Картотека по формированию грамматического строя речи
картотека по развитию речи

Стерхова Любовь Николаевна

Игры по развитию грамматического строя речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_po_formirovaniyu_grammaticheskogo_stroya.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по формированию грамматического строя речи

Дидактическая игра по формированию грамматического строя речи

(старшая и подготовительная группа)

Цель:

- обогащать словарь детей – упражнять в замене числительных 4,5,6,7 словами четверо, пятеро, шестеро, семеро и изменять эти числительные по падежам.

Игровой материал: карточки с изображениями детенышей животных в количестве 4-х, 5-ти, 6-ти, 7-ми. Зеленые и красные фишки.

Iвариант игры

Ход игры.

Воспитатель показывает детям книжку «Волк и семеро козлят» и спрашивает: «Сколько козлят было у козы?» Можно сказать по-разному – семь и семеро. Слова семь и семеро обозначают одно и то же число (или одно и то же количество).

        1.Воспитатель предлагает поиграть в игру «Сколько их?»

Для игры нужно взять карточку с изображением детенышей животных, сосчитать их и назвать их количество та же, как в сказке говорилось о семи козлятах (семеро). Каждый играющий должен четко назвать числительное вместе с названием животных: четверо поросят, пятеро зайчат, семеро медвежат и т.д.

        2.Затем воспитатель перемешивает карточки, лежащие изображением вниз, и предлагает детям, снова взять по одной или две.

- Сейчас вы будете по порядку называть количество и название детенышей. Начинать будут те, у кого 4 детеныша. Постарайтесь запомнить, кто у вас изображен и в каком количестве. А теперь переверните карточки и ответьте на вопрос: «Кого не стало?» (Не стало шестерых поросят и т.д.). Если ребенок правильно согласовал в родительном падеже числительное с существительным, то получает  зеленую фишку, если ошибся – красную.

Воспитатель привлекает внимание детей к тому, что изменилось окончание слов, обозначающих количество. Было шестеро поросят, а теперь это слово в предложении звучит по-другому: шестерых. 

3.Предлагает детям заканчивать предложения; «А догадаться, кому из вас следует закончить мое предложение, сможете тогда, когда будете смотреть на свою карточку с детенышами животных».

  1. Хозяйка принесла корытце с едой…(четырем поросятам) – заканчивает ребенок, у которого они изображены на карточке.
  2. Охотник увидел в берлоге … (пятерых медвежат).
  3. По стволу и веткам сосны весело прыгали … (пятеро бельчат).
  4. Девочка решила напоить молочком своих…(шестерых котят).
  5. Лиса принесла добычу своим…(семерым лисятам).
  6. Утка громким кряканьем подзывала своих…(восьмерых утят).
  7. Коршун спланировал на пищащих и бегающих по двору…(шестерых цыплят).
  8. Собака громким лаем прогнала с огорода забредших туда … (пятерых поросят).
  9. Бабушка любовалась игрой с клубком ниток веселых… (четверых котят).
  10. Из-за сарая слышалось хрюканье … (пятерых поросят).

4. Воспитатель предлагает детям выполнить упражнение – выбрать из 5 слов те, которые можно соединить со словами четверо, пятеро …и назвать те, к которым подходят слова четыре, пять  и т.д.

Примерный набор слов:

Дети, девочки, карандаши, стулья, старики;

Зебры, кубики, строители, артисты, дома;

Слоны, вороны, автомобили, мячи, козы и др.

Вывод: слово четверо и подобные могут употребляться в речи, когда говорят о детенышах животных и людях, а слова: четыре, пять и др. когда речь идет о строениях, транспорте, посуде, одежде, игрушках и т.п.

5. Воспитатель  предлагает играющим составить с такими словами предложение про кого-нибудь или про что-нибудь. За правильное выполнение дети получают зеленые фишки, за ошибки – красные.

II вариант игры

        Дети получают  по одной полоске, в клетках которой написаны цифры от 1 до 10 и нарисованы разные предметы. Цифры обозначают количество предметов в каждой клетке.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

флаг

чайник

цветок

гриб

огурец

дом

карандаш

кубик

мяч

заяц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

чашка

ёлка

лейка

лопатка

ваза

курица

бабочка

стрекоза

слива

ромашка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

солнце

ведро

яблоко

дерево

колесо

кольцо

платье

решето

облако

пальто

1.Воспитатель предлагает детям поочередно посчитать предметы на своей карточке, называя количество того, что нарисовано на ней (один нож, два утёнка, три домика и т.д.).

2. «Снова про себя сосчитайте свои предметы и постарайтесь заметить, когда и на каком числе изменяются окончания слов при счете. Положите на эти карточки фишки» (Окончания существительных и числительных изменяются на словах два, две, пять.

«Что вы заметили при счете предметов от 2-х до 5-ти и от 5-ти до 10-ти?» (окончания в словах не изменяются, он одинаковые).

3. «Снова назовите все предметы про себя на своей карточке и ответьте на вопрос: «С каким из этих 3-х слов: мои, моя, моё – можно назвать все ваши предметы?»

  «Я буду называть отдельные слова, а вы к ним будете добавлять названия подходящих предметов – из тех, которые нарисованы на ваших карточках. Это слова: две, один, одно, два, одна (два облака, два мяча и др.).

Воспитатель обращает внимание, что к слову два прибавили предметы сразу двое детей, хотя ко всем предметам на карточках они раньше подобрали разные слова: мой, мое.

Оценка: за правильное выполнение дети получают зеленые фишки, за ошибки – красные.

Дидактическая игра по формированию грамматического строя речи

(младшая, средняя, старшая группа)

«Один и много»

Цель

Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

Научить умению слушать сверстника и отзываться вовремя, когда речь идет об одинаковых предметах  (средняя и старшая группы).

Игровой материал

  1. Парные картинки с изображениями игрушек, на одной из которыхнарисован один предмет, а на другой – несколько таких же предметов: мячи, неваляшки, пирамидки, лошадки, грузовики, зайчата.
  2. Наборное полотно
  3. Две коробки разной величины (мл. и средняя группы).
  4. Картинки с изображениями детенышей диких и домашних животных (старшая группа).

Ход игры

        В младшей группе играют 4 или 6 детей.

  1. Рассмотрите картинки. Что нарисовано на одной, что на другой.
  2. Раздать каждому игроку по одной картинке.

- У кого мячик? А у кого мячики?

            3. Раскладывание по коробочкам: в маленькую коробочку – картинки с одной игрушкой, в большую – с несколькими игрушками.

        _ Чего у тебя теперь нет? (пирамидки, пирамидок и т.д.

  1. Выставляют картинки на наборное полотно: верхний рая – картинки с одной игрушкой, нижний – с несколькими. Назвать игрушки – одна лошадка, много лошадок и т.д.

В средней группе играют 6 детей

Используется методический приём – сюжетный рассказ по ходу которого  дети упражняются в назывании сущ-х мн. Числа в И.п.и Р.п. и выполняют игровые действия с карточками.

- Построили дети для своих кукол детский сад и пошли в магазин за игрушками. Подошли они к магазину и увидели на витрине вот такие игрушки (выставляет наборное полотно с карточками, на которых изображено по одной игрушке). Дети перечисляют игрушки на витрине.

- Но ведь кукол много в детском саду, и игрушек им надо много. Зашли они в магазин и спрашивают продавца, есть ли в магазине такие же игрушки, как на витрине. Продавец отвечает, что есть, но продают их не по одной, а сразу по несколько штук. Дети обращаются к продавцу так: «Дайте мне, пожалуйста, много лошадок (пирамидок, неваляшек …), получают карточки с игрушками.

- Потом дети попросили снять продавца с витрины игрушки и тоже продать им, ведь все равно в магазине больше не осталось таких игрушек. А когда завезут другой товар, то и витрину выставят другие игрушки.

Упаковка игрушек в коробки разной величины.

- Кого я назову по имени, положит в маленькую коробочку карточку с одной игрушкой и скажет, что он положил (Одну неваляшку), а тот, у кого много таких игрушек, положит свою карточку в большую коробку и скажет: «Много неваляшек». Всем нужно быть внимательными и не пропустить свою очередь. Положить товар в нужную коробку.

В старшей группе воспитатель показывает детям картинки с изображением детеныша или птенца диких и домашних животных и уточняет их название.

1. Затем предлагает поиграть в игру:

- Каждый получит картинку с изображением детеныша или птенца. Тот, перед кем я положу фишку, должен четко сказать, как называются много таких детенышей или птенцов. Кто назовет правильно- получит фишку.

Картинки и слова для упражнения:

Бельчонок – бельчата                                              верблюжонок – верблюжата

Львенок-львята                                                        жеребенок-жеребята

Орленок-орлята                                                       лосенок-лосята

Поросенок-поросята                                               совенок-совята

Крольчонок-крольчата                                           ягненок-ягнята

Гусенок-гусята                                                        слоненок-слонята

Пингвиненок- пингвинята                                     страусенок-страусята и др.

        Упражнение проводится в достаточно быстром темпе, пр повторении используются другие картинки.

  1. Работа над правильным употреблением существительных множественного числа в родительном падеже.

- Интересно, знаете ли вы, где можно увидеть этих детенышей? Давайте поиграем теперь так. Я разделю вас на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы получат по одной картинке. Каждый, глядя на свою картинку, назовет, кто на ней нарисован. Потом обратится по имени к кому-нибудь из другой подгруппы и спросит: «Где можно увидеть много таких детенышей? Тот, кого спросят, должен ответить на вопрос: «Орлят можно увидеть в гнезде высоко в горах».

За правильные ответы дети получают фишки.

Примечание. Картинки с изображениями детенышей и птенцов диких животных можно использовать из книги Е.Чарушина «Детки в клетке».

Дидактическая игра по формированию грамматического строя речи

(младшая, средняя,  группа)

«Что у нас получится»

Цель

Упражнять детей в согласовании прилагательных с родом и числом существительных.

Игровой материал

        Цветные прямоугольники из картона и карточки такого же размера с прорезями силуэтов предметов быта: посуды, одежды, игрушек.

Ход  игры

         Воспитатель кладет на середину стола прямоугольники цветной стороной вниз.

        Для детей младшей группы – красного, синего, желтого и зеленого цветов, а для средней – оранжевого, розового, голубого, серого. Показывает игровые действия. На цветной прямоугольник накладывает карточку с прорезью предмета: «Что же у меня получилось? – «У меня получился зеленый чайник» (образец ответа).

        Затем раздает детям младшей группы по 2 карточки с предметами, обозначающимися существительными разного рода (флажок и пирамидка; ведро и лопатка и т.п.) и предлагает детям наложить их на цветные прямоугольники, а потом рассказать, что у них получилось.

                Далее дети получают карточки с предметами, при описании которых в ответе нужно согласовывать прилагательные с тремя родами существительных, а также с множественным числом. (У меня получились желтые носки, красные туфли, зеленые брюки…)

        Дети средней группы могут получить сразу по 4 карточки.

Задание: назовите те предметы, про которые можно сказать: красная, синяя, зеленая, желтая или красное, синее, зеленое и т.д. (цвета могут быть другими).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.

Картотека дидактических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выполнена по пособию Р.И. Лалаевой, Н.В.Серебряковой "Коррекция общего недоразвития речи у д...

Картотека игр по теме: «Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе».

В данной картотеке  представлены игры на:- образование новых слов с помощью суффикса;- согласование существительных с числительными в роде, числе и падаже;- образование относительных прилагательн...

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.

У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...

картотека по формированию грамматического строя речи

картотека предназначена для  детей младшего дошкольного возраста. Способствует формированию звуковой структуры речи....