Рабочая программа логопедического кружка «Звукознайка»
рабочая программа по логопедии
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание, речь.
Речь играет важную роль в жизни человека. Она служит главным средством общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний.
Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих компонентов. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. При нормальном развитии, формировании правильной и красивой речи заканчивается к пяти годам. Иногда по разным причинам этот процесс затягивается.
Развитие речи детей - одна из основных задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в лице педагогов, и родителей.
В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей в старшем дошкольном возрасте наблюдается низкий уровень развития речи. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т.е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается не умение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке.
В соответствии с «Положением о логопункте» на логопедические занятия зачисляются дети старшей и подготовительной к школе группе. В связи с данным Положением, а также по запросу родителей мы решили оказывать дополнительную логопедическую помощь нуждающимся детям, в рамках дополнительной образовательной услуги по коррекционно-развивающему направлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_besplatnyy_podgotovitelnaya.doc | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Нефтеюганский район
Департамент образования и молодёжной политики Нефтеюганского района
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное
Образовательное бюджетное учреждение
Детский сад «Лесовичок»
Рабочая программа
логопедического кружка
«Звукознайка»
Учитель – логопед
Хабибуллина Людмила Владимировна
Содержание
Пояснительная записка стр. 3
Содержание программы стр. 4
Перспективное планирование стр. 7
Список литературы стр. 19
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание, речь.
Речь играет важную роль в жизни человека. Она служит главным средством общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний.
Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих компонентов. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. При нормальном развитии, формировании правильной и красивой речи заканчивается к пяти годам. Иногда по разным причинам этот процесс затягивается.
Развитие речи детей - одна из основных задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в лице педагогов, и родителей.
В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей в старшем дошкольном возрасте наблюдается низкий уровень развития речи. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т.е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается не умение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке.
В соответствии с «Положением о логопункте» на логопедические занятия зачисляются дети старшей и подготовительной к школе группе. В связи с данным Положением, а также по запросу родителей мы решили оказывать дополнительную логопедическую помощь нуждающимся детям, в рамках дополнительной образовательной услуги по коррекционно-развивающему направлению.
Цель: Повышение качества речевого развития детей в условиях дошкольного учреждения.
.
Задачи:
• формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции;
• развивать общую и мелкую моторику;
• развивать силу и высоту голоса, речевое дыхание;
• формировать лексико-грамматический строй речи;
• формировать правильное речевое развитие путём чтения стихов, потешек, рифмовок, загадок с одновременным выполнением действий;
• формировать познавательную активность детей;
• совершенствовать психические процессы: внимание, память, мышление;
• обучать навыкам эффективной коммуникации.
Программа кружка по развитию речи «Звукознайка» разработана для детей в возрасте от 6 лет до 7 лет.
Данная система занятий содержит различные упражнения по развитию артикуляторной, пальцевой моторики, речевого дыхания, силы, высоты голоса и комплекс разнообразных стихотворных упражнений с элементами нейропсихологического воздействия («речь с движением», направленных на развитие всей связной речи, обобщающих понятий, формирование представления о свойствах окружающих предметов и природных явлений.
В развитие артикуляционного аппарата входит: артикуляционная гимнастика с показом цветных карточек, ассоциирующихся с названием упражнений.
В развитие ручной моторики: выполнение фигурок из пальцев со стихотворным сопровождением
В развитие речевого дыхания: дыхательные упражнения, направленные на выработку правильного речевого выдоха.
В развитие силы и высоты голоса: различные голосовые упражнения.
В «Речь с движением»: заучивание и рассказывание стишков, потешек, загадок, рифмовок с одновременным выполнением действий.
Каждый комплекс по артикуляционной гимнастике готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука, а работа по развитию пальчиковой моторики рук, оказывает благотворное влияние на развитие речи в целом, а также готовит руку ребёнка к рисованию и письму. Развитие силы и высоты голоса, речевого дыхания вырабатывает чувство ритма, дикцию, интонационную выразительность речи.
Стихотворный текст будет являться ритмической основой для выполнения движений, а движения – помогать малышу лучше запомнить текст самого упражнения. Вместе с развитием двигательной активности у детей будет развиваться речь, внимание, память и мышление.
Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. Все темы перекликаются с требованиями программы детского сада, это в свою очередь повышает результативность занятий.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы:
1. Разучивание нового артикуляционного упражнения.
2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками, песочная терапия и др.).
3. Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения.
4. Динамическая пауза.
5. Дидактические игры на развитие фонематических представлений.
Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественной творчество.
1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог.
2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.
3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки).
4. Музыка – используются музыкальные произведения, песни для упражнений, игр.
5. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми
6. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физкультминутки, самомассаж – для укрепления физического здоровья детей
Данная программа составлена с учетом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников. Занятия проводятся во вторую половину дня, 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут.
Тематическое планирование работы кружка
Тема | Октябрь | ||
Ход занятия, форма работы | Цели и задачи | ||
1 неделя | «В мире животных» | 1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок пил чай с друзьями» (см. Н.В. Рыжова стр. 6-7) 2. Пальчиковая гимнастика: «В лесу». 3. Подвижная игра: «Лиса-чудница». 4. Упражнения «Сдуй бабочку»; «Звукоподражания животным» 5. Игра-имитация «Заячья зарядка» 6. Этюд «Встреча с другом». 7. Дидактическая игра: «Кто здесь живёт?» | - Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата; - Развитие пальчиковой моторики; - Развитие общей моторики; - Формирование навыков речевого дыхания; умение изменять голос по силе и высоте; - Закрепление навыков правильного звукопроизношения, выразительного интонирования речи; - Снятие эмоционального напряжения; - Закрепление знаний по лексической теме «Дикие и домашние животные». |
2 неделя | «Овощи и фрукты» | 1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок отметил день рождения» 2. Пальчиковая гимнастика: 3. Дидактическая игра: «Кто в саду» 4. Комплекс упражнений «Ракета» 5. Стихотворение «Сапожки» 6. Игра «Клубочек» 7. «Собери корзину с овощами или фруктами» | - Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата; - Развитие пальчиковой моторики; - Развитие общей моторики; - Формирование навыков речевого дыхания; - Развитие речевого слуха и памяти; - Снятие эмоционального напряжения; - Составление описательного рассказа по алгоритмам |
3 неделя | «Деревья» | 1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок ходил в гости к белочке» 2. Игра с мячом «Скажи наоборот» 3. Игра «Кто больше назовет слов, относящихся к осени? 4. Чистоговорка | - Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата; - Употребление сравнительной степени наречий; - Употребление падежных форм существительных во множественном числе; - развитие памяти. |
4 неделя | «Грибы» | 1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок варил грибной суп» 2. Пальчиковая гимнастика «Грибы» 3. Отгадывание загадок по теме 4. Игра «Удачливый грибник» | - Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата; - Развитие пальчиковой моторики; - Различать и употреблять предлоги; - Употреблять существительные в родительном падеже множественного числа. |
Ноябрь | |||
1 неделя | «Мой город» | 1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок строил дом» 2. Пальчиковая гимнастика «Дом» 3. Игра «Здесь и там» 4. Речевая игра «Великан и гномик» 5. Чистоговорка | - Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата; - Развитие пальчиковой моторики; - Употреблять существительные во множественном числе; - Употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме. |
2 неделя | «Моя семья» | 1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок нашел друга» 2. Пальчиковая гимнастики «Моя семья» 3. Этюд «Дружная семья» 4. Игра «Мой дом» 5. Игра: «Дочки-матери». | - Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата; - Развитие пальчиковой моторики; - Снятие эмоционального напряжения; - Развитие пространственных представлений; - Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие. |
3 неделя | «Домашние птицы» | 1. Артикуляционная гимнастика «Как Мишка искал мед» 2. Отгадывание загадок по теме 3. Речевая игра «Кто кем был» 4. Пальчиковая игра с музыкой «Пять утят» 5. Игра «Кто лишний и почему» 6. Загадки | - Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата; - Развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний; - Развитие пальчиковой моторики; - Учить выделять лишнее; |
4 неделя | «Одежда и обувь» | 1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок гулял в лесу» 2. КРД «Помогаем маме» 3. Отгадывание загадок по теме 4. Игра с мячом «Скажи ласково» 5. Игра: «Чья это вещь?» | - Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата; - Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции; - Образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса –ин- |
Декабрь | |||
1 неделя | «Зима» | 1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок навещал любимых питомцев» 2. Игра «Доскажи словечко» 3. Пластические этюды «Зима» 4. Упражнение «Вьюга» 5. Игра «Бывает - не бывает» | - Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; - Изменение существительных по падежам; правильное употребление потребление предлогов; - Снятие эмоционального напряжения; - Развитие речевого дыхания и голоса; - Развитие внимания. |
2 неделя | «Зимующие птицы» | 1. Артикуляционная гимнастика «Снеговики радуются морозу»
3. Звукоподражание птицам Снегирь: «Фью-фью-фью» Чайка: «Га-ак-аг-аг, гре-гри» Синица: «Кик-кик-кик» Воробей: «Чик-чи-рик» 4. Игра «Назови ласково» 5. Игра «Объясни слова Незнайке» | - Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; - Развитие пальчиковой моторики; - Развитие речевого дыхания и силы голоса; - Учить употреблять слова в уменьшительно-ласкательной форме; - Учить объяснять трудные слова. |
3 неделя | «Человек. Части тела» | 1. Артикуляционная гимнастика «Как язычок спас ворону от кошки» 2. Пальчиковая гимнастика с музыкой «Разминка» 3. Речевая игра «Для чего?» 4. Игра «Найди ошибку Незнайки и скажи правильно» 5. Игра «Один-много» | - Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; - Развитие пальчиковой моторики; - Учить отвечать полными предложениями; - Развивать внимание; |
4 неделя | «Новый год» |
| - Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; - Развитие пальчиковой моторики; - Учить изображать действия сказочных персонажей и зверей; - Формирование всех компонентов речи через инсценировку сказки. |
Январь | |||
2 неделя | «В мире сказок» | 1. Артикуляционная сказка «Маша и медведь» 2. Пальчиковая игра «Про курочку Рябу» 3. Пальчиковый театр «Репка» 4. Дидактическая игра «Угадай сказку» | - Учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; - Развитие памяти и мелкой моторики; - Формирование всех компонентов речи через инсценировку сказки; - Учить отгдывать сказку по иллюстрациям. |
3 неделя | «Зимние забавы» | 1. Артикуляционная сказка «Однажды в зимний день» 2. Пальчиковые игры по мотивам народных сказок «Теремок» 3. КРД «Игры зимой» 4. Этюды «Что ты будешь делать на прогулке» | - Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; - Снятие эмоционального напряжения; - Развитие памяти и мелкой моторики; |
4 неделя | «Профессии» |
| - Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; - Развитие памяти и мелкой моторики; - Закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости; |
Февраль | |||
1 неделя | «Мебель» | 1. Артикуляционная гимнастика 2. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире» 3. Игра «Какая это мебель» 4. Загадки по теме 5. Игра «Без чего не бывает» | - Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; - Развитие памяти и мелкой моторики; - Образование прилагательных; - Учить отгадывать загадки; - Развивать память, внимание. |
2 неделя | «Материалы и инструменты» | 1. Артикуляционная гимнастика 2. «Составление простых предложений по демонстрации действий» 3. Игра «Один-много» | - Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; - развивать связную речь, мышление, тонкую и общую моторику, ловкость, координацию движений. |
3 неделя | «Защитники Отечества» |
| - Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; - Развивать связную речь, мышление, тонкую и общую моторику, ловкость, координацию движений. - Закрепление знаний о военных профессиях. |
4 неделя | «Продукты питания» |
| - Развитие памяти и мелкой моторики; - Образование прилагательных; - Употребление глагольных форм |
Март | |||
1 неделя | «Весна. Приметы весны» | 1. Пальчиковые игры «Домики для пальчиков» 2. КРД «Шаловливые сосульки» 3. Игра «Ответь правильно» 4. «Скажи наоборот» | - Развитие памяти и мелкой моторики; - Учить отвечать полным предложением; - Употребление слов с противоположным значением. |
2 неделя | «8 Марта – Женский день» | 1. Пальчиковая игра «Наши мамы» 2. Игра «Назови ласково» 3. «Расскажи, какая твоя мама» | - Развитие памяти и мелкой моторики; - Учить составлять рассказы, использовать в речи распространенные предложения. |
3 неделя | «Посуда» | 1. Пальчиковые игры по мотивам народных сказок «Кот, петух и лиса» 2. Игра «Какая у нас есть посуда?» 3. «Где живут продукты» | - Развитие памяти и мелкой моторики; - Развивать речь, правильно употреблять в речи предлоги. |
4 неделя | «Электроприборы» | 1. Пальчиковая игра «Что за шум на этой кухне» 2. Игра «Какой у нас есть прибор?»
| - Развитие памяти и мелкой моторики; |
Апрель | |||
1 неделя | «Зоопарк. Животные жарких стран» | 1. Артикуляционная сказка «Зоопарк» 2. Пальчиковая игра с музыкой «У жирафов» | - Продолжать учить детей выполнять упражнения артикуляционной гимнастики; развитие движений органов артикуляционного аппарата; |
2 неделя | «Космос» | 1. Логопедическая гимнастика 2. Пальчиковая гимнастика «Звездочет» 3. Игра «Посылка»
| - Укрепление мышц артикуляционного аппарата; - Развитие пальчиковой моторики; - Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи. |
3 неделя | «Перелетные птицы» | 1. Логопедическая гимнастика 2. Пальчиковая гимнастика «Прилетели к нам грачи» 3. Игра «Посылка» | - Укрепление мышц артикуляционного аппарата; - Развитие пальчиковой моторики; - Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи. |
4 неделя | «Транспорт» | 1. Логопедическая гимнастика 2. Игра-лото: «Транспорт» 3. Подвижная игра: «В гости4. Комплекс упражнений 5. Подвижная игра «Выбирай машину» 6. Дидактическая игра «Куда пойдёшь, там и найдёшь» 7. Лексическая тема «Транспорт» | - Укрепление мышц артикуляционного аппарата; - Развитие пальчиковой моторики; - Развитие динамической координации крупной моторики; - Формирование навыков речевого дыхания; - Развитие воображения и - Развитие пространственных - Задания на закрепление |
Май | |||
1 неделя | «Насекомые» | 1. Артикуляционная сказка «Божья коровка» 2. Пальчиковая игра с музыкой «Паучок» 3. Упражнение «Звукоподражания насекомым» 4. Загадки | - Укрепление мышц артикуляционного аппарата; - Развитие пальчиковой моторики; - Формирование навыков речевого дыхания; умение изменять голос по силе и высоте; |
2 неделя | «Школьные принадлежности» | 1. Пальчиковая гимнастика «В портфеле» 2. Игра «Сосчитай до 5» 3. Загадки 4. Игра «Заверши предложение» | - Развитие памяти и мелкой моторики; - Согласование существительных с числительными. - Учить отгадывать загадки и объяснять ответ; - Учить дополнять предложения. |
Ожидаемые результаты:
1. Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
2. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами.
3. Правильное употребление грамматических категорий.
4. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнения на бездефектном речевом материале.
5. Формирование связной речи.
6. Закрепление формирующихся навыков звукового и звуко-слогового анализа и синтеза.
Список литературы:
- 1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. — СПб.: «Детство-Пресс», 2005.
- 2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.- М.: АСТ:Астрель; Транзиткнига, 2006.
3. Гуськова А.А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет. Волгоград, 2011г.
- 4. Колесников Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. – М.: АКАЛИС, 1999.
- 5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: Методическое пособие.- М.: Изд. ГНОМ и Д, 2003.
- 6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН (1, 2, 3 период): Пособие для логопедов.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
- 7. Косинова Е.М.Учимся правильно говорить. М.: «РОСМЭН», 2008г.
- 8. Ладутько Л.К. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу «Человек и природа»: Содействие, 2010.
- О.Б. Иншакова Альбом для логопеда «Владос» М. 2011.
- 9. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. – М., Изд. ВЛАДОС, 2002.
- 10. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Пособие для логопедов, дефектологов. – М.: Мозаика-синтез, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа логопедического объединения.
Программаның максаты-сөйләм үсеше гомуми җитлекмәгән балаларны мәктәпкә әзерләү,дөрес әйтелеше формалашмаган яки бозылган авазларны дөресләү,авазларны ишетеп аеру,бәйләнешле сөйләмне үстерү,өлешчә г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей стар...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
В помощь логопедам ДОУ...
Рабочая программа логопедической помощи по преодолению общего недоразвития речи у детей старшей группы
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ....
Рабочая программа логопедической группы
Рабочая программа для старшей логопедической группы на2015-2016 г...
Рабочая программа логопедического пункта для работы с детьми подготовительной группы
Рабочая программа логопедического пункта для работы с детьми подготовительной группы разработана в соответствии с нормативными документами. Программа учитывает основные задачи развития образования в Х...
рабочая программа логопедической группы
Рабочая программа логопедической группы...