Развитие мелкой моторики у детей с ТНР: движения, сочетаемые с речью.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
В методической разработке перечислен материал, который можно использовать для развития мелкой моторики с детьми, а также даны упражнения в стихотворной форме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 7
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Методическая тема
Учителя-логопеда
Болдыревой Ирины Павловны
«Развитие мелкой моторики у детей с ТНР:
движения, сочетаемые с речью»
Санкт-Петербург
2022 год
Содержание: | |||
Введение. | стр. | 3 | |
1. | Использование учителем-логопедом различных материалов для развития мелкой моторики у детей с ТНР. | стр. | 4 |
2. | Упражнения для рук – движения, сочетаемые с речью. | стр. | 5 |
3. | Заключение. | стр. | 11 |
Список литературы. | стр. | 12 |
Введение.
Дети с нарушениями речи, как правило, имеют неуверенную координацию движений пальцев рук. У них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела).
Учеными, которые изучают работу ЦНС у детей доказано, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.
На основе проведенных экспериментов и обследования большого количества детей М.М. Кольцовой была выявлена следующая закономерность: если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах возрастной нормы, если же развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие.
Она пришла к выводу, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от пальцев рук.
Такие авторы, как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева описывают отдельные приемы по развитию мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. Они отмечают большое стимулирующее значение функций рук.
1. Использование учителем-логопедом различных материалов
для развития мелкой моторики у детей с ТНР
Движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причем не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции.
В системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи проводится воспитательно-коррекционная работа в данном направлении.
В своей работе учитель-логопед может использовать различный материал, игры, пособия и игрушки по развитию мелкой моторики, которые вызывают интерес у детей и желание с ними играть. Это могут быть:
- застежки, шнуровки, конструкторы, мозаики;
- мячи: рифленые, каучуковые;
- разноцветные пробки от пластиковых бутылок (используются для нанизывания бус, как «башмачки» для пальцев рук, для запоминания цветов);
- веревки капроновые плетеные (для завязывания узелков и перебирания их пальцами);
- прищепки разноцветные бельевые (для координации движений пальцев рук);
- коврики «травка» (для массажа и самомассажа ладоней и пальцев рук);
- кистевые эспандеры (для развития мышечной силы кисти);
- игрушки типа копилок (для попадания в прорезь мелкими предметами);
- счетные палочки;
- «сухие бассейны» - емкости, наполненные горохом или фасолью, для самомассажа кистей;
- игрушки из «киндер-сюрпризов» - для того, чтобы находить их в «сухих бассейнах».
Этот материал используется учителем-логопедом в работе по развитию мелкой моторики у детей с ТНР для организации выполнения движений, сочетаемых с речью.
2. Упражнения для рук – движения, сочетаемые с речью
Известно, что двигательная активность ребенка, развивает его речь, но и формирование движений тоже происходит при участии речи.
Движения рук лучше усваивается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности дает больший эффект (включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы). Это является и одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи.
Ритм речи, особенно стихотворной, способствует развитию координации и произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.
Приведу несколько примеров использования различных материалов, которые я применяю в коррекционной работе с детьми с ТНР по развитию мелкой моторики.
Массаж – эффективный метод терапии. Он оказывает развивающее воздействие, изменяет состояние коры головного мозга, усиливает ее стимулирующую и координирующую функции.
Упражнение «Гладь мои ладошки, ёж».
Берем коврик – «травка».
Ребенок «гладит» ладошками коврик, делая по одному движению на каждый ударный слог:
Гладь мои ладошки ёж,
Ты колючий, ну и что ж,
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
2 вариант.
Можно использовать для массажа кистей рук силиконовые круги:
Гладила мама ежиха ежат,
Что за пригожие детки лежат.
Мяч – прекрасный инструмент, используемый в коррекционной практике. Игры с мячом развивают не только мелкую моторику, но и общую моторику, ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость и быстроту реакции.
Упражнение «Мне дала синичка хрупкое яичко».
Обыгрываем каучуковый мячик или грецкий орех как яйцо птички.
Птичка веток набрала,
Крепко гнездышко свила, - Ребенок делает ладошки в форме гнезда
И снесла яичко
Умница-синичка. - Взрослый кладет мячик в «гнездо».
Ты яичко покатай,
Но из рук не выпускай:
Очень хрупкое оно –
Так у птиц заведено. - Ребенок катает мячик между ладоней – одна ладонь сверху, другая снизу.
Упражнения для развития силы кистей рук повышают тонус коры головного мозга.
Даем ребенку мяч или кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог, проговаривая:
Упражнение «Будь сильней, моя рука».
Я сожму свой мяч,
Буду сильным, как силач
Буду младших защищать,
Буду слабым помогать.
Упражнение Мяч – «Ёжик».
Движения соответствуют тексту.
1 вариант.
Мячик-ежик мы возьмем (берем мячик)
Покатаем и потрем (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем (поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем (пальчиками одной руки нажимаем на иголочки мячика)
Пустим ежика на стол (кладем мячик на стол)
Рукой ежика прижмем (рукой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (рукой катаем мячик)
Потом руку поменяем (меняем руку и тоже катаем мячик).
2 вариант.
Я мячом круги катаю, (мяч между ладоней)
Взад-вперед его гоняю (смена рук)
Им поглажу я ладошку, (соответственно)
Будто я сметаю крошку. (смена рук)
И сожму его немножко, (сжимаем мяч)
Как сжимает лапу кошка. (смена рук)
Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)
И другой рукой начну (смена рук)
А теперь – последний трюк:
Мяч летает между рук! (перебрасывание мяча из руки в руку).
Самомассаж с прищепками.
Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного пальца к мизинцу и обратно. После первого двустишия – смена рук.
Кусается сильно котенок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш!
А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!».
Использование деревянного массажёра для массажа кистей рук: ребенок кладет руки ладошками на массажер и совершает движения, валики массажера крутятся, массируя ладошки ребенка.
Упражнение «Мои ладошки».
Мои ладошки бегут по дорожке
Бегут, бегут, бегут, бегут,
Бегут по дорожке
Бежали, бежали и прибежали.
На занятиях для развития мелкой моторики можно использовать счетные палочки. Ребенок собирает разложенные на столе счетные палочки пальцами – от указательных к мизинцам – и удерживает их до тех пор, пока не соберет все четыре «клюва». На каждую строку ребенок берет по одной счетной палочке.
Упражнение «Клювы».
Клюв длинней
Не видел я,
Чем клюв у цапли
И у журавля!
Использование «сухого бассейна»: ребёнок запускает руки в «сухой бассейн» и имитирует замешивание теста, проговаривая стишок:
Упражнение «Тесто».
Мы тесто месили, мы тесто месили:
Нас тщательно все помесить попросили.
Но сколько ни месим и сколько, ни мнем,
Комочки опять и опять достаем.
Заключение.
Использование в коррекционной работе на логопедических занятиях с детьми с ТНР упражнений для развития мелкой моторики в стихотворной форме способствует развитию речи: повторение строк стихотворений детьми и одновременно выполнение движений руками способствует развитию чувства ритма, что помогает в работе над звуко-слоговой структурой слова, автоматизации звуков.
Кроме того, это развивает психические процессы: память, внимание, мышление.
Список литературы:
- Волкова Г.А., «Логоритмика» – М., 1985;
- Воробьева И.В., Крупенчук О.И., «Мяч и речь» – СПб., КАРО, 2003;
- Крупенчук О.И., «Стихи для развития речи» – СПб., Литера, 2003;
- Крупенчук О.И., Воробьева Т.А., «Исправляем произношение» – СПб., Литера, 2010;
- Кольцова М.М., «Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка» – М., 1973;
- Волкова Л.С., «Логопедия» – М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук детей и координации движений
Направление моей работы – формирование и совершенствование у детей двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами. Я заметила,...
Проект по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста «Тренируем руки — развиваем речь»
Проект по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста «Тренируем руки — развиваем речь» Развитие мелкой моторики входит в систему здоровьесберегающих технологи...
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей 5-6 лет с нарушениями речи
Использование нестрандартных изделий для развития тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи 5-6 лет....
«Нетрадиционные способы лепки как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
Транслирование опыта практических результатов педагогической деятельности по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушеними речи посредством нетрадиционного способа - лепк...
Дидактические игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Современные ученые доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.У значительного большинства детей с речевыми нарушен...
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста, как средство формирования речи».
Практикум для воспитателей...
Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В современном обществе возникает необходимость целенаправленного развития мелкой моторики у детей с ОНР как предпосылки успешного формирования многих физических, психических и психологических жизненно...