Дидактические игры по развитию буквенного гнозиса.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Гурьева Лада Александровна

Консультация для воспитателей по развитию буквенного гнозиса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация374 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по развитию буквенного гнозиса

(Консультация для воспитателей)

В настоящее время предлагается огромное количество развивающих игр, которые могут помочь ребенку выучить буквы. Но и их может быть недостаточно, чтобы ребенок уверенно называл буквы. К множеству известных игр хочу добавить несколько собственных, которыми воспитатели или родители могут воспользоваться при желании и необходимости.

Основная цель подготовительного этапа – сформировать пространственные представления, научить ребенка различать «право – лево», употреблять предлоги и т.д. Пространственные представления включают в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела. Они играют значительную роль во взаимодействии человека с окружающей средой и служат необходимым условием ориентировки в ней. Если ребенок не овладеет умением анализировать взаимное расположение предметов в пространстве, то ему будет сложно запомнить правильное начертание букв, ориентироваться на листе бумаги. 

Задания подготовительного этапа:

  1. Желательно, чтобы родители чаще спрашивали о том, что ребенок видит справа или слева от себя, какой формы предмет, который он держит в руках.

  1. Если ребенок нарисовал картинку, предложите дорисовать какие-либо детали, точно укажите их местоположение на рисунке (над высокой елью, между елью и кустом и т.д.)

  1. Полезны такие игры как пазлы, мозаика, конструктор, особенно если ребенок делает постройку по предложенной схеме, плану.

  1. Полезными представляются игры с контурными изображениями предметов, например, имеющийся в продаже набор «Предметы и контуры (Забавы в картинках)». Игры с такими картинками помогают развить внимание, зрительное восприятие, память и т.д. Играть можно как индивидуально, так и с небольшой группой детей. «Добавь глазки». Помимо традиционного задания узнать предметы по их контуру, мы предложили детям положить «глазки» в контурные изображения утенка, жеребенка, снеговика и т.д. Если дети умеют ориентироваться в деталях «пустых» фигурок, это говорит о развитии их пространственного мышления.

Подпись: Подпись: Подпись:

«Раскрась по схеме». Раскрасить пирамидку по определенной схеме, например, самая нижняя деталь желтая, потом зеленая, красная и т.д.  

Подпись:

  1. Игра с тем же набором карточек, только карточки содержат только половину изображения. Задача детей – определить предмет по половине рисунка. Начать можно с более простых цветных изображений или контурных изображений симметричных предметов, например очков, снежинки, бантика.

Подпись:     Подпись:     Подпись:      Подпись:     Подпись:

  1. Детям раздаются большие контурные буквы.

Задача детей – аккуратно заполнить контур мелкими предметами. Еще лучше, если название «наполнителя» будет совпадать с названием буквы (П – песок, пуговицы, пластилин; М – макароны, мозаика; В – вата; Б – бусины, К – камешки, Г – горох и т.д.). При этом развивается еще и мелкая моторика. Не стоит пренебрегать и более привычными заданиями, такими как раскрашивание и шриховка контурных букв.

  1. Детям раздаются большие контурные буквы. Задача детей – нарисовать букву в ее контуре. Для начала это можно сделать не карандашом, а более послушным «инструментом» – собственным пальчиком, обмакнутым в воду или краску.

  1. «Соедини картинку и букву».

        П

        Л

        С

        Ш

  1. «Найди буквы».

A         B        H        M

B         A         P         B

H         H         M          P

M         P        A        A

P         M        B        H

Задания основного этапа овладения грамотой:

  1. «Каруселька». Карточки с буквами (если нет готовых, можно напечатать вполовину листа формата А4) раскрадываются на полу по кругу буквами вниз. Дети бегут по кругу, по окончании музыки останавливаются у карточки, где придется, переворачивают карточку и называют букву.

  1. «Речка». Дети делятся на две команды. Между ними «речка». Через речку проложен «мостик» – карточки (невысокие достаточно крупные кубики или листы бумаги) с буквами. Команды по очереди вызывают по одному человеку из другой команды перейти к ним по мостику. Нужно не только ловко перейти через речку по карточкам, но при этом написанные на них буквы.

  1. «Речка 2». То же что выше, только детям дается задание ступать на определенные буквы.

  1. «Рыбаки». В игрушечном бассейне магнитные буквы. У детей удочка с магнитом. Дети ловят на удочку буквы, поднимают и называют их.

  1. «Наполни кармашек». Сделать кармашки с буквами. Складывать в кармашки мелкие предметы (картинки), начинающиеся с этой буквы.

  1. «Найди предметы на нужную букву». Дети тянут карточку с буквой и ищут в окружающей обстановке предметы, начинающиеся с этой буквы. Если специально разложить вокруг мелкие предметы, можно дать задание положить их в правильный кармашек. (См. игру выше.)

  1. «Почтальон». Кармашки из игры выше можно использовать как почтовые ящики. Подготовьте «письма», написав в адресе имена детей из группы. Нужно правильно определить первую букву написанного имени и положить письмо в правильный кармашек.

  1. «Узнай на ощупь». Буквы вырезаются из картона. Дети с завязанными глазами ощупывают букву, распознают и называют их.

  1. «Солярий». Дети вырезают по контуру первую букву своего имени, накрывают вырезанной буквой лист бумаги, выставляют на окно (в солнечный день). После того как бумага пожелтеет, на ней останется отпечаток от буквы. Дети получают свой листок, если правильно назовут букву.

  1. «Водный след». Воспитатель обмакивает кисточку (или палец) в воду и рисует букву на картоне. Дети внимательно смотрят, называют букву, пока она не высохла, затем рисуют ее сами. Можно передавать букву по цепочке от одного ребенка к другому, устроив своеобразный «секретный» телеграф.

  1. «Световой след». В комнате выключается свет. Воспитатель «рисует» букву фонариком. Дети угадывают, затем рисуют сами.

  1. «Сложи букву». Сложить из материала букву, с которой начинается название этого материала, т.е. из кубиков, конфет – К, из шишек – Ш, из мозаики, машинок – М, из палочек – П и т.д.

Замечено, что если освоение грамотой становится для ребенка трудным, то ребенок может потерять интерес к занятиям, что отразится и на его обучении чтению. Поэтому считаем возможным в подготовительной группе как можно больше занятий воспитателя и родителей проводить в игровой форме. Не забывайте хвалить детей за достижения. Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Конспект совместной деятельности с детьми второй группы раннего возраста № 2 Дидактическая игра и развитие сенсорных способностей детей. Дидактические игры: «Узнай и назови», «Собери бусы», «Подбери заплатку».

Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть кубик, шарик, кирпичик; определять размер предметов, форму; цвет красный, желтый, синий, зеленый; группировать однородные по форме и величине предметы...

Речевые игры по развитию буквенного анализа и синтеза с использованием конструктора Лего.

В процессе звукового анализа используют специальные символы, можно рисовать схему слова или выкладывают фишки из любого материала, главное соблюдать цвет. Чтобы провести занятие в игровой форме предла...

Игры для развития буквенного гнозиса

Буквенный гнозис, узнавание букв и написание букв являются наиболее высокой формой развития пространственного восприятия, слухо-зрительно-моторных координаций, тонкой пальцевой моторики. Достаточный у...

Дидактическая игра на развитие связной речи: "Поход по магазинам", на основе наглядно-дидактического пособия по развитию речи Гербовой В.В.

Данная методическая разработка будет интересна учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп...