (г), (г”) | 2 | 50 мин | 20 мин | 30 мин |
21 | Звуки (к), (г) | 1 | 25 мин | 25 мин | 15 мин |
22 | Звуки (х) Звуки (х) ,(х”) | 2 | 50 мин | 20 мин | 30 мин |
23 | Звук (с), Звуки (с), (с”) | 2 | 50 мин | 20 мин | 30 мин |
24 | Звук (з) Звуки (з), (з”) | 2 | 50 мин | 20 мин | 30 мин |
25 | Звуки (с), (з) | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
26 | Звук (ц) | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
27 | Звуки (с),(ц) | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
28 | Звук (ш) | 2 | 50 мин | 20 мин | 30 мин |
29 | Звуки (с), (ш) | 2 | 50 мин | 20 мин | 30 мин |
30 | Звук (ж) | 2 | 50 мин | 20 мин | 30 мин |
31 | Звуки (з), (ж) | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
32 | Звуки (ш) ,(ж) | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
33 | Звуки (ч) | 2 | 50 мин | 20 мин | 30 мин |
34 | Звуки (ч), (ц) | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
35 | Звуки (щ) | 2 | 50 мин | 20 мин | 30 мин |
36 | Звуки (ч),(щ) | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
37 | Гласные и согласные звуки | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
38 | Звуки и слоги | 2 | 50 мин | 20 мин | 30 мин |
39 | Слова и предложения | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
итого | 64 занятия | 32 часа | 13 часов | 19 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа логопедического кружка " Весёлый язычок"
Анализируя опыт работы , можно отметить увеличение из года в год количества детей с речевыми проблемами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сег...
Рабочая программа логопедического кружка для детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа кружка «Логопед и Я» представляет собой целостную, систематизированную модель педагогического процесса, предлагаемого для индивидуальной, коррекционной работы для детей с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА логопедического кружка «Речевичок» в подготовительной группе
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учитьс...
Рабочая программа логопедического кружка «Звукознайка»
Пояснительная записка Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общать...
Рабочая программа логопедического кружка "Звукарик"
В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей в среднем дошкольном возрасте наблюдается низкий уровень развития речи. Речь у таких детей мало...
Отчёт по реализации рабочей программы логопедического кружка «Лого-говоруши» для детей с ограниченными возможностями здоровья
Программа освоена на 100% процентов....
Рабочая программа логопедического кружка «Лого-говоруши» для детей с ограниченными возможностями здоровья.
На сегодняшний день статистика показывает, что количество детей с различными речевыми нарушениями ежегодно увеличивается. Неразвитая речь является серьезным препятствием не только для успешного обучен...