Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
статья по теме

Погребная Светлана Борисовна

 

Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с детства.

             Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и

умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера.

         Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребенка таков: от удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности. В любых оздоровительных практиках нельзя идти через принуждение, иначе получим  обратный результат. Надо, чтобы ребенок хотел

сделать сам, глядя на увлеченность, радость и удовольствие других детей и педагога. Радостное состояние – естественное состояние здорового ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_formirovaniya_cennostey_zdorovya_i.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

   Формирование  представлений о здоровом образе  жизни

                       у детей дошкольного возраста                                                                                                                                     

                                                                                         Погребная С.Б.

                                                          Педагог дошкольного  отделения

                          МКОУ «Детский дом -  школа №95» г.Новокузнецк

       

   Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с детства.

       Важность формирования здорового образа жизни у детей обусловлена пониманием, что только с раннего детства можно прививать основные знания,

навыки и привычки по здоровьесбережению, которые со временем превратятся в важный компонент общей культуры человека и повлияют на формирование

здорового образа жизни всего общества.

         Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и

умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера.

            Для педагогов дошкольного отделения детского дома – школы,  где дети находятся от рождения, главной задачей является: выработать у детей разумное

отношение  к своему организму, прививать необходимые культурно – гигиенические навыки, научиться вести здоровый образ жизни с раннего детства. Для того, чтобы эта работа стала нормой оздоровления, она должна

приносить удовлетворение. Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребенка таков: от удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности. В любых оздоровительных практиках нельзя идти через принуждение, иначе получим  обратный результат. Надо, чтобы ребенок хотел

сделать сам, глядя на увлеченность, радость и удовольствие других детей и педагога. Радостное состояние – естественное состояние здорового ребенка.

      Для формирования представлений о здоровом образе жизни, особое внимание уделяется следующим компонентам:

  1. занятия физкультурой, прогулки
  2. рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены:  закаливание, создание условий для полноценного сна
  3. дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
  4. бережное отношение к окружающей среде, к природе
  5. медицинское воспитание, выполнение различных рекомендаций
  6. формирование понятия «не навреди себе сам».

     Педагоги дошкольного отделения детского дома - школы используют в своей работе ежедневный комплекс закаливающих мероприятий, пальчиковую гимнастику, гимнастику после сна, подвижные и спортивные игры. В группах имеются картотеки стихотворений,  сопровождающих упражнения.

      Наряду с традиционными формами работы  проводится с детьми самомассаж  от простуды. Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Еженедельно педагоги проводят занятия познавательного цикла, знакомящие детей со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе. Занятия

всегда  заряжают детей положительными эмоциями.

     Для формирования представлений о том, что полезно, что вредно для организма создан альбом «Правила поведения для малышей», в котором подобраны иллюстрации и стихотворения к положительному и негативному воздействию на организм человека. Особое внимание обращаем на значение для организма сна, прогулки, принятия пищи.

     Для укрепления зрения  используются следующие моменты: зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают; коррекционные минутки. В течении дня  чтобы доставить детям удовольствие, выполняются следующие упражнения: потянуться как кошка, покачаться  как неваляшка, поползать как змея. Это очень важно для развития и укрепления опорно – мышечной системы рук. В младшей группе имеется «сухой бассейн». «Купаясь» в нем, дети радуются, восхищаются и получают не только общий массаж, но и массу удовольствий, положительный, эмоциональный эффект.

      Данные формы работы интересны дошкольникам, позволяют постепенно приобщить к здоровому образу жизни, стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость. Они направлены на передачу  педагогом ребенку двигательных умений и навыков, формируют знания о пользе  игр и упражнений, развивают выносливость, внимание, самостоятельность, что в дальнейшем способствует эффективному обучению

в школе. Стимулирует не только двигательную, но и познавательную активность.

                             

                               Литература:

       1.  Маханева, М.Д.  Воспитание здорового ребенка  [ Текст ] : методическое пособие для практических работников ДОУ / М.Д. Маханева. –

М.:АРКТН, 1999. – 165 с.

       2. Береснева, З.И. Здоровый малыш    [Текст]   : Программа оздоровления

в ДОУ  / З.И.Береснева. – М.: 2004. – 304 с.    

       3. Голубева, Л.Г. Закаливание дошкольника    [Текст]  : методическое пособие  /   Л.Г. Голубева,  И. А. Прилепина  /  под. ред. В. А.  Доскина. – М.:

2007. 115 с.

       4.  Зеленская, Д. Школа здоровья  [ Текст]  : методическое пособие  /

Д. Зеленская. – М.:  2005. т.2.  212 с.

        5.  Казьмин, В.Д. Дыхательная гимнастика    [ Текст]    : методическое пособие  /   В.Д. Казьмин. – Ростов – на – Дону :Издательский центр «Феникс»,  2000. 389 с.                                                    

                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Картотека игр по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14300406","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"350","width":"350"}}]]...

Консультация для педагогов. " ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА."

Одним  из важнейших  условий  воспитания  здорового поколения является  культура  здоровья  человека,  привитая  с  раннего детства. В современных...

Презентация Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста"

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому и безо...

Задачи и содержание формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

Забота дошкольника о своём личном здоровье выступает основой, на которую можно будет опираться при  необходимости в здоровом образе жизни. Она пробуждается и формируется по ходу понимания ...

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решения следующих задач:• сохранение и...