Игры для развития буквенного гнозиса
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Буквенный гнозис, узнавание букв и написание букв являются наиболее высокой формой развития пространственного восприятия, слухо-зрительно-моторных координаций, тонкой пальцевой моторики. Достаточный уровень сформированности буквенного гнозиса лежит в основе школьных навыков письма и чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_bukvennogo_gnozisa.docx | 620.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Буквенный гнозис, узнавание букв и написание букв являются наиболее высокой формой развития пространственного восприятия, слухо-зрительно-моторных координаций, тонкой пальцевой моторики. Достаточный уровень сформированности буквенного гнозиса лежит в основе школьных навыков письма и чтения
1.Игра «Узнай меня»
Словно С повис над кленом
Полумесяц в небе темном.
Расскажу я вам ребятки,
Как играли буквы в прятки.
Собрались они в лесочке:
Кто попрятался за кочки,
Кто на дерево залез,
Кто ушел по глубже в лес.
Цель: развитие буквенного гнозиса и гнозопраксиса, развитие мелкой моторики
Детям предъявляются изображения букв в различных условиях: заштрихованные, пунктирные, зашумленные, спрятанные и т.д. Логопед предлагает детям найти буквы и выложить их из камешков. В целях активизации деятельности детей каждый вариант игры можно проводить в виде соревнования.
Необходимое оснащение: карточки с зашумленными различными способами буквами и камешки (для выкладывания буквы при ее узнавании)
Варианты
1. Узнавание букв, в условиях заштриховки.
2. Узнавание букв, изображенных пунктирно.
3. Узнавание букв в неправильном положении.
4. Узнавание зашумленных букв.
5. Узнавание букв, изображенных на различном фоне, различным цветом, различным размером.
6. Узнавание спрятанных букв (букв в лесу, в поле, в доме и т.д.).
7. Узнавание букв, наложенных друг на друга.
Игра «Фокусы с БУКВАМИ»
Цель: развитие навыков анализа пространственных соотношений элементов букв, тактильно – двигательной координации, профилактика зеркальных ошибок
Перед детьми пары букв, правильно и зеркально изображенные. Необходимо найти правильное изображение буквы и выложить ее из камешков.
Варианты:
1. Выложить букву по образцу.
2. По представлению после кратковременного предъявления.
3. По речевой инструкции, то есть по описанию правильного положения буквы.
Оснащение: карточки с буквами, небольшое зеркало прямоугольной формы, камешки (желательно красные для гласных, любые – для согласных)
Логопед предлагает детям проверить с помощью зеркала.
Игры на развитие буквенного гнозиса и гнозопраксиса
Буквенный гнозис, узнавание букв и написание букв являются наиболее высокой формой развития пространственного восприятия, слухо-зрительно-моторных координаций, тонкой пальцевой моторики. Достаточный уровень сформированности буквенного гнозиса лежит в основе школьных навыков письма и чтения.
Игры с камешками.
Для рациональной организации процесса зрительного узнавания предлагаем составление букв: гласных – из красных камешков, согласных – из камешков другого цвета по желанию ребенка.
Игра «Секреты букв»
Если хочешь много знать,
Вслушайся в советы,
Научись распознавать
Книжные секреты.
Цель: развитие буквенного гнозиса, определение сходства и различия между похожими графическими изображениями букв, развитие навыков тактильно-двигательной координации.
На доске ряд сходных по написанию букв: П И Л Н В Б Г Т Ш Щ Ц Э З С К Ж Х Ю О Ь Ы. На столе у детей подносы с камешками. Детям предлагается в данном ряду найти изображение названной буквы и выложить ее из камешков. Буква называется так, как она произносится, «именем» звука.
Игра «Сухой бассейн»
Буква прячется в пруду,
Как же я ее найду?
Солнце, светик, подскажи,
Где же буквы, покажи.
Цель: развитие тактильной чувствительности, тонкой моторики пальцев, узнавание букв на ощупь.
У ребенка глубокая чаша, наполненная камешками, среди камешков находятся объемные, шершавые буквы. Логопед предлагает ребенку найти букву на ощупь, обследовать ее и назвать.
Игра «Буквы в зеркале»
Влево, вправо, поворот,
В нем же – все наоборот!
Цель: развитие навыков анализа пространственных соотношений элементов букв, тактильно – двигательной координации.
Перед детьми пары букв, правильно и зеркально изображенные. Необходимо найти правильное изображение буквы и выложить ее из камешков.
Варианты:
1. Выложить букву по образцу.
2. По представлению после кратковременного предъявления.
3. По речевой инструкции, то есть по описанию правильного положения буквы.
Игра «Волшебные превращения букв»
Цель: развитие звукового анализа, зрительного анализа изображения буквы, умения определять сходства и различия, тактильно-двигательной координации.
У детей подносы с камешками. Логопед загадывает слово, предлагает отгадать его, выделить в слове – отгадке нужный звук и выложить из камешков соответствующую букву. Затем детям предлагается преобразовать букву, добавляя, убирая, изменения элементы буквы.
Игра «Узнай меня»
Словно С повис над кленом
Полумесяц в небе темном.
Расскажу я вам ребятки,
Как играли буквы в прятки.
Собрались они в лесочке:
Кто попрятался за кочки,
Кто на дерево залез,
Кто ушел по глубже в лес.
Цель: развитие буквенного гнозиса и гнозопраксиса
Детям предъявляются изображения букв в различных условиях: заштрихованные, пунктирные, зашумленные, спрятанные и т.д. Логопед предлагает детям найти буквы и выложить их из камешков. В целях активизации деятельности детей каждый вариант игры можно проводить в виде соревнования.
Варианты
1. Узнавание букв, в условиях заштриховки.
2. Узнавание букв, изображенных пунктирно.
3. Узнавание букв в неправильном положении.
4. Узнавание зашумленных букв.
5. Узнавание букв, изображенных на различном фоне, различным цветом, различным размером.
6. Узнавание спрятанных букв (букв в лесу, в поле, в доме и т.д.).
7. Узнавание букв, наложенных друг на друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения попрофилактике и коррекции оптической дисграфии (развитие зрительного и буквенного гнозиса)
Презентация может использоваться на логопедических занятиях по устранению оптической дисграфии. Упражнения направлены на развитие зрительных представлений и восприятия, буквеного гнозиса, и могут испо...
Игры на развитие звуко-буквенного анализа
Цель: научить детей слышать звуки в словах, развить их слуховое внимание, закрепить правильное, четкое произношение и различение звуков....
Игры на развитие звуко-буквенного анализа
Дидактические игры....
Речевые игры по развитию буквенного анализа и синтеза с использованием конструктора Лего.
В процессе звукового анализа используют специальные символы, можно рисовать схему слова или выкладывают фишки из любого материала, главное соблюдать цвет. Чтобы провести занятие в игровой форме предла...
Дидактические игры по развитию буквенного гнозиса.
Консультация для воспитателей по развитию буквенного гнозиса....
«ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ»
Пространственный гнозис – это способность распознавать и манипулировать объектами и пространством вокруг себя. Он играет важную роль в развитии умственных процессов, таких как мышление, память и...