Буклет для родителей "Развитие фонематического слуха у детей"
консультация по логопедии (старшая группа)

Бочарова Оксана Викторовна

В буклете вы найдете  игры по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста, характеристику звуков русского языка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Если Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете ему предложить сыграть в следующие игры:

«Поймай звук»

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), а ребенок должен хлопнуть, услышав заданный звук.

«Где спрятался звук?»

Взрослый произносит слова, а ребенок определяет место заданного звука в слове (в начале, середине или конце).

Помним: в начале и конце слова – один звук, а в середине- все остальные!

Найдем звук С в словах: сок- в начале, нос- в конце, астра- в середине, мост- в середине.

«Зоркий глаз»

Ребенку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

«Кто больше?»

Ребенок и взрослый по очереди произносят слова на определенный звук.

«Сложи звуки»

Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок проговаривает составленные из них слоги (слова). Например:

[м], [а] – ма, [д],[о],[м] –дом.

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.

Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда и ошибки в речи и на письме (вместо «квадрат»- «кадват», вместо «лимон»- «лимонт»).

В том случае, когда родители понимают, насколько важно для ребенка развитие фонематического слуха, и занимаются с ним, к пяти годам ребенок уже умеет определять на слух , есть ли в слове определенный звук, и сам подбирает на заданный звук слова. Но довольно часто дети путают похожие звуки- твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие  и свистящие. 

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:      Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов.                Слова состоят из звуков.

«Скажи наоборот»

Взрослый произносит два- три звука, а ребенок должен их произнести в обратном порядке.

«Угадай звук»

Взрослый произносит три- четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах (звук Ш).

«Подумай, не торопись»

Предложите ребенку несколько заданий на сообразительность:

- подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол»;

- вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова «сыр» (воробей, грач,…);

- подбери слово, чтобы первый звук был К, а последний- А (кошка, коза,…)

«Цепочка»                                              Ребёнку предлагается повторить похожие слова в названном порядке (вначале по два, затем - по три). При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность подбора слов в том, что они аналогичны по звуковому составу и не содержат труднопроизносимых звуков: МАК – БАК, ТОК – ТУК, БЫК – БОК, ДОМ – ДЫМ, МОТОК – КАТОК – ПОТОК, БАТОН – БУТОН – БЕТОН, ВАТКА – ВЕТКА – КЕПКА. И т.д.

«Отбей слоги мячом»(или прохлопай)                                                    Взрослый говорит слово. Ребёнок, отбивая мячом об пол (или хлопая в ладоши), делит слово на части.                                                                                                                                                                                                         

Звук - это то, что мы слышим и произносим.                                                           Букву мы произносим, видим и пишем.          Звук на письме обозначается буквой.

 Детям дошкольного возраста достаточно, запомнить, что буква обозначает звук «Р» и выучить ее, как «Р», а не «эр», «Л», а не «эль», «Ш», а не «ша» и т.д.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Гласные звуки- это звуки, при произнесении которых выходящий воздух изо рта не встречают преграды.

В русском языке шесть гласных звуков:

[А],[О], [У], [И], [Ы], [Э]

На схемах гласные звуки обозначают красным цветом.

А вот гласных букв – десять:

А,О,У,Ы,И,Э,Я,Е,Ё,Ю.

Шесть гласных букв - А, О, У, И, Ы, Э- соответствуют звукам.

Четыре гласные буквы- Е,Ё,Ю,Я- йотированные, то есть обозначают два звука

Я- [ЙА], Ё- [ЙО], Ю- [ЙУ], Е- [ЙЭ] в следующих случаях: в начале слова (яма, юла), после гласного звука (маяк, заюшка), после мягкого и твердого знаков (подъём, семья). В остальных случаях йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук (берёза- [б’ир’оза], мяч- [м’ач’].

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №24»

Развитие фонематического слуха у детей

     

слух1.jpg

                                                  учитель-логопед

                                                      Бочарова О.В.

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Согласные звуки- это звуки, при произнесении которых воздух , выходящий изо рта, встречает преграду.

Глухость и звонкость согласных звуков определяется по работе голосовых связок и проверяется рукой, положенной впереди на шею.

Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [К],[П],[С],[Т],[Ф],[Х],[Ц],[Ч],[Ш],[Щ].

Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит):

[Б],[В],[Г],[Д],[Ж],[З],[Й],[Л],[М],[Н],[Р]

Твердость и мягкость согласных звуков определяется на слух.

Согласные звуки [Б],[В],[Г],[Д],[З],[К],[Л],[М],[Н],[П],[Р],[С],[Т],[Ф],[Х] могут быть твердыми, если после них стоят гласные буквы А,О,У,Ы,Э и мягкими, если после них стоят гласные буквы И,Ю,Я,Е,Ё (Ь).

Всегда твёрдые согласные – Ж,Ш,Ц.

Всегда мягкие согласные – Й,Ч,Щ.

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

Мягкие согласные на схемах обозначаются зеленым цветом.

                          л    и    м    о    н


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Развитие фонематического слуха у детей"

В буклете  представлены игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительного к школе возраста....

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Буклет "Развитие фонематического слуха у детей в процессе игры".

Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.      Если у ребе...

Буклет для родителей "Игры на развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет"

Большое значение в формировании правильной речи ребенка имеет фонематический слух. Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения,   ус...

Буклет "Развитие слухового внимания и фонематического слуха у детей от 3 до 4 лет".

Игры по развитию слухового внимания и фонематического слуха для детей от 3 до 4 лет. Распечатываем и получаем буклет....