Программа самообразования: «Логосказка в коррекционной развивающей работе как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
проект по логопедии (старшая группа)

Леушкина Мария Михайловна

В современном дошкольном образовании связная речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как с развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.    

Особую сложность представляет развитие связной речи. Когда детям бывает трудно не только связно и последовательно рассказывать необходимые лексико-грамматические средства для точного оформления своих высказываний. Учителю - логопеду нужно помочь ребенку не только восполнить нехватку речевых средств, но и преодолеть трудности планирования монолога. В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, одним из эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Многие авторы в своих работах отмечают, что отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи эмоциональный дискомфорт. Поэтому учителю - логопеду в совместной работе с воспитателями необходимо обеспечивать положительный настрой и поддерживать интерес к выполняемым упражнениям, закреплять и совершенствовать в новой ситуации. Сказка является хорошим помощником в этой работе. Ведь сказка - это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения. Их любят все, но в жизни ребенка она значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Волшебный мир раздвигает рамки обычной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya_uchitelya_-_logopeda_2022.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №124»

Программа

Профессионального саморазвития учителя – логопеда

Сроки реализации программы: 2022 – 2023 уч6ебный год.

«Логосказка в коррекционной развивающей работе как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Пояснительная записка

Актуальность проблемы:

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. В настоящее время становится все более заметным увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи. Дошкольники с ТНР существенно отстают от нормально развивающихся сверстников особенно в овладении навыками связной речи.

Связная речь – это умение развернуто, последовательно, полно, связно, грамматически правильно, логично, образно, эмоционально передавать свои мысли, вести диалог, пересказывать прочитанное или самостоятельно составлять текст.

В современном дошкольном образовании связная речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как с развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.    

Проблема развития связной речи является одной из актуальных, так как

  •  Связная речь является одной из самых сложных форм обучения дошкольников.
  •  От уровня развития связной речи зависит

- умение общаться с людьми,

- общее интеллектуальное развитие,

- интеллигентность и культура человека.

  • Сразу после дошкольного детства у детей начинается новый и очень ответственный этап взросления – школа. Если ребенок, идущий в школу, не будет владеть развитой связной речью, то он не сможет:

- давать развернутые ответы на сложные вопросы;

- аргументировано и логично излагать свои мысли;

- авторитетно отстаивать свое мнение;

- воспроизводить содержание текстов художественной литературы и произведений устного народного творчества;

- писать изложения и сочинения.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что особую сложность представляет развитие связной речи. Когда детям бывает трудно не только связно и последовательно рассказывать необходимые лексико-грамматические средства для точного оформления своих высказываний. Учителю - логопеду нужно помочь ребенку не только восполнить нехватку речевых средств, но и преодолеть трудности планирования монолога. В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, одним из эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Многие авторы в своих работах отмечают, что отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи эмоциональный дискомфорт. Поэтому учителю - логопеду в совместной работе с воспитателями необходимо обеспечивать положительный настрой и поддерживать интерес к выполняемым упражнениям, закреплять и совершенствовать в новой ситуации. Сказка является хорошим помощником в этой работе. Ведь сказка - это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения. Их любят все, но в жизни ребенка она значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Волшебный мир раздвигает рамки обычной жизни.

Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно выделить следующие виды логосказок:

- артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики);

- пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков);

- фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);

- лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);

- сказки, способствующие формированию связной речи;

- сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).

При помощи логосказок осуществляется интеграция различных видов деятельности таких как: развитие речи, игровая, коммуникативная, театрализованная, музыкальная, физкультурно-оздоровительная.

Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям:

  • Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям).
  • Самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении).
  • Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию).
  • Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки).
  • Произвольность (от переживания эмоциональных переживаний сказочных героев – через оценку своих поступков – к динамическому равновесию исполняемых действий в игре).
  • Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету).

Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности в области развития речи благодаря использованию в коррекционной развивающей работе логосказкок как средство развития связной речи.

Задачи:

Работа с детьми.

  • Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, умение задавать вопросы и правильно отвечать на них.
  • Развивать новую ступень ведения диалога — от соучастия к сотрудничеству
  • Учить составлять предложения из четырех, пяти и более слов по демонстрации действия
  • Совершенствовать употребление лексико-грамматических категорий
  • Развивать воображение, внимание, память, умение анализировать.

Работа педагога (учителя - логопеда)

  • Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по данному направлению.
  • Разработать перспективный план работы с детьми и родителями по развитию связной речи.
  • Разработать различные формы работы с родителями по данной тематике (консультации, памятки, папки – передвижки, мастер – классы, родительские собрания).

Работа с родителями

  • Изучить, насколько готовы родителя к активному сотрудничеству по данной теме (анкетирование).
  • Осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения опыта по развитию связной речи.
  • Привлечь родителей к работе по данной теме совместно с детьми.

Источники самообразования: Специализированная литература (методическая, публицистическая, художественная), интернет – ресурсы, мастер – классы, курсы.

Ожидаемый результат самообразования:

  1. Повышение качества коррекционно – развивающей работы;
  2. Совершенствование развивающей речевой среды:
  3. Разработка и апробирование дидактических материалов, заданий, текстов.
  4. Совершенствование диалогической и монологической форм речи, умение задавать вопросы и правильно отвечать на них.
  5. Помочь перейти на качественно новую ступень ведения диалога — от соучастия к сотрудничеству

Планируемые результаты самообразования:

  1. Разработка дидактических материалов;
  2. Решение коррекционно-воспитательных (воспитание доброты, гуманности, выдержки, ответственности, самопожертвования, патриотизма); коррекционно-развивающих (развитие познавательных процессов, просодической стороны речи, умение передавать образ через мимику, жест, движения); коррекционно-образовательных задач;
  3. Публикация статей в интернет сообществах на городском уровне

Дата начала работы над темой: сентябрь 2022 учебный год.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 учебный год.

Этапы реализации программы:

I этап подготовительный.

  • Изучение литературы по данной теме.
  • Диагностика детей с нарушениями речи.
  • Подготовка материальной и методической базы.
  • Разработка критериев эффективности проекта.

Критерии эффективности.

  • Звукопроизношение
  • Фонематические процессы
  • Лексико-грамматические категории
  • Связанная речь
  • Общая и мелкая моторика

II этап – основной.

  • Разработать цикл логосказок и апробировать их в программе.
  • Разработать дидактический материал по теме (картотека артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, игр на развитие мелкой моторики, развитие речевого дыхания);
  • Показ театрализованных представлений для детей.

III этап - заключительный.

  • Анализ достигнутых результатов.
  • Презентация опыта, видео – фотоматериалы.

2022 – 2023 уч.г.

Месяц

Содержание работы

Взаимодействие с родителями

В течение всего периода

Изучение литературы по теме, изучение интернет-ресурса, просмотр вебинаров по теме.

Сентябрь-октябрь

Проведение диагностики уровня развития связной речи

Анкетирование с целью определения готовности родителей к активному сотрудничеству по данной теме

Сентябрь

Составление плана работы.

Индивидуальные консультации

Октябрь

Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме

Привлечение к изготовлению атрибутов для игровой деятельности.

Ноябрь

«Логосказки – средство коррекции связной речи дошкольников»

Индивидуальные консультации

Декабрь

Ознакомление родителей: «Что такое логосказка?»

Знакомство родителей с «логопедическими сказками», побуждение к использованию логосказок в совместной деятельности с  детьми с целью коррекции связной речи

Январь

Оформление папок с дидактическим материалом по теме.

Индивидуальные консультации

Февраль - Март

Проведение индивидуальной и групповой работы с детьми

с использованием логосказок.

Совместное с детьми изготовление игрушек. Методические рекомендации по теме

Апрель

Показ театрализованных представлений для детей

Приглашение на показ логосказки

Май

Проведение повторной диагностики уровня развития связной речи

Отчёт по теме самообразования за год.

Анкетирование с целью определения результативности проделанной работы.

Список литературы

  1. Жулина Елена Викторовна, Медведская Ирина Викторовна ПРИМЕНЕНИЕ АВТОРСКОЙ ЛОГОСКАЗКИ В КОРРЕКЦИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-4.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб: Речь, 2016. – 320 с.
  3. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии; Развивающая Сказкотерапия – Санкт - Петербург. 2006.
  4. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.— СПб.: ДETC "Г НО ПРЕСС, 2004.- 528 с.
  5. Новиковская О.А.Конспекты комплексных занятий по сказкам. Вступительная статья. - Санкт - Петербург. 2007.
  6. Сакович Н.А.Практика сказкотерапии. Санкт - Петербург. 2005г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

Театрализованные игры, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Статья на тему "Театральные игры, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста" поможет подобрать интересные методы развития речи у ребенка дошкольного возраста....

Проект «Моделирование как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Моделирование представляет собой целенаправленный процесс исправления психических (речевых) и физических недостатков развития у детей путем построения и изучения моделей каких-либо явлений, предметови...

МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются вопросы использования метода наглядного моделирования как средства обучения связной речи детей старшего дошкольного возраста...

План самообразование учителя- логопеда в ДОУ «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой ...

Обобщение опыта работы по теме " Использование сказки как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

обобщение оыта работы по теме "  Использование сказки  как средства  развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"...