Проект «Моделирование как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа) на тему
Моделирование представляет собой целенаправленный процесс исправления психических (речевых) и физических недостатков развития у детей путем построения и изучения моделей каких-либо явлений, предметовили систем объектов. В процессе моделирования окружающих объектов совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные и практические навыки.
Современное общество предъявляет четкие требования к человеческой речи: она должна быть грамотной, уместной, выразительной, богатой. Развитие речи идет в течение всей жизни человека, однако именно в дошкольном детстве происходит закладка так называемого фундамента.Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. В речи детей существует множество проблем: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение, бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, трудности в построении монолога, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи, неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса, темп речи. Главной задачей в развитии связной речи ребенка является совершенствование монологической речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2»
Проект
«Моделирование как средство развития связной речи у детей старшего
дошкольного возраста»
Выполнила: Багинская Н.Л
воспитатель первой категории
с.Черниговка
2014 год
- Проект: долгосрочный, групповой, исследовательски-творческий.
Участники проекта: дети, воспитатели групп, родители воспитанников.
Актуальность темы
Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка.
Развитие связной речи – одна из важнейших задач работы с детьми и необходимое условие для их успешного обучения в школе. Эти утверждения основаны на том, что в процессе развития связной речи детей развивается их мышление, восприятие, наблюдательность.
Старшие дошкольники иногда поступают в школу, имея нарушения в связной речи, которые выражаются в неумении удерживать в памяти последовательность содержания, являющегося планом рассказа-описания; фрагментарном запечатлении словесного материала; трудностях выделения существенных признаков предмета и перечислении их в определенной последовательности; недостаточном использовании выразительных средств при составлении рассказа.
По мнению психологов, педагогов, использование метода моделирования облегчает процесс формирования связной речи. В современной научной литературе моделирование рассматривается как исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей.
Моделирование представляет собой целенаправленный процесс исправления психических (речевых) и физических недостатков развития у детей путем построения и изучения моделей каких-либо явлений, предметов или систем объектов. В процессе моделирования окружающих объектов совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные и практические навыки.
Современное общество предъявляет четкие требования к человеческой речи: она должна быть грамотной, уместной, выразительной, богатой. Развитие речи идет в течение всей жизни человека, однако именно в дошкольном детстве происходит закладка так называемого фундамента.Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. В речи детей существует множество проблем: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение, бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, трудности в построении монолога, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи, неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса, темп речи. Главной задачей в развитии связной речи ребенка является совершенствование монологической речи
Цель проекта:формировать условияобеспечивающие развитие связной речи в процессе наглядного моделирования.
Задачи проекта:
- Обосновать влияние моделирования в процессе развития связной речи.
- Выявить и раскрыть комплекс условий, направленных на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
- Провести ОЭР (обобщающую экспериментальную работу), разработать и апробировать серию непосредственной образовательной деятельности по моделированию, направленные на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза:
Развития связной речи будет эффективным у детей старшего дошкольного возраста, если педагог:
- разрабатывает специальный комплекс моделей направленных на развитие связной речи (схема – план картина, план модели для обучения пересказывания);
- научит детей составлять модели для описательного рассказа (по образцу);
- предлагает детям в процессе самостоятельной деятельности моделирование, используя практические методы (игры и упражнения в составлении модели).
Предполагаемый результат.
Дети должны уметь вычленять и называть признаки объект: умение перечислять признаки объекта в определенной последовательности,умение видеть сходства признаков объекта,умение видеть различия признаков объекта.
Умение составлять описательный рассказ:умение связно рассказывать об объекте описания,умение выразительно рассказывать об объекте описания,умение последовательно рассказывать об объекте описания.
Владеть литературными нормами и правилами родного языка:использование формул выражения словесной вежливости,умение правильно употреблять слова в речи,умение исправлять ошибки в речи.
Свободно пользоваться лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей:умение подбирать слова со сходным значением,умение подбирать существительные к прилагательным, умение употреблять слова в соответствии со смыслом.
Умение пользоваться моделями:умение определять пространственное положение объекта,умение воспринимать объект как систему признаков,умение группировать объекты по признаку.
План организации и проведения моделирования по развитию связной речи:
- НОД Тема«Опиши животное».
Цель: формирование умения составлять описательный рассказ по опорным картинкам.
Материал: картинки-схемы для составления описательного рассказа.
- НОД Тема «Любимая игрушка».
Цель занятия: учить детей правильно называть игрушки, их качество. Расширить представление о свойстве игрушек. Формировать умение проявлять интерес и любознательность при наблюдении и исследовании предметов. Передавать информацию из наблюдений. Развивать познавательные процессы: слухоречевую память, логическое мышление, зрительное внимание. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительным. Активизировать речь детей в процессе экспериментирования. Развивать тонкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.Воспитывать бережное отношение к игрушкам, дружеские взаимоотношения.
Оборудование: коробочка с игрушками, клубок ниток, игрушки из разного материала: резины, дерева, железа, пластмассы, два стакана: один из стекла, другой из пластмассы, емкость с водой,бросовый материал, природный материал, цветной картон, пластилин.
3.НОД Тема: «Из чего сделаны наши игрушки».
Цель: пополнить знания детей о том какие бывают игрушки (деревянные, мягкие, резиновые, пластмассовые), ввести понятие бумажной игрушки, на примере экспериментального опыта познакомить со свойством бумаги (бумага бывает: тонкая, прозрачная, толстая, плотная).
Задачи: учить детей составлять описательный рассказ об игрушке по схеме графического моделирования и с помощью вопросов воспитателя (какого цвета, какого размера, с какой геометрической формой схожа, из какого материала сделана, из каких частей состоит, как с ней играют, кто с ней играет, твоё отношение к игрушкам). Развивать мышление, память, связную речь, прививать дошкольникам бережное отношение к игрушкам.
Оборудование: фотовыставка «Игрушки моей семьи» (детские фотографии родителей и детей с игрушками), схемы для описательного рассказа об игрушке, игрушки из различного материала: деревянные матрешки, пластмассовые куклы и пирамидки, мягкие игрушки: зайчик, медвежонок, собачка и другие, клоун, таз с водой, кораблики из картона и салфеток. Корзинки с спрятанными игрушками, накрытые цветными платками. Схемы с описанием признаков игрушки к дидактической игре «Угадай игрушку по описанию».
4. НОД Тема: «Составим рассказ вместе».
Цель: формирование связного речевого высказывания; развитие логического мышления; развитие умения творчески закончить рассказ с опорой на предметные картинки.
Оборудование: стилизованные предметные картинки для составления наглядной модели рассказа:лицо мальчика,лыжи, солнце и ручейки, дом, вопросительный знак, самокат, санки, коньки, кораблик, сачок.
5. НОД Тема: «Использование схем и моделирования при составлении описательного рассказа по репродукции картины В. М. Васнецова «Аленушка»
Задачи:закрепление навыка составления описательного рассказа по картине мастера живописи. Обогащение новой лексикой. Развитие наблюдательности и зрительного внимания. Обучение восприятию мира человека (вглядываясь в его лицо). Развитие логического мышления и творческого воображения. Употребление слов, обозначающих оттенки цветов. Употребление грамматически правильно составленных предложений. Воспитание интереса к произведению живописи.
Оборудование: репродукция картины В. М. Васнецова «Аленушка», серия карточек – символов.
6. НОД Тема «Составление рассказов по картине «Ежи».
Задачи:Формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием. Формировать умение составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого пункта плана. Упражнять в подборе слов, близких по значению; в отгадывании описательных загадок на заданную тему. Воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его; оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор. Развивать внимание, память.
Оборудование:картина, элементы картины.
7.НОД Тема«Дикие животные»
Задачи. Продолжать укреплять мышцы артикуляционного аппарата. Познакомить детей с рассказом Е. Чарушина «Что за зверь?», подвести детей к разгадыванию загадки, которая спрятана в рассказе. Продолжать упражнять в пересказе произведения по опорным схемам - картинкам. Обучать правильному употреблению существительных множественного числа в родительном падеже с предлогом «у». Обогащать словарный запас словами - родственниками. Помочь запомнить слова, обозначающие различные звуки: треск, шуршание, хруст, скрип, шипение, визг, скрипение. Развивать логическое мышление, слуховое внимание, вслушиваться в звучание слов, быстро находить отсутствующий звук в слове, четко произносить все звуки. Воспитывать стремление говорить правильно.
8. НОД Тема: “Составление описательных рассказов по картине «На севере диком»
Задачи. Продолжать учить детей составлять рассказы описания по картине (пейзаж).
Обогащать словарь дошкольников эмоционально-окрашенной лексикой: белоснежный, жемчужный, скрипучий, голубовато-розовый, эстетическими и искусствоведческими терминами (пейзаж, полотно, репродукция). Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.
Оборудование: лирическаямузыка; мольберт; репродукции картин И.И. Шишкина “На севере диком.”, В.В.Переплетчиков “Зимой в лесу”; Н.А.Пластов “Первый снег”.
9. НОД Тема. «Составление рассказа по картине «Белка»
Дети сами учатся составлять схемы-модели
10. Игра-занятие «Фразовый конструктор»
Описание: планшет размером 50×80см с магнитами; наборы карточек 8×8см:
1) предметные картинки;
2) схематические картинки;
3) серия сюжетных картинок
В игре могут участвовать от одного до нескольких игроков. Игра может использоваться на индивидуальных, групповых и фронтальных Педагогических занятиях.
Цель. Учить составлять предложения, пересказывать текст, составлять сюжетный рассказ с опорой на картинки. Формировать лексико-грамматические представления. Развивать внимание, память, мышление, воображение, связную речь.
Ход. Игра включат в себя несколько комплектов карточек, и используется в зависимости от уровня сформированности речи, этапа обучения и возраста ребенка. На первых этапах педагог самостоятельно подбирает группу карточек, объясняя, почему карточки идут друг за другом в определенной последовательности, и просит ребенка составить по ним предложение. Далее ребенок может подбирать карточки сначала на предложенную тему, затем самостоятельно выбирать и составлять любые предложения.
Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине в своей работе я использовала прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.
Работа с сериями картинок.
- Детям раздают картинки одной серии в любой последовательности. Дают план рассказа, по которому дети должны расположить их в нужном порядке. Вслед за эти предлагают составить рассказ.
- Детям раздают серию картинок для определения их последовательности. Начинаю рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам.
- Детям дают по одной картинке и каждый рассказывает, что нарисовано на его картинке. В заключении один ребенок составляет полный рассказ по всем картинкам. Дети самостоятельно придумывают имена персонажей.
- Каждый ребенок получает серию картинок. Его задача – подобрать в последовательном порядке картинки – эпизоды и передать содержание каждой из них, составив целый рассказ.
- Все картинки перемешиваю, каждому ребенку раздаю по две-три. Дети обмениваются картинками так, чтобы подобрать нужную серию.
- Дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, потом переворачивают картинки и рассказывают их содержание по памяти.
- Дети рассматривают серию картинок, составляют рассказ, придумывая реплики, диалоги к данному сюжету.
- Составив рассказ по серии картинок, дети придумывают к нему название, а также дополняют его описание предыдущего связного высказывания. В модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.
Игры и творческие задания для освоения модели с картинками
Игры с «подзорной трубой» учат детей выделять объекты, изображенные на картине. Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине.
«Ожившие предметы». Игра развивает у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами. Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.
«Волшебный гость». Игра учит детей устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине. В гости к детям приходит волшебник Объединения и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой.
«Живые картинки». Игра учит детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта. Педагог предлагает детям превратиться в конкретные объекты на картине, выясняет их место нахождения. Детям предлагается смоделировать изображение в трехмерном пространстве (например, на ковре). Ребенок должен найти место своего объекта относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о его местонахождении.
Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада «Ягодка»:
Изготовление схема-план для обучения дошкольников последовательности при составлении описательных рассказов по теми: «Опиши животное», «Любимая игрушка», «Из чего сделаны наши игрушки», «Составим рассказ вместе», «Белка»
Подбор моделей для обучения детей пересказу и творческому рассказыванию по картинам «Ежи», «На севере диком», «Аленушка», «Дикие животные», «Кошка с котятами», «Лиса с лисятами».
Подбор игр: «Фразовый конструктор», «Подзорная труба», «Ожившие предметы», «Волшебный гость», «Живые картинки», игры «Еж и кот», «Послушай и повтори», «Выложи по порядку.
Картины: «Золотая осень», «Зимние забавы», «Ранняя весна», серии картин.
Работа с родителями.
Знакомство детей с жизнью домашних и диких животных, с явлениями природы.
Помощь в подборе сюжетных картин, серии картин одной темы,
Помощь в изготовлении игр: «Фразовый конструктор», «Подзорная труба.
Презентация: «Моделирование как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
Результаты мониторинга по образовательной области «Речевое развитие»
Учебный год | Умение вычленять и называть признаки объекта | Умение составлять описательный рассказ | Владение литературными нормами и правилами родного языка | Свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей | Умение пользоваться моделями | ИТОГО | ||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |
2012-2013 | 35% | 67% | 23% | 56% | 35% | 70% | 20% | 65% | 15% | 67% | 25,6% | 65% |
Заключение
В процессе реализации проекта была выстроена система работы по использованию метода моделирования в процессе развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста при составлении описательных рассказов, выявлены особенности использования моделирования в процессе составления описательных рассказов.
Анализ детских высказываний показал, что опора на наглядную модель позволила актуализировать и активизировать лексический запас. Рассказы детей стали более полными и связными, отражали причинно-следственные связи.
Форма алгоритма речевого высказывания стала опорой при составлении рассказов. После этого дети сами составляли план своего будущего рассказа. Дети знали, с чего начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.Дети самостоятельно подбирали слова для описания признаков и действий данного объекта. Испытуемые использовали в речи приемы описания объектов (внешний вид, признаки объекта, и др.)
Таким образом моделирование является эффективным средством развития связной речи при условии, если: педагог научит детей использовать модели для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, используя словесные, наглядные и практические методы, воспитатель дает образец описательного рассказа по предметным картинкам, использует прием сравнительного описания; разрабатывает специальный комплекс моделей направленных на развитие связной речи (схема – план картина, план модели для обучения пересказывания) .
Приложение1.
Конспект непосредственно организованной деятельности.
Тема «Любимая игрушка»
Цель занятия: учить детей правильно называть игрушки, их качество. Расширить представление о свойстве игрушек. Формировать умение проявлять интерес и любознательность при наблюдении и исследовании предметов. Передавать информацию из наблюдений. Развивать познавательные процессы: слухоречевую память, логическое мышление, зрительное внимание. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительным. Активизировать речь детей в процессе экспериментирования. Развивать тонкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.Воспитывать бережное отношение к игрушкам, дружеские взаимоотношения.
Оборудование: коробочка с игрушками, клубок ниток, игрушки из разного материала: резины, дерева, железа, пластмассы, два стакана: один из стекла, другой из пластмассы, емкость с водой, бросовый материал, природный материал, цветной картон, пластилин.
Предварительная работа: опыт с игрушками, изготовление игрушек из разного материала, беседа об игрушках.
Словарная работа: резиновая, пластмассовая, деревянная, железная
Ход занятия:Дети стоят в кругу. Психологический настрой «Круг здоровья».Воспитатель прикрепляет на доске рисунок двух ладошек, на которых написано «Счастье» и «Здоровье». Затем поясняет, что здоровье и радость, как две ладошки помогают друг другу. Дети соединяют ладони друг с другом пальчиками вверх при этом говорят слова:
От всей души
С большой любовью,
Желаем всем здоровья.
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в путешествие «Мир игрушек», а дорогу нам подскажет волшебный клубочек.
Чтоб дорожку нам найти
Чтобы мимо не пройти.
Чтоб на станцию попасть
Ты клубочек покатись.
Посмотрите, дети куда нас клубочек привел?(Ответы детей).
Станция «Чудесная коробочка».
А хотите посмотреть, что в ней лежит? Игрушки.
Дидактическая игра «Из чего сделана игрушка?»
Цель: назвать игрушку, согласовать прилагательное с существительным. Например: это мячик, он резиновый.
Вторая станция «Угадайка».
Дидактическая игра «Прозрачный, непрозрачный».
Цель: с помощью стакана определить свойства предметов, сделать выводы
Воспитатель: А сейчас мы проделаем опыт. На столе стоят два стакана: как вы думаете, из одного материала они сделаны? (Ответы детей). (Рассматривают каждый стакан). Предлагаю вам поразмышлять: если опустить в стаканы игрушки, в котором будет видно? (Ответы детей). Дети проделывают опыт со стаканами. (Опускают игрушки в оба стакана, делают выводы).
Третья станция «Фокусная».
Дидактическая игра «Тонет, не тонет».
Цель: с помощью воды, определить свойства предметов.
Воспитатель: А сейчас мы проделаем другую работу. На столе лежат игрушки из разного материала: как вы думаете, какая из этих игрушек утонет? (Ответы детей). А теперь проделаем опыт с игрушками (дети бросают игрушки в емкость с водой, делают выводы).
Физкультминутка «Кукла Маша».
Посмотрите машет
Желтою косынкой
Куколка Маша
На лесной тропинке
Машут провожают
Желтые окошки
А вокруг березки
Желтые сережки
За спиной у Маши
Желтое лукошко
На ногах у Маши
Новые сапожки
Праздничный передник
Вышит желтым шелком
И бежит за Машей
Шарик желтый, желтый.
Четвертая станция «Мастерская игрушек»
Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю за столы.Скажите, что мы будем делать?(Ответы детей).
Сегодня вы будете делать игрушку из разного материала.
Дети самостоятельно выбирают материалы, приступают к выполнению игрушки. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь в ходе работы. После выполнения работы, дети с помощью схемы, рассказывают о своей игрушке.
Воспитатель: На этом наше путешествие закончилось. О чем мы сегодня говорили на занятии? Что вам больше всего понравилось? Что у вас получилось легко? А какие были затруднения?Что вы узнали нового? (Ответы детей). Все ваши игрушки получились разные и очень красивые, вы все хорошо поработали. Молодцы.
Приложение 2.
Конспект непосредственно организованной деятельности.
Тема «Использование схем и моделирования при составлении описательного рассказа по репродукции картины В. М. Васнецова «Аленушка».
Задачи:Закрепление навыка составления описательного рассказа по картине мастера живописи.Обогащение новой лексикой. Развитие наблюдательности и зрительного внимания. Обучение восприятию мира человека (вглядываясь в его лицо). Развитие логического мышления и творческого воображения. Употребление слов, обозначающих оттенки цветов.Употребление грамматически правильно составленных предложений. Воспитание интереса к произведения живописи.
Оборудование: репродукция картины В. М. Васнецова «Аленушка», серия карточек – символов.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, какие вы стали взрослые и умные. Поздоровайтесь. Сегодня я приглашаю вас и наших гостей в театр, А смотреть мы будем маленький отрывок из русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Займите свои места садитесь поудобнее.
(Инсценировка небольшого отрывка из русской народной сказки).
Воспитатель: Какое настроение у вас вызывает эта картина?
Дети: Грусть, печаль.
Воспитатель: Под впечатлением известной народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», художник Виктор Михайлович Васнецов написал картину, которая называется «Аленушка». И сейчас репродукция этой картины, ребята, перед вами.
Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите на эту картину и скажите, кто изображен на ней?
Дети: Девочка.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, сюжет картины соответствует этой сказке?
Дети: Нет, в сказке по берегу бегал козленок и жалобно звал сестрицу, а Аленушка лежит на дне озера с тяжелым камнем на шее.
Воспитатель: Картина не соответствует сюжету сказки. Виктор Васнецов изображает не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девушки, видимо сироты.
Воспитатель: Ребята, где изображена Аленушка?
Дети: Аленушка изображена почти в центре картины. КАРТОЧКА 1
Воспитатель: А куда смотрит Аленушка? Куда устремлен ее взгляд?
Дети:Аленушка смотрит на воду, но как будто не видит ее. КАРТОЧКА2
Воспитатель: А посмотрите на ее лицо. Вы считаете она веселая, печальная или удивленная?
Дети: Лицо ее выражает тревогу, печаль. КАРТОЧКА3
Воспитатель: Дети, во что одета Аленушка?
Дети: Одета она очень просто, бедно, на ней старый сарафан и блузка. КАРТОЧКА4
Воспитатель: Что делает девушка?
Дети: Аленушка босиком сидит на камне, голову положила на колени.
Воспитатель: Ребята, какие чувства вызывает она у вас?
Дети: Картина навевает грусть. Жалко бедную девушку, которая осталась одна в темном лесу на берегу озера.
Воспитатель: Какие краски использовал художник Васнецов, когда создавал (писал) эту картину? КАРТОЧКА5 (цветовая палитра).
Воспитатель: Где происходит действие картины?
Дети: В лесу, на берегу озера.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите оказаться на берегу этого озера?
Дети: Нет
Физминутка
Раз – два – три – четыре – пять –
В лес отправимся гулять(обычная ходьба)
По извилистым тропинкам
Потихоньку мы пойдем(ходьба «змейкой»)
Может быть, и под листочком
Сладку ягодку найдем(наклоны)
На носочки дети встали,
По дорожкам побежали(бег на носках)
И на каблучках пойдем,
Через кочки перейдем(ходьба на пятках)
Отдохнули, вот и славно.
Поговорим теперь о главном (дети садятся).
Воспитатель: А теперь, ребята, скажите, какое время года изобразил художник? По каким признакам можно определить?
Дети:Художник изобразил раннюю осень. Небо хмурое, листья желтые.
Воспитатель: А сейчас мы будем описывать картину, а помогут нам в этом карточки.
Дети представляют свои рассказы.
Итог. Подведение итога занятия. Оценка рассказов детей.
Приложение 3.
Игра-занятие «Фразовый конструктор»
Описание: планшет размером 50×80см с магнитами; наборы карточек 8×8см:
1) предметные картинки;
2) схематические картинки;
3) серия сюжетных картинок
В игре могут участвовать от одного до нескольких игроков. Игра может использоваться на индивидуальных, групповых и фронтальных Педагогических занятиях.
Цель: Учить составлять предложения, пересказывать текст, составлять сюжетный рассказ с опорой на картинки. Формировать лексико-грамматические представления. Развивать внимание, память, мышление, воображение, связную речь.
Ход. Игра включат в себя несколько комплектов карточек, и используется в зависимости от уровня сформированности речи, этапа обучения и возраста ребенка. На первых этапах педагог самостоятельно подбирает группу карточек, объясняя, почему карточки идут друг за другом в определенной последовательности, и просит ребенка составить по ним предложение. Далее ребенок может подбирать карточки сначала на предложенную тему, затем самостоятельно выбирать и составлять любые предложения.
Дети знакомятся с понятиями «слова-предметы», «слова-действия «, «слова-признаки», «предлоги». Каждое понятие обозначается определенным символом. Слова-предметы изображены на белых карточках, слова-действия - в движении, слова-признаки - полосатые. Каждая картинка может иметь несколько интерпретаций. Например, «девочка, сестра, дочка». Картинка со стаканом может обозначать «чай, сок, компот» и т.д.
«Послушай, повтори». Педагог читает рассказ и по ходу выставляет опорные картинки. Далее повторяет текст и просит ребенка его повторить, опираясь на карточки.
«Выложи по порядку». Педагог читает рассказ и просит ребенка самостоятельно подобрать и расставить картинки. Далее педагог повторяет текст и проверяет правильность выбранных картинок и их последовательность. Затем просит ребенка самостоятельно повторить рассказ.
Приведем пример проведенной игры «Еж и кот».
Однажды к нам во двор зашел ёж. Во дворе он нашёл арбузную корку. Пока ёж ел корку, сзади к нему подкрался кот. Кот прыгнул на ежа и наколол себе лапу. Запищал кот, захромал и убежал домой.
Игры с «подзорной трубой» учат детей выделять объекты, изображенные на картине. Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине.
«Ожившие предметы». Игра развивает у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами. Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.
«Волшебный гость». Игра учит детей устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине. В гости к детям приходит волшебник Объединения и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой.
«Живые картинки». Игра учит детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта. Педагог предлагает детям превратиться в конкретные объекты на картине, выясняет их место нахождения. Детям предлагается смоделировать изображение в трехмерном пространстве (например, на ковре). Ребенок должен найти место своего объекта относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о его местонахождении.
Кроме того, в работе можно использовать игру «Фразовый конструктор».
Литература.
- Алексеева М. М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия. -2009.-404с.
- Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Обучение связной речи детей 6-7 лет. Картинно-графические планы рассказов (комплект из 30 наглядных пособий) / БардышеваТ. Ю., Моносова Е. Н. М.: Скрипторий-2003; -2012. - 30 с.
- Богуславская В. В. Моделирование текста / Богуславская В. В. М.: ЛКИ, -2013. -280 с.
- Венгер Л. Формирование познавательных способностей в дошкольном детстве // Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка / Под ред. БурменскойГ. - М.: МПСИ, -2005.- с 365-381
- Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности / ВенгерА. Л. М.: ОИРО, -2010. -432 с.
- Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. М.: Либроком, -2013. -144 с.
- Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи // Гвоздев А. Н. М.: Детство-Пресс, серия: Педагогический basis, -2007. -480 с.
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. 2-7 лет / Гербова В. В. М.: Мозаика-Синтез, -2010.
- Зырянова Л. Н. Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях / Л. Н. Зырянова, Т. В. Лужбина. М.: Феникс, 2012. 272с.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Глава 3 Особенности развития связной речи у детей. М.: Издательский центр «Академия», -2002. -416 с.
- Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Психическое развитие детей в норме и патологии/.КоломинскийЯ.Л, Панько Е.А. Спб: Питер, -2004. -480 с.
- Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольника / ЛеушинаА. М. // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. Л., -1980. Т. 35. -21-72 с.
- Логинова В. И., ГуровичЛ.М. Развитие разговорной речи у детей дошкольного возраста // Научно-педагогические идеи. ЛогиновойВ. И. СПб., -1995. -122-129с.
- Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ, 1974 // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М:. "Флинта", "Наука" Под редакцией КожинойМ.Н.-2003. -144-146с.
- Поддьяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет/ ПоддьяковН. Н. Сфера, -2010. -144 с.
- Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам / Ткаченко Т. А. М.: Владос; -2013. -48 с.
- Ушакова О.С.,Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / УшаковаО. С., Струнина Е. М. М.: Владос; -2010. -288 с.
- Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. - М.: Знание, -1984. - 80 с.
- Шадрина Л. Г., Фомина Е. П. Развиваем связную речь/ ШадринаЛ. Г., Фомина Е. П. М.: Сфера, -2012. -128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/08/picture-446101-1399571112.jpg)
Моделирование-как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
Формирование у ребенка обобщенного представления о логической последовательности текста, на которые они ориентируются в самостоятельной речевой деятельности...
Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь имеет основные...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/13/picture-648936-1436807369.jpg)
Проект Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации.
Тема: «Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации».Введение. Развитие связной речи является центральной задаче...
МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматриваются вопросы использования метода наглядного моделирования как средства обучения связной речи детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/31/picture-1154327-1564588629.jpg)
«Моделирование, как средство развития связной речи для детей дошкольного возраста»
Что сделать, чтобы ребенок добился успехов в учебе? Этот вопрос волнует большинство родителей будущих школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/22/picture-1201049-1726979320.jpg)
Моделирование, как средство развития связной речи для детей дошкольного возраста
В основу моделирования входит принцип замещения. С помощью моделирования, можно исследовать какие-либо явления, путем изучения модели. Модель – это образ процесса или явления. Он мож...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/29/picture-1071745-1553850155.jpg)
Мастер-класс «Моделирование сказочных историй с применением карт В.Я. Проппа как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов и родителей...