Семинар для педагогов "Логопедические пятиминутки в работе воспитателя общеразвивающей группы ДОУ"
статья по логопедии

Молостова Татьяна Анатольевна

В последние годы наблюдается рост числа воспитанников имеющих нарушения общего и речевого развития. В связи с эти мвозникает острая необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателем для осуществления профилактической работы со всеми детьми с целью предупреждения и профилактики нарушений речи. В связи с этим, я предлагаю воспитателям всех возрастных групп использовать в своей работе логопедические пятиминутки - комплекс специально подобранных логопедических упражнений направленных на формирование правильной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_logopedicheskie_pyatiminutki.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Речь – важное условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В последние годы наблюдается рост числа воспитанников, имеющих нарушения общего и речевого развития. В связи с этим возникает острая необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями для осуществления профилактической работы со всеми детьми с целью предупреждения и профилактики нарушений речи.

В связи с этим я предлагаю воспитателям всех возрастных групп использовать в своей работе «Логопедические пятиминутки», как один из видов работы по профилактике речевых нарушений.

Логопедические пятиминутки – комплекс специально подобранных логопедических упражнений, направленных на формирование правильной речи.

Они направлены на:

- развитие артикуляционного аппарата и правильного звукопроизношения;

- развитие слухового внимания и фонематического слуха;

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие правильного речевого дыхания;

- преодоление лексико – грамматического недоразвития речи на определенной лексической теме;

Важным моментом при проведении «логопедических пятиминуток» является краткосрочность по времени и «плотность» предложенного материала.

Эта работа может осуществляться воспитателем во всех режимных моментах в виде различных заданий, например, во время сборов на прогулку детям предлагают придумать слова со звуком в середине, назвать предметы одежды (в зависимости от сезона), на улице может быть проведена игра на координацию речи с движением, пальчиковая гимнастика проводится на занятиях. На занятиях по развитию речи может быть включена артикуляционная гимнастика, работа по формированию лексико – грамматических категорий и т.д.

Помимо этого, в задачу воспитателя входит повседневное наблюдение за состоянием речевой активности детей. Воспитатель наблюдает за правильным использованием поставленных звуков в собственной речи дошкольников, усвоенных грамматических форм и т.д. При необходимости в тактичной форме исправляет речь ребенка. Исправляя ошибку, не следует повторять неверную форму или слово, нужно дать речевой образец и предложить ребенку произнести слово правильно. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их.

А сейчас я вам предлагаю выполнить задания, которые могут быть использованы в работе с детьми.

С помощью стихотворной сказки и показом движений предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику:

В недалёкой деревушке жили-были,
Не грустили - старичок со своею старушкой.
Утром, открыв окошко, проветривали свою избушку.
(открываем широко рот)

В деревню к ним пожаловали гости:
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
А  с ними худые - лишь кожа да кости  (втягиваем щёки).
Старик со старухою всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)
Поцеловать они всех пытались (губы тянутся вперёд).

Утром проснулись - в улыбочке губы, (снова широкая улыбка).
Чистили  все свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком)
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Не забываем: полощем свой ротик чистой водою,
Чтоб свежим был ротик! (втягиваем щёки, надуваем)
Чашечки ставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На чай подули и остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Блин испекут и на блюдца положат (широкий язык лежит на нижней губе)
Блин пожуём, завернём и прикусим (покусываем распластанный язык, затем заворачиваем  за нижние зубы и покусываем)
Блинчик с вареньем  - малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чаю попили - никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак - варенье  мы слижем! (кончик языка облизывает губы по кругу).
Скажем: «Спасибо!», вприпрыжку из дома!

На улице ждёт интересного много!
Дед  для внучат приспособил качели (широкий язык ставим по очереди то за верхние, то за нижние зубы)
Все дети на них покачаться успели.
Дед пересел на коня, внуки тоже,
Он перешёл на галоп, дети тоже… (щёлкаем языком),

Вот замедляет лошадка шажочки, (медленное цоканье с растягиванием подъязычной уздечки),
Что же мы видим?  Мы видим грибочки! (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
Мы их срезаем, в корзинку кладём,
И на лошадке домой привезём!

Игры на развитие фонематического слуха

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, который человек способен слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове.

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже «козой косят луг», «коса щиплет травку», а «Мишина машина превращается в мыши на машине».

Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке … 
(жук)

Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась … (
шишка)

Здесь в лесу есть злые звери,
Запирайте на ночь … (
двери)

Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке 
… (мяч)

Как-то вечером две мышки
Унесли у Пети 
… (книжки)

Не полезет Влад на ель
У него в руках … (
портфель)

«Я трудиться не привык!»
Отвечает … 
(грузовик)

Cобирали васильки
у нас на голове … (
венки)

«Фонематическое восприятие»

Фонематическое восприятие - это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»

Игра: «Отвечай - не торопясь»

Какое слово получится, если к слогу [РО] прибавить один звук?

(рот, ром, рог, ров, род, рок)

Расширение и активизация словаря: игра «Похожие слова»

Есть сладкое слово - конфета,
Есть быстрое слово - ракета,

Есть кислое слово - лимон! ....

Задание:

Вы, коллеги, не зевайте,
Слово к слову подбирайте!

Подберите существительные к прилагательному по ассоциации.

Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел)

Сладкие слова - (конфеты, торт, пирожное, сахар)

Веселые слова - (праздник, клоун, подарок, музыка)

Развитие лексико – грамматических категорий, расширение словаря: Игра «Кошка»

Отгадайте загадку:

Вчера была мышегонятельная,
Вполне сметаноуплетательная,
Сегодня я диваноспальная,
Вполне подушкоодеяльная 
(кошка).

Задание: подберите как можно больше глаголов к этому существительному.

Что умеет делать кошка? (перечисление по цепочке):

бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, есть, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, умываться, кувыркаться.

Кошка бывает какая?

Пушистая, игривая, весёлая, усатая, полосатая.

Отработка четкости дикции: Cкороговорки

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была чёткой.

Скороговорки традиционно используются при автоматизации поставленных звуков у воспитанников.

«Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку…»

Сейчас я вам предлагаю проговорить скороговорки, которые вы выберете на листочках. Скороговорку можно проговаривать с различными эмоциями, для этого используют картинки с эмоциями, кубик эмоций и т.д

Игра «Чудесный мешочек»

Педагоги достают из «чудесного мешочка» предметы, рассказывают о его использовании в работе с детьми.

Предметы: шишки, прищепки, пуговицы, шнурки, бусы, карандаши, погремушка, зубная щётка, мячик, вата, конструктор, пирамидка.

 «Объявление» (для активизации речи, мышления)

Составьте рекламное объявление для газеты о купле, продаже, обмене из 3-5 слов так, чтобы все слова начинались на один звук

Например: на звук [К]

Куплю красивую кошечку.

Как один из вариантов, можно составить предложение, в котором все слова начинаются на один звук.

Например: на звук [П]

Петя подарил Павлику пирамидку.

«Игры-перевёртыши»

Дети не всегда чётко умеют выразить свои мысли, но в любом случае мы должны уметь их понимать.

Пословицы и поговорки:

Счастье перемещается кучами - «беда не ходит одна».

Уйти от новой стиральной машины - «остаться у разбитого корыта».

От смелости затылок мал - «У страха глаза велики».

Строчки из стихотворений:

Во поле берёзку срубили - «В лесу родилась ёлочка».

Ты ненавидишь мою коровку - «Ялюблю свою лошадку».

Ваша Маша тихо смеётся «Наша Таня громко плачет».

Названия сказок и книг:

Лиса и шестеро цыплят - «Волк и семеро козлят».

Утки - индюшки «Гуси - лебеди».

Бледненький кустик «Аленький цветочек».

Пёс без босоножек - «Кот в сапогах».

Квадратик - «Колобок».

А теперь, посмотрим, как мы понимаем друг друга.

Задание для педагогов - отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.

Василий Иванович остается на работе - «Иван Васильевич меняет профессию».

Грустные взрослые - «Веселые ребята».

Громче стоишь - ближе не будешь - «Тише едешь - дальше будешь».

Крик баранов - «Молчание ягнят».

Мужик на телеге - мерину тяжелее - «Баба с возу - кобыле легче».

С ленью не засунешь и птицу в море - «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Не бойся велосипеда - «Берегись автомобиля».

В симфоническом оркестре не только мальчики - «В джазе только девушки».

Будничный день – «Карнавальная ночь»

Малыши – дружинники – «Старики- разбойники»

Летний абрикос – «Зимняя вишня»

Лысина – мужское безобразие – «Коса – девичья краса»

Чужое платье далеко от лица – «Своя рубашка ближе к телу»

Вот и закончилась деловая игра,
Подвести итог пора!

Выразите одним словом свое мнение или впечатление о мероприятии, не повторяя высказывания (педагоги передают мяч друг другу, высказываются).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи" (консультация для воспитателей общеразвивающих групп)

   Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки....

Презентация на тему "Организация деятельности воспитателя общеразвивающей группы с детьми с РАС в условиях реализации инклюзии в ДОО"

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ, желающим пополнить свои знания о работе с детьми с РАС в режиме регулярной группы....

Семинар практикум "Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя комбинированной группы в МБДОУ №11

Система осуществления преемственности в работе логопеда и воспитателей комбинированных групп, соблюдение единых требований к детям с речевой патологией....

Отчет по Индивидуальному образовательному маршруту воспитателя общеразвивающей группы МБДОУ д/с № 26 Муратовой Натальи Ивановны за 2022 – 2023 учебный год

ОТЧЕТ по Индивидуальному образовательному маршруту воспитателя общеразвивающей группы МБДОУ д/с № 26 Муратовой Натальи Ивановны за 2022 – 2023 учебный год...

Рабочая программа на 2023-2024 учебный год воспитателей Общеразвивающей группы «Лесная полянка» младший дошкольный возраст от 3 до 4 лет по реализации Образовательной программы дошкольного образования

Рабочая программа образования (далее – рабочая программа) детей разработана в соответствии с Федеральной образовательной программой ДО и ФГОС ДО.Рабочая программа образования обеспечивает разнос...

Городское методическое объединение воспитателей общеразвивающих групп по теме «Социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения в вопросах нравственно-патриотического воспитания».

Социальное партнерство – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременность...