Речевые игры по развитию буквенного анализа и синтеза с использованием конструктора Лего.
статья по логопедии (старшая группа)

Куликова Надежда Викторовна

В процессе звукового анализа используют специальные символы, можно рисовать схему слова или выкладывают фишки из любого материала, главное соблюдать цвет. Чтобы провести занятие в игровой форме предлагаем использовать детали конструктора Лего.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_po_razvitiyu_zvuko.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры по развитию буквенного анализа и синтеза с использованием конструктора ЛЕГО.

Цель данный игр – упражняться в умение определять наличие звука в слове, умение определять место звука в слове, умение определять количество звуков в слове, различать на слух и в произношении звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие звуки.

При работе с конструктором ЛЕГО можно использовать различные формы работы: выкладывать схемы из фишек на лего-платформе, строить схемы из различных деталей, грузить звуки в вагончики, селить в домики. Манипулируя деталями конструктора, ребенок активизируют анализаторы: зрительный, речедвигательный, слуховой, тактильный.

Взрослый должен подробно объяснить ребенку правила игры и убедиться в том, что ребенок его понял.

Все игры и упражнения для развития навыков звукового анализа должны содержать как можно больше слов с изучаемым звуком, среди которых могут быть и малознакомые детям. Значение таких слов выясняется и закрепляется в процессе занятия, что позволяет расширить лексическую базу для фонетических обобщений.

Речевой материал фонетических занятий должен включать только правильно произносимые детьми звуки. Если в ходе занятия какое-то слово сказано ребенком неточно, педагогу следует сразу же произнести его правильно, чтобы не искажать фонетическое восприятие остальных детей.

Игра « Посели звук в домик»

Цель: развитие простого звукового анализа.

Оборудование: лего-домики с крышами синего, красного и зеленого цвета карточки с изображениями предметов.

Ход игры: ребенок называет предмет на картинке и определяет первый звук в слове, затем «селит» в домик.

Игра «Разноцветные дорожки»

Цель: закрепление умения различать гласные и согласные звуки

Оборудование: лего-фишки размером 2+2 красного и синего цвета. Для обозначения гласных звуков – красные лего-фишки, для обозначения согласных звуков синие лего-фишки.

Ход игры: дети прослушивает звуки и выкладывает дорожку из лего-фишек. Например: А, У, Ь, Н, И, К

Игра «Гласный –согласный»

Цель: умение различать гласные и согласные звуки.

Оборудование: лего-фишки красного и синего цвета.

Ход игры. Дети прослушивают звуки и поднимают лего-фишку определенного цвета.

Игра «Твердые-мягкие»

Цель: умение различать твердые и мягкие согласные.

Оборудование: лего-фишки синего и зеленого цвета.

Ход игры: логопед предлагает учащимся послушать звуки, слоги и слова и поднять лего-фишку определенного цвета.

Игра «Дорожка из картинок»

Цель: развитие умения различать твердые и мягкие согласные.

Оборудование: лего-фишки синего и зеленого цвета, набор карточек с изображением предметов.

Ход игры: дети называют предметы на картинках и выкладывают из них дорожку из лего-фишки соответствующего цвета.

Игра «Где живет звук?»

Цель: закрепление знаний о расположении звука в слове.

Оборудование: Лего-платформа 2+6 желтого цвета и синие лего-фишки.

Ход игры: учащиеся прослушивают слово и определяют место заданного звука в слове (начало, середина или конец слова).

Игра «Подбери картинку к схеме»

Цель: развитие простого звукового анализа.

Оборудование: картинки с изображением предметов, 3 лего-схемы из деталей желтого цвета размером 2х6, 3 лего-фишки синего цвета размером 2х2.

Ход игры: учащиеся называют предмет на картинке, определяет, в названии каких картинок есть заданный звук, кладет картинку под соответствующую лего-схему.

Литература

  1. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктино-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО /Лусс Т.В. – Издательство : Гуманит.изд. центр ВЛАДОС.- М., 2003.
  2. Мазанова Е.В. Речевые игры с лего: метод. пособие/ Е.В.Мазанова. – Самара: Издательство Кузнецовой, 2019.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для развития звукового анализа и синтеза «Парашютики»

Цель:Развитие и совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.Матириал:парашютики с изображеннием звуковых схем, картинки, которые соответствуют схемам.Правила игры:Играть может как один...

Учебно-методическое пособие. Игры на развитие фонематического анализа и синтеза.

В данной презентации приведены примеры игр на развитие фонематического анализа и синтеза.1.       «Звонкий - Глухой »Цель: Дифференциация звуков г – гь...

Игры на развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Данные игры способствуют развитию навыков фонематического анализа и синтеза слов, развитию психических процессов, совершентсованию эмоционально-волевой сферы, развитию самооценки и самоанализа....

Игры на развитие фонематического анализа и синтеза.

«ЛОТО»Цель: учить выделять гласные и согласные звуки в начале или в конце слова.Ход игры: нужно определить какой звук первый (поледний) в словах. Если звук гласный, дети кладут красную фишку, согласны...

Тема выступления «Дидактические игры в развитии фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс на районном методическом объединении для воспитателей и учителей-логопедов. Цель выступления:ознакомить воспитателей со спецификой проведения логопедических игр, повысить профессиональное...

Игры на развитие слогового анализа и синтеза

Цель: Развитие слогового анализа и синтеза, развитие позиционного анализа.Учит детей внимательно вслушиваться в слово, осваивать понятие «слово»; помогает освоить понятие «звук»...