Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»
проект по логопедии (старшая группа)

Вайнер Лейла Рамилевна

Проблема коммуникативной компетентности детей и ее формирование стала актуальной в последние годы в связи с введением в теорию и практику образования компетентностного подхода, активных инновационных процессов, поставившими систему образования перед необходимостью пересмотра традиционных и поиску новых подходов к формированию личности дошкольников, их развитию и социальной адаптации в современном обществе.                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_.docx58.05 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Развитие речи через коммуникативные игры»

Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.

Пояснительная записка

Актуальность проекта

Проблема коммуникативной компетентности детей и ее формирование стала актуальной в последние годы в связи с введением в теорию и практику образования компетентностного подхода, активных инновационных процессов, поставившими систему образования перед необходимостью пересмотра традиционных и поиску новых подходов к формированию личности   дошкольников, их развитию и социальной адаптации в современном обществе.                                  

Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием эмоциональной сферы детей. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

В нашем детском саду был разработан и реализован проект, способствующий развитию речи через системное использование коммуникативных игр.

Цель проекта: Создание условий для развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста через использование речевых игр.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать особенности поведения детей в общении, выявить на основе

диагностических методик уровень развития коммуникативной сферы; 

  • разработать систему коммуникативных игр;
  • пополнить предметно – развивающую среду логопедического кабинета;
  • вовлечь родителей в единое пространство «Детский сад – семья».

Участники проекта: дети старшей группы компенсирующей направленности, педагоги, родители.

Проект: краткосрочный, длительность 1 месяц.

Основная часть

1 этап – подготовительно-информационный

Календарно - тематический план на месяц

Содержание 

Приёмы работы

Игры на снятие психологического и мышечного напряжения

Игры «Насос и мяч», «Надувала кошка шар», «Поезд идет», «Прорвись в круг»

Физически упражнения «Возьми себя в руки», «Врасти в землю», «Замри», «Гора с плеч»

Изучение и уточнение эмоциональных состояний и формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние

Беседа.
Рассматривание фотографий людей, изображающих разные эмоциональные состояния

Игровые упражнения «Тренируем эмоции», «Встреча эмоций», «Зеркало настроений», «Угадай настроение», «Посочувствуй другому», «Эстафета настроений», «Закончи предложение», «Цветовое настроение»

Чтение художественной литературы и драматизация:

Б.Заходер "Кискино горе";  В.Левин "Песенка о варенье"; Л Яковлева "Жираф"; Ф Бобылева "Мила"

- Прослушивание музыкальных фрагментов и определение эмоционального настроения.

Игры, развивающие коммуникативные навыки

Игры «Веселая сороконожка», «Кто твой друг», «Поменяйся местом», «Лесные братья»

Игры, направленные на развитие коммуникативных умений

 

Игры «Рассказ по кругу», «Волшебные водоросли», «Вежливые слова»

Игры-ситуации

Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Театр», «Магазин»

Взаимодействие учителя-логопеда с другими педагогами

  1. Учитель-логопед и воспитатель

Формы взаимодействия:

Рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики с детьми; по проведению работы над развитием лексико-грамматических категорий; по организации двигательного режима детей на прогулках (подвижные игры с речевым сопровождением, закрепление логоритмических упражнений); по проведению пальчиковых игр в стихах для использования их на физминутках, во время занятий изодеятельностью; по проведению работы над развитием связной речи, контроля за правильным звукопроизношением.

Индивидуальные беседы с воспитателями о динамике развития двигательной активности детей с нарушениями речи.

Учитель-логопед и педагог-психолог

Работа педагога-психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, ВПФ, снятия эмоционального напряжения.

Формы взаимодействия

Индивидуальные беседы о психолого-педагогических особенностях детей с речевыми нарушениями.

Совместный поиск путей коррекции поведения некоторых воспитанников. Подбор материала для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, дидактическими речевыми играми, со строительным материалом.

Участие в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей и мелкой моторики, особенностей познавательной деятельности.

Участие в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.

Консультирование и направление родителей к разным специалистам по совместному решению с педагогом-психологом.

Учитель-логопед и музыкальный руководитель

На музыкальных занятиях проводится работа по развитию

фонематического слуха, артикуляционной, мелкой и общей моторики, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировке в пространстве. Все это благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.

Формы взаимодействия

Беседы с музыкальным руководителем о развитии просодической, темпо-ритмической стороны речи, развитии речевого дыхания у детей-логопатов на музыкальных занятиях.

Участие в составлении сценариев праздников, программ развлечений и досугов, распределении ролей.

Помощь музыкальному руководителю в подготовке к утренникам и праздникам, присутствие на репетициях, участие в различных праздничных мероприятиях.

Участие в организации и проведении театрализованных представлений.

 

Методы и приемы на развитие коммуникации

Практические

Наглядные

Словесные

Игры с кубиками

Использование кубиков с предметными картинками на гранях 

Рассказ

Игровой метод

Использование макетов и пособий

Беседа

Моделирование

Рассматривание картин

Игры -драматизации

Метод упражнения

  1. Этап – Практический – познавательный

Особенности речевого развития

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях ос

бенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции.

Речевая готовность детей 6-7 лет к обучению

Словарь: дети старшего дошкольного возраста (подготовительной группы)

6-7 лет имеют большой запас слов - 3000-3500. Это преимущественно слова, которые наиболее часто употребляются при общении с окружающими.

Несмотря на довольно большой запас слов, речь детей иногда бывает

бедна, потому что в общении они активно пользуются значительно меньшим количеством слов. Их обиходный, активный словарь ограничен. Нередко дети употребляют слова и выражения некстати, неточно, вкладывая в них свой смысл. В отдельных случаях словарь детей засорен просторечными словами и оборотами.

В процессе работы с детьми воспитатель стремится расширять запас их

слов. Необходимо, чтобы дети сознательно, т. е. вникая в смысл, усваивали слова из основного словарного фонда родного языка; усваивали устойчивые сочетания слов доступные для их понимания: на скорую руку, ни свет ни заря и др., образное употребление слов: солнце село, дождь идет и др. Воспитатель приучает детей широко пользоваться своим запасом слов, быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль. Учит правильному произношению многосложных, трудных, но часто употребляемых слов: электричество, аквариум, милиционер и др.

       Грамматический строй: к шести годам дети постигают основные зак

номерности изменения слов и соединения их в предложении. Но в речи старших дошкольников еще встречаются морфологические ошибки они неправильно изменяют слова по числам и падежам, например: «У меня нет перчатков», «Она не нашла подругов» и др.

Звукопроизношение: в условиях правильного речевого воспитания и при

отсутствии органических недостатков речи ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. Иногда у детей подготовительной к школе группы еще остается некоторая нечеткость речи, небрежное произношение звуков, слов, недостаточно четкая дифференциация звуков, т. е. они смешивают их при произношении и восприятии на слух.

Чаще всего это относится к детям с быстрым темпом речи и нечетким

произношением; к недавно усвоившим правильное произношение тех или иных звуков; к страдающим ложной дислалией; к детям с задержкой общего развития речи. В процессе работы нужно научить детей правильно произносить звуки родного языка; различать и правильно употреблять сходные звуки.

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное

звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже - дефекты смягчения, озвончения и йотации.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык

слухового контроля над собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса.

Активный словарь ребенка к 4-6 г. достигает 3000-4000 слов.

Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто

дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

Перечень методик коммуникативного развития

- Беседы;

- сюжетные игры;

- коммуникативные тренинги для детей;

- ситуативный разговор;

- дидактические игры;

- составление и отгадывание загадок;

- игры с правилами.

Картотека коммуникативных игр

для детей старшего дошкольного возраста

  1. Игра «Добрые волшебники»

Описание: Дети садятся в круг, и взрослый рассказывает им сказку: « В одной стране жил злой волшебник - грубиян. Он мог заколдовать ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Если у нас есть такие дети, давайте попробуем их расколдовать». Из желающих детей воспитатель выбирает непопулярных, агрессивных детей и просит других помочь ему: «Кто сможет стать добрым волшебником? Чтобы расколдовать Васю, надо называть его ласковыми, добрыми именами». Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками.

  1. Игра «Волшебные очки»

Описание: Взрослый объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто наденет их, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство. «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может быть, вы заметите то, что раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей.

  1. Игра «Комплименты»

Описание: Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько слов, похвалить его за что-то, пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.

  1. Игра «Конкурс хвастунов»

Описание: Дети садятся в круг в случайном порядке. А взрослый объявляет: «Сейчас мы с вами проведем конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается, но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и так почетно - иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, что в нем есть хорошего, какие поступки он совершил, чем он может понравиться. Не забывайте, что это конкурс и что выиграет тот, кто найдет в своем соседе больше достоинств». Такая организация игры вызывает даже у замкнутого или враждебно настроенного ребенка интерес к сверстнику и явное желание найти у него как можно больше достоинств.

  1. Игра «Подарки»

Описание: Перед игрой воспитатель готовит различные привлекательные для детей мелочи: маленькие игрушки, ленточки, значки, коробочки и т.д., которые детям приятно было бы получить в подарок. В группе объявляется праздник, а на праздник всегда дарят подарки. «Давайте сделаем так: пусть каждый из вас выберет то, что ему понравится, положит в коробку и потом подарит, кому захочет»,- говорит воспитатель. По очереди дети подходят с подарками к тем, кому хотят подарить. Звучат слова благодарности.

  1. Игра «Пожелание»

Цель: воспитывать интерес к партнеру по общению.
Дети садятся в круги, передавая мяч (палочку, флажок), высказывают друг другу пожелания. Например: «Желаю тебе прекрасного настроения», «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас». 

  1. Игра «Комплименты»

Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.
Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч другому, произнеся при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает следующему ребенку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

  1. Игра «Закончи предложение»

Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.
Дети стоят в кругу. В качестве ведущего – педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч - ребенок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:
Моя любимая игрушка…
Мой лучший друг…
Мое любимое занятие…
Мой любимый праздник…
Мой любимый мультфильм…
Моя любимая сказка…
Моя любимая песня. 

  1. Игра «Ласковое имя»

Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету. При этом называют друг друга ласково: Танюша, Катенька, Аленушка, Димуля. Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

  1. Игра «Разговор по телефону»

Цель: развивать умение вести диалог по телефону на соответствующую тему.
Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем – то).

  1. Игра «Веселая сороконожка»

Цель: развивает как коммуникативные способности, так и процессы наблюдательности, внимания.
Количество играющих: В игре участвует, как минимум, шестеро детей - чем больше, тем лучше.
Ход игры: Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.
 

  1.  Игра «Расследование»

Цель: игра направлена на развитие процессов внимания, памяти, наблюдательности. Развивает она также и аналитические способности ребенка, ну и, конечно же, коммуникативные навыки.
Ход игры: Для игры все участники закрывают глаза, ведущий выбирает одного из детей и ставит его за чуть прозрачную занавеску. Затем все дети открывают по команде глаза, и ведущий объявляет, что они должны понять, кто стоит за занавеской (фактически, кого среди них не хватает). Вспомнив этого ребенка, дети должны вспомнить как можно больше деталей, связанных с ним - цвет глаз, одежду, дать как можно более точный портрет отсутствующего. Когда предположения закончатся, ребенок выходит из-за занавески, все могут увидеть и сравнивать, насколько точным было их описание.

Конспект фронтального занятия логопеда

Тема занятия «Знакомство»

Возрастная группа: старшая группа

Цель: формирование коммуникативных навыков у детей, представлений об эмоциональных состояниях с ориентацией на их эмоциональную отзывчивость.

Задачи занятия:

Образовательные задачи:

- Продолжать знакомить детей с основными эмоциональными состояниями человека и их внешними проявлениями.

- Обогащение словарного запаса детей.

Развивающие задачи:

- Создание положительной эмоциональной атмосферы, атмосферы принятия и доверия.

- Продолжать знакомить детей со способами выражения различных эмоций и чувств человека.

- Помочь понять причины возникновения разных эмоций, чувств.

- Развивать навыки самоконтроля и саморегуляции старших дошкольников.

- Закрепить навыки снятия психофизического напряжения.

- Продолжать развивать навыки самооценки и самоанализа, оценки своего эмоционального состояния.

- Развивать мимическую мускулатуру.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать у детей культуру общения.

- Воспитание толерантности у детей

Виды деятельности: игровая, двигательная

Методы и приёмы: словесные (стихи К.Чуковского, объяснение, беседа), наглядные (показ пособие « Азбука настроения»), игра (обучающая), релаксация.

Оборудование: пособие «Азбука настроения», диск «Звуки природы» (для релаксации), магнитофон.

Приветствие. Участники встают в круг и берутся за руки.

Логопед: Здравствуйте, дети. Я рада видеть вас. Я рада встрече с вами! предложить детям поприветствовать друг друга словами «Здравствуй, я очень рад тебя видеть!»

Дети, вы уже познакомились друг с другом, у вас появились друзья. Попробуйте описать своего друга. Расскажите, мальчик это или девочка, во что ваш друг одет, какие у него волосы, какая прическа, а мы попробуем отгадать, кто это. (Задание выполняется по желанию детей).

А по голосу вы сможете узнать своих друзей? Давайте поиграем в игру «Кто позвал?»

Дети становятся в круг. Один из играющих, закрывает глаза, дети по очереди называют имя водящего, а он угадывает, кто его позвал.

Игра «Расскажи о себе» (ребенок рассказывает, как его зовут, что больше всего на свете ему нравится, что он любит, что умеет делать).

Логопед: Сейчас я прочту отрывки из хорошо знакомых сказок К. Чуковского. А вы, как настоящие артисты. Будете изображать эмоции героев.

Удовольствие

Рано утром на рассвете

умываются мышата,

И котята и утята,

и жучки и паучки…

Гнев

Ты один не умывался,

и грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки…

- Какой голос у Мойдодыра? А почему? Как вы думаете?

Страх

Вдруг какой-то старичок

Паучок

Нашу муху в уголок

Поволок…

Ужас

Муха криком кричит,

Надрывается,

А злодей молчит

Ухмыляется…

Удивление

Вдруг откуда-то летит,

Маленький Комарик,

А в руке его горит

Маленький фонарик…

Радость

То-то стало весело

То-то хорошо!..

Будет, будет мошкара

Веселиться до утра…

- Кому легко было изображать героев? Кому трудно?

Хороводная игра «Если нравится тебе…»

Если нравится тебе, то делай так…(Два щелчка пальцами над головой.)

Если нравится тебе, то делай так…(Два хлопка в ладоши.)

Если нравится тебе, то делай так…(Два хлопка по коленям.)

Если нравится тебе, то делай так… (Два притопа ногами.)

Если нравится тебе, то скажи «хорошо».

Если нравится тебе, то и другим ты покажи.

Если нравится тебе, то делай все.

Игра «Ты мне нравишься» Дети по очереди произносят фразу, например: Вероника, ты мне нравишься тем, что… (начинает логопед).

Релаксация. Прогулка в лес.

- Мы сегодня отправимся на прогулку в летний лес с друзьями. В лесу растут высокие деревья. Покажите, какие? А под ними растут кусты. Они не такие высокие. А какие? Покажите. А под кустами растет трава, мох. Покажите, какая низкая трава, а мох еще ниже. А сейчас мы послушаем, как поют птицы в лесу. (Включается звукозапись).

Рефлексия

- Дети, понравилась вам прогулка у лесу с друзьями? Но пора возвращаться в детский сад.

Понравилась ли вам играть? Интересно ли было? Что очень важное произошло сегодня на занятии? Зачем люди знакомятся?

Раз мы с вами подружились, давайте поблагодарим друг друга за интересное

 занятие.

А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся,

И какие же слова,

Говорим мы уходя?..

ЭТАПЫ

СОДЕРЖАНИЕ

ПРИЕМЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Организационный

момент

Создание положительной эмоциональной атмосферы, атмосферы принятия и доверия

«Приветствие»

«Опиши друга»

«Кто позвал?»

Предложить детям поприветствовать друг друга

Дети описывают другого ребенка

Дети на слух определяют чей голос

Основная часть

развивать навыки самооценки и самоанализа, оценки своего эмоционального состояния.

Знакомство детей со способами выражения различных эмоций и чувств человека.

Динамическая минутка

Развитие толерантности

«Расскажи о себе»

«Эмоции героев»

Хороводная игра «Если нравится тебе»

Словесная игра «Ты мне нравишься»

Ребенок рассказывает о себе

Дети по тексту стихотворения передают различные эмоциональные состояния

Дети повторяют движения

Дети по очереди проговаривают друг другу  фразу «…. ты мне нравишься за …»

Заключительная часть

Закрепить навыки снятия психофизического напряжения

Релаксация «Прогулка в лес»

Рефлексия

Дети выполняют физические упражнения. Прослушивают релаксационную музыку.

Подведение итогов занятия

Выводы: Занятие имеет коррекционную направленность. На протяжении занятия у детей развиваются коммуникативные навыки.  Они учатся описывать свое состояние, состояние других людей. Эмоциональный фон на протяжении всего занятия положительный. Все этапы соблюдены.

3-4 методики по речевому развитию с одним ребенком

НАЗВАНИЕ

ЗАДАЧИ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ

«Сочини сказку»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Построим домик для снежного колобка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Найдем друзей для снежного колобка»

 

 

 

 

Вспомнить сказку «Колобок» и придумать новую про снежного колобка.

 

 

 

 

Используя кубики с картинками , построить колобку домик, можно двух, трехэтажный. На гранях кубиков должны быть картинки со звуком «к».

На гранях кубиков найцти картинки с изображением разных сказочных героев. Подружить их с колобком, придумать разные истории их дружбы.

Ребенок придумал сказку про снежного колобка, нарисовал рисунок к сказке.

 

 

 

 

Ребенок построил домик для колобка, нашел кубики с заданным звуком, разделил их на части.

 

 

 

 

 

В процессе придумывания истории у ребенка развивается связная речь, автоматизируются поставленные звуки, появляется интерес к играм с кубиками.

 

Интерактивный метод «Сторителлинг» помогает в работе над развитием речи детей. Использовать педагогам группы этот метод в работе с детьми.

 

Использовать пособие «Город речевых кубиков» в коррекционной работе всеми педагогами группы.

Индивидуальный маршрут сопровождения 1 ребенка

Направление работы

Цели

Методическое обеспечение

Развитие понимания речи

(развитие импрессивной речи)

Учить находить игрушки, предметы, картинки по устной инструкции

Учить понимать и отвечать на вопросы: кто это? Что это? Куда? С кем?

Учить различать на слух обращения к одному или нескольким лицам

Учить понимать слова обобщающего значения

Учить показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией

Учить различать обращение к одному или нескольким лицам

Игры: «Послушай и сделай» «Покажи»

Предметные и сюжетные картинки

Игрушки

Презентации

Формирование произношения

Развивать навыки воспроизведения полных слов (слитное произношение без нарушения звукослогового состава)

Учить произносить фразы из 2-3 полных слов

Фонематическая ритмика

Игры :Скажи как я», «Пиктограммы»

Развитие речи

Учить выражать желания с помощью простых просьб, обращений

Обозначать наиболее распространенные действия , некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния

Учить отвечать на простые вопросы одним словом или двусоставной фразой

Развивать фразовую речь

Развивать артикуляционную моторику речевое дыхание

Развивать мелкую моторику

Рассматривание предметных и сюжетных картинок

Презентации

Пиктограммы

Р/и «Что делает», «Составь предложение», «Кто это? Что это?»

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Игры для развития мелкой моторики

Рекомендации для педагогов

Функции воспитателя:

1. Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков, дифференцируя их со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.

2. Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей во всех режимных моментах.

3. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей. Контроль над грамматической правильностью речи детей в течение всего времени общения с ними.

4. Формирование связной речи

5. Развитие внимания, памяти, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Так же воспитатели должны знать основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:

  • организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий,
  • побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний,
  • создавать ситуацию общения,
  • формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи, организовывать игры на развитие звуковой культуры речи,
  • привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове,
  • проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти,
  • привлекать внимание к интонационной стороне речи.

Воспитатели не должны:

  • торопить ребенка с ответом,перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично давать образец правильной речи,
  • заставлять ребенка произносить фразу насыщенную еще не поставленными звуками;
  • давать заучивать текст и стихи, которые ребенок еще не может произносить.

Рекомендуется выделять в группе место для логопедических уголков, в которых должны находится настольно-печатные игры, игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов и др.

Во время игр необходимо учить детей играть не молча, а проговаривать свои действия полным предложением, используя пример педагога.

Требования к речи воспитателей

Основной социальной потребностью, возникающей уже на первом году жизни ребенка, является потребность в общении. Условием своевременного формирования правильной речи у маленьких детей, а так же профилактики у них речевых нарушений является речь взрослых.  Поэтому, высоки требования к речи современного воспитателя, начиная с раннего возраста. Следует помнить, что речь ребёнка развивается в условиях физического и психоэмоционального комфорта, т.е. когда ребенок здоров, сыт, спокоен. 

Речь воспитателя должна быть:

  • Эмоциональная положительная окраска голоса, т.к. с первых дней жизни ребенок адекватно воспринимает именно эту сторону речи
  • Темп речи не должен быть слишком быстрым или слишком медленным.
  • Средняя громкость речи взрослого позволяет поддерживать охранительный речевой режим в группе.
  • Артикуляция правильнее формируется, если при речевом общении ребенок видит артикуляционный аппарат взрослого.
  • Артикуляцию и слоговую структуру слова правильно построить помогает четкое проговаривание гласных звуков в слове.
  • Слова и фразы воспитателя должны быть доступны для ребенка (в соответствии с возрастными особенностями).
  • Звукопроизношение четким и правильным.
  • Грамматическая правильность речи педагога должна быть примером не только для детей, но и для их родителей.

Рекомендации родителям по развитию речи детей

  1. Необходимо содержательное и многоплановое общение взрослого с

ребенком. Быть только рядом с ним – этого мало. Мы много объясняем, поучаем, но не находим тем для интересных разговоров с ребенком. Чаще всего они посвящены тому, как ребенок чувствует себя, не замерз ли он, как ел, как спал в детском саду, не обидел ли его кто-нибудь. Поэтому целесообразно проводить совместные прогулки в парк, на стадион, в лес, которые создают условия для развития речи и общения с ребенком.

  1. Отвечать на детские «почему», а не отмахиваться, как чаще всего это

бывает. Отвечать на вопросы грамотно, четко, внятно. Не иронизировать, не посмеиваться над нелепостью и наивностью вопросов. Иногда полезно отвечать ребенку вопросом на вопрос: «А как ты думаешь почему?» Пусть попытается сам добраться до истины. Пусть посмотрит, понаблюдает, сравнит, порассуждает вслух.

  1. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Собирать мозаику, перебрать

горох и фасоль, лепить из теста, пластилина. Все это способствует речевому развитию детей.

  1. Развивать речевое дыхание, от которого зависит громкость, чистота и

выразительность звучащей речи. В этом вам помогут специальные упражнения по формированию правильной осанки и правильного речевого дыхания. Предложите детям сдуть с рукава пушинку, задуть свечи (одну за другой) на праздничном торте, дуть на кораблики в воде, в мыльные пузыри.

5. Проговаривать чистоговорки, потешки, стихотворения.

6. Учить говорить выразительно. Что значить говорить выразительно?

«Выразительность» предполагает умение выражать свое отношение к тому, о чем идет речь, подчеркивать самое главное, важное; «выразительно говорить» - говорить ярко, образно, заразительно, привлекая внимание слушателей. Предложить детям повторить фразу «СНЕГ ПОШЕЛ» с помощью интонационной выразительности речи: - спросить, удивляясь - восхитится радуясь - огорчится смене погоды - грустить - спросить, уточняя - радостно сообщить об этом

7. Предлагать речевые словесные игры детям. 1) «Положи в кузовок, все

что кончается на «ОК» (грибок, клубок, колобок,…) 2) «Ты начни, а я продолжу» - Я взял мяч,…. - Мама пошла в магазин,… 3) «Скажи ласково», «1-2-5», «Чего не стало?»

8. Развивать связную речь. - «Сочиняем сказку» - пересказывать небольшие рассказы, сказки - игры «Я начну, а ты продолжи…» - находить на картинках начало, середину, конец рассказа

3 Этап Заключительный

Презентация по основным этапам проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"...

Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»

Развитие коммуникативных навыков детей, пропаганда ценности русского литературного языка, повышения престижа грамотной, культурной и чистой речи  посредством  определенных  коммуникатив...

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Цель проекта: развитие речи в процессе игровой деятельностиЗадачи:Помочь детям в установлении контактов друг с другомСоздать атмосферу  доброжелательности и взаимопомощиДать элементарные сведения...

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации;-Формирование распознавания эмоционального состояния окружающих, умение выражать собственные пережив...

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Как  эффективно проводить практическую работу по развитию речи через коммуникативные игры с детьми старшего дошкольного возраста...

ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры». Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.

Каждый взрослый знает, как важно умение правильно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Стремление к общению заложено в человеке с рождения, но не все умеют выстроить взаимоотношения с окружа...

ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры»

    Каждый взрослый знает, насколько важно умение правильно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Несмотря на то, что стремление к общению заложено в человеке с рождения, не ...