Презентация опыта работы по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
материал
Предварительный просмотр:
Презентация опыта работы по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Автор: Шевелева Татьяна Михайловна воспитатель
СП МАОУ Борковской СОШ Тюменская область, Тюменский район
Борки 2022
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.
Главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения. Отчет ребенка является своеобразным рассказом обо всем, что произошло. Слово для детей становится опорой действия и мысли.
Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Специальное выделение в образовательном процессе познавательно – исследовательской деятельности представляется по следующим причинам.
- К концу дошкольного возраста, по словам Э. Эриксона, ребенка характеризует предельно развитое чувство инициативы. В его деятельности прослеживаются разные мотивирующие моменты: придумывать интересный замысел, создавать вещь, общаться слаженно, взаимодействовать со сверстниками, узнавать новое или понимать устройство вещей.
- Познавательно – исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого «детского экспериментирования» с предметами или вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему? зачем? как?)
- Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представление о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими речевыми формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.
Поэтому, понимая какое значение имеет детское экспериментирование в развитии речи и интеллектуальных способностей, мы стараемся создать условия для исследовательской активности ребенка. В группе я организовала опытно-экспериментальный уголок, разработала дидактические игры познавательного характера, изготовила мнемотаблицы для проведения опытов, подобрала методический материал.
Использую в своей работе технологию А.И. Савенкова, и учу детей:
- видеть проблему;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- анализировать полученный в ходе исследования материал;
- делать выводы и умозаключения.
- подготовить и защитить итоговый продукт (сообщение, доклад, макет…)
Для развития каждого умения использую специальные упражнения.
- Умение видеть проблемы
Под проблемой понимают сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. Сам процесс познания истолковывается как последовательный переход от ответов на одни вопросы ответам на другие вопросы, вставшие после того, как первые были решены.
Для развития умения видеть проблемы я подобрала специальные задания и упражнения.
«Смотреть на мир чужими глазами»
Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять свою точку зрения. Смотреть на объект исследования с разных сторон.
Суть упражнения состоит в продолжении ребенком неоконченного рассказа, предложенного воспитателем. Делается акцент на продолжение рассказа несколькими способами.
Например, «Матвей не пошел сегодня в детский сад потому, что…».
Ребенок должен продолжить рассказ, побывав в роли родителей (папы, мамы), бабушки, дедушки, затем в роли друга (недруга), в роли кошки (собаки) и т.д.
Ответы детей: «потому, что заболел ангиной», «потому, что не захотел рано ставать в детский сад», потому, что ему купили велосипед», потому, что он испугался большого драчуна», «ему захотелось поиграть с кошкой».
В ходе выполнения этого задания я стремлюсь к тому, чтобы дети были раскованы и отвечали смело. Стараюсь отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы и воздерживаюсь от критики.
«Сколько значений у предмета»
Детям предлагаю, какой – либо хорошо знакомый предмет со свойствами, также хорошо известными. Это может быть камень, бумага, кубик деревянный и мн. др.
Задание: найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.
Ответы детей: расколоть камнем орехи, сделать каменное ограждение для ручья, подложить камни под ножки стола, чтоб он стал выше и т.д.; делают бумажную одноразовую посуду, скатерти, деньги, карты, обои…
Поощряю самые оригинальные, самые неожиданные ответы, и. конечно же чем их больше, тем лучше.
Игра «Карусель»
Данная игра создает ощущение быстрой смены событий. Предлагаю детям мысленно «сесть на карусель». Для этого дети встают в круг, берутся за концы лент, привязанных к обручу, который воспитатель держит над головой. После каждого оборота остановка в разных мирах.
Например, мы остановились в «мире Воды». Эта ситуация позволяет детям заметить вокруг себя то, что не замечали раньше: капли дождя, текущие по стеклу, вода в блюдце, вытекшая из цветочного горшка, капли воды на полу…
- Учимся выдвигать гипотезы.
Одним из главных умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предложения.
Гипотеза – это предположительное, вероятное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Они дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.
Упражнение «Давайте вместе подумаем, как собака находит своего хозяина, если она потерялась?»
Ответы детей: находит по запаху; когда она гуляет с хозяином, смотрит по сторонам и все, потом запоминает, а потом вспоминает, когда бежит; ее находят другие люди и приводят хозяину.
«Почему птицы летают и не падают?»
Ответы детей: птицам помогают летать крылья, перья, кости, потому что они лёгкие, пустые внутри…
- Учимся задавать вопросы.
Вопрос рассматривается как форма выражения проблемы, гипотеза – способ решения проблемы.
Например, «Какие вопросы помогут узнать тебе о предмете, лежащем на столе?» Размещаем на столе, к примеру, куклу.
Ответы детей: Что это? Почему здесь лежит? Кто принес?
Затем предлагаю подумать и ответить: «Представь, что к тебе подошел незнакомый человек. Какие три вопроса он задал бы тебе?
Ответы детей: Как тебя зовут? Где твой дом? Куда ты идешь?
- Учимся давать определения понятиям.
Есть предметы, явления, события, и есть понятия о них. В понятии находят отражение не все, а лишь основные, существенные признаки определяемых предметов. Определить понятие – значит указать, что оно означает, выявить признаки. Для того, чтобы научить детей старшего дошкольного возраста определять понятия, я использую относительно простые приемы: описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение, различение, обобщение, загадки.
Например, прием сравнение позволяет выявить сходство и различие. Использую игры «Летает – не летает»; «Общее и особенное». В этой игре детям предъявляю два объекта и предлагаю объяснить, чем они схожи и чем отличаются друг от друга. Выигрывал тот, кто назвал больше признаков и аргументировал свои версии.
Например, слон и гора – они очень большие, но слон живой, гора нет; человек и обезьяна – ходят на двух ногах, человек разговаривает; самолет и птица- летают, самолёт -это устройство по подобию птицы, созданное человеком, а птица живая;
- Учимся классифицировать.
Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область. Для развития умения классифицировать я применяю всем известные игры «Четвертый лишний», «Раздели предмет».
- Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное.
Умение выделить главную мысль, найти факты, ее подтверждающее важнейшее качество, требующееся при обработке материалов, добытых в исследовании, подготовке их к публичному выступлению.
Наиболее простой методический прием, позволяющий это делать – использование простых графических схем (мнемотаблиц). Это качество я формирую в процессе занятий по обучению рассказыванию, а именно при пересказе текстов. Предлагаю детям после нескольких полных пересказов, попытаться рассказать коротко, о чем рассказ, выделить главное.
- Учимся делать выводы и умозаключения.
Сопоставляем два объекта, и в результате выясняем, чем они сходны и что может дать знание о свойствах одного объекта пониманию другого объекта. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии, я использую такие упражнения.
Например, прошу детей назвать как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными.
Ответы детей: стекло, лед, пластик.
Когда ответов накопилось множество, мы подводим итог. Дети приходят к заключению, что каждый ответ правильный. Правы были все, но каждый по - своему.
- Учимся наблюдать.
Наблюдательность – сплав мышления и внимательности. Ребенок анализирует объект, сравнивает, оценивает, находит общее с другими. Для развития внимания и наблюдательности предлагаю следующие упражнения.
Например, рассматриваем вместе предмет (кукла, машинка). Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу детей вспомнить и назвать все его детали.
В задании «Парные картинки», содержащие различия, предлагаю детям найти 10 отличий.
В задании «Найди ошибки художника» - формирую умение анализировать зрительные образы.
- Формируем умения и навыки проведения экспериментов.
Эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки сравнения. Эксперименты бывают мысленные.
Например, детям предлагаю рассмотреть рисунки и ответить на вопросы, стоящие перед ними. На рисунках изображены часы, свисток, скорая помощь, петушок, плачущий ребенок.
Вопрос: «Кто громче всех звучит, а кто и что тише всех?» Уровень ответов может быть разным.
Ответы детей: свисток сильнее звучит, чем часы; голос петушка тише, чем гудок машины скорой помощи и т.д.
Можно провести мысленный эксперимент - спросить ребенка: "Что можно сделать из листа бумаги?", "Какой вид транспорта самый быстрый?". А можно провести опыт с реальными предметами - определить плавучесть предметов, свойства воздуха, как исчезает вода и т. д.)
Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и свойствами. Организуя занятие, я привлекаю внимание детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта (все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования). Затем детям предоставляется возможность поэкспериментировать самим.
Результатом опытов будет формулирование каких – либо причинно-следственных связей (если…, то…; потому, что…). Один из наборов для экспериментирования я оставляю в группе, в уголке экспериментирования, где им можно воспользоваться.
Таким образом, поддерживая интерес детей, я позволяю им воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.
Предлагаемая методика Савенкова А.И. позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в детском саду. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности. От определения проблемы, до представления и защиты полученных результатов.
Для занятий даю специальную «папку исследователя» (на лист картона формата А4 наклеены небольшие (3Х3 см) кармашки из плотной белой бумаги. На каждом кармашке схематическое изображение «метода исследования»:
- «подумать самостоятельно».
• «спросить у другого человека»
• «наблюдение и эксперимент».
• «узнать из книги»
• «посмотреть в компьютере»
В эти кармашки дети будут вкладывать картинки с собранной информацией, карточки с рисунками, обозначающими темы возможных детских исследований, картинки с изображением различных предметов, действий с предметами…
Не будут лишними, также небольшие кафедры, мантии и академические головные уборы.
Для того чтобы показать детям как вести себя на каждом из этапов исследовательского поиска выбираю на добровольных началах пару наиболее активных ребят. Желательно подобрать детей энергичных, активных, с хорошо развитой речью.
Они вместе со мной будут выполнять главную работу исследователей от первого до последнего этапа, все остальные дети участвуют как активные помощники.
Шаг первый — выделенная нами пара «исследователей» определяет тему своего исследования. Для того чтобы дети смогли это сделать, предложить им заготовленные карточки с различными изображениями — темами будущих исследований.
После короткого обсуждения, дети обычно останавливают свой выбор на какой-либо теме — выбирают ту или иную карточку.
Объясняю исследователям, что их задача - получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом их исследования и подготовить о нем сообщение — небольшой доклад
Начнем с обычных проблемных вопросов, например: «Что мы должны сделать вначале?» «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?»
Используемые методы исследования позволяют отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных каналов (зрение, слух, вкус, температура и т. п.).
При проведении учебных исследований, сообщить об усвоенном важно, прежде всего, тому, кто это сообщение подготовил.
После выступления исследователей — завершения доклада, обязательно устраиваю его обсуждение, даю слушателям возможность задать вопросы.
После освоения общей схемы деятельности, переходим к другому варианту организации этой работы — самостоятельной исследовательской практике детей. Теперь каждый желающий ребенок сам будет проводить собственное исследование.
В ходе занятия дети должны иметь полную свободу перемещений по группе.
Вооружившись всем необходимым, ребенок начинает действовать самостоятельно: включается в собственный исследовательский поиск. Задача педагога — выполнять обязанности активного помощника, консультанта исследователей, помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.
Как только подготовлены первые сообщения, детей можно собрать и усадить для прослушивания докладов. Надеваю на докладчика мантию и специальный головной убор. В качестве кафедры может служить небольшой столик.
Правила для педагогов при использовании технологии А. И. Савенкова
Не заниматься наставлениями; помогать детям действовать независимо, не давать прямых инструкций относительно того, чем они будут заниматься.
- На основе тщательного наблюдения и оценки определять сильные и слабые стороны детей.
- Не сдерживать инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
- Научить детей прослеживать межпредметные связи; не торопится с вынесенными суждениями.
- Помогать, детям научится управлять процессом усвоения знаний.
- Подходить ко всему творчески.
Соблюдение этих рекомендаций дает хороший эффект, но не менее значимо и другое, методика исследовательского обучения помогает детям:
- уметь видеть проблему и ставить вопросы;
- уметь доказывать;
- делать выводы;
- высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Используемая литература:
1. Савенков, А. И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» : Лекции 5–8. / А. И. Савенков. — М. : Педагогический университет «Первое сентября». - 2007. — 92 c.
2. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников / А. И. Савенков. Серия: - Издательство: Дом Федорова. – 2010.
3. Савенков А.И. Как научить ребенка приобретать знания. «Академия К» 2002 г. М.: Просвещение 2000 г
4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду – М.: Просвещение, 1974 г.
5. Белобрыкина О.А. Речь и общение «Академия К», 1998 г.
6. Тугушева Г.П. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Эффективность опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт позволит повысить интерес ре...
Обобщение опыта работы по теме «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»
стендовый доклад представляет собой обобщение опыта работы воспитателя по теме "Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"....
Проект на тему: «Театрализованная деятельность – как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
АктуальностьРазвитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.(Л. С. Выготский)...
Обобщение опыта работы по теме: «Художественный труд – как всестороннее средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Художественный труд — это не только интересное для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Создание конкретного продукта – увлекательное занятие для детей дошк...
Проектная деятельность как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
В статье раскрываются особенности работы над развитием связной речи через проектную деятельность. Описана работа над связной речью во всех образовательных областях....
Обобщение опыта работы по теме " Использование сказки как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"
обобщение оыта работы по теме " Использование сказки как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"...
ОПЫТ РАБОТЫ ТЕМА: «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Актуальность исследования. Введение ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений, к...