конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Как мишка шишку искал"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Арефьева Зоя Анатольевна

Конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

«Как Мишка шишку искал»

Основная образовательная область – речевое развитие.

Дополнительные образовательные области – социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, познавательная, физическая.

Цель: Автоматизация звука Ш во фразовой речи.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные: - закрепление правильного произношения звука Ш; - упражнение в составлении предложений.

2. Коррекционно-развивающие: - совершенствование фонематического восприятия, навыков слогового и звукового анализа; - улучшение зрительного внимания и памяти, речеслуховой памяти; - развитие навыков пространственной ориентировки; - развитие тактильного восприятия.

3. Коррекционно-воспитательные: - воспитание нравственных качеств, отзывчивости, желания помогать; - развитие навыков коллективной работы.

Мотивация: «Игры-ходилки: Мишка и шишка.»

Виды деятельности: игровая (дидактическая игра, сюжетно-ролевая, игра с правилами) коммуникативная (беседа, речевая ситуация, разучивание стихотворения) познавательная (беседа) музыкальная (слушание).

Формы работы: дидактическая игра, запоминание стихотворений, проблемные ситуации, ситуативный разговор. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

«Как Мишка шишку искал»

Учитель-логопед
МАДОУ №257 г. Красноярска
Арефьева Зоя Анатольевна

Основная образовательная область – речевое развитие.

Дополнительные образовательные области – социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, познавательная, физическая.

Цель: Автоматизация звука Ш во фразовой речи.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные: - закрепление правильного произношения звука Ш; - упражнение в составлении предложений.

2. Коррекционно-развивающие: - совершенствование фонематического восприятия, навыков слогового и звукового анализа; - улучшение зрительного внимания и памяти, речеслуховой памяти; - развитие навыков пространственной ориентировки; - развитие тактильного восприятия.

3. Коррекционно-воспитательные: - воспитание нравственных качеств, отзывчивости, желания помогать; - развитие навыков коллективной работы.

Мотивация: «Игры-ходилки: Мишка и шишка.»

Виды деятельности: игровая (дидактическая игра, сюжетно-ролевая, игра с правилами) коммуникативная (беседа, речевая ситуация, разучивание стихотворения) познавательная (беседа) музыкальная (слушание).

Формы работы: дидактическая игра, запоминание стихотворений, проблемные ситуации, ситуативный разговор.

Оборудование: 

- игра-ходилка «Мишка и шишка» (игровое поле, карточка шишка, фигурка медвежонка, мешочек);
- чудесный мешочки по числу детей (помпон, теннисный шарик, грецкий орех, сосновая шишка);
- картинки с изображением лесных зверей;
- картинки с изображением одежды;
- магнитно-маркерная доска, магниты, магнитные цифры 1,2,3;
- карточки: шайба, шар, шампунь, шахматы, шкаф, душ, камыш, мышь, карандаш, ландыш, пушка, клюшка, подушка, лягушка, афиша

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед включает запись «Звуки природы. Лес»

 Ребята, прислушайтесь. Что вы слышите? Где можно услышать такие звуки?

 Сегодня на занятии мы с вами отправимся в лес. А вот зачем, скоро узнаете.

Логопед предлагает детям сесть в круг на ковре,
раздаёт индивидуальные «чудесные мешочки» с теннисным шариком, грецким орехом, нитяным помпоном и сосновой шишкой.
 

2. «Колючая шишка»

 Найдите в мешке что-то пушистое, гладкое, шершавое…

 А теперь достаньте самый колючий предмет. Что это?

 Покатайте шишку в ладонях, протяжно произнося звук Ш. Не забудьте: губы округлены, язык в форме чашечки поднят за верхние зубки.  

 Прокатите шишку от ладошки к подушечке на каждом пальце, соединяя звук Ш с гласными.

(дети массируют пальчики, проговаривая слоги ША, ШИ, ШЕ, ШО, ШУ, затем складывают все шишки в корзинку,
они понадобятся в конце занятия.)

3. «Подбираем рифму» 

 Каких зверей можно встретить в лесу?

Логопед после ответов детей
выставляет на доску изображения лесных зверей

 Вы узнаете, кого мы встретим в лесу сегодня, если сумеете найти зверя,
чьё название рифмуется со словом «шишка».

 Правильно, это мишка.

4. «Одежда для мишки» 

 Перед долгой зимой решила мама-медведица семью вкусным вареньем угостить. Из чего варят варенье?

 Да вот только ягод поздней осенью в лесу уже нет. А вы знаете, что варенье можно варить из шишек? Вот и попросила мама Мишутку шишку из леса принести. Поскольку наш медвежонок сказочный, ему нужна одежда. Назовите предметы одежды, которые вы знаете.

Логопед после ответов детей
выставляет на доску изображения предметов одежды.

 Ох, и капризен наш мишка! Согласен надеть только одежду, в названии которой есть звук Ш. Помогите ему выбрать вещи.

 Расскажите, что мы надели на мишку.

 Ну вот, Мишка в коротких штанишках, в шубке и шапке-ушанке пойдёт в лес осенний за шишкой. Ребята, послушайте! У нас получается стихотворение!

5. Знакомство со стихотворением.

 Повторяйте вместе со мной: Мишка в коротких штанишках, в шубке и шапке-ушанке пошёл в лес осенний за шишкой, нашёл вместо шишки…

 А что он нашёл, мы узнаем во время игры.

6. Объяснение правил игры. 

Логопед кладёт в центр круга игровое поле, и,
раскладывая на нём картинки белой стороной кверху,
объясняет правила игры, показывает последовательность действий.

 Это лес. Карточки – как первый снег. Под снегом лежат какие-то предметы. Их не видно. Где-то здесь лежит шишка, которую надо найти мишке. Можно ходить назад, вперёд, влево, вправо, только наискосок нельзя. Если яму в лесу увидите, помните, в неё наступать нельзя и перепрыгивать через яму не надо. Мишка ходит по лесу, а мы ему помогаем, приговариваем: «Мишка в коротких штанишках, в шубке и шапке-ушанке пошёл в лес осенний за шишкой, нашёл вместо шишки…» И переворачиваем ту карточку, на которой остановился мишка. Что здесь, под снегом? Мишка нашёл … шайбу. Положим шайбу в мешок. В мешке у мишки лежит шайба.

7. Игра-ходилка «Мишка и шишка» 

Педагог предлагает детям поочерёдно провести мишку по лесу,
оказывает организующую помощь, напоминает текст стихотворения, следит за чистотой звукопроизношения
и соблюдением правил перемещения по игровому полю.
Постепенно уменьшает объём оказываемой помощи и контроля,
передавая эти функции воспитанникам.

 Катя, веди Мишку за шишкой.

 Что нашёл Мишка?

 Скажи: «Мишка нашёл шампунь».

 Давай положим шампунь мишке в мешок, пригодится.

 Вспомни, что ещё лежит в мешке у мишки?

 Повтори: «В мешке у Мишки лежат шайба и шампунь.»

Игра продолжается, пока не будет найдена ключевая карточка – шишка.

Важно, чтобы дети, проговаривая стихотворение, соблюдали ритм,
сочетая его с перемещением по квадратам игрового поля,
а также каждый раз, помещая карточку в «мешок», называли все находящиеся там предметы, желательно без зрительной опоры. Взаимопомощь приветствуется.
 

8. «Расскажите про находки» 

  Ура! Мы нашли шишку! Мишка отнёс её маме, чтобы она варенье сварила. И мешок с находками тоже домой принёс. Открыла мама-медведица мешок и удивляется: «Мишка, зачем тебе шайба?» Что ответит мишка?

Учитель-логопед добивается от детей ответов типа:
«Шайба нужна, чтобы играть в хоккей» «Мишка может подарить шайбу другу» Желательно выслушать всех желающих высказаться детей,
начиная каждый раз с другого ребёнка (по кругу).
В заключение можно предложить нестандартный способ использования предмета: «А ещё шайбой можно гвоздь забить, как молотком»
В зависимости от времени, оставшегося до конца занятия ,настроения и возможностей детей, обсуждается предназначение нескольких находок.

9. «Наведи порядок» 

Данные упражнения проводятся в том случае,
если карточка «шишка» была найдена быстро.

 «Ну, Миша, если ты такие нужные вещи принёс, давай их по полочкам расставим», - решила мама-медведица и стала находки раскладывать. На верхнюю полку – те, которые на звук Ш начинаются, на среднюю – где звук Ш в середине, на нижнюю – со звуком Ш в конце. Помогите Мишке.

Логопед рисует на доске линии-полочки, раздаёт детям карточки
с картинками и магниты, предлагая выполнить задание

 А теперь надо к найденным предметам цифры прикрепить. Сосчитаем слоги в каждом слове и прикрепим цифру 1, 2 или 3. Сколько слогов - такая и цифра.

10.Заключение.

 Вы сегодня очень хорошо потрудились: с настоящими шишками поиграли, медвежонку одежду выбрали, стихотворение сочинили про мишку, помогли ему мамину просьбу выполнить, шишку найти, подсказали, как использовать найденные в лесу предметы, навели порядок в Мишуткином доме.

 Расскажите, что вам понравилось делать больше всего?

 А мне очень понравилось, что вы красиво и правильно проговариваете звук Ш в слогах, словах, предложениях и стихотворении. Обязательно расскажите про нашего мишку маме и папе.

 На память о сегодняшнем приключении возьмите по одной шишке. Они пригодятся вам на следующем занятии.

Дети возвращаются в группу
на занятие по конструированию из природных материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевым диагнозом НПОЗ.

цель данного занятия: обогащение словаря детей, закрепление умения различать и правильно произносить гласные звуки А, О, У, И, формирование фонематических представлений, вопроизведение заданного ритма...

Подгрупповое занятие с детьми старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР в комнате психологической разгрузки, как заключительное по теме «Весна».

Предлагаемое подгрупповое занятие может проводиться с детьми старшей и подготовительной групп. Оно поможет поможет разнообразить материал, сделать его более интересным и увлекательным для усвоения....

Подгрупповое занятие с детьми старшего дошкольного возраста

Гармонизация эмоционально-личностного развития детей, формирование волевых качеств и творческих способностей...

Конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности с использованием ТИКО конструктора «Домашние животные»

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по формированию лексико-грамматического строя речи по теме "Домашние животные  с использованием ТИКО конструктора...

Конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста « Звуки, которые нас окружают»

Занятие "Звуки, которые нас окружают"  знакомит детей с понятием «звук», учит различать звуки (речевые, музыкальные).  Дидактическая игра «Назови по порядку...