Индивидуально-коррекционное логопедическое занятие в условиях реализации ФГОС ДО
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Сапогова Екатерина Сергеевна

Тема: Автоматизация звука [р]в слогах и словах.

Возраст: подготовительная к школе группа группа.

Ребенок с ОНР III уровня.

Планируемые результаты (целевые ориентиры): ребёнок может выделять звуки в словах,  у ребёнка складываются предпосылки грамотности, развивается звуковая и интонационная культура речи; развита мелкая моторика; способен к волевым усилиям, умеет подчиняться разным правилам; обладает установкой положительного отношения к самому себе; активно взаимодействует со взрослым, обладает развитым воображением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_r_v_slogah_slovah.s2.docx30.44 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуально-коррекционное логопедическое   занятие

 в условиях реализации ФГОС ДО

Тема: Автоматизация звука [р]в слогах и словах.

Возраст: подготовительная к школе группа группа.

Ребенок с ОНР III уровня.

Оборудование:

-для ребенка: мнемотаблица для артикуляционной гимнастики, для характеристики звука,  кораблик для дыхательной гимнастики, камни «марблс» и оборудование для игр с песком, для развития мелкой  моторики, сигнальчик, влажные салфетки, звуковая дорожка, компьютер, оборудование для зрительной гимнастики.

-для учителя- логопеда: компьютер.

Интеграция: познавательное развитие;  социально-коммуникативное развитие; физическое развитие; художественно – эстетическое развитие.

Цель: Автоматизация звука «р» в слогах и словах.

Задачи: 

Коррекционно-образовательные:

-закрепление произношения звука «р» в слогах и словах;

-употребление слов различной слоговой структуры;

- владение речью как средством общения; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Коррекционно-развивающие:

- развивитие зрительное и слуховое внимание;

-  речевой активности, мелкую моторику.

-  развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослым; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- развитие интересов ребенка, любознательности и познавательной мотивации;

- развитие координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук;

Воспитательные: 

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, мира природы; .формирование  навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности.

Планируемые результаты (целевые ориентиры): ребёнок может выделять звуки в словах,  у ребёнка складываются предпосылки грамотности, развивается звуковая и интонационная культура речи; развита мелкая моторика; способен к волевым усилиям, умеет подчиняться разным правилам; обладает установкой положительного отношения к самому себе; активно взаимодействует со взрослым, обладает развитым воображением.

Виды детской деятельности:

  • игровая (игра-путешествие, развивающая компьютерная игра);
  • познавательно-исследовательская (обсуждение проблемной ситуации)
  • коммуникативная деятельность (совместная деятельность, организация сотрудничества)
  • двигательная
  • самообслуживание (соблюдение личной гигиены)

I блок. Создание мотивационного поля (организационный момент).

  1. Приветствие.

-Здравствуй!

  1. Введение в игровую ситуацию с использованием  игр, упражнений и релаксации.

- Ты любишь чудеса? (Да).

- А хочешь отправиться в путешествие? (Да,хочу).

а)  развитие высших психических функций, расслабление через релаксацию.

- Тогда закрой глаза и попробуй представить то, о чем услышишь. (включается шум моря, крики чаек)

- А теперь открой глаза и посмотри, что ты видишь? (море,остров,волны, песок)

-Ты хотела бы отправиться на этот волшебный остров и посмотреть кто там живет? (Да). 

- На чем можно добраться до острова?    (корабле)

           б) игровая ситуация для развития артикуляционного аппарата, с использованием

               мнемотаблиц.(“Лопатка”,”Чашечка”, “Вкусное варенье”)

- Чтобы попасть на кораблик, нужно построить мостик.

- Хочешь построить мостик из стекла?(Да)

- Посмотри какие красивые стеклянные камушки возле каждой картинки. Каждая картинка, это упражнение для язычка. Если ты постараешься и под мой счет выполнишь всё правильно, то сможешь забрать все камешки и построить мост. (Строит мост и выкладывает дорожку к кораблю).

- Мост построен!

- Давай пальчиками обеих рук выполним упражнение “Пальчики шагают” и доберемся до корабля.

в) игровая ситуация для развития дыхания

- Что нужно чтобы  кораблик поплыл? (Ветер)

-Ты помнишь, как правильно дуть?(Да)

- Как?( не поднимать плечи, не надувать щеки а только надуть животик) (Ребенок дует на кораблик)

г) введение в игровую ситуацию для развития мелкой моторики с использованием пескотерапии.

- Пойдем посмотрим как много песка на этом острове. (подходим к «ящику» с песком)

- В нем кто-то спрятался, давай посмотрим кто. (находит тигра)

Логопед: - Это тигр.

II блок. Актуализация   знаний.

а). Мыслительная гимнастика.

- Отгадай любимый звук тигра по описанию.

Язык находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит.

- Какой это звук? [р]

б). Подведение к самостоятельной формулировке  темы занятия и постановки проблемы.

- Как ты думаешь, с каким звуком поиграем сегодня? Произнеси этот звук долго как тигр, а теперь громко, а теперь коротко.

- Расскажи, что ты знаешь про этот звук.

- Какой он: гласный или согласный? Твердый или мягкий? Звонкий или глухой?

III блок. Открытие детьми нового знания.

а) выдвижение гипотезы.

- Как ты думаешь, это звук нужный? (Да)

- А может быть можно обойтись без него? (Нет).

- Почему, так ты думаешь? (будет не понятно, что мы говорим, и будет не красиво)

б) фиксирование нового алгоритма  в речи детей, в знаковой форме.

- Что же нужно сделать чтобы говорить красиво и понятно? (всегда правильно и красиво его произносить).

- Важно не только правильно произносить этот звук, но и уметь его слышать.

- А ты умеешь слышать этот звук?(Да)

- Тогда поймай этот звук среди других звуков, в слогах и словах.(поднимает сигнал)

А, О, Р,Т, И,Р.

АР, ОР, АН, РУ.

СОК, РОГ, НОТЫ, НОРЫ, РУСАЛКА.

- А где в слове РУСАЛКА  спрятался зв [р].

- Покажи на звуковой дорожке.

IV блок. Самостоятельное применение нового знания на практике.

закрепление речевого умения на уровне самостоятельного применения  в  ситуации общения.

- Слышишь, кто-то поет? Пойдем посмотрим кто это может быть.

(Подходим к комп.)

- Ты ее узнала? (Это Русалочка)

1) - На морском дне, живет Русалочка. Она дружит с веселыми разноцветными рыбками.

- Найди похожих рыбок. Сначала произноси слог [РА], и только потом щелкай по рыбкам.

(1 Слайд с русалочкой)( Произносит 3 раза, переключаю слайд)

- За каждое выполненное задание Русалочка будет давать тебе бусинку.

2) – Русалочка любит играть со своим другом дельфином. Она бросает ему мячик. Поиграешь с дельфином?

- Произнеси слог [РУ] и только потом щелкай по мячику. (3 раза)(Даю бусинку).

3) – Вместе с осьмирогом, Русалочка играет в прятки. Найти его среди водорослей нелегко, ведь осьминог может менять свою окраску. Посмотри как он это делает.

-Сначало произнеси слог [РО], и только потом щелкай по осьминогу.( 3 раза) (Даю бусинку).

4)- Еще Русалочка очень любит рисовать на песке. Найди рисунки, которые будут появляться в рамке. Сначала произнеси слог [РЫ] и только потом щелкай по картинке. (Даю бусинку).

5) - В подводном мире можно увидеть морских звезд. Послушай и запомни как поет каждая красная звезда.

- РА, РУ, РО, РЫ.

- Спой  так же. (Нажимает только на красные звезды.)

- Какая красивая песенка  у тебя получилась. (Даю бусинку).

6) Помоги Русалочке украсить морское дно водорослями. Для этого четко повторяй за мной слова и только потом щелкай по водорослям.

РАК
РАДИО

РАНА

РАМА

РАБОТА

РАКЕТА

Молодец,морское дно украшено. (Даю бусинку).

7) – В море встречаются хищники, например, акулы. Помоги всем рыбкам спрятаться от акулы.

- Повторяй за мной слова и только потом щелкай по рыбкам.

РУСЬ

РУЛЬ

РУКИ

РУКАВ

РУЧКА

РУССКИЙ

РУБАНОК

- Молодец! (Даю бусинку).

После акулы пропустить слайд.

8) – На дне лежат рассыпавшиеся монеты, ты хочешь помочь Русалочке их собрать? (Да).

- Я произнесу слог, а ты придумай два слова с этим слогом и только потом щелкай по монете.

РА…БОТА, ДУГА.

РУ…ЧКА, БАНОК.

РО…Т, ГА.

РЫ…СЬ, БА.

РА…МА, КЕТА.

РУ…ЛЬ, БАШКА.

РО…БОТ, ДИНА. (Даю бусинку)

9) – На морском дне можно найти много ракушек.

-  Запомни и повтори три слова, потом щелкни по ракушке.

РОТ – РОСТ – РОТ

РАК – БАК – РАК

РЫТЬ – РЫТЬ – МЫТЬ

РОМА – РОМА – РАМА

ЗАБОТА – РАБОТА – РАБОТА

- Как много ракушек ты набрала. (Даю бусинку).

- Для следующего задания нам нужно приготовить свои зоркие глазки.

Поиграем в игру: «Пол – потолок». Если я говорю пол, только глазки смотрят на пол, а если потолок, то глазки смотрят на потолок. Шевелить головой и поднимать плечи нельзя.

А теперь «Далеко- близко», если я говорю близко, ты смотришь на сигнальчик,который у тебя в руке, а если я говорю далеко, ищешь глазками сигнальчик на стене. Шевелить головой и поднимать плечи нельзя. Молодец!

Игра на внимание.

- Русалочка хочет проверить твое внимание. Нажимай только на новые ракушки.

- Молодец!

10) Вспомни слова со звуком [р] которые ты называла сегодня и тогда сберешь бусы.

V. Рефлексия (итог).

а). Оценка занятия ребенком и педагогом.

- Если ты считаешь, что ты выполнила все хорошо, подари бусы Русалочке.(Ребенок щелкает по шееРусалочке и одевает бусы).

- Ты потрудилась на славу, Русалочка дарит тебе бусинки, из которых, если захочешь ты сможешь сделать себе бусы дома в или группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Ш. Постановка звука Р"

При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в ж...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы»

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня

Цель: автоматизировать звук [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях, фразовой речи.Задачи:Формирование правильного диафрагмального дыхан...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия на тему "Автоматизация звука [ш]. Постановка звука [р] "

Индивидуальное  логопедическое занятие  "Автоматизация звука [л] " направлено на автоматизацию поставленного звука [л] в слогах, словах и предложениях. Конспект содержит подробное ...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука Ш. Тема «Играем с Мишкой».

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука Ш в середине слова....

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука «С» в словах у ребенка 5 лет с расстройством аутистического спектра с общим недоразвитием речи II уровня.

Тема:Логопедическая: автоматизация звука [С] в словах.Лексическая: «Транспорт».Цель занятия: автоматизация звука [С] в словах (в начале, в середине и в конце сло...