Методическая разработка на тему: Программа нравственного развития старших дошкольников «Несу добро в мир»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Программа нравственного развития детей старшего дошкольного возраста «Несу добро в мир» направлена на то, чтобы через беседы о морально-нравственной стороне взаимоотношений людей, через развитие рефлексии, оценки детьми своих поступков, поведения воспитать гуманное отношение к миру, окружающим людям, расширить представления о понятиях «добро» и «зло», моральной стороне поступков людей, развить стремление к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в этом нуждается, сформировать осознанное отношение к проявлению радости за другого, уважение к труду и человеку труда/
Необходимо воспитывать у детей доброе отношение к миру, что будет являться определенным условием полноценного развития ребенка, его нравственно-психологического здоровья.
В связи с этим можно привести слова известного педагога В.А. Сухомлинского: «Глухой к другим людям – останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков…».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
Программа нравственного развития старших дошкольников «Несу добро в мир»
Современная социальная ситуация развития детей в России носит драматичный, кризисный характер. Ее анализ открывает негативные изменения личности ребенка: нарушения его соматического, психического и психологического здоровья. Общее состояние физического здоровья детей (от года до 14 лет) в последние годы вызывает растущую озабоченность специалистов, родителей, властных структур. Растут общая невротизация детей и молодежи, психосоматические и психические заболевания, свидетельствующие о духовном неблагополучии молодых россиян.
По данным международных организаций по народонаселению, в России к 2050 году демографические потери составят 33 млн. чел., при этом число детей младше 15 лет сократится с 26 до 16 млн., следовательно, налицо катастрофическое старение нации. В. В. Путин в одном из выступлений сказал: «Через 15 лет нас будет меньше на 22 миллиона. Просто задумайтесь — это 7-я часть населения России. Если текущая тенденция сохранится, мы столкнемся с прямой угрозой существования нации».
За приведенной статистикой усматриваются, как правило, социально-экономические причины, такие как: степень материальной обеспеченности детей в государстве, состояние детского здравоохранения и развитие сети оздоровительных учреждений, материальные возможности семьи и пр. Однако при всей важности подобных мер они не способны решить кардинально проблему детского здоровья, поскольку не учитывают его психологические параметры — ментального и нравственно-духовного свойства.
Объективными показателями духовного неблагополучия в сфере детства являются: проявления табачной (первое место в мире по данным ВОЗ), алкогольной (в том числе и пивной), наркотической и других зависимостей, включая все виды так называемой «экранной зависимости» - телеманию, виртоманию (компьютерную игровую), интернет-манию. Другими объективными показателями духовного неблагополучия являются уход из дома, детские и подростковые беспризорность и бродяжничество (сотни тысяч детей), тревожащий рост подростковой преступности и детской жестокости, криминализация языка, быта детей, беспрецедентный рост детских самоубийств, начиная с 6-летнего возраста, в том числе, и групповых.
Таким образом, сложившееся положение в России требует включения задачи духовно-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи в круг важнейших российских проблем, от решения которых напрямую зависит будущее нашей страны, возможность ее процветания и национальная безопасность
Как показывают результаты научных исследований и опыт практики, усвоение нравственных норм, передача их от поколения к поколению происходит путем подражания образцам поведения из ближайшего окружения, причем процесс этот носит естественный и мало осознаваемый характер. Об этом говорилось еще в работах нашего отечественного классика психологической науки С.Л. Рубинштейна, называвшего поступок единицей нравственного поведения. При нарушении принятого уклада нарушается, прежде всего, механизм передачи норм путем подражания от старшего к младшему, что характеризует сегодняшнюю ситуацию развития детей, система ценностей которых только формируется, что было отмечено и в исследовании М.И. Воловиковой [19]. Возникает вопрос, как можно помочь ребенку развиваться нормально в отсутствии достойных образцов для подражания? На наш взгляд это возможно сделать, развивая рефлексивное отношение детей к различным сторонам жизни, формируя представления о нравственной стороне взаимоотношений людей.
Необходимо воспитывать у детей доброе отношение к миру, что будет являться определенным условием полноценного развития ребенка, его нравственно-психологического здоровья. В связи с этим можно привести слова известного педагога В.А. Сухомлинского: «Глухой к другим людям – останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков…».
В связи с этим была разработана программа нравственного развития детей старшего дошкольного возраста «Несу добро в мир», целью которой является формирование альтруистической жизненной ориентации детей. Содержание занятий направлено на то, чтобы через беседы о морально-нравственной стороне взаимоотношений людей, через развитие рефлексии, оценки детьми своих поступков, поведения воспитать гуманное отношение к миру, окружающим людям, расширить представления о понятиях «добро» и «зло», моральной стороне поступков людей, развить стремление к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в этом нуждается, сформировать осознанное отношение к проявлению радости за другого, уважение к труду и человеку труда.
Данная программа является экспериментальной и состоит из девяти взаимосвязанных занятий, рассчитана на девять академических часов.
Все занятия предполагают активное взаимодействие взрослого и детей, развитие осознанного отношение к разным сторонам жизни, все новые определения понятия формулируются детьми совместно со взрослым, анализируя проблемные ситуации, пословицы, загадки, художественные произведения, дети совместно с педагогом формулируют выводы, обдумывают, как нужно вести себя в той или иной ситуации.
Специально составленные проблемные ситуации ориентируют детей на осознание причин конфликтов, мотивов негуманного поведения их сверстников, а, в конечном счете, и своих, поиск выхода из сложившихся ситуаций, выбор верной стратегии поведения, изменение отношения к другим людям.
Таким образом, данная программа включает в себя следующие методы и приемы: беседы на моральные темы, анализ проблемных ситуаций, чтение и разбор художественных произведений, пословиц, загадок, освещающих моральную сторону жизни людей, мозговой штурм, групповая дискуссия, игровые упражнения.
Задача взрослого на каждом занятии обращать внимание детей на нравственную сторону поступков людей, учить видеть и определять характер отношения определенного человека к другим людям и дать ему моральную оценку. Важно побуждать детей задумываться над мотивами поступка, устанавливать взаимосвязь мотива и результата поступка.
При отборе материала для занятий использованы игры, игровые приемы и упражнения, тексты, найденные на страницах современных пособий по работе с младшими школьниками, в частности разработки С.И. Семенака, Е.И. Синицыной, Т.В. Ляшко, С.Е. Наперстниковой.
Вниманию педагогов также предлагаются авторские разработки проблемных ситуаций, некоторых игровых упражнений.
Учебно-тематический план.
№/п | Темы занятий | Количество часов |
1 | Мой мир | 1 |
2 | Добрые и злые дела человека. | 1 |
3 | Отношение к родителям. | 1 |
4 | Братья и сестры. | 1 |
5 | Наши бабушки и дедушки. | 1 |
6 | Друзья. Друг и в радости и в горе всегда рядом. | 1 |
7 | Трудолюбие | 1 |
8 | Зависть | 1 |
9 | Жадность. | 1 |
Итого | 9 |
Содержание занятий.
Целью первого занятия «Мой мир» является знакомство с классом, актуализация представлений детей об окружающем их мире, осознание детьми себя в системе общественных отношений.
Второе занятие «Добрые и злые дела человека» призвано сформировать у детей представления о моральной стороне поступков, научить различать понятия «добро» и «зло», побудить к проявлению сочувствия и сопереживания к окружающим людям.
Третье занятие «Отношение к родителям» разработано с целью воспитания у детей уважительного отношения к родителям, развития осознанного отношения к проявлению сочувствия и оказанию помощи близким людям.
Цель четвертого занятия «Братья и сестры» – воспитание доброжелательного отношения к братьям и сестрам, развитие осознанного отношения к причинам детских ссор.
Пятое занятие «Наши бабушки и дедушки» посвящено воспитанию уважительного отношения к пожилым людям, формированию эмоционального отклика к оказанию помощи своим бабушкам и дедушкам.
Шестое занятие «Друзья. Друг и в радости и в горе всегда рядом» призвано расширить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим людям, сформировать представления о важности оказания моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии, побудить детей к проявлению внимания и заботы о своих товарищах
Тема седьмого занятия - «Трудолюбие», на этом занятии целью педагога является воспитание осознанного и уважительного отношения к труду, человеку труда, формирование представлений о вреде лени и способах борьбы с ней.
На восьмом занятии на тему «Зависть» центральным моментом является формирование осознанного отношения к причинам возникновения зависти, развитие способности радоваться успехам других людей.
Девятое занятие «Жадность» разработано с целью формирования у детей осознанного отношения к этому пороку, обучения способам совладания с жадностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка на тему: " Духовно-нравственное воспитание дошкольников с помощью сказкотерапии"
Игра, рисование, сказки -это те средства , через которое воспитатель влияет на ребенка....
перспективный план по теме: «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников в условиях реализации ФГОС»
Перспективный план...
Методическая разработка на тему: «Педагогическая поддержка развития самостоятельности старших дошкольников посредством художественного труда»
Проблема развития самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость, ведь стремление к самостоятельности – одно из ценных качеств ...
Проект на тему: «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»
Проект направлен на:1.Знакомство детей с русскими народными праздниками, которые отмечают в разные времена года. 2.Формирование представления о традициях народных праздников, в которых фокусируются на...
Методическая разработка на тему: «Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера»
Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З....
Методическая разработка на тему "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к традициям и культуре русского народа в процессе игровой деятельности"
Цель: Целостное духовно-нравственное развитие личности дошкольника посредством приобщения к ценностям народной и православной культуры; к истории и традициям русского народа; к народным праздникам. Ра...
Методическая разработка на тему: «Формирование нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения дошкольников к традициям и культуре казачества»
Методическая разработка направлена на достижение программной цели, развитие нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста....