Мастер класс "Освоение алгоритма по реализации содержания социально-нравственного развития старших дошкольников"
материал (старшая группа)

Елькина Ольга Афанасьевна

Мастер класс " Освоение алгоритма по реализации социально-нравственного развития"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Oсвоение алгoритма пo реализации сoдержания сoциальнo-нравственнoгo развития старших дoшкoльникoв».

     Цель:

Совершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольников в дошкольных учреждениях.

Задачи:

1. Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания.

2. Вызвать у участников интерес к демонстрируемым приёмам.

3. Развивать творческую активность педагогов.

Оборудование: проектор, стеклянный сосуд (ваза, разноцветные искусственные камешки, вырезанный из цветного картона цветик-семицветик, фломастеры, клубок ниток).

План:

1. Актуальность проблемы.

2. Практикум «Освоение алгоритма по реализации содержания социально - нравственного развития старших дошкольников».

3. Игровой тренинг со зрителями.

4. Рефлексия.

Ход мастер-класса:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Программа развития образования в России ставит перед собой задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех её уровнях.

Детство - время развития всех сил человека: как духовных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идёт активное накопление нравственного опыта, и самоопределения и становления самосознания.

Конечно, начинать работу по духовно-нравственному воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый ребёнок в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будут вырастать более сложное нравственное чувство.

Цель моего мастер-класса – показать свой подход к реализации тем (содержания) социально-нравственного воспитания в образовательном процессе. Освоить алгоритм по реализации тем социально-нравственного воспитания в образовательном процессе ДОУ.

- Для участия в мастер-классе я приглашаю желающих. Рефлексивный круг «Передача тепла в круге» Я предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга открытой, доброй улыбкой. Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе, эмоциональной раскрепощенности.

Пусть наша добрая улыбка,

Согреет всех своим теплом,

Напомнит нам, как важно в жизни,

Делиться счастьем и добром!

Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению. Сегодня день солнечный, теплый, давайте подышим этим теплом, наполнимся энергией солнца (участники берутся за руки, руки поднимают к солнцу, делают вдох, руки направляют в центр круга – выдох).  Молодцы! Вы почувствовали это тепло. Каждый из нас сейчас чувствует волнение, и мне хотелось бы, чтобы у всех было хорошее настроение, гармония, а для этого нужно подарить комплимент друг другу.  Как вы думаете, почему люди любят собираться в круг? Как много интересных ответов. Правильно, уважаемые коллеги, круг сближает, объединяет людей. Этот прием называется рефлексивный круг, мы его называем по - другому «Утренний круг». Я использую этот прием в работе с детьми ежедневно, цель его - помочь детям безболезненно адаптироваться в детском коллективе в начале дня.

Упражнение «Наполним душу ребёнка» (выход на примерный перечень тем в реализации социально - нравственного воспитания).

- Всем известно то, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека. А давайте на мгновение представим, что вот этот стеклянный сосуд (показывает) означает маленького человека, который родился. Давайте наполним его душу разноцветными камнями, которые означают богатый, духовный мир человека. Надо класть камушек в вазу, и говорить те качества, которыми бы вы хотели наполнить душу ребенка. Педагог кладет первый камень и произносит слово: любовь. Остальные участники называют качества и опускают камушек в сосуд. Вот и получилась у нас светлая, богатая, добрая душа ребенка.

- Уважаемые коллеги, выполняя данное упражнение, мы тем самым определили примерный перечень тем по социально-нравственному развитию детей. (Они представлены на экране, которые помогут нам задуматься, над важными нравственными проблемами. Причем не только над теми, которые актуальны в настоящий момент, но и над теми, с которыми предстоит столкнуться нашим детям в будущем).

Примерный перечень тем:

Доброта, Дружба;

Честность, Заботливость;

Уважение, Нежность;

Любовь, Аккуратность;

Щедрость, Ум;

Благодарность, Верность;

Гордость, Гостеприимство;

Красота, Любовь к животным;

Любовь мамы, Любовь к Родине;

Любознательность, Мечта;

Фантазия, Чистота.

Упражнение - тренинг «Злюка»

- Сейчас я превращу кого-нибудь из вас в «Злюку».

У меня есть пентаграмма, на кого я укажу тот превратиться в «Злюку». Участники становятся в круг, в центре круга стоит «Злюка» все вместе повторяют:                   - Жила - была маленькая девочка

Маленькая девочка сердита была.

(Участник, выполняющий роль «Злюки»должен передать с помощью мимики эмоциональное состояние злого человека: сдвигает брови, надувает губы, машет руками).

-А сейчас давайте потопаем ногами, надуем шарик и всю свою обиду и гнев поместим в воздушный шарик, завяжем его ниточкой и отпустим в небо. Представьте себе, как этот шарик исчезает в голубом небе, а вместе с ним исчезает вся ваша злоба и обида, а остается только доброта.

Следующее задание называется «Наши нити добра».

Я принесла сегодня вот такой красивый красный клубок ниток. Хочу предложить поиграть в игру.

Участники становятся в круг, по очереди называют добрые поступки, передавая клубок.

Видите, коллеги, если делать добрые дела, то мы все связываемся друг с другом невидимыми ниточками добра. Желаю вам всегда делать выбор в пользу добра и любви и дружить друг с другом, заботиться о тех, кто слабее и младше, помогать людям и быть отзывчивыми и милосердными.

В заключение работы над каждой нравственной темой мы с детьми изображаем её в аппликации, рисунке, лепке, коллаже.

Нашу сегодняшнюю тему я предлагаю вам представить в виде цветка любви и милосердия. С каким сказочным цветком у вас ассоциируется любовь, милосердие? - Конечно это цветик - семицветик. На столах у вас лежат лепестки цветка (уже заготовленные лепестки цвета радуги). Выберите себе по лепестку и напишите на нём, одно качество, которым должен обладать любящий, милосердный человек (на 1 лепесток написать 1 качество). Составление коллажа «Цветок любви и милосердия».

Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны. - Уважаемые коллеги, мною был представлен алгоритм совместной деятельности по реализации тем социально-нравственного воспитания.

Закончить наш мастер-класс хочется словами Сухомлинского: «Если ребёнка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребёнок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать». Именно от нас, от педагогов зависит, каким вырастет ребёнок. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Сейчас основное внимание уделяется проблеме социально- нравственного развития дошкольников являющегося одним из компонентов ФГОС и это очень своевременно. Наш народ и страна переживают сложный период,...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ." Часть 2

В наши дни вопросы социально-нравственного воспитания приобретают особо важное значение. Ребенок не рождается злым или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. В педагогической литерату...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения....

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется боле гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Более того, старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одно...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Важно, чтобы дети приобщались к нравственным нормам поведения. Чтобы эти отношения нашли отражение в детских играх, воспитатель должен сделать их предметом внимания и наблюдения детей, руководить проц...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...