Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
методическая разработка (старшая группа) на тему

Зайцева Ольга Владимировна

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игре как одному из средств_ воспитания и формирования личности детей: «Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».
В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Надежда Константиновна отмечает, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley.odt17.05 КБ
Файл domashnee_zadanie_dlya_detey_s_roditelyami.pptx1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Консультация - практикум

«Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей»

(с домашним заданием для родителей и детей)

Составила воспитатель Зайцева О.В.

Роль дидактической игры

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игре как одному из средств_ воспитания и формирования личности детей: «Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных».
В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Надежда Константиновна отмечает, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.
«Программа воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».

Дидактические игры для обучения математике дошкольников

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

  1. Игры с цифрами и числами
  2. Игры путешествие во времени
  3. Игры на ориентирование в пространстве
  4. Игры с геометрическими фигурами
  5. Игры на логическое мышление

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет детей, знакомят с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней.

Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Игра "Считай не ошибись!", помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры воспитателем задается вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися к Вини – Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т.д.

Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру "Живая неделя." Для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д.

Затем игра усложняется. Дети скроются с любого другого дня недели. В дальнейшем, можно использовать следующие игры "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра "Найди игрушку", - "Ночью, когда в группе никого не было" – говорится детям, – "к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти." Затем распечатывается письмо, в котором написано: "Надо встать перед столом воспитателя, пройти 3 шага вправо и т.д. ". Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, задание усложняется – т.е. в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по комнате" и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры, дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата.

Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" ( поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Проводится игра типа "Лото". Детям предлагаются картинки ( по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.

Дидактическую игру "Геометрическая мозаика" можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:

  • Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу)
  • Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)
  • Работа по собственному замыслу (просто человека)

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

Рассмотрим дидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как "Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?", "Мельница", и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того даются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагается выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

Домашнее задание для детей с родителями.

Цель: приобщать детей и родителей к совместной деятельности

закрепить знания о геометрических фигурах

развивать творческое мышление и воображение

развивать креативность ребенка

У каждого ребенка на листе бумаги нарисована одна фигура (круг, квадрат, овал и т. д.)

Дома вместе с родителями нужно придумать, что можно нарисовать из данной фигуры. Дети рисуют, раскрашивают картинку и приносят в детский сад. Также они дома заучивают загадку о своей фигуре.

Презентация в группе ребенком своей работы:

Дети с гордостью и чувством собственного достоинства выступают.

Ребёнок загадывает загадку. Дети ее отгадывают.

Представляет свою картинку: показывает ее, рассказывает, что нарисовал, кто ему помогал .

Воспитатель отмечает все совместные работы. Делает обобщение, что все предметы, которые нас окружают имеют определенную форму.

Дети делятся своими чувствами и впечатлениями от совместной деятельности с родителями.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Домашнее задание для детей с родителями . Подготовила: воспитатель Зайцева О.В.

Слайд 2

Цель : приобщать детей и родителей к совместной деятельности. Задачи: закрепить знания о геометрических фигурах, развивать творческое мышление и воображение, развивать креативность ребенка. У каждого ребенка на листе бумаги нарисована одна фигура (круг, квадрат, овал и т. д.) Дома вместе с родителями нужно придумать, что можно нарисовать из данной фигуры. Дети рисуют, раскрашивают картинку и приносят в детский сад. Также они дома заучивают загадку о своей фигуре. Дом. Зад.

Слайд 3

Дети рисуют с родителями «Геометрические фигуры, окружающие нас»

Слайд 4

Он давно знакомый мой Каждый угол в нем прямой Все четыре стороны одинаковой длины Вам представиться я рад А зовут меня …(квадрат) Узнаешь сразу ты кто я На нас ты посмотри У нас всего, у нас всего Естественно по три Три стороны и три угла Три пика острия Мне это нравится вполне Ведь…(треугольник) я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей!»

Дидактические игры способствуют: - развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явления...

Консультация для родителей "Как научить ребенка играть в дидактические игры"

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой.С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с др...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей...

Как научить ребенка играть в дидактическую игру и ее роль в развитии

Дидактические игры способствуют: - развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явления...

Консультация для родителей «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей!»

Консультация для родителей «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей!» Дидактические игры способствуют: - развитию познавательных и умственных способностей: получен...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей!»

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, ...

«Как научить ребенка играть в дидактическую игру».

Консультация предназначена для родителей детей раннего возраста....