Картотека по формированию грамматического строя речи
картотека по развитию речи
Игры по развитию грамматического строя речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_po_formirovaniyu_grammaticheskogo_stroya.docx | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр по формированию грамматического строя речи
Дидактическая игра по формированию грамматического строя речи
(старшая и подготовительная группа)
Цель:
- обогащать словарь детей – упражнять в замене числительных 4,5,6,7 словами четверо, пятеро, шестеро, семеро и изменять эти числительные по падежам.
Игровой материал: карточки с изображениями детенышей животных в количестве 4-х, 5-ти, 6-ти, 7-ми. Зеленые и красные фишки.
Iвариант игры
Ход игры.
Воспитатель показывает детям книжку «Волк и семеро козлят» и спрашивает: «Сколько козлят было у козы?» Можно сказать по-разному – семь и семеро. Слова семь и семеро обозначают одно и то же число (или одно и то же количество).
1.Воспитатель предлагает поиграть в игру «Сколько их?»
Для игры нужно взять карточку с изображением детенышей животных, сосчитать их и назвать их количество та же, как в сказке говорилось о семи козлятах (семеро). Каждый играющий должен четко назвать числительное вместе с названием животных: четверо поросят, пятеро зайчат, семеро медвежат и т.д.
2.Затем воспитатель перемешивает карточки, лежащие изображением вниз, и предлагает детям, снова взять по одной или две.
- Сейчас вы будете по порядку называть количество и название детенышей. Начинать будут те, у кого 4 детеныша. Постарайтесь запомнить, кто у вас изображен и в каком количестве. А теперь переверните карточки и ответьте на вопрос: «Кого не стало?» (Не стало шестерых поросят и т.д.). Если ребенок правильно согласовал в родительном падеже числительное с существительным, то получает зеленую фишку, если ошибся – красную.
Воспитатель привлекает внимание детей к тому, что изменилось окончание слов, обозначающих количество. Было шестеро поросят, а теперь это слово в предложении звучит по-другому: шестерых.
3.Предлагает детям заканчивать предложения; «А догадаться, кому из вас следует закончить мое предложение, сможете тогда, когда будете смотреть на свою карточку с детенышами животных».
- Хозяйка принесла корытце с едой…(четырем поросятам) – заканчивает ребенок, у которого они изображены на карточке.
- Охотник увидел в берлоге … (пятерых медвежат).
- По стволу и веткам сосны весело прыгали … (пятеро бельчат).
- Девочка решила напоить молочком своих…(шестерых котят).
- Лиса принесла добычу своим…(семерым лисятам).
- Утка громким кряканьем подзывала своих…(восьмерых утят).
- Коршун спланировал на пищащих и бегающих по двору…(шестерых цыплят).
- Собака громким лаем прогнала с огорода забредших туда … (пятерых поросят).
- Бабушка любовалась игрой с клубком ниток веселых… (четверых котят).
- Из-за сарая слышалось хрюканье … (пятерых поросят).
4. Воспитатель предлагает детям выполнить упражнение – выбрать из 5 слов те, которые можно соединить со словами четверо, пятеро …и назвать те, к которым подходят слова четыре, пять и т.д.
Примерный набор слов:
Дети, девочки, карандаши, стулья, старики;
Зебры, кубики, строители, артисты, дома;
Слоны, вороны, автомобили, мячи, козы и др.
Вывод: слово четверо и подобные могут употребляться в речи, когда говорят о детенышах животных и людях, а слова: четыре, пять и др. когда речь идет о строениях, транспорте, посуде, одежде, игрушках и т.п.
5. Воспитатель предлагает играющим составить с такими словами предложение про кого-нибудь или про что-нибудь. За правильное выполнение дети получают зеленые фишки, за ошибки – красные.
II вариант игры
Дети получают по одной полоске, в клетках которой написаны цифры от 1 до 10 и нарисованы разные предметы. Цифры обозначают количество предметов в каждой клетке.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
флаг | чайник | цветок | гриб | огурец | дом | карандаш | кубик | мяч | заяц |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
чашка | ёлка | лейка | лопатка | ваза | курица | бабочка | стрекоза | слива | ромашка |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
солнце | ведро | яблоко | дерево | колесо | кольцо | платье | решето | облако | пальто |
1.Воспитатель предлагает детям поочередно посчитать предметы на своей карточке, называя количество того, что нарисовано на ней (один нож, два утёнка, три домика и т.д.).
2. «Снова про себя сосчитайте свои предметы и постарайтесь заметить, когда и на каком числе изменяются окончания слов при счете. Положите на эти карточки фишки» (Окончания существительных и числительных изменяются на словах два, две, пять.
«Что вы заметили при счете предметов от 2-х до 5-ти и от 5-ти до 10-ти?» (окончания в словах не изменяются, он одинаковые).
3. «Снова назовите все предметы про себя на своей карточке и ответьте на вопрос: «С каким из этих 3-х слов: мои, моя, моё – можно назвать все ваши предметы?»
«Я буду называть отдельные слова, а вы к ним будете добавлять названия подходящих предметов – из тех, которые нарисованы на ваших карточках. Это слова: две, один, одно, два, одна (два облака, два мяча и др.).
Воспитатель обращает внимание, что к слову два прибавили предметы сразу двое детей, хотя ко всем предметам на карточках они раньше подобрали разные слова: мой, мое.
Оценка: за правильное выполнение дети получают зеленые фишки, за ошибки – красные.
Дидактическая игра по формированию грамматического строя речи
(младшая, средняя, старшая группа)
«Один и много»
Цель
Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
Научить умению слушать сверстника и отзываться вовремя, когда речь идет об одинаковых предметах (средняя и старшая группы).
Игровой материал
- Парные картинки с изображениями игрушек, на одной из которыхнарисован один предмет, а на другой – несколько таких же предметов: мячи, неваляшки, пирамидки, лошадки, грузовики, зайчата.
- Наборное полотно
- Две коробки разной величины (мл. и средняя группы).
- Картинки с изображениями детенышей диких и домашних животных (старшая группа).
Ход игры
В младшей группе играют 4 или 6 детей.
- Рассмотрите картинки. Что нарисовано на одной, что на другой.
- Раздать каждому игроку по одной картинке.
- У кого мячик? А у кого мячики?
3. Раскладывание по коробочкам: в маленькую коробочку – картинки с одной игрушкой, в большую – с несколькими игрушками.
_ Чего у тебя теперь нет? (пирамидки, пирамидок и т.д.
- Выставляют картинки на наборное полотно: верхний рая – картинки с одной игрушкой, нижний – с несколькими. Назвать игрушки – одна лошадка, много лошадок и т.д.
В средней группе играют 6 детей
Используется методический приём – сюжетный рассказ по ходу которого дети упражняются в назывании сущ-х мн. Числа в И.п.и Р.п. и выполняют игровые действия с карточками.
- Построили дети для своих кукол детский сад и пошли в магазин за игрушками. Подошли они к магазину и увидели на витрине вот такие игрушки (выставляет наборное полотно с карточками, на которых изображено по одной игрушке). Дети перечисляют игрушки на витрине.
- Но ведь кукол много в детском саду, и игрушек им надо много. Зашли они в магазин и спрашивают продавца, есть ли в магазине такие же игрушки, как на витрине. Продавец отвечает, что есть, но продают их не по одной, а сразу по несколько штук. Дети обращаются к продавцу так: «Дайте мне, пожалуйста, много лошадок (пирамидок, неваляшек …), получают карточки с игрушками.
- Потом дети попросили снять продавца с витрины игрушки и тоже продать им, ведь все равно в магазине больше не осталось таких игрушек. А когда завезут другой товар, то и витрину выставят другие игрушки.
Упаковка игрушек в коробки разной величины.
- Кого я назову по имени, положит в маленькую коробочку карточку с одной игрушкой и скажет, что он положил (Одну неваляшку), а тот, у кого много таких игрушек, положит свою карточку в большую коробку и скажет: «Много неваляшек». Всем нужно быть внимательными и не пропустить свою очередь. Положить товар в нужную коробку.
В старшей группе воспитатель показывает детям картинки с изображением детеныша или птенца диких и домашних животных и уточняет их название.
1. Затем предлагает поиграть в игру:
- Каждый получит картинку с изображением детеныша или птенца. Тот, перед кем я положу фишку, должен четко сказать, как называются много таких детенышей или птенцов. Кто назовет правильно- получит фишку.
Картинки и слова для упражнения:
Бельчонок – бельчата верблюжонок – верблюжата
Львенок-львята жеребенок-жеребята
Орленок-орлята лосенок-лосята
Поросенок-поросята совенок-совята
Крольчонок-крольчата ягненок-ягнята
Гусенок-гусята слоненок-слонята
Пингвиненок- пингвинята страусенок-страусята и др.
Упражнение проводится в достаточно быстром темпе, пр повторении используются другие картинки.
- Работа над правильным употреблением существительных множественного числа в родительном падеже.
- Интересно, знаете ли вы, где можно увидеть этих детенышей? Давайте поиграем теперь так. Я разделю вас на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы получат по одной картинке. Каждый, глядя на свою картинку, назовет, кто на ней нарисован. Потом обратится по имени к кому-нибудь из другой подгруппы и спросит: «Где можно увидеть много таких детенышей? Тот, кого спросят, должен ответить на вопрос: «Орлят можно увидеть в гнезде высоко в горах».
За правильные ответы дети получают фишки.
Примечание. Картинки с изображениями детенышей и птенцов диких животных можно использовать из книги Е.Чарушина «Детки в клетке».
Дидактическая игра по формированию грамматического строя речи
(младшая, средняя, группа)
«Что у нас получится»
Цель
Упражнять детей в согласовании прилагательных с родом и числом существительных.
Игровой материал
Цветные прямоугольники из картона и карточки такого же размера с прорезями силуэтов предметов быта: посуды, одежды, игрушек.
Ход игры
Воспитатель кладет на середину стола прямоугольники цветной стороной вниз.
Для детей младшей группы – красного, синего, желтого и зеленого цветов, а для средней – оранжевого, розового, голубого, серого. Показывает игровые действия. На цветной прямоугольник накладывает карточку с прорезью предмета: «Что же у меня получилось? – «У меня получился зеленый чайник» (образец ответа).
Затем раздает детям младшей группы по 2 карточки с предметами, обозначающимися существительными разного рода (флажок и пирамидка; ведро и лопатка и т.п.) и предлагает детям наложить их на цветные прямоугольники, а потом рассказать, что у них получилось.
Далее дети получают карточки с предметами, при описании которых в ответе нужно согласовывать прилагательные с тремя родами существительных, а также с множественным числом. (У меня получились желтые носки, красные туфли, зеленые брюки…)
Дети средней группы могут получить сразу по 4 карточки.
Задание: назовите те предметы, про которые можно сказать: красная, синяя, зеленая, желтая или красное, синее, зеленое и т.д. (цвета могут быть другими).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.
Картотека дидактических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выполнена по пособию Р.И. Лалаевой, Н.В.Серебряковой "Коррекция общего недоразвития речи у д...
Картотека игр по теме: «Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе».
В данной картотеке представлены игры на:- образование новых слов с помощью суффикса;- согласование существительных с числительными в роде, числе и падаже;- образование относительных прилагательн...
КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Картотека игр...
Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамма...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.
У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...
картотека по формированию грамматического строя речи
картотека предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Способствует формированию звуковой структуры речи....