Программа самообразования: «Логосказка в коррекционной развивающей работе как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
проект по логопедии (старшая группа)
В современном дошкольном образовании связная речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как с развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.
Особую сложность представляет развитие связной речи. Когда детям бывает трудно не только связно и последовательно рассказывать необходимые лексико-грамматические средства для точного оформления своих высказываний. Учителю - логопеду нужно помочь ребенку не только восполнить нехватку речевых средств, но и преодолеть трудности планирования монолога. В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, одним из эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Многие авторы в своих работах отмечают, что отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи эмоциональный дискомфорт. Поэтому учителю - логопеду в совместной работе с воспитателями необходимо обеспечивать положительный настрой и поддерживать интерес к выполняемым упражнениям, закреплять и совершенствовать в новой ситуации. Сказка является хорошим помощником в этой работе. Ведь сказка - это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения. Их любят все, но в жизни ребенка она значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Волшебный мир раздвигает рамки обычной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoobrazovaniya_uchitelya_-_logopeda_2022.docx | 28.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №124»
Программа
Профессионального саморазвития учителя – логопеда
Сроки реализации программы: 2022 – 2023 уч6ебный год.
«Логосказка в коррекционной развивающей работе как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Пояснительная записка
Актуальность проблемы:
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. В настоящее время становится все более заметным увеличение количества детей с тяжелыми нарушениями речи. Дошкольники с ТНР существенно отстают от нормально развивающихся сверстников особенно в овладении навыками связной речи.
Связная речь – это умение развернуто, последовательно, полно, связно, грамматически правильно, логично, образно, эмоционально передавать свои мысли, вести диалог, пересказывать прочитанное или самостоятельно составлять текст.
В современном дошкольном образовании связная речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как с развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.
Проблема развития связной речи является одной из актуальных, так как
- Связная речь является одной из самых сложных форм обучения дошкольников.
- От уровня развития связной речи зависит
- умение общаться с людьми,
- общее интеллектуальное развитие,
- интеллигентность и культура человека.
- Сразу после дошкольного детства у детей начинается новый и очень ответственный этап взросления – школа. Если ребенок, идущий в школу, не будет владеть развитой связной речью, то он не сможет:
- давать развернутые ответы на сложные вопросы;
- аргументировано и логично излагать свои мысли;
- авторитетно отстаивать свое мнение;
- воспроизводить содержание текстов художественной литературы и произведений устного народного творчества;
- писать изложения и сочинения.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что особую сложность представляет развитие связной речи. Когда детям бывает трудно не только связно и последовательно рассказывать необходимые лексико-грамматические средства для точного оформления своих высказываний. Учителю - логопеду нужно помочь ребенку не только восполнить нехватку речевых средств, но и преодолеть трудности планирования монолога. В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, одним из эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Многие авторы в своих работах отмечают, что отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи эмоциональный дискомфорт. Поэтому учителю - логопеду в совместной работе с воспитателями необходимо обеспечивать положительный настрой и поддерживать интерес к выполняемым упражнениям, закреплять и совершенствовать в новой ситуации. Сказка является хорошим помощником в этой работе. Ведь сказка - это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения. Их любят все, но в жизни ребенка она значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Волшебный мир раздвигает рамки обычной жизни.
Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно выделить следующие виды логосказок:
- артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики);
- пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков);
- фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);
- лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);
- сказки, способствующие формированию связной речи;
- сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).
При помощи логосказок осуществляется интеграция различных видов деятельности таких как: развитие речи, игровая, коммуникативная, театрализованная, музыкальная, физкультурно-оздоровительная.
Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям:
- Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям).
- Самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении).
- Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию).
- Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки).
- Произвольность (от переживания эмоциональных переживаний сказочных героев – через оценку своих поступков – к динамическому равновесию исполняемых действий в игре).
- Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету).
Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности в области развития речи благодаря использованию в коррекционной развивающей работе логосказкок как средство развития связной речи.
Задачи:
Работа с детьми.
- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, умение задавать вопросы и правильно отвечать на них.
- Развивать новую ступень ведения диалога — от соучастия к сотрудничеству
- Учить составлять предложения из четырех, пяти и более слов по демонстрации действия
- Совершенствовать употребление лексико-грамматических категорий
- Развивать воображение, внимание, память, умение анализировать.
Работа педагога (учителя - логопеда)
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по данному направлению.
- Разработать перспективный план работы с детьми и родителями по развитию связной речи.
- Разработать различные формы работы с родителями по данной тематике (консультации, памятки, папки – передвижки, мастер – классы, родительские собрания).
Работа с родителями
- Изучить, насколько готовы родителя к активному сотрудничеству по данной теме (анкетирование).
- Осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения опыта по развитию связной речи.
- Привлечь родителей к работе по данной теме совместно с детьми.
Источники самообразования: Специализированная литература (методическая, публицистическая, художественная), интернет – ресурсы, мастер – классы, курсы.
Ожидаемый результат самообразования:
- Повышение качества коррекционно – развивающей работы;
- Совершенствование развивающей речевой среды:
- Разработка и апробирование дидактических материалов, заданий, текстов.
- Совершенствование диалогической и монологической форм речи, умение задавать вопросы и правильно отвечать на них.
- Помочь перейти на качественно новую ступень ведения диалога — от соучастия к сотрудничеству
Планируемые результаты самообразования:
- Разработка дидактических материалов;
- Решение коррекционно-воспитательных (воспитание доброты, гуманности, выдержки, ответственности, самопожертвования, патриотизма); коррекционно-развивающих (развитие познавательных процессов, просодической стороны речи, умение передавать образ через мимику, жест, движения); коррекционно-образовательных задач;
- Публикация статей в интернет сообществах на городском уровне
Дата начала работы над темой: сентябрь 2022 учебный год.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 учебный год.
Этапы реализации программы:
I этап подготовительный.
- Изучение литературы по данной теме.
- Диагностика детей с нарушениями речи.
- Подготовка материальной и методической базы.
- Разработка критериев эффективности проекта.
Критерии эффективности.
- Звукопроизношение
- Фонематические процессы
- Лексико-грамматические категории
- Связанная речь
- Общая и мелкая моторика
II этап – основной.
- Разработать цикл логосказок и апробировать их в программе.
- Разработать дидактический материал по теме (картотека артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, игр на развитие мелкой моторики, развитие речевого дыхания);
- Показ театрализованных представлений для детей.
III этап - заключительный.
- Анализ достигнутых результатов.
- Презентация опыта, видео – фотоматериалы.
2022 – 2023 уч.г.
Месяц | Содержание работы | Взаимодействие с родителями |
В течение всего периода | Изучение литературы по теме, изучение интернет-ресурса, просмотр вебинаров по теме. | |
Сентябрь-октябрь | Проведение диагностики уровня развития связной речи | Анкетирование с целью определения готовности родителей к активному сотрудничеству по данной теме |
Сентябрь | Составление плана работы. | Индивидуальные консультации |
Октябрь | Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме | Привлечение к изготовлению атрибутов для игровой деятельности. |
Ноябрь | «Логосказки – средство коррекции связной речи дошкольников» | Индивидуальные консультации |
Декабрь | Ознакомление родителей: «Что такое логосказка?» | Знакомство родителей с «логопедическими сказками», побуждение к использованию логосказок в совместной деятельности с детьми с целью коррекции связной речи |
Январь | Оформление папок с дидактическим материалом по теме. | Индивидуальные консультации |
Февраль - Март | Проведение индивидуальной и групповой работы с детьми с использованием логосказок. | Совместное с детьми изготовление игрушек. Методические рекомендации по теме |
Апрель | Показ театрализованных представлений для детей | Приглашение на показ логосказки |
Май | Проведение повторной диагностики уровня развития связной речи Отчёт по теме самообразования за год. | Анкетирование с целью определения результативности проделанной работы. |
Список литературы
- Жулина Елена Викторовна, Медведская Ирина Викторовна ПРИМЕНЕНИЕ АВТОРСКОЙ ЛОГОСКАЗКИ В КОРРЕКЦИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-4.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб: Речь, 2016. – 320 с.
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии; Развивающая Сказкотерапия – Санкт - Петербург. 2006.
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.— СПб.: ДETC "Г НО ПРЕСС, 2004.- 528 с.
- Новиковская О.А.Конспекты комплексных занятий по сказкам. Вступительная статья. - Санкт - Петербург. 2007.
- Сакович Н.А.Практика сказкотерапии. Санкт - Петербург. 2005г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Эффективность опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт позволит повысить интерес ре...
Театрализованные игры, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Статья на тему "Театральные игры, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста" поможет подобрать интересные методы развития речи у ребенка дошкольного возраста....
Проект «Моделирование как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Моделирование представляет собой целенаправленный процесс исправления психических (речевых) и физических недостатков развития у детей путем построения и изучения моделей каких-либо явлений, предметови...
Цикл занятий по использованию театрализованной игры как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
перспективное планирование по развитию связной речи у детей с ЗПР...
МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматриваются вопросы использования метода наглядного моделирования как средства обучения связной речи детей старшего дошкольного возраста...
План самообразование учителя- логопеда в ДОУ «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой ...
Обобщение опыта работы по теме " Использование сказки как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"
обобщение оыта работы по теме " Использование сказки как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"...