Игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста
Если Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете ему предложить сыграть в следующие игры: «Поймай звук» Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), а ребенок должен хлопнуть, услышав заданный звук. «Где спрятался звук?» Взрослый произносит слова, а ребенок определяет место заданного звука в слове (в начале, середине или конце). Помним: в начале и конце слова – один звук, а в середине- все остальные! Найдем звук С в словах: сок- в начале, нос- в конце, астра- в середине, мост- в середине. «Зоркий глаз» Ребенку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове. «Кто больше?» Ребенок и взрослый по очереди произносят слова на определенный звук. «Сложи звуки» Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок проговаривает составленные из них слоги (слова). Например: [м], [а] – ма, [д],[о],[м] –дом.
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда и ошибки в речи и на письме (вместо «квадрат»- «кадват», вместо «лимон»- «лимонт»). В том случае, когда родители понимают, насколько важно для ребенка развитие фонематического слуха, и занимаются с ним, к пяти годам ребенок уже умеет определять на слух , есть ли в слове определенный звук, и сам подбирает на заданный звук слова. Но довольно часто дети путают похожие звуки- твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие. Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить: Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из звуков. | «Скажи наоборот» Взрослый произносит два- три звука, а ребенок должен их произнести в обратном порядке. «Угадай звук» Взрослый произносит три- четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах (звук Ш). «Подумай, не торопись» Предложите ребенку несколько заданий на сообразительность: - подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол»; - вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова «сыр» (воробей, грач,…); - подбери слово, чтобы первый звук был К, а последний- А (кошка, коза,…) «Цепочка» Ребёнку предлагается повторить похожие слова в названном порядке (вначале по два, затем - по три). При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность подбора слов в том, что они аналогичны по звуковому составу и не содержат труднопроизносимых звуков: МАК – БАК, ТОК – ТУК, БЫК – БОК, ДОМ – ДЫМ, МОТОК – КАТОК – ПОТОК, БАТОН – БУТОН – БЕТОН, ВАТКА – ВЕТКА – КЕПКА. И т.д. «Отбей слоги мячом»(или прохлопай) Взрослый говорит слово. Ребёнок, отбивая мячом об пол (или хлопая в ладоши), делит слово на части.
Звук - это то, что мы слышим и произносим. Букву мы произносим, видим и пишем. Звук на письме обозначается буквой. Детям дошкольного возраста достаточно, запомнить, что буква обозначает звук «Р» и выучить ее, как «Р», а не «эр», «Л», а не «эль», «Ш», а не «ша» и т.д. ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Гласные звуки- это звуки, при произнесении которых выходящий воздух изо рта не встречают преграды. В русском языке шесть гласных звуков: [А],[О], [У], [И], [Ы], [Э] На схемах гласные звуки обозначают красным цветом. А вот гласных букв – десять: А,О,У,Ы,И,Э,Я,Е,Ё,Ю. Шесть гласных букв - А, О, У, И, Ы, Э- соответствуют звукам. Четыре гласные буквы- Е,Ё,Ю,Я- йотированные, то есть обозначают два звука Я- [ЙА], Ё- [ЙО], Ю- [ЙУ], Е- [ЙЭ] в следующих случаях: в начале слова (яма, юла), после гласного звука (маяк, заюшка), после мягкого и твердого знаков (подъём, семья). В остальных случаях йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук (берёза- [б’ир’оза], мяч- [м’ач’]. |
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №24»
Развитие фонематического слуха у детей
учитель-логопед Бочарова О.В.
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Согласные звуки- это звуки, при произнесении которых воздух , выходящий изо рта, встречает преграду. Глухость и звонкость согласных звуков определяется по работе голосовых связок и проверяется рукой, положенной впереди на шею. Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [К],[П],[С],[Т],[Ф],[Х],[Ц],[Ч],[Ш],[Щ]. Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [Б],[В],[Г],[Д],[Ж],[З],[Й],[Л],[М],[Н],[Р] Твердость и мягкость согласных звуков определяется на слух. Согласные звуки [Б],[В],[Г],[Д],[З],[К],[Л],[М],[Н],[П],[Р],[С],[Т],[Ф],[Х] могут быть твердыми, если после них стоят гласные буквы А,О,У,Ы,Э и мягкими, если после них стоят гласные буквы И,Ю,Я,Е,Ё (Ь). Всегда твёрдые согласные – Ж,Ш,Ц. Всегда мягкие согласные – Й,Ч,Щ. Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом. Мягкие согласные на схемах обозначаются зеленым цветом. л и м о н
|