Проект «Моделирование как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа) на тему

Багинская Надежда Леонидовна

Моделирование представляет собой целенаправленный процесс исправления психических (речевых) и физических недостатков развития у детей путем построения и изучения моделей каких-либо явлений, предметовили систем объектов. В процессе моделирования окружающих объектов совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные и практические навыки.

Современное общество предъявляет четкие требования к человеческой речи: она должна быть грамотной, уместной, выразительной, богатой. Развитие речи идет в течение всей жизни человека, однако именно в дошкольном детстве происходит закладка так называемого фундамента.Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. В речи детей существует множество проблем: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение, бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, трудности в построении монолога, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи, неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса, темп речи. Главной задачей в развитии связной речи ребенка является совершенствование монологической речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poekt_modelirovanie.docx69.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2»

Проект

«Моделирование как средство развития связной речи у детей старшего

дошкольного возраста»

Выполнила: Багинская Н.Л

воспитатель первой категории

с.Черниговка

2014 год

  • Проект: долгосрочный, групповой, исследовательски-творческий.

Участники проекта: дети, воспитатели групп, родители воспитанников.

Актуальность темы

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка.

Развитие связной речи – одна из важнейших задач работы с детьми и необходимое условие для их успешного обучения в школе. Эти утверждения основаны на том, что в процессе развития связной речи детей развивается их мышление, восприятие, наблюдательность.

Старшие дошкольники иногда поступают в школу, имея нарушения в связной речи, которые выражаются в неумении удерживать в памяти последовательность содержания, являющегося планом рассказа-описания; фрагментарном запечатлении словесного материала; трудностях выделения существенных признаков предмета и перечислении их в определенной последовательности; недостаточном использовании выразительных средств при составлении рассказа.

По мнению психологов, педагогов, использование метода моделирования облегчает процесс формирования связной речи. В современной научной литературе моделирование рассматривается как исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей.

Моделирование представляет собой целенаправленный процесс исправления психических (речевых) и физических недостатков развития у детей путем построения и изучения моделей каких-либо явлений, предметов или систем объектов. В процессе моделирования окружающих объектов совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные и практические навыки.

Современное общество предъявляет четкие требования к человеческой речи: она должна быть грамотной, уместной, выразительной, богатой. Развитие речи идет в течение всей жизни человека, однако именно в дошкольном детстве происходит закладка так называемого фундамента.Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. В речи детей существует множество проблем: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение, бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, трудности в построении монолога, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи, неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса, темп речи. Главной задачей в развитии связной речи ребенка является совершенствование монологической речи

Цель проекта:формировать условияобеспечивающие развитие связной речи в процессе наглядного моделирования.

Задачи проекта:

  1. Обосновать влияние моделирования в процессе развития связной речи.
  2. Выявить и раскрыть комплекс условий, направленных на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Провести ОЭР (обобщающую экспериментальную работу), разработать и апробировать серию непосредственной образовательной деятельности по моделированию, направленные на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза:

 Развития связной речи будет эффективным у детей старшего дошкольного возраста, если педагог:

  • разрабатывает специальный комплекс моделей направленных на развитие связной речи (схема – план картина, план модели для обучения пересказывания);
  • научит детей составлять модели для описательного рассказа (по образцу);
  • предлагает детям в процессе самостоятельной деятельности моделирование, используя практические методы (игры и упражнения в составлении модели).

Предполагаемый результат.

Дети должны уметь вычленять и называть признаки объект: умение перечислять признаки объекта в определенной последовательности,умение видеть сходства признаков объекта,умение видеть различия признаков объекта.

Умение составлять описательный рассказ:умение связно рассказывать об объекте описания,умение выразительно рассказывать об объекте описания,умение последовательно рассказывать об объекте описания.

Владеть литературными нормами и правилами родного языка:использование формул выражения словесной вежливости,умение правильно употреблять слова в речи,умение исправлять ошибки в речи.

Свободно пользоваться лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей:умение подбирать слова со сходным значением,умение подбирать существительные к прилагательным, умение употреблять слова в соответствии со смыслом.

Умение пользоваться моделями:умение определять пространственное положение объекта,умение воспринимать объект как систему признаков,умение группировать объекты по признаку.

План организации и проведения моделирования по развитию связной речи:

  1. НОД Тема«Опиши животное».

Цель: формирование умения составлять описательный рассказ по опорным картинкам.

Материал: картинки-схемы для составления описательного рассказа.

  1. НОД Тема «Любимая игрушка».

Цель занятия: учить детей правильно называть игрушки, их качество. Расширить представление о свойстве игрушек. Формировать умение проявлять интерес и любознательность при наблюдении и исследовании предметов. Передавать информацию из наблюдений. Развивать познавательные процессы: слухоречевую память, логическое мышление, зрительное внимание. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительным. Активизировать речь детей в процессе экспериментирования. Развивать тонкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.Воспитывать бережное отношение к игрушкам, дружеские взаимоотношения.

Оборудованиекоробочка с игрушками, клубок ниток, игрушки из разного материала: резины, дерева, железа, пластмассы, два стакана: один из стекла, другой из пластмассы, емкость с водой,бросовый материал, природный материал, цветной картон, пластилин.

3.НОД Тема: «Из чего сделаны наши игрушки».

Цель: пополнить знания детей о том какие бывают игрушки (деревянные, мягкие, резиновые, пластмассовые), ввести понятие бумажной игрушки, на примере экспериментального опыта познакомить со свойством бумаги (бумага бывает: тонкая, прозрачная, толстая, плотная).

Задачи: учить детей составлять описательный рассказ об игрушке по схеме графического моделирования и с помощью вопросов воспитателя (какого цвета, какого размера, с какой геометрической формой схожа, из какого материала сделана, из каких частей состоит, как с ней играют, кто с ней играет, твоё отношение к игрушкам). Развивать мышление, память, связную речь, прививать дошкольникам бережное отношение к игрушкам.

Оборудование: фотовыставка «Игрушки моей семьи» (детские фотографии родителей и детей с игрушками), схемы для описательного рассказа об игрушке, игрушки из различного материала: деревянные матрешки, пластмассовые куклы и пирамидки, мягкие игрушки: зайчик, медвежонок, собачка и другие, клоун, таз с водой, кораблики из картона и салфеток. Корзинки с спрятанными игрушками, накрытые цветными платками. Схемы с описанием признаков игрушки к дидактической игре «Угадай игрушку по описанию».

4. НОД Тема: «Составим рассказ вместе».

Цель: формирование связного речевого высказывания; развитие логического мышления; развитие умения творчески закончить рассказ с опорой на предметные картинки.

Оборудование: стилизованные предметные картинки для составления наглядной модели рассказа:лицо мальчика,лыжи, солнце и ручейки, дом, вопросительный знак, самокат, санки, коньки, кораблик, сачок.

5. НОД Тема: «Использование схем и моделирования при составлении описательного рассказа по репродукции картины В. М. Васнецова «Аленушка»

Задачи:закрепление навыка составления описательного рассказа по картине мастера живописи.  Обогащение новой лексикой.  Развитие наблюдательности и зрительного внимания. Обучение восприятию мира человека (вглядываясь в его лицо). Развитие логического мышления и творческого воображения. Употребление слов, обозначающих оттенки цветов. Употребление грамматически правильно составленных предложений. Воспитание интереса к произведению живописи.

Оборудование: репродукция картины В. М. Васнецова «Аленушка», серия карточек – символов.

6. НОД Тема «Составление рассказов по картине «Ежи».

Задачи:Формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием. Формировать умение составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого пункта плана. Упражнять в подборе слов, близких по значению; в отгадывании описательных загадок на заданную тему. Воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его; оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор. Развивать внимание, память.

Оборудование:картина, элементы картины.

7.НОД Тема«Дикие животные»

Задачи. Продолжать укреплять мышцы артикуляционного аппарата. Познакомить детей с рассказом Е. Чарушина «Что за зверь?», подвести детей к разгадыванию загадки, которая спрятана в рассказе. Продолжать упражнять в пересказе произведения по опорным схемам - картинкам. Обучать правильному употреблению существительных множественного числа в родительном падеже с предлогом «у». Обогащать словарный запас словами - родственниками. Помочь запомнить слова, обозначающие различные звуки: треск, шуршание, хруст, скрип, шипение, визг, скрипение. Развивать логическое мышление, слуховое внимание, вслушиваться в звучание слов, быстро находить отсутствующий звук в слове, четко произносить все звуки. Воспитывать стремление говорить правильно.

8. НОД Тема: “Составление описательных рассказов по картине «На севере диком»

Задачи. Продолжать учить детей составлять рассказы описания по картине (пейзаж).

Обогащать словарь дошкольников эмоционально-окрашенной лексикой: белоснежный, жемчужный, скрипучий, голубовато-розовый, эстетическими и искусствоведческими терминами (пейзаж, полотно, репродукция). Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.

Оборудование: лирическаямузыка; мольберт; репродукции картин И.И. Шишкина “На севере диком.”, В.В.Переплетчиков “Зимой в лесу”; Н.А.Пластов “Первый снег”.

9.    НОД Тема. «Составление рассказа по картине «Белка»

Дети сами учатся составлять схемы-модели

10. Игра-занятие «Фразовый конструктор»

S73F0565.JPG

Описание: планшет размером 50×80см с магнитами; наборы карточек 8×8см:

1) предметные картинки;

2) схематические картинки;

3) серия сюжетных картинок

В игре могут участвовать от одного до нескольких игроков. Игра может использоваться на индивидуальных, групповых и фронтальных Педагогических занятиях.

Цель. Учить составлять предложения, пересказывать текст, составлять сюжетный рассказ с опорой на картинки. Формировать лексико-грамматические представления. Развивать внимание, память, мышление, воображение, связную речь.

Ход.  Игра включат в себя несколько комплектов карточек, и используется в зависимости от уровня сформированности речи, этапа обучения и возраста ребенка. На первых этапах педагог самостоятельно подбирает группу карточек, объясняя, почему карточки идут друг за другом в определенной последовательности, и просит ребенка составить по ним предложение. Далее ребенок может подбирать карточки сначала на предложенную тему, затем самостоятельно выбирать и составлять любые предложения.

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине в своей работе я использовала прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.

Работа с сериями картинок.

  1. Детям раздают картинки одной серии в любой последовательности. Дают план рассказа, по которому дети должны расположить их в нужном порядке. Вслед за эти предлагают составить рассказ.
  2. Детям раздают серию картинок для определения их последовательности. Начинаю рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам.
  3. Детям дают по одной картинке и каждый рассказывает, что нарисовано на его картинке. В заключении один ребенок составляет полный рассказ по всем картинкам. Дети самостоятельно придумывают имена персонажей.
  4. Каждый ребенок получает серию картинок. Его задача – подобрать в последовательном порядке картинки – эпизоды и передать содержание каждой из них, составив целый рассказ.
  5. Все картинки перемешиваю, каждому ребенку раздаю по две-три. Дети обмениваются картинками так, чтобы подобрать нужную серию.
  6. Дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, потом переворачивают картинки и рассказывают их содержание по памяти.
  7. Дети рассматривают серию картинок, составляют рассказ, придумывая реплики, диалоги к данному сюжету.
  8. Составив рассказ по серии картинок, дети придумывают к нему название, а также дополняют его описание предыдущего связного высказывания. В модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

Игры и творческие задания для освоения модели с картинками

Игры с «подзорной трубой» учат детей выделять объекты, изображенные на картине.  Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине.

«Ожившие предметы». Игра развивает у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.  Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.

«Волшебный гость». Игра учит детей устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине.  В гости к детям приходит волшебник Объединения и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой.

«Живые картинки». Игра учит детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта. Педагог предлагает детям превратиться в конкретные объекты на картине, выясняет их место нахождения. Детям предлагается смоделировать изображение в трехмерном пространстве (например, на ковре). Ребенок должен найти место своего объекта относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о его местонахождении.

Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада «Ягодка»:

Изготовление схема-план для обучения дошкольников последовательности при составлении описательных рассказов по теми: «Опиши животное», «Любимая игрушка», «Из чего сделаны наши игрушки», «Составим рассказ вместе», «Белка»

Подбор моделей для обучения детей пересказу и творческому рассказыванию по картинам «Ежи», «На севере диком», «Аленушка», «Дикие животные», «Кошка с котятами», «Лиса с лисятами».

Подбор игр: «Фразовый конструктор», «Подзорная труба», «Ожившие предметы», «Волшебный гость», «Живые картинки», игры «Еж и кот», «Послушай и повтори», «Выложи по порядку.

Картины: «Золотая осень», «Зимние забавы», «Ранняя весна», серии картин.

Работа с родителями.

Знакомство детей с жизнью домашних и диких животных, с явлениями природы.

Помощь в подборе сюжетных картин, серии картин одной темы,

Помощь в изготовлении игр: «Фразовый конструктор», «Подзорная труба.

Презентация: «Моделирование как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Результаты мониторинга по образовательной области «Речевое развитие»

Учебный год

Умение вычленять и называть признаки объекта

Умение составлять описательный рассказ

Владение литературными нормами и правилами родного языка

Свободное пользование лексикой и грамматикой при

выражении своих мыслей

Умение пользоваться моделями

ИТОГО

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

2012-2013

35%

67%

23%

56%

35%

70%

20%

65%

15%

67%

25,6%

65%

Заключение

В процессе реализации проекта была выстроена система работы по использованию метода моделирования в процессе развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста при составлении описательных рассказов, выявлены особенности использования моделирования в процессе составления описательных рассказов.

Анализ детских высказываний показал, что опора на наглядную модель позволила актуализировать и активизировать лексический запас. Рассказы детей стали более полными и связными, отражали причинно-следственные связи.

Форма алгоритма речевого высказывания стала опорой при составлении рассказов. После этого дети сами составляли план своего будущего рассказа. Дети знали, с чего начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.Дети самостоятельно подбирали слова для описания признаков и действий данного объекта. Испытуемые использовали в речи приемы описания объектов (внешний вид, признаки объекта, и др.)

Таким образом моделирование является эффективным средством развития связной речи  при условии, если: педагог научит детей использовать модели для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, используя словесные, наглядные и практические методы, воспитатель дает образец описательного рассказа по предметным картинкам, использует прием сравнительного описания; разрабатывает специальный комплекс моделей направленных на развитие связной речи (схема – план картина, план модели для обучения пересказывания) .

Приложение1.

Конспект непосредственно организованной деятельности.  

Тема «Любимая игрушка»

Цель занятия: учить детей правильно называть игрушки, их качество. Расширить представление о свойстве игрушек. Формировать умение проявлять интерес и любознательность при наблюдении и исследовании предметов. Передавать информацию из наблюдений. Развивать познавательные процессы: слухоречевую память, логическое мышление, зрительное внимание. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительным. Активизировать речь детей в процессе экспериментирования. Развивать тонкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.Воспитывать бережное отношение к игрушкам, дружеские взаимоотношения.

Оборудование: коробочка с игрушками, клубок ниток, игрушки из разного материала: резины, дерева, железа, пластмассы, два стакана: один из стекла, другой из пластмассы, емкость с водой, бросовый материал, природный материал, цветной картон, пластилин.

Предварительная работаопыт с игрушками, изготовление игрушек из разного материала, беседа об игрушках.

Словарная работа: резиновая, пластмассовая, деревянная, железная

Ход занятия:Дети стоят в кругу. Психологический настрой «Круг здоровья».Воспитатель прикрепляет на доске рисунок двух ладошек, на которых написано «Счастье» и «Здоровье». Затем поясняет, что здоровье и радость, как две ладошки помогают друг другу. Дети соединяют ладони друг с другом пальчиками вверх при этом говорят слова:

От всей души
С большой любовью,  

Желаем всем здоровья.

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в путешествие «Мир игрушек», а дорогу нам подскажет волшебный клубочек.

Чтоб дорожку нам найти
Чтобы мимо не пройти.
Чтоб на станцию попасть
Ты клубочек покатись.

Посмотрите, дети куда нас клубочек привел?(Ответы детей).

Станция «Чудесная коробочка».

А хотите посмотреть, что в ней лежит? Игрушки.

Дидактическая игра «Из чего сделана игрушка?»

Цель: назвать игрушку, согласовать прилагательное с существительным. Например: это мячик, он резиновый.

Вторая станция «Угадайка».

Дидактическая игра «Прозрачный, непрозрачный».

Цель: с помощью стакана определить свойства предметов, сделать выводы

Воспитатель: А сейчас мы проделаем опыт. На столе стоят два стакана: как вы думаете, из одного материала они сделаны? (Ответы детей). (Рассматривают каждый стакан). Предлагаю вам поразмышлять: если опустить в стаканы игрушки, в котором будет видно? (Ответы детей). Дети проделывают опыт со стаканами. (Опускают игрушки в оба стакана, делают выводы).

Третья станция «Фокусная».

Дидактическая игра «Тонет, не тонет».

Цель: с помощью воды, определить свойства предметов.

Воспитатель: А сейчас мы проделаем другую работу. На столе лежат игрушки из разного материала: как вы думаете, какая из этих игрушек утонет? (Ответы детей). А теперь проделаем опыт с игрушками (дети бросают игрушки в емкость с водой, делают выводы).

Физкультминутка «Кукла Маша».

Посмотрите машет
Желтою косынкой
Куколка Маша
На лесной тропинке
Машут провожают
Желтые окошки
А вокруг березки
Желтые сережки
За спиной у Маши
Желтое лукошко
На ногах у Маши
Новые сапожки
Праздничный передник
Вышит желтым шелком
И бежит за Машей
Шарик желтый, желтый.

Четвертая станция «Мастерская игрушек»

Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю за столы.Скажите, что мы будем делать?(Ответы детей).

 Сегодня вы будете делать игрушку из разного материала.

Дети самостоятельно выбирают материалы, приступают к выполнению игрушки. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь в ходе работы. После выполнения работы, дети с помощью схемы, рассказывают о своей игрушке.

Воспитатель: На этом наше путешествие закончилось. О чем мы сегодня говорили на занятии? Что вам больше всего понравилось? Что у вас получилось легко? А какие были затруднения?Что вы узнали нового? (Ответы детей). Все ваши игрушки получились разные и очень красивые, вы все хорошо поработали. Молодцы.

Приложение 2.

Конспект непосредственно организованной деятельности.

 Тема «Использование схем и моделирования при составлении описательного рассказа по репродукции картины В. М. Васнецова «Аленушка».

Задачи:Закрепление навыка составления описательного рассказа по картине мастера живописи.Обогащение новой лексикой. Развитие наблюдательности и зрительного внимания. Обучение восприятию мира человека (вглядываясь в его лицо). Развитие логического мышления и творческого воображения. Употребление слов, обозначающих оттенки цветов.Употребление грамматически правильно составленных предложений. Воспитание интереса к произведения живописи.

Оборудование: репродукция картины В. М. Васнецова «Аленушка», серия карточек – символов.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, какие вы стали взрослые и умные. Поздоровайтесь. Сегодня я приглашаю вас и наших гостей в театр, А смотреть мы будем маленький отрывок из русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Займите свои места садитесь поудобнее.

(Инсценировка небольшого отрывка из русской народной сказки).

Воспитатель: Какое настроение у вас вызывает эта картина?

Дети: Грусть, печаль.

Воспитатель: Под впечатлением известной народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», художник Виктор Михайлович Васнецов написал картину, которая называется «Аленушка». И сейчас репродукция этой картины, ребята, перед вами.

Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите на эту картину и скажите, кто изображен на ней?

Дети: Девочка.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, сюжет картины соответствует этой сказке?

Дети: Нет, в сказке по берегу бегал козленок и жалобно звал сестрицу, а Аленушка лежит на дне озера с тяжелым камнем на шее.

Воспитатель: Картина не соответствует сюжету сказки. Виктор Васнецов изображает не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девушки, видимо сироты.

Воспитатель: Ребята, где изображена Аленушка?

Дети: Аленушка изображена почти в центре картины. КАРТОЧКА 1

Воспитатель: А куда смотрит Аленушка? Куда устремлен ее взгляд?

Дети:Аленушка смотрит на воду, но как будто не видит ее. КАРТОЧКА2

Воспитатель: А посмотрите на ее лицо. Вы считаете она веселая, печальная или удивленная?

Дети: Лицо ее выражает тревогу, печаль. КАРТОЧКА3

Воспитатель: Дети, во что одета Аленушка?

Дети: Одета она очень просто, бедно, на ней старый сарафан и блузка. КАРТОЧКА4

Воспитатель: Что делает девушка?

Дети: Аленушка босиком сидит на камне, голову положила на колени.

Воспитатель: Ребята, какие чувства вызывает она у вас?

Дети: Картина навевает грусть. Жалко бедную девушку, которая осталась одна в темном лесу на берегу озера.

Воспитатель: Какие краски использовал художник Васнецов, когда создавал (писал) эту картину? КАРТОЧКА5 (цветовая палитра).

Воспитатель: Где происходит действие картины?

Дети: В лесу, на берегу озера.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите оказаться на берегу этого озера?

Дети: Нет

Физминутка

Раз – два – три – четыре – пять –

В лес отправимся гулять(обычная ходьба)

По извилистым тропинкам

Потихоньку мы пойдем(ходьба «змейкой»)

Может быть, и под листочком

Сладку ягодку найдем(наклоны)

На носочки дети встали,

По дорожкам побежали(бег на носках)

И на каблучках пойдем,

Через кочки перейдем(ходьба на пятках)

Отдохнули, вот и славно.

Поговорим теперь о главном (дети садятся).

Воспитатель: А теперь, ребята, скажите, какое время года изобразил художник? По каким признакам можно определить?

Дети:Художник изобразил раннюю осень. Небо хмурое, листья желтые.

Воспитатель: А сейчас мы будем описывать картину, а помогут нам в этом карточки.

Дети представляют свои рассказы.

Итог. Подведение итога занятия. Оценка рассказов детей.

Приложение 3.

      Игра-занятие «Фразовый конструктор»

S73F0565.JPG

Описание: планшет размером 50×80см с магнитами; наборы карточек 8×8см:

1) предметные картинки;

2) схематические картинки;

3) серия сюжетных картинок

 В игре могут участвовать от одного до нескольких игроков. Игра может использоваться на индивидуальных, групповых и фронтальных Педагогических занятиях.

Цель: Учить составлять предложения, пересказывать текст, составлять сюжетный рассказ с опорой на картинки. Формировать лексико-грамматические представления. Развивать внимание, память, мышление, воображение, связную речь.

Ход.  Игра включат в себя несколько комплектов карточек, и используется в зависимости от уровня сформированности речи, этапа обучения и возраста ребенка. На первых этапах педагог самостоятельно подбирает группу карточек, объясняя, почему карточки идут друг за другом в определенной последовательности, и просит ребенка составить по ним предложение. Далее ребенок может подбирать карточки сначала на предложенную тему, затем самостоятельно выбирать и составлять любые предложения.

Дети знакомятся с понятиями «слова-предметы», «слова-действия «, «слова-признаки», «предлоги». Каждое понятие обозначается определенным символом. Слова-предметы изображены на белых карточках, слова-действия - в движении, слова-признаки - полосатые. Каждая картинка может иметь несколько интерпретаций. Например, «девочка, сестра, дочка». Картинка со стаканом может обозначать «чай, сок, компот» и т.д.

«Послушай, повтори». Педагог читает рассказ и по ходу выставляет опорные картинки. Далее повторяет текст и просит ребенка его повторить, опираясь на карточки.

«Выложи по порядку». Педагог читает рассказ и просит ребенка самостоятельно подобрать и расставить картинки. Далее педагог повторяет текст и проверяет правильность выбранных картинок и их последовательность. Затем просит ребенка самостоятельно повторить рассказ.

Приведем пример проведенной игры «Еж и кот».

Однажды к нам во двор зашел ёж. Во дворе он нашёл арбузную корку. Пока ёж ел корку, сзади к нему подкрался кот. Кот прыгнул на ежа и наколол себе лапу. Запищал кот, захромал и убежал домой.

Игры с «подзорной трубой» учат детей выделять объекты, изображенные на картине.  Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине.

 «Ожившие предметы». Игра развивает у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.  Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.

 «Волшебный гость». Игра учит детей устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине.  В гости к детям приходит волшебник Объединения и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой.

«Живые картинки». Игра учит детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта. Педагог предлагает детям превратиться в конкретные объекты на картине, выясняет их место нахождения. Детям предлагается смоделировать изображение в трехмерном пространстве (например, на ковре). Ребенок должен найти место своего объекта относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о его местонахождении.

 Кроме того, в работе можно использовать игру «Фразовый конструктор».

Литература.

  1. Алексеева М. М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.  М.: Академия. -2009.-404с. 
  2. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Обучение связной речи детей 6-7 лет. Картинно-графические планы рассказов (комплект из 30 наглядных пособий) / БардышеваТ. Ю., Моносова Е. Н. М.: Скрипторий-2003; -2012. - 30 с.
  3. Богуславская В. В. Моделирование текста / Богуславская В. В.  М.: ЛКИ, -2013. -280 с.
  4. Венгер Л. Формирование познавательных способностей в дошкольном детстве // Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка / Под ред. БурменскойГ. - М.: МПСИ, -2005.- с 365-381
  5. Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности / ВенгерА. Л.  М.: ОИРО, -2010. -432 с.
  6. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. М.: Либроком, -2013. -144 с.
  7. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи // Гвоздев А. Н. М.: Детство-Пресс, серия: Педагогический basis, -2007. -480 с.
  8. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. 2-7 лет / Гербова В. В. М.: Мозаика-Синтез, -2010.
  9. Зырянова Л. Н. Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях / Л. Н. Зырянова, Т. В. Лужбина. М.: Феникс, 2012.  272с.
  10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Глава 3 Особенности развития связной речи у детей.  М.: Издательский центр «Академия», -2002. -416 с.
  11. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Психическое развитие детей в норме и патологии/.КоломинскийЯ.Л, Панько Е.А. Спб: Питер, -2004. -480 с.
  12. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольника / ЛеушинаА. М.  // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. Л., -1980.  Т. 35. -21-72 с.
  13. Логинова В. И., ГуровичЛ.М. Развитие разговорной речи у детей дошкольного возраста // Научно-педагогические идеи. ЛогиновойВ. И.  СПб., -1995. -122-129с.
  14. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).  Улан-Удэ, 1974 // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М:. "Флинта", "Наука" Под редакцией КожинойМ.Н.-2003. -144-146с.
  15. Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет/ ПоддьяковН. Н.  Сфера, -2010.  -144 с.
  16. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам / Ткаченко Т. А.  М.: Владос; -2013. -48 с.
  17. Ушакова О.С.,Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / УшаковаО. С., Струнина Е. М.  М.: Владос; -2010. -288 с.
  18. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. - М.: Знание, -1984. - 80 с.
  19. Шадрина Л. Г., Фомина Е. П. Развиваем связную речь/ ШадринаЛ. Г., Фомина Е. П.  М.: Сфера, -2012.  -128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование-как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста

Формирование у ребенка обобщенного представления о логической последовательности текста, на которые они ориентируются в самостоятельной речевой деятельности...

Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь    имеет    основные...

Проект Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации.

Тема: «Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации».Введение. Развитие связной речи является центральной задаче...

МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются вопросы использования метода наглядного моделирования как средства обучения связной речи детей старшего дошкольного возраста...

«Моделирование, как средство развития связной речи для детей дошкольного возраста»

Что сделать, чтобы ребенок добился успехов в учебе? Этот вопрос волнует большинство родителей будущих школьников....

Моделирование, как средство развития связной речи для детей дошкольного возраста

В основу моделирования входит принцип замещения. С помощью моделирования,  можно исследовать какие-либо явления, путем изучения модели.  Модель – это образ процесса или явления. Он мож...