Игры для развития буквенного гнозиса
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Даньшина Наталия Ярославовна

Буквенный гнозис, узнавание букв и написание букв являются наиболее высокой формой развития пространственного восприятия, слухо-зрительно-моторных координаций, тонкой пальцевой моторики. Достаточный уровень сформированности буквенного гнозиса лежит в основе школьных навыков письма и чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_bukvennogo_gnozisa.docx620.36 КБ

Предварительный просмотр:

Буквенный гнозис, узнавание букв и написание букв являются наиболее высокой формой развития пространственного восприятия, слухо-зрительно-моторных координаций, тонкой пальцевой моторики. Достаточный уровень сформированности буквенного гнозиса лежит в основе школьных навыков письма и чтения

1.Игра «Узнай меня»

Словно С повис над кленом

Полумесяц в небе темном.

Расскажу я вам ребятки,

Как играли буквы в прятки.

Собрались они в лесочке:

Кто попрятался за кочки,

Кто на дерево залез,

Кто ушел по глубже в лес.

Цель: развитие буквенного гнозиса и гнозопраксиса, развитие мелкой моторики

Детям предъявляются изображения букв в различных условиях: заштрихованные, пунктирные, зашумленные, спрятанные и т.д. Логопед предлагает детям найти буквы и выложить их из камешков. В целях активизации деятельности детей каждый вариант игры можно проводить в виде соревнования.

Необходимое оснащение: карточки с зашумленными различными способами буквами и камешки (для выкладывания буквы при ее узнавании)

Варианты

1. Узнавание букв, в условиях заштриховки.

2. Узнавание букв, изображенных пунктирно.

3. Узнавание букв в неправильном положении.

4. Узнавание зашумленных букв.

5. Узнавание букв, изображенных на различном фоне, различным цветом, различным размером.

6. Узнавание спрятанных букв (букв в лесу, в поле, в доме и т.д.).

7. Узнавание букв, наложенных друг на друга.

img11

 

 

 Игра «Фокусы с БУКВАМИ»

Цель: развитие навыков анализа пространственных соотношений элементов букв, тактильно – двигательной координации, профилактика зеркальных ошибок

Перед детьми пары букв, правильно и зеркально изображенные. Необходимо найти правильное изображение буквы и выложить ее из камешков.

Варианты:

1. Выложить букву по образцу.

2. По представлению после кратковременного предъявления.

3. По речевой инструкции, то есть по описанию правильного положения буквы.

Оснащение: карточки с буквами, небольшое зеркало прямоугольной формы, камешки (желательно красные для гласных, любые – для согласных)

http://dob.1september.ru/2008/01/15.jpghttp://dob.1september.ru/2008/01/16.jpghttp://dob.1september.ru/2008/01/14.jpg

Логопед предлагает детям проверить  с помощью зеркала.

Игры  на развитие буквенного гнозиса и гнозопраксиса

Буквенный гнозис, узнавание букв и написание букв являются наиболее высокой формой развития пространственного восприятия, слухо-зрительно-моторных координаций, тонкой пальцевой моторики. Достаточный уровень сформированности буквенного гнозиса лежит в основе школьных навыков письма и чтения.

Игры с камешками.

Для рациональной организации процесса зрительного узнавания предлагаем составление букв: гласных – из красных камешков, согласных – из камешков другого цвета по желанию ребенка.

Игра «Секреты букв»

Если хочешь много знать,

Вслушайся в советы,

Научись распознавать

Книжные секреты.

Цель: развитие буквенного гнозиса, определение сходства и различия между похожими графическими изображениями букв, развитие навыков тактильно-двигательной координации.

На доске ряд сходных по написанию букв: П И Л Н В Б Г Т Ш Щ Ц Э З С К Ж Х Ю О Ь Ы. На столе у детей подносы с камешками. Детям предлагается в данном ряду найти изображение названной буквы и выложить ее из камешков. Буква называется так, как она произносится, «именем» звука.

Игра «Сухой бассейн»

Буква прячется в пруду,

Как же я ее найду?

Солнце, светик, подскажи,

Где же буквы, покажи.

Цель: развитие тактильной чувствительности, тонкой моторики пальцев, узнавание букв на ощупь.

У ребенка глубокая чаша, наполненная камешками, среди камешков находятся объемные, шершавые буквы. Логопед предлагает ребенку найти букву на ощупь, обследовать ее и назвать.

Игра «Буквы в зеркале»

Влево, вправо, поворот,

В нем же – все наоборот!

Цель: развитие навыков анализа пространственных соотношений элементов букв, тактильно – двигательной координации.

Перед детьми пары букв, правильно и зеркально изображенные. Необходимо найти правильное изображение буквы и выложить ее из камешков.

Варианты:

1. Выложить букву по образцу.

2. По представлению после кратковременного предъявления.

3. По речевой инструкции, то есть по описанию правильного положения буквы.

Игра «Волшебные превращения букв»

Цель: развитие звукового анализа, зрительного анализа изображения буквы, умения определять сходства и различия, тактильно-двигательной координации.

У детей подносы с камешками. Логопед загадывает слово, предлагает отгадать его, выделить в слове – отгадке нужный звук и выложить из камешков соответствующую букву. Затем детям предлагается преобразовать букву, добавляя, убирая, изменения элементы буквы.

Игра «Узнай меня»

Словно С повис над кленом

Полумесяц в небе темном.

Расскажу я вам ребятки,

Как играли буквы в прятки.

Собрались они в лесочке:

Кто попрятался за кочки,

Кто на дерево залез,

Кто ушел по глубже в лес.

Цель: развитие буквенного гнозиса и гнозопраксиса

Детям предъявляются изображения букв в различных условиях: заштрихованные, пунктирные, зашумленные, спрятанные и т.д. Логопед предлагает детям найти буквы и выложить их из камешков. В целях активизации деятельности детей каждый вариант игры можно проводить в виде соревнования.

Варианты

1. Узнавание букв, в условиях заштриховки.

2. Узнавание букв, изображенных пунктирно.

3. Узнавание букв в неправильном положении.

4. Узнавание зашумленных букв.

5. Узнавание букв, изображенных на различном фоне, различным цветом, различным размером.

6. Узнавание спрятанных букв (букв в лесу, в поле, в доме и т.д.).

7. Узнавание букв, наложенных друг на друга.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии (развитие зрительного и буквенного гнозиса)

Презентация может использоваться на логопедических занятиях по устранению оптической дисграфии. Упражнения направлены на развитие зрительных представлений и восприятия, буквеного гнозиса, и могут испо...

Игры на развитие звуко-буквенного анализа

Цель: научить детей слышать звуки в словах, развить их слуховое внимание, закрепить правильное, четкое произношение и различение звуков....

Речевые игры по развитию буквенного анализа и синтеза с использованием конструктора Лего.

В процессе звукового анализа используют специальные символы, можно рисовать схему слова или выкладывают фишки из любого материала, главное соблюдать цвет. Чтобы провести занятие в игровой форме предла...

Дидактические игры по развитию буквенного гнозиса.

Консультация для воспитателей по развитию буквенного гнозиса....

«ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ»

Пространственный гнозис – это способность распознавать и манипулировать объектами и пространством вокруг себя. Он играет важную роль в развитии умственных процессов, таких как мышление, память и...