картотека по формированию грамматического строя речи
картотека по логопедии (младшая группа)

Огурцова Татьяна Павловна

картотека предназначена для  детей младшего дошкольного возраста. Способствует формированию звуковой структуры речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammaticheskiy_stroy_rechi.docx695.23 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка № 1

Игра с мячом «Лето или осень»

Цель: Закрепление знания детьми признаков осени, дифференциация их от признаков лета. Воспитание ловкости. Работа над произношением двухсложных слов.

Ход: Воспитатель и дети стоят кружком.

Воспитатель говорит:

- Если листики желтеют — это...

И бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю:

- Осень.

Воспитатель продолжает:

- Если птицы улетают — это... И т. п.

Результаты поиска изображений для запроса "времена года картинки для доу"

Карточка № 2

«В огороде у козы Лизы»

Цель: Расширение словарного запаса. Дифференциация овощей и фруктов.

Ход: На наборном полотне — картинка с изображением козы. Коза держит большую корзину, в которой наклеены квадратики-липучки. Рядом на наборном полотне — вырезанные по контуру изображения помидора, огурца, лука, моркови, капусты, яблока, груши с подклеенными с обратной стороны липучками. Воспитатель объясняет детям, что коза пришла в огород за овощами, и просит детей помочь козе собрать в корзину только овощи. Дети по очереди подходят к наборному полотну, закрепляют в корзине одно из изображений овощей, комментируют свои действия:

  • Это помидор.
  • Это огурец. И т. п.

В заключение воспитатель выясняет, почему дети не взяли в корзину яблоко и грушу.

Результаты поиска изображений для запроса "коза картинки"

Карточка № 3

«Бабочка и грибок»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов: НА, С, В, ИЗ.

Ход: На магнитной доске закреплено изображение мухомора и островка травы. Воспитатель помещает изображение бабочки на шляпку гриба и задает детям вопрос:

  • Где сидит бабочка? Дети отвечают:
  • На грибке.

Воспитатель снимает бабочку с грибка и спрашивает:

  • Откуда слетела бабочка?
  • С грибка.

Воспитатель помещает изображение бабочки в траву:

  • Где сидит бабочка?
  • В траве. И т. п.

В заключение можно выяснить, как называется гриб, вокруг которого летала бабочка, что дети знают про этот гриб.

Результаты поиска изображений для запроса "бабочки и грибочки"

Карточка № 4

«Один и два»

Цель: совершенствование грамматического строя речи, согласование числительных один и два с существительными — названиями игрушек.

Ход: Воспитатель помещает на наборное полотно парные картинки: один кубик и два кубика, один мячик и два мячика, одна кукла и две куклы, одно ведерко и два ведерка и т. п. Дети рассматривают картинки и по очереди называют их. Воспитатель отдает картинки тем детям, которые ответили правильно

«Посмотри и назови»

 Цель: Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению имен существительных по теме «Одежда» в форме единственного и множественного числа.

Ход: Воспитатель выставляет на наборное полотно парные картинки: рубашка — рубашки, кофта — кофты, платье — платья, шарф — шарфы и т. п.

Дети рассматривают и называют картинки. Воспитатель обращает внимание детей на разницу в окончаниях слов.

Карточка № 5

«Большой и маленький»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, обучение использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход: Воспитатель раздает детям парные картинки: чайник — чайничек, чашка — чашечка, тарелка — тарелочка и т. п.

Дети рассматривают и называют картинки.

«Кого не стало?»

Цель: Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в родительном падеже.

Ход: На наборном полотне — картинки с изображениями сороки, воробья, снегиря, синицы. Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать картинки. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну из картинок и предлагает детям ответить на вопрос:

  • Кого не стало? Дети отвечают:

Не стало синицы. И т. п.

Карточка № 6

«Переставь цветок»

Цель: Развитие слухового внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление предлогов НА, С, СО, В, ИЗ.

Ход: На магнитной доске закреплены изображения окна с подоконником, стола, книжного шкафа. Воспитатель показывает детям картинку с изображением кактуса в горшочке, с обратной стороны которой подклеен магнит. Затем один из детей начинает прикреплять картинку НА стол, В книжный шкаф и т.п., а остальные комментируют его действия.

«Найди маму»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению существительных с суффиксами: -онок-, -енок-, -am-, -ят-. Увеличение словарного запаса по теме. Развитие зрительного внимания.

Ход:

Воспитатель помещает на магнитную доску вырезанные по контуру изображения курицы, утки, гусыни и их птенцов по одному и группами и предлагает детям помочь птенцам найти их мам. Дети собирают вместе изображения курицы, цыпленка и цыплят и комментируют:

— Это курица. У нее цыпленок и цыплята. И т. п.

Карточка № 7

 «У кого кто»

Цель: совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблениюсуществительных с суфиксами: - онок-, - енок -, - ам -, - ят -. 

Ход: Воспитатель и дети стоят кружком на ковре. Воспитатель, бросая мяч, спрашивает:

- У лисы кто?

Ребенок, поймав мяч и бросая его обратно воспитателю, отвечает:

- Лисенок, лисята. И т. п.

Результаты поиска изображений для запроса "мама  и детеныш"

Карточка № 8

«Найди место»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов ПО, В.

Ход: На доске висит таблица, на которой изображены небо, море, берег моря с железнодорожной и автомобильной дорогами. В разных частях картины приклеены липучки, на которых дети будут крепить картинки. На наборном полотне стоят картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.

Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение. Первый ребенок берет картинку с изображением самолета, закрепляет ее на большой картине и составляет предложение:

- Самолет летит В небе.

Следующий ребенок выбирает картинку с изображением поезда, закрепляет ее на большой картине и составляет предложение:

- Поезд мчится ПО рельсам. И т. п.

Результаты поиска изображений для запроса "самолет"

Карточка № 9

«Кого не стало»

Цель: Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в родительном падеже. (Тема: «Дикие животные.» «Домашние животные.»)

Ход: На наборном полотне картинки с изображениями медведя, лисы, ежа, зайца, белки. Воспитатель просит детей рассмотреть картинки, назвать их, запомнить. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну из картинок. Дети открывают глаза. Воспитатель спрашивает:

  • Кого не стало? Дети отвечают:

Не стало зайца. И т. п.

Результаты поиска изображений для запроса "зайчик картинки"

Карточка № 10

«Накормим животных»

Цель: Развитие зрительного внимания. Расширение словарного запаса по теме, совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в дательном падеже.

Ход: На наборном полотне стоят картинки с изображениями коровы с теленком, лошади с жеребенком, кошки с котенком и собаки со щенком. Отдельно стоят картинки с изображениями яслей с сеном, торбы с овсом, миски с молоком, косточки с кусочком мяса. Сначала воспитатель просит детей назвать картинки с изображениями животных и их детенышей, потом сам называет картинки с угощением для животных и предлагает детям подумать, кому что они дадут. Дети ставят картинки с угощением под картинки с изображениями животных и составляют предложения:

  • Я дам сено корове с теленком.

Я дам овес лошади с жеребенком. И т. п.

Картотека игр по развитию речи (грамматический строй речи) для детей младшего дошкольного возраста

Результаты поиска изображений для запроса "развитие речи картинки"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.

Картотека дидактических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выполнена по пособию Р.И. Лалаевой, Н.В.Серебряковой "Коррекция общего недоразвития речи у д...

Картотека игр по теме: «Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе».

В данной картотеке  представлены игры на:- образование новых слов с помощью суффикса;- согласование существительных с числительными в роде, числе и падаже;- образование относительных прилагательн...

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Картотека по формированию грамматического строя речи

Игры по развитию грамматического строя речи...

Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.

У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...