Конспект подгрупповой НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III ур.р.р. (6-7 лет) «Звук [С]. Буква С.»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III ур. р. р.
(6-7 ЛЕТ)
«Звук [С]. Буква С.»
Разработала
учитель-логопед
Волкодав Елена Леонидовна
Цель: закрепление правильного произношения звука [С], знакомство с буквой С.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить правильно произносить звук [С] в слогах, словах, фразах, давать характеристику звуку [С] с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;
- упражнять в определение позиции звука в словах;
- совершенствовать навык деления слов на слоги,
- познакомить с графическим образом звука [С] – буквой С;
- учить составлять предложения с определённым количеством слов;
- осуществлять профилактику дисграфии;
- учить согласовывать количественные числительные с существительными;
- учить детей получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками (социализация);
коррекционно-развивающие:
- развивать фонематические процессы;
- развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторики, координацию движений с речью, внимание, память;
- развивать логическое мышление посредством разгадывания загадок, ребусов;
коррекционно-воспитательные:
- формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности и ответственности. Социализировать детей.
Форма проведения: подгрупповая.
Предварительная работа: выполнение артикуляционной гимнастики на индивидуальных занятиях.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация, конверт с письмом, «волшебная книга» с пазлами, индивидуальные зеркала, карточки с изображением букв, фонематические карточки «Считаю слоги», прищепки, карандаши, листы бумаги формата А4 с заданиями для самостоятельной работы.
- Вводная часть
Логопед входит с воспитанниками в группу, предупреждает их, что сегодня на занятие пришли гости.
Учитель-логопед. Ребята, поздоровайтесь с гостями.
Дети здороваются.
Учитель-логопед.
День сегодня необычный,
Удивить хочу я вас:
В путешествие большое
Мы отправимся сейчас.
Учитель-логопед. Послушайте стихотворение загадку и отгадайте, о чем идет речь.
Вот большой и круглый дом.
Ой, какое место!
Ведь всегда ребятам в нем
Очень интересно.
В этом доме непременно
Есть и звери, и арена.
Дети. Цирк.
Учитель-логопед. А вы любите цирк? Хотите туда отправиться?
Дети. Да.
Учитель-логопед. Для этого нужно произнести волшебные слова:
«Сим-салабим. Мы в цирк хотим!»
- Основная часть
На экране появляется заставка «Цирк».
Учитель-логопед. Вот мы и в цирке. Только тут как-то пусто, нас никто не встречает. Посмотрите, кто-то оставил нам письмо. Давайте прочитаем его.
«Здравствуйте ребята. Мы – артисты цирка. Фокусник решил пошутить и заколдовал нас, и мы стали: не слон, а …лон; не собака, а …обака, не клоун Славик, а клоун …лавик, не свинка Сплюшка, а …винка … плюшка. Теперь мы не сможем показать представление. Чтобы нас расколдовать, нужно выполнить задания. В этом вам поможет «Волшебная книга» с подсказками».
Ребята послушайте еще раз: был слон – стал …лон, была собака – стала …обака, был клоун Славик – стал …лавик, свинка Сплюшка превратилась в …винку …плюшку.
Ребята, назовите звук, который заколдовал фокусник.
Дети. Это звук [С].
Учитель-логопед. Верно, звук [С].
Чтобы выполнить задания проказника фокусника и получить подсказки, нам нужно научиться слышать, выделять и правильно произносить звук [С]. Тогда мы разрушим чары фокусника и поможем цирковым артистам. Вы хотите вернуть им пропавший звук? Вы справитесь?
Дети. Да.
Развитие общей моторики
Давайте приготовимся к выполнению заданий. Мы немного отдохнем и расслабимся. Представьте, что мы с вами цирковые артисты-силачи. Мы поднимаем тяжелую гирю сначала правой рукой, сильно напрягаем руку, затем левой, а теперь поднимаем штангу. У нас напряжены не только руки, но и все тело. После такой нагрузки надо расслабиться.
Самомассаж лица
Учитель-логопед. Мы расслабили с вами тело, руки и ноги, а сейчас надо расслабить мышцы лица. Сделаем небольшой, но очень полезный массаж.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Ручки растираем и разогреваем,
Дети растирают ладони.
И лицо теплом своим нежно умываем.
Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
Пальчики сгребают все плохие мысли,
Поглаживание лба от центра к вискам.
Губки разминаем и улыбку получаем.
Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.
Учитель-логопед. А вот и «волшебная книга». В ней первая подсказка.
Учитель-логопед открывает книгу и показывает детям изображение зеркала.
Что это?
Дети. Это зеркало.
Учитель-логопед. А вот и зеркала. Они не простые, а волшебные. Зеркала помогут вам справится с заданиями. Тихонечко проходите присаживайтесь на свои места.
В цирке зрители испытывают много эмоций. Они смеются, удивляются, иногда грустят и даже сердятся, но чаще всего радуются.
Артикуляционная гимнастика
Учитель-логопед. Артисты выступают с самыми разными номерами. Давайте вспомним некоторые из них. Представьте, что на цирковой арене выступают клоуны, а зрители, улыбаются.
Упражнение «Заборчик»
Клоун в цирке всех смешит:
То весёлый, то грустит.
Дети улыбаются.
Упражнение «Качели»
Учитель-логопед.
На качели дружно сели,
Вверх под купол полетели.
Дети кладут язык на верхнюю губу, затем - на нижнюю.
А сейчас звучит барабанная дробь.
Упражнение «Барабанщик»
Учитель-логопед читает текст, дети повторяют за ним звук д.
Барабанщик очень занят:
Д-д, д-д-д,
Барабанщик барабанит:
Д-д, д-д-д,
Бей, руками помогай:
Д-д, д-д-д,
Ритм ногами отбивай:
Д-д, д-д-д,
Учись играть на барабане:
Д-д, д-д-д,
Твой язык послушным станет:
Д-д, д-д-д.
А сейчас мы представим выступление цирковых лошадок. Лошадки скачут по кругу и громко цокают копытами.
Упражнение «Лошадка»
А спортсменка-акробатка,
Ловко скачет на лошадке.
Рот открыт. Губы в улыбке. Пощелкать кончиком языка
«Катушка»
Лапкой котенок катает игрушку,
Лапкой катает, как будто катушку.
Язычок сложи «катушкой»
И катай, как кот игрушку.
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Кончик языка не отрывать от нижних резцов, губы и нижняя челюсть не должны двигаться.
Учитель-логопед.
Улыбнись. Язык – как горка.
Посвисти. Тихонько только.
С-С-С-С-С-С.
Учитель-логопед.
Ребята, посмотрите в зеркало, произнесите звук [С].
Дети проговаривают звук [С] хором, индивидуально.
Учитель-логопед.
Проверьте, как у вас работают губы и язык:
- губы улыбаются;
- зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;
- кончик языка упирается в нижние зубы;
- передняя часть языка поднимается к верхним бугорочкам и образует с ними щель;
- боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным кубам;
- по середине языка идёт сильная, холодная, воздушная струя;
- горлышко молчит.
Учитель-логопед.
Ребята, когда мы произносим звук [С] воздух встречает преграду?
Дети. Да. Преграда есть. Это зубы. Значит звук с согласный.
Учитель-логопед. Послушайте внимательно С-С-С. Какой это звук? Фишкой какого цвета обозначаем его?
Дети. Звук [С] твердый. Обозначаем фишкой синего цвета.
Учитель-логопед. Давайте наденем наушники и произнесем звук [С]. Скажите, какой это звук?
Дети. Звук [С] глухой.
Учитель-логопед. Молодцы! За выполнение первого задания «Волшебная книга» дарит нам этот пазл. Когда мы соберём все пазлы, то разрушим магические чары фокусника и сможем расколдовать звук [С]. Теперь мы можем воспользоваться следующей подсказкой. Посмотрим, что для нас приготовила «Волшебная книга».
Игра «Помоги клоуну»
Учитель-логопед. Ребята, нам надо приготовить реквизит для выступления клоуна. Из ряда картинок выберите те, в названии, которых есть звук [С].
Дети называют слова и определяют, есть ли звук [С] в слове.
Слова: Лук, сундук, утюг, самокат, сапоги, часы, мяч, бусы.
Учитель-логопед. Ребята, вы отлично справились с заданием! За выполнение второго задания «Волшебная книга» дарит нам пазл.
Учитель-логопед. А у нас новая подсказка. Это паровоз.
Мы должны определить, где находится звук [С] в слове: в начале, в середине или в конце слова. Если звук [С] находится в начале слова картинку отправляем в первый вагончик, если звук [С] находится в середине слова размещаем предмет в вагончик, который находится посередине. И соответственно предметы со звуком [С] в конце слова размещаем в последнем вагончике. Слова для работы: Глобус, маска, суп, носок, кактус, ананас, сумка, стакан.
Дети размещают предметы согласно нахождению звука в слове.
Учитель-логопед. За правильное выполнение заданий мы получаем пазл.
Учитель-логопед. Ребята, давайте посмотрим, какую подсказку нам приготовила «Волшебная книга».
Учитель-логопед открывает книгу и показывает детям изображение ладоней.
Что это?
Дети. Это ладони.
Учитель-логопед. Что делают дети в цирке, если им нравится представление.
Дети. Дети хлопают в ладоши.
Учитель-логопед. Теперь покажите, как вы умеете делить слова на слоги. У вас на столе в лоточке лежат карточки и прищепки. Сейчас вы самостоятельно определите количество слогов в слове с помощью хлопков и закрепите прищепку на подходящее число.
Логопед приводит пример, как пользоваться фонематическими карточками «Считаю слоги». Дети самостоятельно выполняют задание.
Слова для работы: сок, сова, колесо, часы, собака, лиса, самокат, самолёт.
Дети. Называют слово и говорят, сколько в слове слогов.
Учитель-логопед. Мы получаем ещё один пазл.
Физкультминутка - Антракт
Учитель-логопед. В цирке между отделениями представления бывает антракт – небольшой перерыв. Его я и объявляю. На весёлый танец нас приглашают озорные Чударики.
Дети выполняют под музыку ритмичные движения.
Учитель-логопед. Здорово отдохнули. Скажите, пожалуйста, какое слово со звуком [С] вы услышали в песне?
Дети. Это самолёт.
Учитель-логопед. Ребята, а теперь помогите мне закончить предложение. Звуки мы слышим и произносим, а буквы…?
Дети. А буквы мы видим и пишем.
Учитель-логопед.
Давайте превратим звук С в букву и узнаем, какой буквой обозначается звук С на письме?
Вместе с детьми произносим стихотворение:
Платья звукам надеваем,
звуки в буквы превращаем.
Сим-салабим увидеть букву хотим.
Слайд с буквой С. Буква С состоит из одного элемента – полуовала.
Учитель-логопед. Буква С любопытная или торопыжка?
Дети. Торопыжка. Она спешит выйти в дверь.
Учитель-логопед. Правильно. Мы отправим букву к её друзьям торопыжкам.
Учитель-логопед. Давайте представим, что у нас в руке мел и мы напишем букву С.
Учитель-логопед. Посмотрите, на какие предметы похожа буква С?
Дети. Называют предметы похожие на букву С.
Игра «Сыщики».
Учитель-логопед. А теперь «Волшебная книга» предлагает поиграть в игру «Сыщики». Ребята, у вас на столе лежат листы бумаги. Первое задание. Найдите все буквы С и обведите их синим карандашом в кружочек.
Учитель-логопед. Сколько букв вы нашли?
Дети. 10 букв.
Учитель-логопед. Правильно. А сейчас мы поможем девочке Соне собрать воздушные шарики с буквой С. От шариков с буквой С нарисуй ниточку и приведи её к руке Сони. А остальные шарики пусть улетают.
Дети выполняют задание.
Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Цирк»
Учитель-логопед. Ребята, давайте выполним гимнастику для наших пальчиков.
В цирке весело всегда, (хлопаем в ладоши)
Мы идем сейчас туда. (идем пальчиками по столу)
Мы увидим там гимнастов, (загибаем пальцы)
Акробатов, силачей, (перечисляем цирковые профессии)
Много клоунов весёлых,
Дрессированных зверей.
Учитель-логопед. У волшебной книги для нас есть ещё подсказка. Это ребусы. Ребус - это задача, в которой картинками зашифровано слово.
И сегодня мы поучимся разгадывать ребусы.
Рисунок нос + ок = носок, б + усы = бусы.
Игра «Прочитай слово по первым буквам» сумка, ослик, капуста.
Дети. Сок.
Сапоги, утка, паук.
Дети определяют в каждом слове первую буку.
Дети. Это суп.
Учитель-логопед. Молодцы. Вы заслуженно получаете пазл.
Подсказка от «волшебной книги» схема предложения.
Учитель-логопед. Мы должны составить предложения со словами, в которых есть звук С.
Дети составляют предложения.
Учитель-логопед. Волшебная книга дарит нам пазл.
Согласование числительных с существительными.
Игра «1, 2, 5».
Учитель-логопед. Сейчас фокусник начнет показывать свое мастерство. Посмотрим, что у него из этого получится?
Дети. Да.
Учитель-логопед. Была одна лиса. Давайте посчитаем, сколько лис стало после превращения.
Дети. Две лисы. Пять лис.
Учитель-логопед. Была одна сова. Давайте посчитаем, сколько сов стало после превращения.
Дети. Две совы. Пять сов.
Учитель-логопед. Была одна собака. А стало?
Дети. Две собаки. Пять собак.
Игра «Кто исчез?»
Учитель-логопед. Фокусник продолжает показывать фокусы.
Учитель-логопед. Ребята внимательно посмотрите и запомните всех зверей и насекомых. Закройте глаза.
Дети закрывают глаза.
Учитель-логопед. Открываем глазки. Кто же запомнил и скажет кто исчез.
Дети. Исчезла белка.
Учитель-логопед. Фокусник продолжает показывать фокусы.
Учитель-логопед. Ребята внимательно посмотрите и запомните все предметы. Закройте глаза.
Дети закрывают глаза.
Учитель-логопед. Открываем глазки. Кто появился?
Дети. Появилась собака.
Учитель-логопед. Вы отлично справились с заданиями. За выполнение последнего задания «Волшебная книга» дарит нам пазл. Посмотрите, какая яркая картина у нас получилась. Мы смогли помочь, артистам цирка и теперь все ребята смогут приходить в цирк, и затаив дыхание смотреть представление.
- Заключительная часть
Учитель-логопед. Ребята, вам понравилось наше путешествие?
С каким звуком мы работали сегодня на занятии? Дайте характеристику звуку С.
Что вам запомнилось больше всего?
Какие задания показались вам трудными?
Дети. Отвечают на вопросы.
Учитель-логопед. Ребята, «Волшебная книга» благодарит вас. Вы все были активными, хорошо отвечали.
Ожидаемый результат:
- Дети правильно произносят и дают характеристику звуку С;
- подбирают слова с этим звуком;
- определяют позицию звука в слове;
- делят слова на слоги;
- составляют предложения с определённым количеством слов;
- знают графический образ буквы С;
- согласовывают числительные с существительными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевым диагнозом НПОЗ.
цель данного занятия: обогащение словаря детей, закрепление умения различать и правильно произносить гласные звуки А, О, У, И, формирование фонематических представлений, вопроизведение заданного ритма...
Конспект интегрированного подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возрасти
Тема: "Дикие животные"....
Конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности с использованием ТИКО конструктора «Домашние животные»
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по формированию лексико-грамматического строя речи по теме "Домашние животные с использованием ТИКО конструктора...
Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста в форме мини квест-игры «По следам звука Р»
Подгрупповое занятие с использованием песочных технологий в виде квест-игры, где дети нацелены на выполнение заданий. В завершении игры участники должны выполнить правильно и быстр...
конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Как мишка шишку искал"
Конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста.«Как Мишка шишку искал»Основная образовательная область – речевое развитие.Дополнительные образовательные област...
Конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста « Звуки, которые нас окружают»
Занятие "Звуки, которые нас окружают" знакомит детей с понятием «звук», учит различать звуки (речевые, музыкальные). Дидактическая игра «Назови по порядку...
Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Автоматизация звука [Р]»
На данном занятии закрепляется навык правильного произношения звука [Р] в слогах, словах и предложениях.Дети упражняются в определении наличия звука [Р] в словах, ...