Статья-конспект по теме "Функциональные блоки мозга и лимбическая система" (по А. Р. Лурия)
статья по логопедии
Конспект "Блоки мозга и лимбическая система" пригодится логопедам,
нейропсихологам и дефектологам для оптимального пстроения работы с ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bloki_mozga.docx | 436.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель – О. С. Разгонюк, МКДОУ д/с 7 «Буратино», с. Богучаны Красноярский край
Теория описывает макроструктуру психологических систем как вертикальную организацию подкорково-корковых взаимодействий и структурно-функциональную модель, в которой каждая высшая психическая функция выполняется за счет работы трех мозговых блоков на основе системных принципов работы мозга: Системные принципы работы мозга - Принцип системной локализации функций. Каждая психическая функция опирается на сложные и взаимосвязанные структурно-функциональные системы мозга; - Принцип динамической локализации функций. Каждая психическая функция имеет динамическую, изменчивую мозговую организацию, различную у разных людей и в разные периоды их жизни - Принцип иерархической соподчиненности. Одна из систем, доминирующая в конкретный период времени в той или иной психической деятельности, осуществляет управление другими системами и контролирует это управление на основе прямых и обратных связей. А.Р. Лурия выделил три основных функциональных блока мозга:
Блок наследственных программ действия (безусловные рефлексы), отвечает за тонус мозга, необходимый для выполнения любой психической деятельности, уровень бодрствования. Строение:
Ретикулярная формация включает восходящую и нисходящую части. Через восходящие волокна сигналы направляются вверх и оканчиваются в образованиях, расположенных выше (древней коре и новой коре, гипоталамусе). Обратное направление имеют нисходящие волокна: они начинаются от новой коры, передавая сигналы к структурам среднего мозга и ствола мозга. В связи с этим первый блок мозга воспринимает и перерабатывает разнообразную интероцептивную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния. Таким образом, первый блок мозга участвует в обеспечении психической деятельности (в организации внимания, памяти, эмоционального состояния и сознания в целом), в регуляции эмоциональных (страх, боль, удовольствие, гнев) и мотивационных состояний. Лимбические структуры мозга, входящие в этот блок, занимают центральное место в организации эмоциональных и мотивационных состояний.
Строение: Основные анализаторные системы (зрительную, кожно-кинестетическую, слуховую), корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий:
Структурно-анатомическая особенность этого блока мозга - шестислойное строение коры. Она включает: Первичные зоны (которые обеспечивают прием и анализ поступающей информации извне), они наиболее модальноспецифические, т.е. воспринимают либо только звуковую информацию, либо только зрительную. Вторичные зоны (которые выполняют функции синтеза информации от конкретного анализатора), Третичные зоны (основная задача которых - комплексный синтез информации). Закон убывающей модальной специфичности иерархически построенных корковых зон предполагает, что по мере перехода от первичных зон к третичным снижается проявление их модальной специфичности. Закон прогрессивной латерализации функций объясняет связь функций с определенным полушарием (по мере перехода от первичных зон к третичным зонам). Первичные зоны обоих полушарий мозга равноценны. На уровне вторичных зон - функции, выполняемые левым и правым полушариями, различаются частично. Функции же третичных зон функции левого и правого полушария отличаются уже коренным образом. Аппараты второго функционального блока мозга принимают и анализируют информацию, поступающую от внешних рецепторов и синтезируют эту информацию, обеспечивая совместную работу различных анализаторов и выработку надмодальных (символических) схем, лежащих в основе комплексных форм познавательной деятельности.
Строение: Включает моторные, премоторные и префронтальные отделы мозга с их двусторонними связями:
Связан с организацией сознательной, целенаправленной психической активности, включающей в свою структуру мотив, цель, программу действий, направленную на достижение целей, отбор средств, контроль за выполнением действий, коррекция итогового результата. Аппараты этого блока мозга располагаясь спереди от центральной лобной извилины, имеют в своем составе моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Отличительная особенность лобных долей -сложное строение и большое число двусторонних связей со многими корковыми и подкорковыми структурами. Специфические особенности этого блока: - проведение процессов возбуждения от третичных зонах к вторичным, затем к первичным; - отсутствие модально-специфических зон (состоит из аппаратов только двигательного типа); - наличие обширных двусторонних связей не только с нижележащими образованиями ствола мозга, но и со всеми остальными отделами коры больших полушарий. По своей структуре и функциональной организации
-- Поэтому они выполняют функции, характерные для этих зон. Нейроны моторной коры передают возбуждение к мышцам, отсюда начинается большой пирамидный путь. --Именно эти зоны имеют ярко выраженную соматотопическую организацию. Премоторная кора обеспечивает двигательные программы, т. е. объединяет отдельные движения в единую кинетическую мелодию. --Префронтальные отделы играют решающую роль в формировании намерений, программ, в регуляции и контроле наиболее сложных форм поведения человека. Они состоят из мелкозернистых клеток с короткими аксонами и обладают мощными пучками восходящих и нисходящих связей с ретикулярной формацией. Поэтому могут выполнять ассоциативную функцию, получая импульсы от первого блока мозга и оказывать интенсивное модулирующее влияние на образования ретикулярной формации, приводя ее активирующие импульсы в соответствие с динамическими схемами поведения, которые формируются непосредственно в префронтальной (лобной) коре. Префронтальные отделы фактически надстроены над всеми отделами мозговой коры, выполняя функцию общей регуляции поведения. |
Лимбическая система головного мозга. Строение и составные части лимбической системы Слово «лимбическая» означает «пограничная». Изначально этот термин использовали для описания структур, ограничивающих базальные регионы большого мозга, но по мере накопления знаний о функциях лимбической системы термин «лимбическая система» расширился до обозначения всего нервного контура, контролирующего эмоциональное поведение и мотивационное возбуждение. Главной частью лимбической системы является гипоталамус и связанные с ним структуры. Помимо участия в регуляции поведенческих реакций эти области контролируют многие показатели внутренней среды организма, например температуру тела, осмоляльность жидкостей тела, массу тела, а также потребность в еде и жидкости. Все эти функции называют вегетативными функциями мозга, и их регуляция тесно связана с поведением. а) Функциональная анатомия лимбической системы. Ключевое положение гипоталамуса. На рисунке ниже показаны анатомические структуры лимбической системы, представляющие собой взаимосвязанный комплекс элементов основания мозга.
Анатомия лимбической системы, которая на рисунке представлена темно-розовой областью В середине этого комплекса расположен очень маленький гипоталамус, являющийся с физиологической точки зрения одним из центральных элементов лимбической системы. На рисунке ниже схематически показано ключевое положение гипоталамуса в лимбической системе и изображены окружающие его другие подкорковые структуры этой системы: перегородка, параобонятельная область, переднее ядро таламуса, части базальных ганглиев, гиппокамп, миндалина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Конспект занятия"
Интегрированное занятие для детей средней группы....
Разработка блок-схем документированных процедур системы качества образовательной организации
презентация, которой хотелось бы поделиться...
Статья конспекта, занятия по правилам дорожного движение в младшей группе.
Актуальность данной темы обусловлена статистикой о росте детского дорожно-транспортного травматизма. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к возможным трудностям на дороге ...
Статья "Конспект - развлечение с детьми Путешествие к динозаврам».
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. Желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога...
Статья "Функциональные блоки мозга. Игры и упражнения на развитие головного мозга у детей дошкольного возраста"
Актуальность выбранной темы обусловлена поиском новых способов коррекционной работы с детьми по развитию блоков мозга с помощью нейропсихологических методик.В статье рассматриваются блоки мозга, их ха...
Функциональные блоки мозга. Нейропсихология.
В представленном материале вы можете познакомиться с понятием нейропсихология и какие блоки мозга существуют и их функциями...
Функциональные блоки мозга
Для эффективной коррекционной работы необходимо хоть немного разбираться в функциях головного мозга. Вашему вниманию представлен материал,который поможет систематезировать сложные знания , понять по к...