Развитие мелкой моторики рук детей и координации движений
консультация по теме

Акимова Ольга Брониславовна

            Направление  моей работы  – формирование и совершенствование у детей двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами. Я заметила, что у детей возникают сложности в развитии пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве, поэтому стала уделять большое внимание этому аспекту.  Все мы знаем как важно развитие мелкой моторики рук для детей. Развитие руки, кисти, ручных умений  является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_gorod._konferentsii.docx379.57 КБ

Предварительный просмотр:

    Развитие мелкой моторики рук детей и координации движений

                           «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»

                                                                                                                            В.А.Сухомлинский

                                                                                             «Рука – это вышедший  наружу мозг человека»
                                                                                                                                                                      Н.Кант

          Направление  моей работы  – формирование и совершенствование у детей двига-тельных умений и навыков в манипуляциях различными предметами. Я заметила, что у детей возникают сложности в развитии пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве, поэтому стала уделять большое внимание этому аспек-ту. Перед собой я ставлю следующие задачи: научить детей правильно держать каран-даш; формировать зрительно-моторные координации; развивать координации крупных движений и умение владеть своим телом; совершенствовать двигательные умения и на-выки, развивать мышление, память, внимание, сосредоточенность, зрительное и слухо-вое восприятие. В своей работе я использую методику по развитию мелкой моторики и графических навыков Г.В. Беззубцевой; методику подготовки дошкольников к обуче-нию письму С.О. Филипповой; методику развития мелкой моторики и координации движений у детей Гавриной С.Е.; методику развития мелкой моторики, глазомера и координации движений Т.А. Воробьевой, Т.В. Гузенко.

       Практическое применение теоретического материала реализую на занятиях аппли-кацией, рисованием разными техниками (карандашами, кистью, пальчиками, штампа-ми, тычками, пластелином, с помощью трафаретов), конструированием, в физминутках и пальчиковой гимнастике; учу детей овладевать штриховкой, предлагаю макеты для шнуровки,  для составления узоров нитью на гвоздиках (графика), игры для развития сенсомоторных навыков и координации движений («Радужные бусы», «Сделай так же», «Сделай сам», «Определи на ощупь»), игры для конструирования на фланелеграфе («Составь букет», «Юный архитектор», игры с пинцетом для формирования и закреп-ления пинцетного захвата пальцев («Мозаика», «Разбери по цветам», «Золушка»). Дети с удовольствием играют в настольный, пальчиковый театр, театр теней, игры с пугови-цами, крупами,прищеками.

        Все мы знаем как важно развитие мелкой моторики рук для детей. Развитие руки, кисти, ручных умений  является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка.  На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Считается, что самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 2 до 9 лет. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Уровень сформированности мелкой моторики определяет успешность освоения ребёнком:

  • изобразительных умений;
  • музыкально – исполнительских умений;
  • конструктивных умений;
  • трудовых умений;
  • овладения родным языком;
  • развития первоначальных навыков письма.

      В дошкольном возрасте именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной мо-торикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать бо-тинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они часто отказываются от любимых детьми лепки и ап-пликации, так как не успевают за другими ребятами на занятиях. Таким образом, возмож-ности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя неуве-ренными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

      Отмечу также, что в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и коор-динации движений руки становится важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ре-бенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие, а наряду с развити-ем мелкой моторики развиваются память, внимание и словарный запас.

      Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие голов-ного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и па-льцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японс-кая акупунктура – еще одно тому подтверждение. По насыщенности акупунктурными зо-нами кисть не уступает уху и стопе.  Восточные медики установили, что массаж большого пальца (5,6) повышает функциональную активность головного мозга, указательного (4, 7) - оказывает благотворное влияние на состояние желудка; среднего (3, 8) – на кишечник; безымянного (2, 9) – на печень и почки; мизинца (1, 10) – на сердце.

В детском саду мы с детьми применяем Су-Джок терапию  (направление восточной медицины, где особое внимание отводится воздействию на активные (акупунктурные) точки, которые находятся на кистях рук), используя специальные массажоры  (он пред-ставляет 2 части: мяч-ежик с колючими иглами и 2 колечка для массажа каждого пальца). Воз-действуя на рефлекторные зоны можно передавать информацию всему организму и лечить все тело, активизируя механизмы самовосстановления организма.

     C:\Users\Ольга\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN9950.jpg                  C:\Users\Ольга\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN9952.jpg

Также применяем различные виды массажа рук, в т.ч. самомассаж  зубной щеткой, резиновыми мячами и кольцами с  разной рельефной поверхностью, карандашом с гранями, грецкими орехами, каштанами, сосновыми шишками.

     C:\Users\Ольга\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN9953.jpg                  C:\Users\Ольга\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN9954.jpg

    Очень важной частью работы по развитию по развитию мелкой  моторики являются пальчиковая гимнастика и игры на координацию движений. Пальчиковые игры –это ин-сценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх» и т.д. В группе имеется большая картотека таких  игр, дети сами об-игрывают знакомые сюжеты, используя наглядные картинки-подсказки в карточках. Таким образом,  пальчиковая гимнастика и игры на развитие координации движений не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребёнка, в резу-льтате чего развивается:

  • сила и ловкость руки;
  • переключаемость с одного вида движений на другой;
  • внимание ;
  • глазомер и зрительная память;
  • усидчивость и аккуратность;
  • фантазия и образное мышление;
  • подготовка руки к письму

    Приведу несколько примеров упражнений, развивающих мелкую моторику рук и координацию движений, которые я использую в работе с детьми и советую родите-лям выполнять их дома со своими детьми:

  • Растягивание колечка из мягкой текстильной резинки поочередно большим и указательным пальцами, большим и и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.
  • Сжимание мягкого резинового или поролонового шарика двумя пальцами поочередно; сжимание поролонового шарика между напряженными ладо-нями.
  • Рисование геометрических фигур обеими руками одновременно, усложне-ние – различных фигур одновременно, напр., правой – квадрат, левой – тре-угольник, различное направление штриховки (правой – вертикально, левой – горизонтально).
  • Перемешивание воды, крупы, влажного песка каждым пальцем поочередно по часовой стрелке и против в емкости с узким горлом (диаметр 2-3см.) при неподвижно зафиксированной кисти, тем самым ограничивая движения кис-ти работающей руки.
  • Отстукивание ритмических рисунков по подражанию подушечками пальцев обеих рук. Взрослый показывает одной рукой, а ребенок воспроизводит обе-ими одновременно. Сначала задействуются только указательные и средние пальцы, затем к ним присоединяются безымянные, а лишь потом большие и мизинцы. На логопедических занятиях можно в том же ритме проговаривать  слоги на отработанные звуки.
  • Выполнение графических диктантов по клеткам (по словесной инструкции, или по инструкции, поданной в кодовой системе, например, один удар пра-вой рукой - 1 клетка вправо; один удар левой рукой – 1 клетка влево; один удар обеими руками – 1 клетка вверх; два удара обеими руками – 1 клетка вниз).

       В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребен-ка. И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Ладушки»  и им подобные народные игры – не что иное, как оздоравливающий, и то-низирующий массаж на акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение ребенка и взрослого, заряд положительных эмоций – это три. Думаю, этого вполне достаточно, чтобы игры и упражнения с пальчиками и ладошками уверенно обосновались в арсенале забав.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей с нарушениями зрения

В статье описываются трудности развития зрительно-двигательной координации и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения, возрастные особенности развития зрительно-двигательной координации, перечисле...

Конспект занятия на развитие мелкой моторики и зрительно - двигательной координации.

Задачи:Коррекционно-образовательные:1.     Учить детей технике рисования на песке: ребром ладони, щепотью.2.     Развивать мелкую моторику рук и ...

Мастер-класс для педагогов по развитию мелкой моторики и зрительно-моторной координации у детей раннего возраста

В данном мастер-классе представлена значимость развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Представлены различные игры и упражнения, которые способствуют развитию рук у малышей....

Развитие мелкой моторики пальцев рук и координации движений у детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем ...

Развитие мелкой моторики у детей с ТНР: движения, сочетаемые с речью.

В методической разработке перечислен материал, который можно использовать для развития мелкой моторики с детьми, а также даны упражнения в стихотворной форме....

Мастер – класс для родителей Тема: «Развитие мелкой моторики и зрительно – моторной координации».

Мастер - класс для родителей поможет в подготовке детей к школе. Подробно описаны игры и упражнения для развития у детей мелкой моторики рук и зрительно - моторной координации....