Функциональные блоки мозга. Нейропсихология.
статья по психологии

Кубонина Анна Александровна

В представленном материале вы можете познакомиться с понятием нейропсихология и какие блоки мозга существуют и их функциями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._funktsionalnye_bloki_mozga.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

Функциональные блоки мозга.

Упражнения и игры на развитие головного мозга

у детей дошкольного возраста.

Актуальность этой  темы обусловлена поиском новых способов коррекционной работы с детьми по развитию блоков мозга с помощью нейропсихологических методик.

      Существенный вклад в изучение того, как работа мозга обеспечивает сложнейшие формы психической деятельности, внесла нейропсихология. Один из еѐ создателей, отечественный психолог Александр Романович Лурия установил, что для осуществления психической деятельности необходимо взаимодействие трѐх основных блоков человеческого мозга, каждый из которых формируется на разных возрастных этапах развития.

1-ый блок – энергетический. Формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет, отвечает за регуляцию тонуса и бодрствования. Ребѐнок рождается с уже практически сформированным 1-м блоком мозга на 75%.

1 блок мозга участвует в организации внимания, памяти, регуляции эмоциональных (страх, боль, удовольствие, гнев) и мотивационных состояний.

Признаки нарушений в развитии 1 блока мозга.

Снижение активности - это один из основных симптомов        нарушения деятельности энергетического блока мозга. В таких случаях ребѐнок пассивен, вял, его не интересует окружающее. Его познавательная и двигательная активность минимальна, повышена утомляемость, характерна эмоциональная неуравновешенность. Это дети невротики, т.к. реагируют на любой стимул окружающего мира. У этих детей часто встречаются аллергии в самых разнообразных проявлениях; повышенная частота заболеваний, - гипо или гипертонус. Отмечается двигательная неловкость, синкинезии (движения, присоединяющиеся к основным – движения языком во время письма), вычурные позы, дизартрия, дисграфия, сужение полей зрения; слабая (или полное отсутствие) конвергенция глаз. Также, часто богатая речь (более взрослая, чем надлежит в их возрасте), хорошо развитое мышление.

Коррекция нарушений 1 блока мозга

Определяющее значение в таких ситуациях будет иметь нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Упражнения должны быть направлены на стимуляцию активности через двигательную, эмоциональную и сенсорную (тактильную, слуховую, зрительную) области.         Игры, которые предлагаются ребенку, должны содержать ритмичные движения. К примеру, это может быть ходьба под музыкальное сопровождение в заданном темпе, отстукивание на барабане песни и пр. После того, как ребенок научился  держать один ритм, ему даются задания на их смену. В результате он старается улавливать изменения и действовать соответственно. При этом обязательно эмоциональное подкрепление.

Для стимуляции используются также ароматерапия, массаж, водные процедуры. В работе следует также использовать приемы, которые включает в себя комплексная нейропсихологическая коррекция (программа А. В. Семенович). К ним, в частности, относят деятельность, направленную на формирование правильного дыхания. Также, на обогащение энергетического фона ребенка положительное влияние оказывает арттерапия.

2-ой -  блок получения, переработки и хранения информации

Информационный мозговой блок отвечает за приём, переработку и хранение сведений. Деятельность анализаторных структур организма позволяет нам слышать, видеть, запоминать и воспроизводить полученную информацию, а также сравнивать ее с уже имеющимися данными.

Формируется от 3 до 7-8 лет, отвечает за обеспечение операционально-технической стороны психической деятельности.

Признаки нарушений в развитии 2 блока мозга

Бедность, однотипность движений тела в пространстве, их недостаточная дифференцированная координация, неловкость; несформированность сенсомоторных координаций и пространственных представлений.

Нарушения этого блока проявляются в плохом опознании картинок или реальных предметов. В запущенных случаях ребѐнок может даже не узнавать знакомые ему игрушки или объекты домашнего обихода. Если нарушения касаются слухового восприятия, он плохо ориентируется в пространстве, не может установить источник звука, сопоставить с предметом, который его издает. При тактильных нарушениях у ребенка формируется искаженное представление о теле, замедляется развитие мелкой и крупной моторики. Также отмечается сбой в координации движений.

Коррекция нарушений 2 блока мозга

    Зрительные нарушения. Упражнения должны быть направлены на опознавание реальных предметов, если у ребенка есть сложности в их узнавании. Опознание реалистичных изображений. Ребѐнок учится определять соответствие между картинкой и предметом.

Опознание зашумленных изображений. После того, как ребѐнок научился устанавливать взаимосвязь между предметами и их иллюстрациями, задачу усложняют. Ему предлагают схематичные, контурные, черно-белые или зашумленные картинки. Полезно конструирование изображений. В этом случае ребѐнок учиться узнавать картинку по еѐ фрагменту.

Расстройства слухового восприятия. В этом случае нейропсихологическая коррекция детей включает в себя задания на различение: звуков неречевого характера, речевых контрастных звуков. Ребенка, научившегося различать разные шумы, может заинтересовать и речь.

Понимание речи. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте осуществляется от простого к сложному. Сначала ребѐнка учат понимать простые отдельные слова. Затем ребенок учится воспринимать и выполнять инструкции. В процессе работы необходимо включать упражнения в игровой контекст. В этом случае, ребѐнок не выполняет какое-либо задание, а совершает действие.

Тактильные расстройства. В коррекционных упражнениях должны присутствовать задания на сенсорное развитие, в рамках которых ребѐнок будет получать разные ощущения от собственного тела. В результате формируется целостное представление о нѐм. Ребенок должен чѐтко понимать, где какая часть тела, что она делает, какие возникают ощущения от прикосновений.

Развитие памяти. Нейропсихологическая коррекция трудностей в обучении в детском возрасте направлена на фокусировании внимания ребѐнка на конкретном предмете. Как показывают наблюдения, при нарушении запоминания материала, полученного с помощью одного канала восприятия, отмечается способность воспроизводить данные,      принятые другим способом.

Нарушение внимания. Оно проявляется во всех сферах активности. Ребѐнок не в состоянии сконцентрироваться даже на интересных играх, он отвлекается на любые шумы (ветер за окном, упавший предмет и пр.). Нейропсихологическая коррекция также осуществляется по ходу игры.

3-ий - блок программирования, регуляции и контроля

Формируется от 7-8 до 12-15 лет, включает в себя лобные доли головного мозга, отвечает за целесообразность поведения в   целом. Полное созревание лобных долей происходит до 20-21 лет.

В третий блок входят префронтальные, лобные отделы головного мозга. Функция лобных долей – это правило. Развитие функции лобных структур - это накопление правил и алгоритмов. На фоне развития лобных структур развиваются все остальные зоны мозга.

Поражения данного отдела мозга ведут к нарушениям опорно-двигательного аппарата, движения теряют свою плавность, двигательные навыки распадаются. При этом переработка информации и речь не подвергаются изменениям. При сложных и глубоких повреждениях коры лобной области, возможна относительная сохранность двигательных функций, но действия человека перестают подчиняться заданным программам.  

Первое, что говорят о таких детях - их совершенно нельзя ничем увлечь, они безразличны  к любому роду деятельности.

Второе - они «пересчитывают всех ворон за окном». На языке нейропсихологии такое поведение называется «полевым». Это дети с повышенной отвлекаемостью на любой стимул, который появляется в поле их зрения. У этих детей наблюдается тенденция к упрощению любой программы. Они не могут решать смысловых задач.  В письме - это пропуски букв, слова не дописываются, задания не доделываются до конца. У этих детей крайне бедная речь.

Третий мозговой блок мозга отвечает за программирование, регуляцию и контроль сложных видов деятельности. Благодаря этому блоку обеспечивается организация активного сознательного психического поведения, составление программы и плана действий, а также контроль их выполнения. При работе с детьми, у которых эти функции нарушены, важно учитывать, что занятия необходимо проводить только в игровой форме. Ребѐнок не будет долго сидеть за столом, слушать и выполнять задания, которые ему не хочется делать.

Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А.Р. Лурией, предполагает, что различные этапы овладения произвольной, опосредованной речью и осознанной психической деятельностью осуществляются с обязательным участием всех 3 блоков мозга. Повреждение или недоразвитие любого из этих блоков, а также отдельных областей, зон головного мозга влечет за собой множественные нарушения.

Упражнения и игры на развитие мозга детей дошкольного возраста.

 Глазодвигательные упражнения тренируют мышцы глаз, активизируют кровообращение, разряжают умственную нагрузку, повышают координацию глаз и способность сфокусироваться.

Движения глаз и языка улучшают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга. За счѐт трѐхмерного пространства глаза, находящиеся в постоянном движении, собирают необходимую информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения.

Упражнения для развития артикуляции стимулируют работу тех систем мозга, которые отвечают за контроль высших психических функций – речь, мышление, поведение. В процессе упражнений у ребѐнка постепенно вырабатывается чѐткая координация движений артикуляционного аппарата, движения языка и губ становятся более точными.

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия – это выполнение различных перекрѐстных движений. Регулярные упражнения способствуют развитию высших психических функций. Например, одну руку сжимать в кулак, в то время как другая находится в расслабленном положении – ладонь прижата к поверхности стола, потом одновременная смена движений. Одной рукой рисовать восьмерку,  другой - круг.

Дыхательные упражнения улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, снижают соматические нарушения, успокаивают и снимают стресс. Происходит восстановление общего тонуса, снятие физического и эмоционального напряжения. Умение произвольного контролирования дыхания развивает самоконтроль над поведением и эмоциями. Такие упражнения особенно эффективны в коррекции детей с СДВГ.

Релаксация проводится в начале занятия – с целью настройки на процесс занятия, и в конце – с целью интегрировать полученный опыт. Чаще всего, это нахождение в расслабленном состояние под релаксационную музыку. Ведущий дает зрительные образы:

«Представьте, что вы лежите на пляже, солнце не жаркое, шум волн успокаивает вас, вокруг тишина, только вы и море и т. д.». Иногда визуализация замещается направленностью на само тело: «Ваши веки тяжелеют и закрываются, вы делаете глубокий вдох, еще один. Руки, ноги тяжелеют, вы чувствуете, что все ваше тело начинает расслабляться и т. д.».

Развитие мелкой моторики влияет на работу левого полушария, преимущественно лобной доли, что отвечает за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков.

Массаж и самомассаж улучшают кровообращение и общее функционирование  спинного и  головного мозга.

И ВАЖНО помнить, что «обучая левое полушарие, мы развиваем только левое полушарие; обучая правое полушарие, мы развиваем весь мозг». (И. Соньер)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие и тренировка тонких движений пальцев руки у детей с нарушением речи – как ускорение процесса функционального созревания мозга ребенка и развитие речи».

В работе говорится о влиянии на умственное развитие дошкольника, его речь - развитие мелкой моторики руки. Материал полезен для воспитателей. логопедов доу....

Дифференцированное обучение детей с разным типом функциональной асимметрии мозга.

Успешному обучению и развитию способствует учет функциональной ассиметрии головного мозга - полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела, воспитание и обучение в соответствии с динамикой...

Семинар - пракикум для педагогов "Учет функциональной асимметрии мозга и половозрастных различий в дифференцируемом подходе учебной деятельности"

Теория функциональной асимметрии полушарий  головного мозга за последние десятилетия активно развивалась. Однако на практике это довольно редко учитывается Учение - это сложная познавательна...

Статья "Функциональные блоки мозга. Игры и упражнения на развитие головного мозга у детей дошкольного возраста"

Актуальность выбранной темы обусловлена поиском новых способов коррекционной работы с детьми по развитию блоков мозга с помощью нейропсихологических методик.В статье рассматриваются блоки мозга, их ха...

Функциональные блоки мозга

Для эффективной коррекционной работы необходимо хоть немного разбираться в функциях головного мозга. Вашему вниманию представлен материал,который поможет систематезировать сложные знания , понять по к...

Статья-конспект по теме "Функциональные блоки мозга и лимбическая система" (по А. Р. Лурия)

Конспект "Блоки мозга и лимбическая система" пригодится логопедам,нейропсихологам и дефектологам для оптимального пстроения работы с ребенком....