Детско-родительский проект "По страницам сказок"
проект по логопедии (средняя группа)

Бибик Ирина Анатольевна

Детско-родительский проект был разработан и реализован с использованием образовательной платформы Zoom,  когда общение педагого ДОУ сродителями сводилось до минимума. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Детско-родительский проект «По страницам сказок» с использованием цифровой образовательной платформы Zoom.    

      У каждого человека есть любимая сказка. Сказка вечна, потому что в ней всегда добро побеждает зло, а дружба помогает преодолеть все трудности. 

      В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир сказок, в мир большой литературы. Литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка, развивает речь.

      Проводниками в мир литературы для детей становятся родители и педагоги. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит?»

От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Сказка формирует и закрепляет знания детей о культурном богатстве русского народа, воспитывает на основе содержания уважение к традициям народной культуры. Она является основным средством воспитания эмоциональной отзывчивости и развития способности видеть  и понимать  положительные и отрицательные качества персонажей, оценивать ситуации, поступки персонажей.

       Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению русских народных сказок уделяется очень мало времени. Родители, как правило, используют современные гаджеты для отстранения себя от общения с ребенком, не понимая до конца насколько важна совместная деятельность. Большинство родителей до конца не осознает значимость чтения  книг детям. Они считают этот метод воспитания детей устаревшим, уже не актуальным. Разрабатывая этот проект, мы хотели показать, дать понять родителям всю значимость, важность совместного чтения и научить родителей, используя иллюстрации в книгах, обыгрывать различные речевые упражнения  с участием сказочных персонажей.

      Вторая актуальная проблема обозначилась благодаря карантинным мероприятиям  во время пандемии по короновирусу. Мы поняли, что оказались не готовы к проведению обучения детей-дошкольников в формате онлайн, которое уже использовали в школах. Главной задачей для подобных занятий является то, чтобы ребёнок накапливал опыт общения в онлайн пространстве и адекватно реагировал на происходящее на экране монитора.

     Таким образом, для решения данных проблем нами был создан детско-родительский проект «По страницам сказок».

Цель: Повышение родительской компетентности в вопросах развития речи детей дошкольного возраста через реализацию детско-родительского проекта (ДРП) «По страницам сказок».

Задачи:

- формировать у детей понимание того, что книга – основной источник знаний; раскрыть родителям значение  сказки в речевом, творческом и социально-нравственном развитии ребёнка; 

- развивать традиции семейного чтения;

- развивать у детей артикуляционную и мелкую моторику; сильную и целенаправленную воздушную струю; лексико-грамматические категории, просодику, связную речь, воображение, мышление;

- воспитать любовь к сказкам, бережное отношение к книге; коммуникативные навыки, самостоятельность.

- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности. Вызывать положительные эмоции в процессе совместной продуктивной деятельности.

- практиковать встречи  с родителями и детьми, используя современные цифровые технологии, в приложении Zoom.

Вид проекта: исследовательско-творческий

Участники проекта: группа детей младшего и среднего дошкольного в возрасте 3-5 лет (11 детей с ТНР), родители воспитанников, воспитатели, учитель-логопед.

Форма проведения: детско-родительский практикум на платформе ZOOM, длительностью 25-30мин.

Каждая встреча основана на игре с персонажами одной из русских народных сказок. К ней составляется конспект, который включает в себя:

  1. Игры для развития мелкой моторики.
  2. Игры для формирования артикуляционной моторики. Звукоподражания.
  3. Игры для формирования речевого дыхания.
  4. Упражнения для развития интонации и ритма.
  5. Игры на формирование фонематического слуха.
  6. Игры на формирование словаря и  грамматического строя речи.
  7. Изготовление дыхательного тренажера.

Для совместной деятельности родителей и детей дома готовится раздаточный материал на каждого ребёнка.  Родителям предлагается предварительно прочитать детям заданную сказку и приготовить книгу на встречу.

Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Результаты детско-родительского проекта значимы  и для детей, и для взрослых.

Предполагаемый результат:  

1.  Повышена заинтересованность и активность родителей в сотрудничестве с воспитателем/учителем-логопедом в реализации проекта и желание продолжать участвовать на следующий учебный год.

2.  Сформирована педагогическая компетентность родителей по данной теме.

3.  Улучшились навыки мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания, ритма, интонации, фонематического слуха, лексико-грамматического компонента и связной речи у детей.

       

Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Особое значение имеет совместная деятельность детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяются потребности дошкольников в общении со взрослыми.

Совместное прочтение сказок,  изготовление атрибутов, игры,  раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно, сказывается на результатах речевого развития детей.

На основании результатов логопедического обследования речи детей на начало учебного года и в конце проекта, учитель-логопед составил сравнительную диаграмму (Приложение 2).

Анкета для родителей по теме: «Роль сказок в жизни ребенка»

Уважаемые родители!

Является ли сказка хорошим помощником в воспитании ребенка?

На этот вопрос нам поможет ответить анкета.

1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки? (нужное подчеркнуть)

- ежедневно,

- 2-3 раза в неделю,

- 1 раз в неделю,

- 1 раз в месяц,

- когда есть время…

2. Просит ли ваш ребёнок читать (рассказывать) сказку несколько раз?

- да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

3. Есть ли любимая сказка у Вашего ребенка? Если есть – какая? 4. Обсуждаете ли Вы содержание прочитанной сказки с ребенком? (нужное подчеркнуть)

 - предлагаю просто пересказать;

 - спрашиваю, что ребенок нового узнал из сказки;

 - обсуждаю поступки героев, их поведение

 

5. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задаёт ли вам ребёнок вопросы?

- да;

- нет;

-затрудняюсь ответить.

6. Знаете ли Вы правильный алгоритм работы со сказкой? (подчеркнуть)

- да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

7. Считаете ли Вы, что сказка носит воспитательный и развивающий характер? (нужное подчеркнуть)

 - да;

 - нет;

 - затрудняюсь ответить.

8. Как Вы считаете, оказывает ли влияние сказка на поведение, отношение детей к окружающим людям? (нужное подчеркнуть)

 - да;

 - нет;

 - затрудняюсь ответить.

9. Что больше любит ребенок? (нужное подчеркнуть)

 - слушать сказку;

 - смотреть сказку на экране.

10. Выражает ли Ваш ребенок эмоциями или словами переживания при чтении какой-либо сказки? (подчеркнуть)

- да;

- нет;

- затрудняюсь ответить.

.



Предварительный просмотр:

Детско-родительское занятие по сказке «Волк и семеро козлят», проведенное  на платформе ZOOM в рамках проекта «Классики детям».

Воспитатель: Добрый вечер! Сегодня мы с вами поиграем в сказку «Волк и семеро козлят». Я думаю, что у вас есть дома такая сказка в книжке с иллюстрациями. Открывайте ее скорее и начинаем играть.

- Утро начинается. Проснулись наши козлятки, потянулись и решили поиграть. Давайте покажем наших козляток.

Логопед: Пальчиковая гимнастика.

- Козленок (делает упражнение «Козленок» на правой руке) и еще один козленок (на левой руке). Покажите своих козлят. Коза одна, а козлят много.

Воспитатель: А что любят делать козлята? Играть?

Логопед: Козлята любят бодаться рожками. Вот так, указательный палец и мизинец – это рожки у козлят. Козлята ими бодаются.

- А это, волк (показывает пальчиковое упражнение «Волк»).

Воспитатель: Серый, зубастый, страшный.

Логопед: Волк умеет открывать свою пасть и закрывать. Вот так (показ упражнения).

- Это козленок (показ). Он боится волка, и убегает от него. Все козлята прибежали к маме.

Логопед: Следующее упражнение – дыхательное. Давайте покажем, как коза удивилась когда, козлята рассказали ей про волка. Нам нужно шумно вдохнуть носиком и на выдохе сказать «О-о-о». Вот так (показ упражнения).

- Давайте попробуем вместе. Вдохнем и на выдохе скажем «О-о-о».

- А сейчас покажем, как козлята перекликались в лесу, когда играли.

Вдохнем носиком и на выдохе скажем: «Ау-ау-ау».

Воспитатель: Давайте, чтобы козлята не потерялись, позовем всех.

- Шумно вдохнем носиком и на выдохе скажем: «Ау-ау-ау».

Логопед: А это коза разыскивает своих козлят.

- Мы снова вдохнем носиком и будем на выдохе произносить: «И-и-и».

Воспитатель: И мы с вами попробуем позвать козлят, как коза.

- Шумно вдохнем носиком и на выдохе скажем: «И-и-и».

Логопед: Замечательно. Козлята все нашлись, коза спокойна и мы продолжаем перелистывать страницы нашей сказки.

Воспитатель: Посмотрите, волк стучится в домик козы и семерых козлят. И мы с вами попробует постучать к ним в двери. Игра называется «Повтори за мной».

Логопед: Я попробую постучать тихонько, вот так: тук – тук.

Воспитатель: А мне надо повторить (повторят ритмический рисунок, заданный логопедом).

И вам надо повторить: тук – тук.

- Спросите у ваших пап и мам, правильно ли вы постучали.

Логопед: Я думаю, что правильно. Что-то не слышит нас коза, попробуем постучать по-другому, вот так: тук – тук – тук.

Воспитатель: А мне надо повторить (повторят ритмический рисунок, заданный логопедом).

И вам надо повторить: тук – тук – тук.

Все правильно постучали, давайте усложним наше задание.

Логопед: Давайте, тогда наш стук точно услышат в домике козы. Постучим  по-другому, вот так: тук-тук – тук.

- А вот так, сможете постучать: тук-тук-тук – тук-тук.

Воспитатель: я думаю, у ребят все получится и они без ошибки смогут постучать: тук-тук-тук – тук-тук.

- Попробуйте постучать, а взрослые послушают, правильно ли вы постучали.

Логопед: Вот мы перелистнули еще одну страницу сказки. Вы не знаете, почему коза нам не открывает? А, наверное, козлята спят. Когда козлята спят, мы говорим тихо, шепотом. Давайте называть картинки на этой страничке тихо.

Воспитатель: А вот козлята проснулись. Можно говорить громко!

Логопед: Все справились. Молодцы!

- Эта интересная игра называлась «Не разбуди козлят». В нее вы можете играть с любыми картинками, игрушками, предметами. Главное правило! Называть все предметы тихо и громко.

Логопед: Оказывается, что волк и коза любят петь песни. Волк поет свою пеню низким голосом. Вот так.

Воспитатель:  ту – ту – ту.

Логопед: А коза поет свою песенку высоким голоском.

Воспитатель:  ля – ля – ля.

Логопед: И вы попробуйте спеть свою песню вместе с волком «ту – ту – ту». И вместе с козой «ля – ля – ля».

Логопед: Хорошо получается.

- А вот волк знает, чтобы песня была красивой нужно обязательно тренировать губы, язык и нижнюю челюсть.

Первое упражнение «Заборчик». Поставьте перед собой зеркало.

- Улыбнитесь, покажите в зеркале сомкнутые зубы. Представьте, что зубы – это заборчик, он должен быть ровным и красивым. Удерживайте позу, пока взрослый не досчитает до пяти. Вот так (логопед показывает, воспитатель считает до 5).

Следующее упражнение «Трубочка».

- Сомкните зубы, а губы вытяните вперед, как будто играете на трубочке. Получается? Здорово.

- Удерживайте позу, пока взрослый не досчитает до пяти. Вот так (логопед показывает, воспитатель считает до 5).

Упражнение «Лопатка».

- Откройте рот и выложите на нижнюю губу широкий язычок – это и есть лопатка! Язык сильно не высовывайте; старайтесь, чтобы лопатка была ровная, и ее передний край не загибался.

Воспитатель: Молодцы! У всех получается правильно. А ещё, чтобы песня была громкой и долгой, нужно развивать дыхание. И мы предлагаем вам изготовить интересные дыхательные тренажеры (показ тренажера).

Воспитатель: Сегодня мы с вами вспомнили сказку «Волк и семеро козлят»  и поиграли вместе с героями этой сказки в интересные и познавательные игры. Нам понравилось! А вам?



Предварительный просмотр:

Детско-родительское занятие по сказке «Вершки и корешки», проведенное  на платформе ZOOM в рамках проекта «Классики детям».

Воспитатель: Добрый вечер! Мы с вами продолжаем знакомиться со сказками. И сегодня у нас в гостях герои из сказки «Вершки и корешки». Я знаю, что у вас дома есть такая сказка в книжке с иллюстрациями. Открывайте ее скорее и начинаем играть.

- Итак, кто же первый герой в нашей сказке? Отгадайте  загадку и вы узнаете:

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

                                          (Медведь) показать фигурку персонажа

1. Пальчиковая гимнастика.

Логопед:

а) По полянке мишка шел (пальцы одной руки шагают по ладони другой).
И в бочонке мед нашел
(царапающие движения пальцев одной руки по ладони другой).
Лапкой мед он доставал,
(надавливание на центр ладони указательным пальцем другой руки).
Язычком его лизал
(круговые движения указательным пальцем по центру ладони другой руки).
Нету меда!
(крепко зажать кулаки)
Где же мед?
(выпрямить напряженные пальцы)
Ищет мишка - не найдет
(ладони на щеках, качаем головой).
Hyжнo обязательно Мишке быть внимательным
(указательными пальцами обеих рук стучим по коленям в ритме фразы).

б) Сидели два медведя на тоненьком суку (изображаем медведей).
Один читал газету,
(раскрываем руки, как будто читаем газету)
Другой молол муку
 (стучим кулаком о кулак).
Раз - ку-ку, два - ку-ку,
(показать указательные пальцы левой и правой руки)
Оба шлепнулись в муку
(опускаем руки вниз).
Нос в муке, хвост в муке,
(показываем нос; показываем место, где должен быть хвост).
Ухо в кислом молоке
(показываем ухо).

2. Вопросы по содержанию сказки с опорой на иллюстрации.

Воспитатель:

- Кто приехал пахать поле? (Мужик.)

- Кто вышел к мужику из леса? (Медведь.)

- Что сказал медведь мужику? («Я тебя сломаю»)

- А мужик предложил вместе вспахать и засеять поле, а осенью поделить урожай.

3. Необычные вкусовые загадки.

Логопед:

- Что могло вырасти  у мужика и медведя на поле? Отгадайте необычные загадки. Для этого попросите взрослых приготовить небольшие кусочки знакомых овощей. Вы с закрытыми глазами будете их пробовать на вкус и называть овощ, который узнали.

4. Что сначала, что потом?

Воспитатель: Внимательно слушайте и соглашайтесь или не соглашайтесь с тем, что я буду говорить. В случае согласия нужно кивать головой и говорить: «Да-да-да», а если фраза не верна, следует покачать головой из стороны в сторону и произнести: «Нет-нет-нет»

Скажите:

Сначала было лето, а потом наступила осень. (Да-да-да)

Сначала сажают семена, а потом убирают урожай. (Да-да-да)

Сначала мужик с медведем посадили пшеницу, а потом репу. (Нет-нет-нет)

Сначала медведь выбрал корешки, а потом вершки. (Нет-нет-нет)

Сначала собирают зерно, а потом мелют муку. (Да-да-да)

Сначала булки пекут, а потом тесто месят. (Нет-нет-нет)

Сначала репу едят, а потом её моют. (Нет-нет-нет)

Сначала была весна, а потом наступило лето. (Да-да-да)

5. «Волшебный» барабанчик.

Логопед: Посмотрите, какой барабачик оставили на поле мужик с медведем. И он тоже хочет с нами рассказывать сказку, но говорить барабан не умеет, но может громко стучать. И тот, кто будет слушать внимательно, поймет все, что он хочет сказать.

Слова: му-жик, мед-ведь, по-ле, ре-па, пше-ни-ца, лес.

 - Я буду медленно и четко проговаривать слова по слогам (частям) и отбивать по барабану количество слогов в этих словах. А вы будете внимательно слушать, и считать количество ударов и одновременно отхлопывать в ладоши.

- Молодцы! А сейчас барабанчик спрячется за книжку и загадает свою загадку. А вот про что она – про репу или пшеницу, –  можно узнать, если считать удары и загибать пальчики.

- Что сейчас сказал барабан (2 удара за книгой, 3 удара).

6. Закончи фразу.

Воспитатель: Представьте, что мы с вами на поле, вместе с мужиком. У него в поле выросло не одно растение, а много растений. Давайте вместе будем рассказывать. Я буду начинать, а вы продолжайте.

Не один колос, а много…. (колосьев)

Не одно зерно, а много…. (зерен)

Не один стебель, а много…. (стеблей)

Не один лист, а много… (листьев)

Не один корень, а много …(корней)

7. Подвижная игра «Где растет?»

Логопед: А еще у мужика выросли овощи и фрукты. Вы же знаете, что овощи растут в огороде, на грядке, то есть внизу, на земле. А фрукты – яблоки, груши, сливы, апельсины, наоборот, растут в саду на деревьях. И чтобы их сорвать, надо потянуться вверх.

- Слушайте внимательно и совершайте движения вверх или вниз. Если я назову фрукт, нужно поднять руки вверх и встать на носочки. Если назову овощ – присесть.

МОРКОВЬ, РЕПА, ЯБЛОКО, КАПУСТА, ГРУША, ВИШНЯ, ОГУРЕЦ, СЛИВА, КАБАЧОК

8. Чья буква?

- А вы помните, как медведь сердился на мужика? Да, он грозился заломать мужика и кричал «У-У-У». Звук У, мы произносим с голосом, а наши губы округлены и вытянуты вперед (ты можешь проверить и посмотреть в зеркало). Звуки мы слышим и произносим! А сейчас я напечатаю букву У. Буквы, мы видим, читаем и пишем! На что она похожа буква У?

- Медведь хочет проверить, хорошо ли вы запомнили, звук У. Я буду за медведя называть разные звуки, а вы будете внимательно слушать и хлопать в ладоши, когда услышите звук У:

А, У, И, О, У, Ы, У, А, О, У (низким голосом)

9. Артикуляционная гимнастика.

- Медведю понравилось с вами играть, и он уже не сердится на мужика за невкусные вершки и корешки, которые он выбрал сам. Он решил разучить разные песенки, А то у него только У-У-У да Ы-Ы-Ы получается. Мы с вами знаем, чтобы песня была красивой, а звуки все были правильными нужно обязательно тренировать губы, язык и нижнюю челюсть.

Первое упражнение для губ и щек:

«Окошко»

- Пришел мужик в огород, от удивления открыл рот, увидев огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до «пяти-шести»).

«Толстячки-худышки»
Изобразите овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты - «толстячки» - надуть щеки. Лук, чеснок, стручок гороха, помидор, огурец - «худышки»- втянуть щеки.

«Заборчик»

Упражнения для нижней челюсти и языка.

- Заглянем к мужику через заборчик.

- Широко улыбнитесь, покажите сомкнутые зубы. Представьте, что зубы – это заборчик, он должен быть ровным и красивым. Удерживайте позу, пока взрослый не досчитает до 10. Вот так (показ воспитателем, логопед считает).

Следующее упражнение «Трубочка».

- Улыбнитесь. Сомкните зубы, а губы вытяните вперед, как будто играете на трубочке. Получается? Здорово.

- Удерживайте позу, пока взрослый не досчитает до 10.

Упражнение «Лопатка».

- Улыбнитесь. Откройте рот и выложите на нижнюю губу широкий язычок – это и есть лопатка! Язык сильно не высовывайте; старайтесь, чтобы лопатка была ровная, и ее передний край не загибался.

Упражнение «Лопатка копает»

- Улыбнитесь. Откройте рот и выложите на нижнюю губу широкий язычок. Кончик языка поднимайте и опускайте, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу «Лопата копает»

10. Дыхательное упражнение «Листок»

Воспитатель: Молодцы! У всех получается правильно. А ещё, чтобы песня была громкой и долгой, нужно развивать дыхание. И мы предлагаем вам изготовить интересные дыхательные тренажеры (показ тренажера).

Логопед: Сегодня мы с вами вспомнили сказку «Вершки и корешки» и поиграли вместе с героями этой сказки в познавательные речевые игры. Мы очень надеемся, что вам понравилось играть с нами и с героями сказки! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная детско-родительская викторина «В лабиринте сказок» для детей старшей группы

Цель:   уточнение  и систематизация имеющихся у детей представлений о         произведениях художественной литературы....

Итоговое мероприятие в средней группе по тематической неделе: «Неделя сказок» - «Путешествие по страницам сказок». Ивановская Светлана Степановна, воспитатель

Цель: Закрепить и расширить представление детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев).Задачи: Формировать чувства близости между родителями и детьми. Активизировать творческий потенциал...

Детско-родительский проект «Листая с гордостью страницы. Мценск – прошлое, настоящее, будущее»

Детско-родительский проект направлен на патриотическое воспитание детей....

Детско-родительский проект «По страницам сказок» с использованием цифровой образовательной платформы Zoom.

Детско-родительский проект «По страницам сказок» созданный для повышения компетентностей  родителей в области речевого развития детей с использованием цифровой образовательной платфор...

Детско-родительский проект «В мире сказок»

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается творческий проект по театрализованной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи  средней  группы №7 «Светофорик» «В...