Использование театральной деятельности в коррекционной работе учителя – логопеда ДОУ
статья по логопедии (подготовительная группа)
Использование театральной деятельности в коррекционной работе помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует не только общему развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развития ассоциативного мышления; настойчивости, проявлению общего интеллекта, эмоций, но и коррекции звукопроизношения, фонематического слуха, лексико – грамматического строя речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tenevoy_sapogova_1.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование театральной деятельности в коррекционной работе
учителя – логопеда ДОУ.
Учитель – логопед
МБДОУ № 156 «Волжаночка»
г. Ульяновск
Сапогова Е.С.
Сегодня весьма актуальной является разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий. Интегрированные логопедические занятия способствуют развитию творческих и речевых способностей детей. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Как правило, дети с нарушениями речи отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Исходя из этого, можно связать логопедическую работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов.
Использование театральной деятельности в коррекционной работе помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует не только общему развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развития ассоциативного мышления; настойчивости, проявлению общего интеллекта, эмоций, но и коррекции звукопроизношения, фонематического слуха, лексико – грамматического строя речи.
Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет детям проявить инициативу. Огромный интерес у детей вызывает теневой театр. Для организации теневого театра необходима только ширма, настольная лампа (фонарик) и плоскостные фигуры. Так же можно использовать стол для рисования песком.
Естественно, что далеко не все фигуры можно сделать руками или сделать некоторые фигуры животных достаточно сложно. Поэтому более универсальный и более сложный вариант театра теней основан на том, что на освещенном экране показываются тени или силуэты плоских фигур-кукол, которые обычно делают из картона. В кукольном театре тенейможно использовать декорации: деревья, цветы, облака, мебель и другие предметы. Изготовление персонажей и декораций в качестве домашнего задания можно поручить родителям. Родители будут вовлечены в единое пространство «семья - детский сад».Так же это задание хорошо развивает мелкую моторику детей: сначала обвести по контуру фигуру, а затем ее вырезать. А как известно, необходимость развития мелкой моторики пальцев рук давно признана специалистами как средство стимуляции речи.
Таким образом, теневой театр на логопедическихзанятиях помогает решить следующие задачи:
- развивать речевое дыхание, артикуляцию, дикцию, интонацию;
- развивать фонематическое восприятие, правильное звукопроизношение;
- совершенствовать лексико – грамматический строй речи;
- развивать навык действия с воображаемым предметом;
- учить детей показывать интонацией, голосом, мимикой характер героя;
- развивать общую и мелкую моторику: координацию движений мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
- развивать связную речь, творческую фантазию;
- учить сочинять небольшие рассказы, сказки, подбирать рифмы;
- пополнять словарный запас;
- развивать ориентировку в пространстве;
- развивать психические процессы;
- воспитывать нравственно-эстетические качества;
- создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;
- укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью;
- вовлечь родителей в единое пространство «семья - детский сад».
Некоторые примеры использования теневого театра на индивидуальных и подгрупповых занятиях учителя - логопеда:
1. На развитие речевого дыхания – силуэты свечи, солнца, снежинки, листа дерева, облака, дерева, чашки с паром и т. д.
Игры:
- «Задуй свечу» (силуэт свечи прикреплен снизу, а пламя свечи привязано на нити сверху, «Сдуй листочек» (силуэт дерева прикреплен снизу, а листики деревьев привязаны на нити сверху). Цель: развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц.
- «Бабочки" (бумажные бабочки привязанные на нити).Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха.
- "Горячий чай" (силуэт чашки прикреплен снизу, а силуэт пара привязан сверху на нити).Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.
- "Снег кружится, летает, летает" (бумажные снежинки свисают вниз на нитях).Цель: развитие сильного плавного выдоха.
- «Открой солнышко» (бумажные облака свисают вниз на нитях, силуэт солнца прикреплен к ширме).Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.
2. На развитие артикуляции – (круг, овал, улыбка, лопата, чашки, кисточки, лошадки, гриба и т. д.
Игры:
- «Повтори движение» (силуэт языка перемещается вверх – вниз, влево – вправо).
Цель: совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
- «Комплексы артикуляционной гимнастики» (силуэты лопаты, чашки, лошадки и т. д свисают вниз на нитях в определенном порядке).
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.
3. На развитие фонематического восприятия, дикции и интонации, автоматизацию и дифференциацию звуков – силуэты волка (звук у, девочки Ани (звук а, медведя (звук ы) и т. д.,
Игры:
- «Кто поет?» (силуэты волка, девочки, медведя, логопед произносит определенный звук, ребенок показывает и называет, кто спел песню).
Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.
- «Рассели картинки» (силуэты домов от одного до трех этажей, силуэты разных предметов и животных, ребенок расселяет силуэты в дома по количеству слогов).
Цель: обучение слоговому анализу слов.
- «Распредели картинки» (логопед показывает силуэты картинок со звуком л или ль, ребенок решает, что дать кукле Ладе, а что Ляле).
Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать навык звукового анализа.
- «Какой звук начинает слово?», «Какой звук в конце слова?» (логопед выставляет силуэты разных предметов, ребенок узнает предмет и называет первый, последний звук в слове).
Цель: учить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета.
- «Три медведя» (Силуэты трех медведей, ребенок отгадывает, за кого из героев логопед произносит определенные слова. Более сложный вариант – ребенок сам говорит голосами медведей, изменяя силу голоса).
Цель: различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.
4. На развитие ориентировки в пространстве – дерева, домика, солнышка, машинки, разных животных и т. д.
Игры:
- «Что – где?» (логопед выставляет на ширме любые силуэты предметов по изучаемой теме, ребенок называет, что находится в правом верхнем углу, в левом нижнем и т. д.).
Цель: формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину в плоскости.
- «Поставь слева над, под…»
Цель: формировать умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.
- «Опиши картину» (логопед выставляет на ширме сюжет: солнышко, дерево, машину, животных и т. д., ребенок описывает, что где находится).
Цель: закреплять навыки ориентировки в микропространстве, активизировать в речи детей слова "вверху", "внизу", "справа", "слева".
- «Что изменилось?» (логопед меняет сюжет на ширме, дети объясняют с помощью пространственной терминологии, что изменилось на картине).
Цель: формировать умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.
- «Полет бабочки», «Путь машины» (логопед перемещает силуэт бабочки или машины по ширме, дети комментируют полет, используя пространственную терминологию).
Цель: учить детей ориентировать на плоскости, закреплять понятие "право", "лево", активизировать в речи предлоги, стимулировать глазодвигательную функцию.
5. На развитие лексико – грамматического строя речи и пополнение словарного запаса – силуэты овощей, фруктов, предметов мебели, посуды, разного вида транспорта, насекомых, птиц, игрушек, одежды, обуви, головных уборов, школьных принадлежностей, продуктов питания, инструментов, домашних и диких животных, цветов, деревьев и т. д.
Игры:
- «Один - много»» (логопед выставляет на ширме силуэт одного предмета слева и несколько силуэтов этого же предмета справа. Дети называют).
Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
- «Назови ласково» (логопед выставляет на ширме силуэты разных предметов, ребенок отгадывает предмет и называет его ласково).
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- «Четвертый лишний» (логопед выставляет на ширме силуэты четырех предметов, один из которых существенно отличается от остальных, ребенок называет неподходящий предмет и объясняет свой выбор».
Цель: развивать способность детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения.
- «Что положим в суп?», «Что положим в компот?» (логопед выставляет на ширме силуэты овощей и фруктов, силуэты кастрюль, дети выбираю, что положим в суп, что в компот).
Цель: закрепить словарь по теме, обучать правильному употреблению существительных в винительном падеже.
- «Собери игрушки» (логопед выставляет на ширме силуэты игрушек и других предметов, дети отгадывают силуэты только игрушек и убирают их в корзину).
Цель: закрепить словарь по теме, обучать правильному употреблению существительных в винительном падеже.
- «У кого какой» (логопед выставляет на ширме силуэты животных, дети отгадывают их и, отвечая на вопросы логопеда, образуют притяжательные прилагательные).
Цель: закрепить словарь по теме, обучать правильному употреблению притяжательных прилагательных.
6. На развитие связной речи – силуэты героев русских народных сказок, животных, деревьев, цветов, домов, машин, птиц и т. д.
Игры: - «Придумай и расскажи сказку»
- «Что сначала, что потом»
- «Опиши игрушку»
- «Расскажи какой?»
Цель: стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе логопеда"
Данная статья была опубликована в Новгородской газете "Образование info" Выпуск № 13(27) 15 ноября 2014 года....
Использование игровых технологий в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ
Игры Воскобовича в логопедической работе с детьми с ОВЗ...
Использование театральной деятельности в коррекционной работе
Одной из наиболее эффективных форм работы по развитию связной речи является театрализованная деятельность. Театр близок и понятен детям. Он, как и игра, дает ребенку представление о мире, в котором он...
Городское методическое объединение "Логопед". Тема: "Повышение профессионального роста учителей-логопедов и дефектологов через использование театральной деятельности при коррекции речевых нарушений"
Цель: организация информационно-образовательного пространства для обмена педагогическим опытом в использовании театральной деятельности в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями учителей-логопед...
Долгосрочный проект "Театральная деятельность в системе работы логопеда ДОУ"
Занятие логопеда с детьми с ОВЗ. Планирование занятий по театральной деятельности на год....
Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе логопеда
Методическая разработка для родителей, воспитателей. Краткое понятие нейропсихологический упражнений, а так же практиеское применений игр сделанных своими руками и применяемые на практике в свое...