Функциональные блоки мозга
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Веселова Екатерина Сергеевна

Для эффективной коррекционной работы необходимо хоть немного разбираться в функциях головного мозга. Вашему вниманию представлен материал,который поможет систематезировать сложные знания , понять по каким признакам можно понять какой блок нарушен и какую работу необходимо проводить.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нейрогимнастика – объединение движения и мысли Адаптированные нейроигры в логопедической работе

Слайд 2

Нейродорожки Многократное прорисовывание элементарного изображения предмета с одновременным четким проговариванием его названия является очень эффективным методом не только развития мозга, но и автоматизации навыков произношения корригируемого звука.

Слайд 3

Нейродорожки Оригинал : Автоматизация звука Р в начале слова

Слайд 4

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ОППОЗИЦИОННЫХ ЗВУКОВ Ребенок кладет ладони на стол и четко называет картинки в таблице. При этом, увидев под картинкой стрелку, направленную вправо, он ударяет по столу правой ладонью; если стрелочка направлена влево – левой ладонью; а если стрелочка направлена в обе стороны, ребенок ударяет по столу двумя руками. Можно подсказать ребенку, что под картинками, в названиях которых есть звук Р стрелочка направлена вправо, а под картинками со звуком Л – влево. Но если в слове есть звуки Р ( Рь ) и Л (Ль), то стрелочка направлена в обе стороны. Со звуками С – Ш упражнение проводится аналогично. Адаптировали: ребенок не хлопает, а поворачивает ладошки в направлении стрелок.

Слайд 5

Шагаем - прыгаем По команде «Шагаем» ребенок начинает перечислять картинки шагая на месте и четко проговаривая отрабатываемый звук. Услышав команду «Прыгаем» ребенок отрывает взгляд от листа, и делает прыжок. Взрослый снова дает команду «Шагаем» и задача ребенка быстро найти ту картинку, на которой он остановился и продолжить их перечислять.

Слайд 6

Автоматизация звуков через счет Ребенок проговаривает речевой материал, при этом нажимая каждым пальчиком левой и правой руки на цифры. «Радуга цифр», для правой и левой руки расположена по – разному. В этом и состоит сложность выполнения упражнения. Оригинал картинки: Ш С

Слайд 7

Речевые кружочки (пальцевой праксис ) Задача данного пособия – поднимать пальцы рук в соответствии с цветовой дорожкой. Адоптировали: Добавили липучки, для смены картинок. Применяется не только для закрепления звукопроизношения, но и для отработки слоговой структуры слова (переключаемость), при выполнении артикуляционной гимнастики, подборе однокоренных слов, при изучении лексических тем. Оригинал

Слайд 8

Умные точки Перед ребенком расположены цветные точки, на которых изображены жесты. В основе лежит двуручная деятельность: одна рука нажимает на точку, другая показывает жест, соответствующий точке. Для речевой активности ребенка мы использовали цветные точки – жесты в качестве названий картинок. Например, красная точка – жест «кулак», картинка жук. Голубая кнопка – жест « ок », картинка жаба, желтая кнопка – жест «заяц», картинка желудь. Ребенок одной рукой нажимает на точку в основном кругу, другой показывает жест, соответствующий цвету кнопки – жеста и произносит прикрепленную картинку.

Слайд 9

Кулак, ладонь Упражнение выполняется по музыку, но в данном случае, мы заменили музыкальное сопровождение под удары бубна, и проговариванием слов с отрабатываемым звуком



Предварительный просмотр:

Функциональные блоки мозга

В 21 веке получила развитие нейронаука, поскольку существенно обогатилась новыми знаниями о ЦНС. Этому способствовали новые средства для исследования: магнитно-резонансная томография (МРТ), позитронноэмиссионная томография (ПЭТ) и другие. Произошел процесс сближкения нейронауки с другими науками. Теперь нейронаука состоит из основных и многих прикладных нейронаук.

  1. блок: энергетический

Формируется от внутриутробного периода до1- 2-3 лет, отвечает за регуляцию тонуса и бодрствование. Ребенок рождается с уже почти готовым 1-м блоком мозга на 75%.

Признаки нарушений в развитии 1-го блока мозга:

•        - истощаемость, утомляемость, вялость;

•        - эмоциональная неуравновешенность;

•        - это дети невротики, реагируют на любой стимул окружающего мира ,

•        - аллергии в самых разнообразных проявлениях;

•        - повышенная частота заболеваний,

•        - гипотонус или гипертонус;

•        - плохой почерк (дети пишут «как курица лапой»)

•        - долго не могут научиться завязывать шнурки;

•        - двигательная неловкость;

•        - синкинезии языка при движениях,

•        - вычурные позы;

•        - дизартрии, дисграфии;

•        - сужение полей зрения;

•        - слабая (или полное отсутствие) конвергенция глаз;

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ БЛОКА 1

•Телесные подвижные: развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии.

•Глазодвигательные: способствуют активизации зрительных отделов мозга. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Движения глаз активизируют процесс обучения.

• Дыхательные: правильное дыхание и полное дыхание, т.е. сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять сначала лежа, сидя, и стоя;

• Четырехфазные дыхательные упражнения: вдох - задержка – выдох задержка

• Растяжки: Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции.

• Массаж и самомассаж: Массаж языка, лица, пальцев рук, ушных раковин.

• Релаксация – способствует расслаблению, снятию двигательного (мышечного) и эмоционального напряжения, самонаблюдению.

Нейропсихолог Рахимкулова А.С. к.п.н.

II. Блок получения, переработки и хранения информации

Формируется от 1-2-3 лет до 7-8 лет, отвечает за обеспечение операционально-технической стороны психической деятельности.

Признаки несформированности 2-го блока:

•        бедность, однотипность движений тела в пространстве,

•        нарушена координация,

•        моторная неловкость;

•        несформированность сенсомоторных координаций;

•        несформированность пространственных представлений;

•        зрительно-пространственное недоразвитие;

•        фонетико-фонематическое недоразвитие;

•        нарушения звуко-буквенного анализа и синтеза;

•        лексико-грамматические нарушения;

•        общий запас сведений и знаний;

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ БЛОКА 2

•        • Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы.

•        • Зрительный гнозис.

•        • Пространственные представления.

•        • Пространственные схемы.

•        • Конструирование и копирование.

•        • Логико-грамматические речевые конструкции.

•        • Словесно-логическое мышление (анализ, синтез, классификация, обобщение и т.д.)

•        • Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы.

•        • Мнестические процессы ( меж-модальный перенос).

•        • Номинативные процессы

Упражнения для 2 блока соматогностических, тактильных и кинестетических процессов

•«Угадай часть тела и запомни ее название». Дотроньтесь (погладьте, помассируйте, потрите и т.д.) до какой-либо части тела ребенка (например, до локтевого сустава) и предложите ему вслепую показать ее на себе, затем, открыв глаза, на вас; назвать ее.

• «Телесные фигуры, буквы и цифры». Придумайте вместе с ребенком , как можно изобразить пальцами рук , а также всем телом фигуры, буквы и цифры. Обязательно проиграйте все варианты перед зеркалом.

•«Рисунки и буквы на спине и на ладонях». Нарисуйте пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т.д.)

• «Предметы с различной фактурой поверхности». Покажите, назовите и дайте потрогать ребенку материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.д.). Затем предложите ему ощупать вслепую материал двумя руками, потом – одной рукой и найти этот же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем другой.

Упражнения. для 2 блока память.

1.«Межмодальный перенос».

А. « Перевод из тактильной в зрительную модальность». Возьмите объемные фигуры различной формы или вырезанные из наждачной или бархатной бумаги буквы . Нарисуйте такие же фигурки и буквы на бумаге. Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой ) фигурку или букву, а затем, открыв глаза, выбрать ее из нарисованных на листе.

Б. « Перевод из тактильной в слухоречевую модальность». Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) букву, предмет или фигурку, а затем назвать ее или выбрать соответствующий звук прослушиваемого ряда звуков (можно аудиозаписи).

В. « Перевод из зрительной в тактильную модальность». Ребенок на ощупь находит показанные ему фигурки, предметы или буквы

Г. « Перевод из зрительной в слухо-речевую модальность». Ребенок называет фигуры, предметы или буквы, показанные ему.

Д. «Перевод из слуховой в зрительную модальность». Воспроизводится определенный звук речи, звук, издаваемый каким-либо животным, или звук транспорта (можно использовать аудиозапись). Ребенку предлагается найти соответствующее изображение на карточках или нарисовать самостоятельно опознанный источник звука.

Е. « Перевод из слуховой в тактильную модальность». Взрослый произносит отдельный звук речи, называет предмет или фактуру материала. Ребенок должен найти на ощупь соответственно букву, предмет или материал.

Упражнения для 2 блока: Внимание.

Задается условный сигнал: (хлопок, свисток, колокольчик и др.) и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребенок должен как можно быстрее отреагировать на определенный сигнал необходимой реакцией. Во всех этих играх-упражнениях важно поддерживать эмоциональный настрой, создавать условия соревнования.

Упражнения на переключение. Детям даются 2-3 условных сигнала, на которые они быстро переключаются, должны ответить соответствующим действием. Дается один условный сигнал и два положения (стоя и сидя), два действия (перекрестные и односторонние движения) или два упражнения («кошка» и «кобра»; название четных и нечетных чисел; существительных и глаголов и др.). Каждый раз, услышав сигнал, ребенок должен не останавливаясь, переключаться с первого упражнения на второе, затем по следующему сигналу – со второго на первое и т.д.

«Хлопки». Дети свободно передвигаются по комнате. На один хлопок педагога им надо присесть на корточки (или произнести звезда), на два – сделать «ласточку» (или произнести гроздь), на три – встать с поднятым вверх прямыми руками (или произнести крендель).

Упражнения. для 2 блока: пространственные функции.

Ориентировка в пространстве времени включает 3 составляющих пространственной организации:

•        представление о пространстве в собственном теле;

•        реальное пространство; пространственные представления

•        упорядоченность в системе знаков, символов, используемых в опыте ребенка общении, часы, логико-грамматические конструкции.

В онтогенезе сначала происходит освоение пространства

- в своем теле,

-затем в реальном пространстве, -

затем в схематическом (планы, схемы, рисунки) и затем в квазипространстве.

III. Блок программирования, регуляции и контроля

Формируется от 7-8 до 12-15 лет, включает в себя лобные доли головного мозга, отвечает за целесообразность поведения в целом. Полное созревание лобных долей происходит до 20-21 лет.

•Их нельзя ничем увлечь, они безразличны ко всякого рода деятельности.

•-Они отвлекаются. На языке нейропсихологии такое поведение называется полевым.

• Это дети с повышенной отвлекаемостью на любой стимул, который появляется в поле их зрения.

•У этих детей наблюдается тенденция к упрощению любой программы.

•-Они не могут решать смысловые задачи.

• В письме - это пропуски букв и недописывание слов, недоделывание упражнений.

• У этих детей крайне бедная речь.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ БЛОКА 3

•        Формирование программы, постановка цели и задач, способов их выполнения, регуляция и самоконтроль – непременные условия адекватности любой деятельности.

•        В процессе выполнения программы действий важно контролировать их правильность.

•         В процессе занятий происходит постепенное формирование этих навыков от механического принятия и выполнения ребенком строго заданной, развернутой инструкции педагога к постепенному переходу к совместному, а затем и самостоятельному созданию им программы деятельности, ее реализации и контролю за результатами.

•         Для формирования умения планировать свои действия необходимо использовать приемы, побуждающие ребенка изменять свою позицию, т.е. рассматривать ситуацию как бы с точки зрения другого.

•        Мозжечковая стимуляция = «Ключ к обучению мозга».

•        • Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии.

•        • Несмотря на то, что применяется он всего пару десятилетий, специалисты видят за ним большое будущее, называя его «ключом к обучению мозга».

•        • Методика помогает улучшить навыки речи, письма рукой, математические навыки, память и понимание.

•        • Этот тренинг подходит для детей с трудностями в обучении, а также детям со специфическими болезнями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие и тренировка тонких движений пальцев руки у детей с нарушением речи – как ускорение процесса функционального созревания мозга ребенка и развитие речи».

В работе говорится о влиянии на умственное развитие дошкольника, его речь - развитие мелкой моторики руки. Материал полезен для воспитателей. логопедов доу....

Причины вызывающие дефицит функциональности 1 отд. мозга.

Причины вызывающие дефицит функциональности 1 отд. мозга....

Дифференцированное обучение детей с разным типом функциональной асимметрии мозга.

Успешному обучению и развитию способствует учет функциональной ассиметрии головного мозга - полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела, воспитание и обучение в соответствии с динамикой...

Семинар - пракикум для педагогов "Учет функциональной асимметрии мозга и половозрастных различий в дифференцируемом подходе учебной деятельности"

Теория функциональной асимметрии полушарий  головного мозга за последние десятилетия активно развивалась. Однако на практике это довольно редко учитывается Учение - это сложная познавательна...

Статья "Функциональные блоки мозга. Игры и упражнения на развитие головного мозга у детей дошкольного возраста"

Актуальность выбранной темы обусловлена поиском новых способов коррекционной работы с детьми по развитию блоков мозга с помощью нейропсихологических методик.В статье рассматриваются блоки мозга, их ха...

Функциональные блоки мозга. Нейропсихология.

В представленном материале вы можете познакомиться с понятием нейропсихология и какие блоки мозга существуют и их функциями...

Статья-конспект по теме "Функциональные блоки мозга и лимбическая система" (по А. Р. Лурия)

Конспект "Блоки мозга и лимбическая система" пригодится логопедам,нейропсихологам и дефектологам для оптимального пстроения работы с ребенком....