"Календарно - тематическое планирование по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ТНР".
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Календарно – тематическое планирование
по развитию связной речи и лексико - грамматических категорий
(на основе программы Н. В. Нищевой)
Подготовительная группа компенсирующей направленности
для детей с ТНР
на 2022-2023 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_2022-2023.docx | 30.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование
по развитию связной речи и лексико - грамматических категорий
(на основе программы Н. В. Нищевой)
Подготовительная группа компенсирующей направленности
для детей с ТНР
на 2022-2023 учебный год
составитель учитель – логопед Шелехова Е. В.
№ | Темы, количество занятий, даты. | Формирование словаря и грамматического строя речи | Развитие связной речи | |
Сентябрь 1-3 нед | ||||
4 | «Осень» | Формировать понятие «осень». Уточнять и расширять словарь по теме. Формировать предложно– падежные конструкции (предлоги НА, С) | Формировать умение употреблять определения и составлять рассказ по стимульным картинкам. Учить владеть навыками составления простых распространенных предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, картинно-графической схеме. | |
5 | «Овощи. Труд взрослых осенью» | Уточнять и расширять словарный запас по лексической теме. Формировать навыки образования множественного числа, уменьшительно – ласкательной формы существительных, согласования существительных с числительными, с относительными прилагательными. | Формировать умения составлять простые предложения по картинке, распространять предложения прилагательными, составлять рассказ из простых предложений, пересказывать небольшой текст по опорным картинкам. | |
1 Октябрь | «Фрукты. Труд взрослых осенью» | Уточнять и расширять словарный запас по лексической теме. Усвоение понимания действий, выраженных приставочными глаголами. Формировать понимание и практическое усвоение предлогов НА, С, В, ИЗ. Формировать навык образования множ. числа, ум. ласк. ф. сущ. | Формировать навыки составления сложносочиненного предложения с опорой на картинки. | |
2 | «Лес осенью. Ягоды. Грибы» | Расширять объём правильно произносимых сущ., прилаг., глаголов по теме. Обогащение словаря относительными прилагательными. Совершенствование навыка согласования прилагательных с сущ.- ми. Образование уменьшительно – ласк. Формы сущ. –ых. Согласование с числительными. | Формирование диалогической речи. Учить навыкам составления описательного рассказа, рассказа по картинке с использованием вопросов и картинно-графических планов. | |
3 | «Бытовые приборы» | Уточнять и расширять словарный запас по лексической теме. Совершенствовать лексико – грамматический строй речи. Закреплять употребление простых предлогов В, НА, ИЗ, С | Формировать умение пересказывать текст с опорой на сюжетную картину. | |
4 | «Посуда» | Расширять словарный запас по лексической теме. Формировать понятие слово и уметь им оперировать. Закреплять лексико – грамматические категории. Формировать предложно – падежные конструкции (В, НА, ИЗ ). | Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, картине, демонстрации действий. Совершенствовать умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, выслушивать друг друга до конца. Обучать составлению рассказов – описаний по образцу, алгоритму, по серии сюжетных картинок. | |
1 Ноябрь | «Мебель» | Расширение и пополнение словарного запаса по лексической теме. Развитие навыков образования и употребления существительных множественного числа , относительных прилагательных, образование сущ. – ых в уменьшительно – ласкательной форме. | Формировать умение составлять простые предложения по вопросам, согласовывать слова в предложении. | |
2 | «Птицы» | Расширять словарный запас по теме. Формировать лексико – грамматический строй речи ( множ. число, уменьш. ласк. форма, относительные прилаг., употребление приставочных глаголов, согласование с числительными) | Формирование навыка составления описательных рассказов по плану, по сюжетной картине. | |
3 | «Домашние птицы» | Обогащение словарного запаса по лексической теме существительными, относительными прилагательными, личными и притяжательными местоимениями, глаголами. Формирование родовых и видовых обобщающих понятий( посуда, чайная, кухонная, столовая). Употребление предлогов В,НА, ИЗ, ПО. Согласование существительных с числительными, прилагательными, во множ. числе, уменьшит.- ласк. форме. | Совершенствование навыка составления рассказа – описания о предмете по образцу, алгоритму, серии сюжетных картинок. Совершенствование навыка пересказа коротких текстов со зрительной опорой и помощью педагога. | |
4 | «Домашние животные и их детеныши» | Пополнять словарный запас по лексической теме. Образовывать множественное число и уменьшительно – ласкательную форму сущ.-ых. Формировать умение образовывать прилагательные способом словосложения, согласовывать прилагательные с сущ.-ыми. | Развивать умение составлять описательный рассказ по картинно-графическому плану. | |
1 Декабрь | «Дикие животные и их детеныши» | Совершенствовать словарный запас по лексической теме. Развивать лексико-грамматические категории языка (множественное число, уменьшит. ласкат. форма сущ.-ых , притяжательные прилагательные, числительные). Закреплять понятия слог, слово, умение делить слова на слоги. | Формировать умение составлять описательные рассказы, рассказы по серии сюжетных картинок. | |
2 | «Животные севера и их детеныши» | Расширение объёма правильно произносимых существительных – названий предметов, явлений по лексической теме. Развитие глагольного словаря и словаря прилагательных. Формировать лексико-грамматические категории языка. Формировать умение дифференцировать предлоги НА-С, В-ИЗ, НАД-ПОД в речи. | Совершенствовать умения составлять описательные рассказы по плану. | |
3 | «Животные жарких стран и их детеныши» | Совершенствовать словарный запас по лексической теме. Развивать лексико-грамматические категории языка ( множественное число, уменьшит. ласкат. форма сущ.-ых , притяжательные прилагательные, числительные). Закреплять понятия слог, слово, умение делить слова на слоги. | Формировать умение составлять описательные рассказы, рассказы по серии сюжетных картинок. | |
4 | «Зима» | Расширение объёма правильно произносимых существительных – названий предметов, явлений по лексической теме. Развитие глагольного словаря и словаря прилагательных. Формировать лексико-грамматические категории языка. Формировать умение использовать предлоги НА, С с существительными множественного числа в род., вин., предл. падежах. | Совершенствовать умения составлять рассказ с опорой на картину и вопросы. | |
5 | «Новый год, празднование в детском саду» (1) | Расширение и пополнение словарного запаса по лексической теме. | Формировать и закреплять навыки составления описательного рассказа, пересказа, составления рассказа по картинке, по серии картинок. | |
1 Январь | каникулы | |||
2 | «Транспорт» | Расширение глагольного словарного запаса на основе работы по усвоению понимания приставочных глаголов. Закрепление простых предлогов, согласования существительных с числительными, прилагательных с сущ.-ыми, согласование местоимений с существительными( мой, моя, моё, мои). | Использование в речи сложноподчиненных предложений, закреплять навыки диалогической речи, составлять описательные рассказы. | |
3 | «Одежда» | Расширение словарного запаса по лексической теме. Совершенствование навыка согласования существительных с числительными, прилагательными. Закреплять предложно-падежные конструкции, дифференцировать падежные окончания. Закреплять навык использования в речи сущ.-ых единственного и множественного числа в родительном падеже. | Формировать навык составления рассказа по сюжетной картине. | |
4 | «Зимующие птицы» | Расширение словарного запаса по теме. Совершенствовать умения оперировать понятием слово. Совершенствовать навык согласования и использования в речи прилагательных с числительными в роде, числе, падеже. | Закреплять умение составлять простые, распространенные и сложноподчиненные предложения. Формировать умение составлять короткие рассказы с помощью взрослого. | |
1 Февраль | «Профессии» | Уточнять и расширять словарный запас по теме. Согласование существительных с числительными, притяжательными прилагательными, образование сущ. множественного числа в им. И в род. падежах. | Формирование навыка составления рассказа по серии сюжетных картинок и его пересказ. | |
2 | «Общественные здания» | Уточнение и расширение словарного запаса по лексической теме. Совершенствование лексико – грамматического строя. Закрепление употребления предлогов В, ЗА, ИЗ-ЗА, ИЗ. | Составление сложноподчиненных предложение цели. Закрепление навыка составления описательного рассказа по плану. | |
3 | «Зимние забавы» | Уточнение и расширение словарного запаса по лексической теме. Совершенствование лексико – грамматического строя. Закрепление употребления предлогов В, ЗА, ИЗ-ЗА, ИЗ. | Составление сложноподчиненных предложение цели. Закрепление навыка составления рассказа по сюжетной картине. | |
4 | «Наши защитники» (военные профессии) | Уточнение и расширение словарного запаса по теме. Развитие лексико-грамматических категорий речи. | Совершенствование навыка связного рассказывания по сюжетной картине. | |
1 Март 2 | «Весна» | Уточнение, расширение и активизация словарного запаса по лексической теме. Совершенствование навыка употребления простых предлогов. Формировать умения выделять признаки весны, отличать от других времен года. | Совершенствование навыка составления простых распространенных предложений из 6-7 слов Формировать навык пересказа текста. | |
«8 марта» | Образовывать существительные, обозначающие женские профессии при помощи суффиксов. | Формировать навык составления рассказа по сюжетной картине и пересказывать его | ||
3 | «Перелетные птицы» | Расширение объёма правильно произносимых существительных-названий предметов, объектов, их частей. Совершенствование понимания обобщающего значения слов. Закрепление навыка употребления обиходных глаголов. Развитие лексико-грамматического строя речи(антонимы, относительные прилагательные, уменьш.ласк., множеств. число, простые предлоги) | Совершенствование навыка составления простых распространенных предложений. Совершенствование навыка составления загадок-описаний по плану. | |
4 | «Рыбы» (2) | Уточнение, расширение и активизация словарного запаса по лексической теме. Обогащение экспрессивного словаря наиболее употребляемыми словами-антонимами и словами-синонимами. Продолжение работы по уточнению понимания и расширения значения простых предлогов. Активизация освоенных раннее других частей речи. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и числительных с существительными в роде и числе. | Совершенствование навыка пересказа коротких текстов. Составление описательных рассказов с опорой на сюжетную картину. | |
5 | «Цветы» | Уточнение, расширение и активизация словарного запаса по лексической теме. Продолжение работы по уточнению понимания и расширения значения простых предлогов. Активизация освоенных раннее других частей речи. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и числительных с существительными в роде и числе. | Обучение составлению сложносочиненных предложений. Совершенствование умения составлять рассказы-описания, загадки-описания о предметах, объектов по плану. | |
1 Апрель | «Насекомые» | Расширение словарного запаса по лексической теме по раннее изученным частям речи. Совершенствование лексико-грамматического строя речи. | Совершенствование умения составления описательных рассказов, рассказов-загадок | |
2 | «12 апреля — День космонавтики» (2) | Уточнение, расширение и активизация словарного запаса по теме. Закрепление падежных форм существительных единственного числа в различных падежах. Закреплять умение согласовывать сущ.-е с числительными. Формировать навык префиксального способа образования глаголов. | Совершенствование умения составлять рассказы-описания, загадки-описания по плану, навык связного высказывания по сюжетной картине. | |
3 | «Мой город» | Расширять, уточнять и активизировать словарный запас по лексической теме. Совершенствование понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий. Закрепление навыка употребления обиходных глаголов, употребления относительных прилагательных, предложно-падежных форм с существительными ед. и множ.числа. | Обучение составлению сложносочиненных предложений, предложений с противительным союзом А. Совершенствовать навык составления рассказов-описаний, загадок-описаний, связного рассказывания по сюжетной картине. | |
4 | «Наш дом» | Уточнение, расширение и активизация словарного запаса по теме. Закрепление употребления простых предлогов. Активация освоенных раннее других частей речи. Обогащение экспрессивного словаря словами-антонимами, синонимами. Совершенствование лексико-грамматического | Использование в речи и понимание логико-грамматических конструкций. Развивать умение составлять предложения с дополнением, выраженным существительным единственного числа в родительном падеже с предлогом ДЛЯ. Составлять сложносочиненные предложения с противительными союзами А, НО. | |
1 Май | «Москва – столица России» | Расширение словарного запаса по лексической теме по раннее изученным частям речи. Совершенствование лексико-грамматического строя речи. | Обучение составлению сложносочиненных предложений, предложений с союзом А. Составление рассказа описательного характера по сюжетной картине. | |
2 | «День Победы» (экскурсия в парк Победы) | Формировать знания о В.О.В. и празднике Победы. Расширять и уточнять словарь по теме. | . | |
3 | «Школа. Школьные принадлежности» | Расширять, уточнять и активизировать словарный запас по лексической теме. Уточнение понимания и расширения значений простых предлогов. Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. | .Закрепление навыка составления сложносочиненных предложений, предложений с противительным союзом А. Совершенствование навыка составления рассказа по сюжетной картине. | |
4 | «Лето» | Расширение словарного запаса по лексической теме по раннее изученным частям речи. Совершенствование лексико-грамматического строя речи. | Составление сложносочиненных предложений. Закреплять умение пересказывать рассказ, составлять рассказ по сюжетной картине |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по развитию мелкой моторики в подготовительной группе
Подробное календарно-тематическое планирование по развитию мелкой моторики детей подготовительной группы, разнообразные формы организации занятий...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт»
Конспект образовательной деятельности по формированию грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт» разработан с ...
Календарно-тематическое планирование по развитию связной речи
Разработана примерная система работы с детьми по развитию связной речи (старшая и подготовительная группы). Работа над развитием связной речи начинается с развития умения составлять простые пред...
Календарно тематическое планирование изучение предлогов в старшей и подготовительной группе для детей с нарушением зрения.
Календарно тематическое планирование изучение предлогов в старшей и подготовительной группе для детей с нарушением зрения....
Календарно – тематическое планирование по развитию связной речи, лексико - грамматических категорий и подготовке к обучению грамоте (на основе программы Н. В. Нищевой) Старшая группа для детей с ТНР
Данное планирование разработано для старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Включает объединение ранятий по развитию связной речи, формированию лексико - грамматических категорий...
конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с нарушениями речи
Дорогие коллеги и родители предлагаю вашему вниманию конспект логопедтческого занятия на тему: "Золотая осень. Поможем Лесовечку"....
Календарно – тематическое планирование по развитию связной речи (на основе программы Н. В. Нищевой)
Календарно-тематическое планирование позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения...