Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"
проект по логопедии

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvitie_rechi_cherez_kommunikativnye_igry.docx188.18 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Развитие речи через коммуникативные игры»

В последнее десятилетие заметно вырос процент детей с различными речевыми нарушениями. В настоящее время одной из важных проблем логопедии являются нарушения речи у детей и, в частности, проблема речевого развития и коммуникативных навыков, коррекция которой имеет важное педагогическое и социальное значение.

Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Организация обучения детей с нарушениями речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.

Огромная роль в развитии и воспитании детей принадлежит коммуникативной игре - важнейшему виду деятельности.

Цель:  ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.

Задачи:

  1. Формирование  коммуникативности – умения распознавать эмоциональные состояния окружающих, выражать собственные переживания.
  2. Развитие навыков общения, формирование доброжелательного отношения между сверстниками.
  3. Развитие компонентов устной речи  в различных видах деятельности; овладение  нормами речи.
  4. Воспитание социальных навыков: работа в коллективе, способы решения конфликтных ситуаций.

Участники проекта: учитель-логопед, воспитатель, учитель, дети, родители.

Приёмы:

  • Наглядные (демонстрация иллюстраций);
  • Словесные (беседа, речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание);
  • Практические (упражнения, самостоятельные задания, игры).

Материал:  видео, аудио - материалы, картотеки игр и упражнений ; наглядный материал – презентации, иллюстрации, карточки; технические средства – компьютер, музыкальный центр.

Длительность: 1 месяц.


Основная часть:

1 этап – подготовительно-информационный

Календарно-тематический план по развитию речи

Дата

Тема

Краткое содержание

1.

02.04

Деревья и кустарники.

Различение и называние видов деревьев и кустарников, называние их частей, деревья, кустарники и цветковые растения (на пришкольном участке, в парке, лесу) охрана окружающей природы. Составление предложений по картинке, запись предложения с помощью условных знаков.

2.

04.04

Овощи и фрукты.

Названия, описание по вкусу, запаху, форме, размеру, способы их приготовления. Слово как часть предложения. Игра «Спроси правильно».

3.

09.04

Транспорт.

Названия и назначение основных видов транспорта, части машин, машины, облегчающие труд людей, профессии людей, занятых на транспорте, правила поведения в транспорте, речевой этикет. Обогащение словаря действий. Графическое изображение слов-действий. Подбор действия к предмету. Игра «Кто как передвигается».

4.

11.04

Дикие животные и их  детёныши.

Названия диких животных и  их детёнышей, описание, сходство и различие. Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предметам, образование притяжательных прилагательных. Развитие навыков постановки вопросов к словам-признакам. Игра «Скажи наоборот».

5.

16.04

Домашние животные и птицы.

Названия, особенности внешнего вида, части тела, отличительные признаки (величина, окраска), образ жизни (места обитания, питание, польза), уход за домашними животными, детёныши домашних животных. Практическое овладение навыками составления простого нераспространенного предложения. Графическое изображение простых предложений. Игра «Кто как голос подает».

6.

18.04

Весна в лесу.

Лесные растения, дикие животные весной, их описание, сходство и различия диких и домашних животных. Развитие навыков выделения звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Игра «Один – много».

7.

23.04

Труд людей весной.

В саду, на огороде, начало полевых работ, сельскохозяйственные машины, профессии людей, связанных с полеводством. Соотнесение звуков с буквами. Игра «Слова – предметы».

8.

25.04

Насекомые:

польза и вред.

Бабочка, пчела, гусеница, комар и другие насекомые, их описание, сходство и различие. Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Игра «Один – много».

9.

30.04

Садовые и лесные ягоды.

Названия, характеристика садовых и лесных ягод. Развитие навыков выделения звука, определение места звука в слове. Игра «Кто больше?»

     

   

 Модель взаимодействия с другими педагогами

                                     ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение

Учитель начальных классов

  • Формирование необходимых знаний, развитие речи путем накопления, обогащения активизации словаря.
  • Формирование положительных навыков общего и речевого поведения, закрепление навыков пользования активной речью.

Учитель-логопед

  • Коррекция фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, письма, чтения.
  • Развитие умения активно пользоваться речью.
  • Формирование речевых навыков, развитие внимания детей к речи.

Учитель физкультуры

  • Коррекция и развитие общей моторики.
  • Преодоление трудностей в общении, коррекция дружеских взаимоотношений.
  • Развитие физиологического дыхания.

Педагог-психолог

  • Профилактика и коррекция нервно-психических нарушений.
  • Формирование навыков эффективного общения, адекватного отношения к речевому дефекту.

Учитель музыки

  • Коррекция внимания детей.
  • Совершенствование двигательной реакции детей на различные музыкальные сигналы, формирование умения воспроизводить заданный ряд последовательных действий, переключение с одного движения на другое, передавать в движении темп музыки, ритм.

                      Методы и приёмы развития коммуникации

Опосредованные

Выделяют методы — наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы делятся на непосредственные и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения: экскурсии, осмотры помещения. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями через ТСО, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы - это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, сочинение, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал, использование образцов педагога. В словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.

К словесным приемам относят речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Речевой образец— правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо.

Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое.

Объяснение— раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания — разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения речевых задач. Можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. Применяется в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры.

Продуктивные методы предполагают приёмы: построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает, контролирует, анализирует и комбинирует их всякий раз по-новому.

Приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.       

         

2 Этап – Практический – познавательный.

Особенности речевого развития детей

      Особенности речевого развития детей 1 - 3 лет.

 В период от 1 года до 2 лет у ребенка идет процесс первоначального развития речевых умений и навыков. На втором году жизни у ребенка происходит быстрое накопление словаря и достигает 200-400 слов. Некоторые дети произносят слова неправильно, одни звуки заменяют другими, искажают слова, произнося их совсем непонятно, например «дять буку» (дай булку), «титети» (конфеты). Детям интересно содержание речи, их привлекает ее интонация, выразительность, а недостатков произношения отдельных звуков они не замечают.

В этот период показателем благополучия является потребность в общении, внимание к речи окружающих, память на слова, умение воспроизводить слова и звуки по подражанию.

Период от 2 до 3 лет характеризуется активным накоплением словаря и усвоением грамматического строя речи. Вместе с расширением запаса слов происходит и усвоение звуков речи. В этот период дети любят произносить какое-нибудь слово, иногда искаженное только потому, что им нравится, как оно звучит. Развивается речевое дыхание, сила и высота голоса, уточняется артикуляция звуков раннего онтогенеза (а, у, о, и, э, п, б, м, н, в, ф, т, д, к,г, и их мягких пар).

К трем годам ребенок уже располагает достаточным по объему активным словарем, в общении пользуется развернутыми фразами.

Особенности речевого развития детей 3 - 5 лет.

 Звукопроизношение. У детей 3-4 лет согласные звуки произносятся   смягченно     («лезецька» – ложечка). Свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака» – собака, «амок» – замок); заменяются: с – ф («фобака» –собака), з – в («вамок» – замок), ц – ф («фыпленок» – цыпленок), с – т   («тобака» – собака),   з – д («дамок» – замок), ц – т («тветок» – цветок). Шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка» – шапка, «ук» – жук и др.); заменяются: ш – с, ф («сапка», «фапка» – шапка), ж – з, в («зук», «вук» – жук), ч – ц, ть («оцки», «отьки» – очки), щ – с', т' («сетка», «тетка» – щетка). Звуки л и р пропускаются («ампа» – лампа, «ука» – рука); заменяются звуками л' («лямпа» – лампа, «люка» – рука), («ямпа» – лампа, «юка» – рука).

У детей 4-5 лет совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся более правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками т и д; исчезает замена шипящих звуков ш, ж, ч, щ свистящими с, з, ц. Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки л, р.

Словарный запас. На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря — как активного, так и пассивного. К трем годам запас слов, как правило, увеличивается до 800— 1000, слова приобретают более точное значение. Малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их.

К 5 годам активный словарь ребенка достигает 1900 - 2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул» – царапнул).

Грамматический строй речи. Дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3-4). Постепенно фраза удлиняется и усложняется. У ребенка этого возраста можно отметить ряд несовершенств фразовой речи: неправильный порядок слов в предложении («я хочу нет»), ошибки в согласовании слов («один колесо», «у меня много подругов»). Дети 4-5 лет пользуются более усложненными и распространенными фразами.

Связная речь. Ребенку 3-4 лет свойственна диалогическая речь. Он в состоянии начать пересказ сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»). Умеет рассматривать картинки, игрушки, отвечая на вопросы. Дети 4-5 лет могут отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, рассказывать по картине, передавать своими словами личные впечатления.

Особенности речевого развития детей 5 - 7 лет.

 Звукопроизношение. Ребенок 5-6 лет способен замечать особенности произношения других детей и некоторые недостатки своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко; р заменяется л, л заменяется л'. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой.

Словарный запас. Запас слов у ребенка 5-6 лет увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В речи ребенка шестого года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слова (напр., экскаватор).

Словарь ребенка 6-7 лет увеличивается до 3000-3500 слов. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов.

Грамматический строй речи. У детей 5-6 лет возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. Ребенок 6-7 лет усваивает основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Встречаются ошибки в изменении слов по падежам («У меня нет перчатков»).

Связная речь. Ребенок 5-6 лет способен пересказать сказку, короткие рассказы. Может составить рассказ по картине (по серии картин). В возрасте 6-7 лет у ребенка хорошо развита диалогическая речь и начинает формироваться монологическая речь. Ребенок критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности высказывания. Использует в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения.

                   

Особенности речевого развития детей 7 - 11 лет.

Звукопроизношение. Ребенок сознательно оперирует звуковой стороной языка, его элементами. Способен говорить внятно и четко. 

     Словарный запас. Словарь насыщен обобщающими существительными. Ребенок обозначает свойства, названия действий и их качества. Использует активно синонимы и антонимы, в состоянии объяснить неизвестные значения знакомых многозначных слов, сочетать слова по смыслу.

Грамматический строй речи. Правильно изменяет и согласовывает слова в предложении, может образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Самостоятельно образует слова, подбирая однокоренные. Использует в речи сложные союзные и бессоюзные предложения.

Связная речь. У ребенка хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подает реплики, задает вопросы. Свободно пользуется интонациями. Умеет оформить монологическую речь грамматически правильно, последовательно и связно, точно и выразительно пересказывать и самостоятельно рассказывать. Под влиянием обучения и воспитания происходит накопление способов и умений выполнять соответствующие учебные действия, расширяются знания, усложняются представления.

Письменная речь имеет свою специфику: она требует большего контроля, чем устная. Устная речь может быть восполнена поправками, добавлениями к тому, что уже было сказано. В устной речи принимает участие экспрессивная функция: тонирование высказывания, мимическое и телесное (прежде всего жестовое) сопровождение речи.

Письменная речь имеет свои особенности в построении фраз, в отборе лексики, в использовании грамматических форм. Письменная речь предъявляет свои требования к написанию слов. Ребенок должен научиться тому, что «пишется» совсем необязательно как «слышится» и что нужно разделять то и другое, запоминать правильное произношение и написание.

Овладевая письменной речью, дети открывают для себя, что тексты бывают разными по своей структуре и имеют стилистические различия: повествования, описания, рассуждения, письма, эссе, статьи и пр.

Конечно, в начальной школе ребенок только осваивает письменную речь как средство коммуникации и самовыражения, ему еще трудно соотносить контроль за написанием букв, слов и выражением своих мыслей. Однако ему представляется возможность сочинять. Это самостоятельная творческая работа, которая требует готовности понять заданную тему; определить ее содержание; накапливать ее содержание; накапливать, подбирать материал, выделять главное; излагать материал в необходимой последовательности; составлять план и придерживаться его, отбирать нужные слова, антонимы, синонимы и фразеологизмы; строить синтаксические конструкции и связный текст; орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить тексты на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования; осуществлять контроль, обнаруживать недочеты и ошибки в своем сочинении, а также в сочинениях соучеников, исправлять свои и чужие ошибки.

Чтение - это первый и основной навык, которому ребенок должен обучиться в первом классе. Все остальное обучение в той или иной степени опирается на умение читать. Навык чтения должен обязательно предшествовать обучению письму. Если ребенок плохо читает, он никогда не научится грамотно писать. Есть мнение, что когда чтению и письму детей учат одновременно и параллельно (то есть в соответствии с программой общеобразовательной школы), то обычно получают стойкую дисграфию (часто вместе с дислексией). Нарушается формирование того и другого навыка. Нормально обучаются только те дети, которые пришли в школу читающими (хотя бы только по слогам).

В процессе обучения чтению звуковая и визуальная формы слова связывают его смысловым содержанием в единый образ. Только научившись читать, ребенок сможет, услышав слово, преобразовать его в графическую форму, сложить его из букв или написать. Не умеющий читать ребенок вынужден пользоваться только визуальным контролем.

На этапе обучения чтению (вне зависимости от того, в каком классе это приходится делать: в первом, во втором, в третьем или еще позже) необходимо использовать короткие, написанные крупным шрифтом и сопровождающиеся иллюстрациями тексты. Картинка должна полностью отражать смысл текста.

Перечень методик коммуникативного развития.

  • Методика «Диагностика развития общения со сверстниками» (И.А. Орлова, В.М. Холмогорова)
  • Методика одномоментных срезов (Т.А. Репина, М.В. Веракс)
  • Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М.Щетинина, М.А. Никифорова)
  • Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности (М.И. Лисина)
  • «Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад)
  • «Капитан корабля» (П. Экблад)
  • Методика «Лабиринт» (Л.А. Венгер)
  • Методика «Игровая комната» (О.М. Дьяченко)
  • Методика «Маска» (А.М.Щетинина)
  • Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу (А.М.Щетинина)
  • Методика «Выбор в действии» (Я.Л.Коломенский)

Картотека коммуникативных игр для детей.

1.«Сундучок»
        Цель: учить детей задавать открытые и закрытые открытые и закрытые вопросы.

Возраст: для детей старшей, подготовительной группы 5-7 лет, для детей 1-х классов (младшего школьного возраста).

Направление: обыгрывание игрушек – описывание предметов.

Оборудование: сундучок, мелкие предметы.

На столе стоит сундучок, в котором лежит какой-нибудь предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают ему вопросы о цвете, форме, качестве, свойствах и т. д. этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке. Правило: на все вопросы надо отвечать только «Да» или «Нет».

       2.«Позови ласково»

           Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
    Возраст: средней, старшей группы, 4-5 года.

Оборудование: мяч, игрушка.

Направление: подвижные игры, сотрудничество в совместной деятельности.
Ход: ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.

        3.«Сиамские близнецы» (автор—К.Фопель)

  Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать

свои действия, развитие графических навыков.

Возраст: дети младшего школьного возраста,7-10 лет.
Количество играющих: кратное двум.

Направление: словесное, вопрос-ответ.

Оборудование: перевязочный бинт (платок), большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

       4.«Ладонь в ладонь» (авторы — Н. Клюева. Ю. Касаткина)
        Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Возраст: младший школьный возраст, 7-10 лет.

Направление: подвижная игра с опорой на кинестетические ощущения.
Количество играющих: 2 или больше человек.

Оборудование: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.        

        5.«Самый лучший»

      Цель: развить умение действовать в соответствии с заданной целью, подбирать вербальные и невербальные средства для усиления коммуникативного воздействия, оценивать коммуникативные умения сверстника.

       Детям предлагается соревнование на лучшего клоуна, лучшего друга, короля (королевы) вежливости, защитника животных. Звание присваивается по результатам разыгрывания ситуаций: рассмеши царевну; попроси игрушку у ребят; уговори маму пойти в цирк; помирись с товарищем; попроси ребят принять тебя в игру; посмеши ребят; расскажи о щенке, живущем на улице так, чтобы хотелось его забрать домой.

         6.«Скажи по-разному»

        Цель: развить умения чувствовать друг друга, дифференцировать слуховое восприятие.

Детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой).

- пойдём гулять;

- дай мне игрушку и др.

         7. «Разговор через стекло»

         Цель: развить умение мимику и жесты.

      Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить...”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

 8. «Как ты себя чувствуешь»

        Цель: развить умения чувствовать настроение другого.

      Игра проводится по кругу. Каждый ребёнок внимательно смотрит на соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом. Ребёнок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается. Для закрепления умения составлять связный рассказ учащимся можно предложить следующие игры:

  9. «Клеевой ручеёк»

       Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

        Перед игрой учитель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.  Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

      10.«Слепец и поводырь»

              Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению. Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по комнате, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

   По окончанию игры учитель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу.

             11.«Вежливые слова»

           Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

         Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

     12.«Подарок на всех»

  Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

   13. «Игры-ситуации»

           Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

  Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

  1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

  4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

   5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

   6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

   7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

   8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

   9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

  10. Ребёнок плачет – успокой его.

  11. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

12. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

          14.«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

         Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

      Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания. Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

  15.«Коврик примирения»

      Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

     Учитель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».

  16. «Изобрази пословицу»

      Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

     Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

“Скажи, кто твой друг и я скажу, кто ты”

“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

“Как аукнется, так и откликнется”

    17.«Закорючка»

       Цель: Развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.

      Учитель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры

  18.«Пресс-конференция»

      Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

      Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”, “В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

  19.«Пойми меня»

      Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

     Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

   20.«Здравствуйте»

       Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников.

       Нужно успеть за ограниченное время (1 минута или пока звучит музыка) поздороваться с как можно большим количеством присутствующих людей. Заранее оговаривается способ, с  помощью которого мы будем приветствовать друг друга – например, пожать друг другу руки. В конце игры подводятся итоги – сколько раз успели поздороваться, не остался ли кто-то без приветствия, какое сейчас настроение у игроков.

   21. «Что изменилось?»

        Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Игроки делятся на две группы. Одна группа будет загадывать, другая – отгадывать. Те, кто будет отгадывать, выходят из комнаты. Игроки, оставшиеся в комнате, вносят несколько изменений в свой внешний вид. Например, можно взять чужую сумочку себе на плечо или расстегнуть одну пуговицу на рубашке, завязать новую резиночку на косичку, поменяться местами, изменить прическу. Когда игроки готовы, они зовут товарищей в комнату. Другая команда должна угадать, что изменилось. Затем команды меняются местами. В игру можно играть не только командой, но и даже парой.

         Хорошо, если в комнате, где будут происходить изменения, будет зеркало – это очень удобно. Но можно обойтись и без него и поиграть в эту игру даже в турпоходе. Получается очень весело. Припасите для этой игры реквизит (платочки на шею, ремешки, заколки и другие вещи, с помощью которых можно вносить изменения в свой внешний вид).

    22.«Комплименты»

Цель: развить умение дружить, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

        Все игроки стоят в кругу и по очереди говорят друг другу комплименты. В комплиментах можно отметить и настроение, и внешний вид, и личные качества и многое другое.

    23.«Поймай взгляд»

     Цель: развить умение дружить, сотрудничать со сверстниками, взаимопонимание.

       Игроки сидят на ковре или на стульях. Ведущий смотрит на игроков, а потом на ком-то из них останавливает взгляд на несколько мгновений, как бы подозвав его к себе. Тот,  на ком остановился взгляд ведущего, должен встать. Задача игроков – по взгляду угадать, когда тебя вызывает ведущий игры. Затем, когда игроки освоятся с правилами игры, водят дети и пытаются по взгляду понять  друг друга. В игру можно играть не только с группой детей, но и в семье.

   24. «Я хочу с тобой дружить»

     Цель: развить умение дружить, наладить доброжелательную обстановку в группе взрослых и детей.

       Эта игра разработана О.В. Хухлаевой.  Водящий говорит: «Я хочу подружиться…» и далее описывает одного из участников группы. Участник, который догадался, что описывают именно его, быстро подбегает к водящему и жмет ему руку.  И сам становится водящим в игре.

   25.«Коробка с секретом»

       Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения. 

Эта коммуникативная игра также предложена и описана О.В. Хухлаевой. Понадобится достаточно большая картонная коробка. В этой коробке Вам нужно будет прорезать большие отверстия – такие, чтобы в них свободно пролезла рука.  Всего нужно сделать  4-6 отверстий. Играют соответственно 4- 6 человек (сколько отверстий в коробке, столько и игроков может быть в Вашей игре). Игроки просовывают руку в коробку (ведущий в это время придерживает коробку на столе), там находят чью-то руку, с ней знакомятся и угадывают, кто это был, с чьей рукой они только что познакомились.

Конспект занятия на тему: "Дифференциация звуков и букв Г–К ".

Продолжительность: 40 минут.

Цель: дифференциация звуков и букв Г-К в слогах, словах, предложениях.

Задачи: 

Коррекционно-образовательные:  учить детей различать буквы  К и Г и звуки, которые они обозначают в слогах, словах, предложениях.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, анализ и синтез; развивать память, внимание, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать  аккуратность при  оформлении  записей в  тетрадях, умение  слушать  товарищей.

Оборудование: написанные слова с пропущенным слогом; предметные картинки; мяч.

ЭТАПЫ

СОДЕРЖАНИЕ

ПРИЁМЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Организационный этап

Логопед:

 -Здравствуйте дети. Давайте сядем удобно, выпрямим спинку, ноги поставим ровно на пол, приготовимся к занятию.

Логопед:

-Каждый день, всегда везде,

На занятиях, в игре,

Верно, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

Сейчас мы с вами определим тему урока.

Словестно-игровые приёмы:

-объяснение;

-указание.

Привлечение детей к занятию

-напоминание правил дисциплины.

Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний

Логопед:

-Наше занятие мы начнём с загадок. (дети отгадывают)

В воде купался да сух остался  (гусь)                    Не зверь, не птица, а нос как спица.      

(комар)  

-Какой первый звук вы слышите в слове   «гусь», « комар»? (ответы детей)

Будем различать буквы  Г и К и звуки, которые они обозначают.

Артикуляционная гимнастика.
Логопед:

-Ребята, чтобы все звуки произносить правильно, сделаем несколько упражнений для язычка.

«Улыбочка-трубочка»

«Толстушки-худышки»

«Лопатка»

«Горка»

«Иголочка»

«Качели»

«Лошадка»

Логопед предлагает детям разрезные буквы К и Г

Логопед:

-Произнесите звук [К]. Дайте характеристику звуку [к].

-Произнесем звук [Г] Дайте характеристику звуку[г].
(Дети дают характеристику звуков)

-[г]-согласный, звонкий, твёрдый на письме обозначается буквой Г.
-[к]-согласный, глухой, твёрдый на письме обозначается буквой К.

Логопед:

-Чем отличаются звуки друг от друга?

-Чем похожи звуки?

Игра «Хлопушка»

Логопед:

-Хлопаем в ладоши, если слышим звук «Г», руки вверх, если слышим звук «К»

Гараж, командир, корзина, огонь, курица, гантели, квакать, горизонт, квакушка, грузовик, корзина, кабан, гамак.
Логопед:

-Внимательно слушайте и повторяйте слоги

Игра «Повторюшка»

га — га — ка  

гы — гы — кы    

ко — го — ко

гу — гу — ку  

го — го — ко  

ку — гу — ку

ку — ку — гу

кы — кы — гы  

ко — го — ко

Логопед:

-Молодцы! Теперь повторяем хором чистоговорки. (дети повторяют)

Ко-ко-ко – звук услышим мы легко

Ку-ку-ку – вот кукушка на суку

Го-го-го – конь смеется Иго-го

Гу-гу-гу – гусь пасется на лугу.

Физминутка.

Логопед:

-А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать, 
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево и беритесь вновь за дело.

Наглядные: -показ положения органов артикуляции.

-игровые приёмы:

Образец произношения и показ картинки.

Смена видов деятельности

-активизировать познавательный интерес.

Формирование  мотива деятельности

Этап усвоения новых знаний

Логопед:

-Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко». (Логопед показывает написанное слово с пропущенным слогом. Учащиеся называют этот слог. По слогам вспоминают слова.)

РУ ___,     ___ ЗЕТА,    

МА___ЗИН,   СОБА___. 

Логопед:

-Теперь мы поиграем в игру «Слоговое лото». (Логопед говорит начало слова, дети продолжают его)

-КА …

-ГА…

-КУ…

-ГУ…

Логопед: - Молодцы!

Далее мы будем записывать слова в два столбика 1- с буквой  Г,

 2 -с  буквой  К.

 (Дети получают набор картинок)

огурцы, горох, морковь,  лук.

1. Словесные:

-образец-повторное проговаривание;

-объяснение;

-указания;

-словестные упражнения

-оценка детской речи

-объяснение

-повторное проговаривание

2. Игровые:

-называние нового слова.

3.Наглядные картинки.

Формирование  мотива деятельности:

-смена видов деятельности;

-степень активности детей;

-создание условий для работы детей;

-решение заданных задач.

Этап закрепления новых знаний

Логопед:

-А сейчас мы поработаем у доски. Составьте  предложения из данных слов и прочитайте и запишите.

1.Снега, дети, ждали, долго.

2. Катя, гуляет, улице, на.

3.Я, интересную, книгу, читаю.  

4.Мальчик, коньках ,   на, катается.

Работа в группах.

Логопед:

-Ребята, давайте разделимся на две команды.

Первая команда придумывает слова со звуком [Г], вторая команда со звуком [К]. Кто придумает больше слов, та команда победила.

Подведение итогов.

Логопед:

-Кто хочет поиграть с мячом? Наша игра называется «Скажи – наоборот». (ребёнок называет слово со звуком [К]-кидает мяч другому, возвращая мяч нужно назвать это слово со звуком [Г].

Калька-галька;  грот-крот;  икра –игла;  Галина-калина; голос –колос  

Наглядные:

-показ картинок;

-действия по выбору.

2.Словестные:

-объяснение;

-указания;

-словесные упражнения;

-оценка детской речи.

Включаем в деятельность  как можно больше количества анализаторов-в данном случае усвоенная ребёнком информация будет более системной, разносторонней и прочной.

Итог

Логопед:

- Какие звуки мы сегодня учились различать? (Звуки [Г] и [К]) (дети отвечают на вопросы)

- Чем они похожи и по каким признакам мы можем их различить? (У звуков [Г] и [К] одинаковая преграда. Различаются они по глухости и звонкости)

-Какое задание у вас вызвало трудность?
-Молодцы, ребята. Мне было очень приятно с вами работать.
До свидания. Занятие окончено.

Словесные:

-поисковые вопросы;

-оценка детской речи.

Обобщение, вспоминание, что делали, чем занимались

-Общая и поимённая оценка детей.

-Создание благоприятного эмоционального состояния.

Самоанализ логопедического занятия.

3 класс

Тема: «Дифференциация звуков и букв  Г–К»

Логопедическое занятие проводилось  на базе МКОУ «Специальная школа № 30  г. Новокузнецка

Занятие проводилось в кабинете логопеда, в котором были соблюдены все санитарно-гигиенические требования.

Продолжительность: 40 минут. Тема занятия соответствовала плану обучения и воспитания.

Целью являлось  дифференциация звуков и букв Г-К в слогах, словах, предложениях.

На занятии решались задачи:

Коррекционно-образовательные:  учить детей различать буквы  К и Г и звуки, которые они обозначают в слогах, словах, предложениях;

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, анализ и синтез; развивать память, внимание, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать  аккуратность при  оформлении  записей в  тетрадях, умение  слушать  товарищей.

Занятие проходило в несколько этапов. Положительный психологический настрой был создан в начале занятия. Были использованы следующие материалы: написанные слова с пропущенным слогом; предметные картинки; мяч.

Организационный этап начали с установки в стихотворной форме, чтоб говорить чётко и правильно. Этот этап организовал внимание детей на своей речи. Следующий этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний (объявление темы) – дети отгадывали загадки, которые помогли узнать тему занятия, далее проводилась артикуляционная гимнастика, которая помогла детям выработать полноценные движения артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Закрепили знания  звуков  [Г]-[К] в слогах, словах. Поиграли в игры «Хлопушка», «Повторюшка», проговаривали хором чистоговорки. Провели физминутку, которая помогла детям снять усталость, и переключить внимание. На следующем этапе усвоения новых знаний ребята поиграли в игры «Доскажи словечко», «Слоговое лото», где необходимо было назвать пропущенный слог. Далее поработали  в тетрадях с предметными картинками (записали слова в два столбика со звуками [Г]-[К] ). На этап закрепления новых знаний составляли предложения из данных слов, читали и записывали их. В конце занятия провели игру с мячом «Скажи наоборот». Происходило расширение объема знаний и представлений по данной теме. На заключительном этапе  прошло обсуждение данного занятия. Дети делились впечатлениями, что понравилось на занятии.

Развитию любознательности и активности, заинтересованности и концентрации внимания способствовали яркая наглядность, быстрая смена заданий и упражнений не давала детям возможности отвлекаться. Были созданы условия для активной деятельности детей: рационально размещено оборудование, атрибуты, максимально использовано пространство кабинета, освещенность для визуальной работы детей, эстетическое оформление помещения и пособия. Все это дало положительное влияние на детскую деятельность. Полученный результат подтвердил эффективность подобранных методов и приемов по обучению детей. Учет результатов занятия позволит наметить дальнейший путь работы с детьми. Таким образом, можно сказать, что цель и запланированные задачи занятия были реализованы.

Методики по речевому развитию

НАЗВАНИЕ

ЗАДАЧИ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Произношение

Развивать навыки фонематического анализа и синтеза.

Восприятие звуков родной речи.

Правильно артикулируют звуки.

Находят место звука в слове.

Различают звуки на слух.

Правильно употребляют звуки в связной речи.
Овладевают
интонационными средствами
выразительности речи в пересказе,
чтении.

Рекомендации: Дайте ребёнку
возможность
говорить, отвечать на вопросы.

Практическая деятельность.

Дидактическая игра и упражнения.

Обогащать словарный запас слов

Учить слушать собеседника

Расширяется активный и пассивный словарный запас

Развитие речи за счёт обогащения словаря

Рекомендации: создавать благоприятное эмоциональное состояние ребёнка

Наглядные (использование изобразительной наглядности)

Формировать эстетические ценности

Формировать любовь интерес к художественному слову.

Учатся делиться пережитыми впечатлениями, событиями

Учатся составлять описательные рассказы.

Составляют высказывания

Рекомендации: составлять рассказы-описания по плану.

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка

по коррекции речевого развития

Смеркалова Дарья Александровна, 9 лет.

Год обучения: 3-й.

Логопедическое заключение: Дизартрия средней степени тяжести. Синдром алалии; ОНР  (II ур.)

Результаты первичного логопедического обследования:

Артикуляционная моторика на низком уровне. Страдает объем, точность выполняемых движений; движения языка замедлены и напряжены. Ребёнок не может длительно удерживать положение органов артикуляции; при выполнении артикуляционных упражнений мышцы языка слабеют. Речевая моторика развита недостаточно.

Устная речь. Речь неразборчивая, малопонятная для окружающих. Звуки произносятся нечетко. Дыхание неровное. Испытывает трудности в темпо-ритмической организации речи.

Фонематическое восприятие недостаточно сформировано. При повторении ряда из двух-трех слогов близких по звучанию допускает ошибки: замены и пропуски. Допускает ошибки при определении места звука в слове.

Звукопроизношение. Имеются недостатки произношения всех групп звуков.

Искажена звукослоговая структура слова. Отмечаются пропуски слогов внутри слова.

Навыки языкового анализа и синтеза на низком уровне: затрудняется в определении места звука в слове. Количество слогов в слове, слов в предложении выделяет верно.

Пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, неточен.

Лексико-грамматический строй речи на низком уровне. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции. Отмечаются ошибки в словообразовании и словоизменении.

Связная речь развита недостаточно. При ответах пользуется фразой несложной конструкции.

Динамика речевых и неречевых процессов за период логопедической коррекции:

Положительная динамика наблюдается со стороны артикуляционной моторики. Основные движения языком, губами выполняет. Может достаточное время удерживать  артикуляционную позу.

Видна положительная динамика со стороны устной речи. Речь стала более понятной, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи. Интонационная речь недостаточно выразительна.

Отмечается положительная динамика со стороны фонематических процессов. Сократилось количество ошибок при воспроизведении их двух-трёх пар слогов.

Звукопроизношение. Свистящие и шипящие звуки изолированно произносит правильно, но иногда подвергаются заменам в собственной речи, недостаточно дифференцированы. Звуки [р]-[р’] на этапе постановки. Слабый самоконтроль в речи.

Наблюдается небольшая положительная динамика со стороны звукослоговой структуры слова. Слова простой слоговой структуры воспроизводит правильно. Допускает ошибки в словах сложной слоговой структуры.

Навыки языкового анализа и синтеза на среднем уровне: затрудняется в определении количества звуков, слов в предложении. Количество слогов в слове определяет верно.

Пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, неточен. В речи преобладают имена существительные, глаголы, местоимения; реже – имена прилагательные. В употреблении предлогов допускает неточности.

Лексико-грамматический строй речи недостаточно развит. Наблюдаются аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных; в согласовании прилагательного и существительного; в согласовании существительных с числительными. Составляет простые предложения с использованием опоры. Навыки словообразования и словоизменения на низком уровне. Не всегда правильно выделяет части речи (существительные, прилагательные, глаголы). Отмечаются сложности при  определении падежа.

Связная речь. Составляет рассказ из 5-6 предложений, устанавливает причинно-следственные связи. Пересказ с незначительными сокращениями, но смысл сохраняет.

Чтение. Простые слова читает целостно, монотонно. Понимает прочитанное, может отвечать на вопросы по содержанию.

Письменная речь. На письме под диктовку допускает дисграфические ошибки: замены акустически сходных букв, пропуск букв и слогов в словах простой и сложной слоговой структуры. При списывании с печатного и рукописного текста допускает небольшое количество ошибок. Слабый самоконтроль при письме.

Мелкая моторика рук развита недостаточно, почерк неразборчивый, неаккуратный.

           

План индивидуальной работы

Смеркалова Дарья

Формирование звуковой и просодической стороны речи

Развитие лексико-грамматической стороны речи

         Развитие устной речи

    Коррекция письменной речи

Развитие психических процессов.

Развитие фонематических процессов: фонематического восприятия, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза.

Уточнять и дифференцировать понятия «звук», «буква», «слог», «ударение».

Развитие звуко-слоговой структуры слова – слова сложной слоговой структуры.

Работа над темпо-ритмической организацией и интонационной выразительностью речи: работа над силой и высотой голоса, работа над логическим ударением, речевым дыханием.

Развитие артикуляционной  и мимической моторики.

Уточнение артикуляции, автоматизация и дифференциация звуков: [с], [з], [ж], [ш], [щ], [ч], [ц], [л].

Постановка и автоматизация звуков: [р]-[р′].

Дифференциация  свистящих, шипящих звуков и аффрикат.

Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.

Уточнение, обогащение и активизация словаря, обозначающего названия предметов, признаков, действий.

Закрепление понятий «синонимы», антонимы», «многозначные слова», «переносное значение слов», «родственные слова», их употребление.

Дифференциация слов разных частей речи.

Развитие навыков словообразования и словоизменения с помощью суффиксов и приставок.

Изменение и согласование слов в грамматических категориях: род, число, падеж, лицо.

Работа над образованием уменьшительно-ласкательной и увеличительной форм существительных, прилагательных.

Работа над грамматическим строем речи: образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных; глаголов-антонимов; существительных, обозначающих детёнышей, профессии.

Работа над согласованием существительных с прилагательными; существительных с местоимениями; существительных с глаголами; существительных с числительными.

Работа по пониманию и употреблению простых и сложных предлогов.

Дифференциация предлогов в устной и письменной речи.

Формирование умения анализировать слово, словосочетание и предложение как речевую единицу.

Развитие умения распространять предложение.

Определение  смыслового содержания предложения.

Обучение правильному порядку слов в предложении.

Учить слушать текст.

Формирование умения определять тему текста.

Учить делить текст на части, составлять план текста.

Устное и письменное сочинение и изложение текста.

Учить составлять связный рассказ по сюжетной и предметной картине; по серии сюжетных картин.

Развитие умение давать краткий и распространённые ответы, задавать правильно вопросы.

Развивать умение составлять пересказ.

Формирование умения составлять рассказ-описание.

Заучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, загадок.

Обучение выразительному чтению.

Закрепление навыка обозначения границ предложения (большая буква, точка).

Коррекция аграмматизмов: неверное  употребление предлогов, согласование слов в предложении, нарушение предложных конструкций, нарушение падежных окончаний, числа существительных.

Продолжать работу над построением грамматически правильного предложения, восстанавливать последовательность слов в деформированном предложении.

Работа с деформированным текстом.

Профилактика дизорфографии: применение изученных орфографических правил.

Развитие мелкой моторики (размер, разборчивость, соединения букв)

Развитие пространственных, временных представлений и ориентаций.

Развитие зрительного восприятия и узнавания.

Развитие зрительной и слухоречевой памяти,  произвольного внимания.

Развитие операций мышления (анализа и синтеза).

Развитие самоконтроля.

Рекомендации для педагогов.

1. Новый звук будет звучать громче, сильней и дольше остальных. Отнеситесь к этому спокойно. Так и должно быть: это новый двигательный стереотип для ребенка, который со временем войдет в привычку, и звук станет звучать нормально. 

2. Закрепление нового звука везде: на занятиях с логопедом, дома, на улице, в быту, в группе. Если вы возложили обязанность следить за новым звуком только на логопеда, то сформируется так называемый «синдром кабинетной речи». Появляется стереотип: «вижу логопеда – говорю правильно, не вижу логопеда - говорю как удобно». 
        3. Подбор речевого материала с учетом исключения конфликтующих звуков. «Конфликтующими» звуками могут оказаться практически любые пары: Р – Л, С – З, Т – Ц, Х – Ф, Ж – З. Например, если раньше ребенок вместо Ш говорил С, то после постановки правильного звука Ш ни в коем случае не должно быть слов, где одновременно встречаются оба эти звука: Саша, сушу, шоссе. Различение этих звуков в речи включается в отдельный этап и достигается специальными приемами. 

4. Ребенок должен произносить новый звук в слогах, словах, стихах после примера взрослого. Чтобы новый звук прочно закрепился и вытеснил старое произношение, ребенок не должен допустить ни одной ошибки. Поэтому взрослый должен успевать раньше ребенка показать или подсказать правильный звук. Когда мы поправляем уже неверно произнесенный звук, старое искаженное произношение еще больше закрепляется и задерживает появление правильного звука. Длительное применение такого порочного приема может привести к тому, что ребенку надоест назойливые поправки взрослого, и он откажется произносить требуемый звук. Но чаще всего взрослые прибегают именно к такому приему.

5. В состоянии голода, утомления, сильных переживаний логопедические занятия с ребенком проводить нельзя. 
Воспитанник в таком состоянии сам не сможет контролировать новое произношение звука и вернётся к своим старым искажениям в речи. В подобных случаях не нужно приставать к ребенку со звуками, лучше накормите его, успокойте, дайте отдохнуть.

6. Мотивация ребенка: зачем говорить правильно? 
Очень редко встречаются сознательные детки, которые сами просятся позаниматься с логопедом, но не каждый ребенок это понимает. Поговорите с ребенком и выясните его мечту: что он любит, чем хочет заниматься, когда вырастет, и привяжите целесообразность логопедических занятий к осуществлению его мечтаний. Например, будущая артистка должна выговаривать красиво все звуки, будущий директор должен иметь четкую громкую речь. Необходимо, чтобы ребенок сам пришел к пониманию, насколько это важно и нужно ему самому. 

Рекомендации для педагогов по письменной речи.

         1.Не торопите неуспешного ребёнка. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать индивидуальные задания на карточке.

         2.Постарайтесь сделать так, чтобы при детях он не демонстрировал свою несостоятельность — например, не читал вслух, если у него с этим плохо; остерегайтесь резких высказываний в его адрес.

         3.Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике красными ручками с толстым нажимом.

         4.Постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то, что хорошо получается.

         5.Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу, например, в виде веселых наклеек на тетрадях: положительные эмоции — важный стимул для «питания» функций.

         6.Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке.

        7.Сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми в классе. Успех всегда заметен, даже если в прошлом диктанте было 15 ошибок, а в нынешнем их только 10. Пусть ребенок «растет» от удачи к удаче, двигаясь вперед и вверх маленькими, но верными шажками.

Рекомендации для родителей по развитию речи.

В тех случаях, когда отклонение в развитии затрудняет ребенку освоение навыков общения, родителям и педагогам приходится тщательно обдумывать подход к решению этой задачи. Необходимо чутко следить за тем, что ребенок научился делать, думать о том, чем ему следует заниматься дальше. Родителям особенно важно знать, какие игры, занятия и ситуации способны подтолкнуть ребенка к общению, и какой вклад в его речевое развитие вносит их собственная речь, их внимание к тому, что он пытается выразить, и их реакция на эти попытки.

Занятия по развитию речи, по большей части, могут и должны быть частью обычной повседневной деятельности, естественным дополнением к совместным играм и уходу за ребенком.

         1. Ожидайте ответа от ребенка

Независимо от возраста ребенка - будь он младенцем, который только начинает смотреть на ваше лицо, или дошкольником, который учится составлять предложения из отдельных слов - старайтесь всем своим поведением передать ему вашу уверенность в том, что он сможет вам ответить. Дайте ему время. Пока не увидите, что он явно переключился на что-то другое, ждите его ответа.

Кроме того, старайтесь предоставить ему время и возможность самому начать общение. Если говорите только вы, если вы всегда берете инициативу на себя, у ребенка просто не будет возможности понять, какой может быть его роль в процессе взаимодействия с другим человеком.

Разговаривать с малышом, действительно, очень важно, однако при этом стремитесь вести себя как участник двухстороннего общения, даже в том случае, если ребенок может ответить вам только своим взглядом и вниманием. Чтобы ощутить его реакцию, делайте в разговоре паузы. Ждите. Дайте ему время. Выражайте уверенность в том, что он вам ответит - и он ответит.

          2. Разговаривайте о том, что интересует ребенка.

С новорожденным младенцем можно говорить о чем угодно. Родителям, от природы немногословным, бывает трудно разговаривать с маленьким ребенком, который практически не реагирует на их слова. В этом случае для начала можно просто описывать вслух то, что вы делаете. Не забывайте, что именно вы - главный объект внимания малыша.

Когда ребенок начинает концентрировать внимание на окружающих его предметах и их перемещениях, можно выбирать тему для разговора., следя за направлением его взгляда и обращая внимание на те игрушки, которые его интересуют.

По мере того, как ребенок будет становиться более активным и начнет проявлять больший интерес к играм, диапазон возможных тем для разговора станет шире. У малыша появятся уже определенные пристрастия, и ионии подскажут вам темы для бесед. До того, как он научится говорить, вы можете познакомить его с названиями предметов, которые ему нравятся. Эти предметы подскажут вам слова, которым вы будете учить малыша.

Обсуждайте с ребенком движения и действия, текстуру материалов, цвета и звуки.

3. Активному ребенку помогите научиться концентрировать внимание.

У маленьких детей часто наблюдается тенденция перепархивать взглядом с предмета на предмет. В этом случае, если вы будете только следовать за ребенком, вам будет трудно сконцентрировать его внимание на смысле и звучании тех слов, которые он должен узнать.

Эту задачу можно решить, если каждый день в течении некоторого времени играть с ребенком в специально приготовленном месте, где в поле его зрения будет очень ограниченное число игрушек, и круг возможных занятий будет тоже невелик. Выберите те игрушки и те игры, которые ребенок предпочитает другим и исключите на время все, что может его отвлечь. Элемент свободного выбора останется, если вы предложите ребенку несколько способов игры с одним и тем же предметом.

4. Используйте естественное поощрение, возникшее в ходе самого разговора.

Старайтесь не говорить: «Молодец!», или «Хорошо говоришь!». Во время обычного разговора так никто не говорит. Лучше в ответ на слова или жесты ребенка покажите ему, что вы его поняли и приняли к сведению то, что он сказал или сделал. Если малыш пока еще только гулит, улыбнитесь ему и ответьте такими же звуками. Если ребенок дает вам игрушку, уделите ей особое внимание и немного поиграйте с ней. Если малыш попросит вас дать ему какую-нибудь вещь, постарайтесь дать ему ее, а если малышу никак нельзя доверять эту вещь, объясните ему, что вы поняли его просьбу, хоть и не можете ее выполнить.

Такого рода естественные поощрения, вплетающиеся в разговор, убеждают ребенка в важности и эффективности его попыток вступить в контакт.

5. Как побудить ребенка внимательно слушать, смотреть и реагировать на ваши слова или действия.

Рассказывайте ребенку о том, что вы в данный момент делаете. Несколько простых фраз, прерываемых паузами, воздействуют на него не меньше, чем целый поток слов. Прежде, чем продолжить разговор, позовите малыша по имени и подождите, пока он на вас посмотрит.

Для одних и тех же событий или действий используйте одни и те же слова. Малыш начнет узнавать значения важных для него слов и это станет основой умения выполнять простые указания.

Пусть все члены семьи стараются побуждать малыша слушать, смотреть и реагировать на происходящее вокруг.

Помещайте в поле зрения ребенка какие-нибудь вещи, чтобы он мог смотреть на них, когда вас рядом нет. Подвесить вещи можно над кроваткой малыша. Наблюдайте за малышом, чтобы понять, на какие именно вещи он смотрит, что его интересует. Подумайте, как вы могли бы привлечь его внимание к себе с помощью этих вещей. Это особенно важно для ребенка постарше, которому трудно сосредоточиться.

Настройтесь на медленный, постепенный прогресс. Начните с той ступеньки, на которой в данный момент находится ваш малыш и постарайтесь каждый день или каждую неделю понемногу продвигаться вперед. По возможности уберите все, что отвлекает внимание.

Рекомендации для родителей по письменной речи.

           1.Знайте, все задания ребенка по русскому языку и тщательно следите за их исполнением, но помните: это все же его задания, а не ваши.

          2.Проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок. За малейшие успехи премируйте ребенка полезными вещами: книгой, походом в театр, развивающей игрой — или наградите поцелуем на ночь, теплым словом. Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам.

          3.Следите за тем, чтобы ребенок правильно питался (полезная для ума пища — бананы, орехи, мед, лимоны).

          4.Выделите ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной территорией. Повесьте над столом интересные и смешные цитаты из произведений. Научите ребенка искать их в книгах. Назовите это занятие «собиранием умных мыслей».

           5.Играйте в рифмы, сочиняйте и записывайте веселые, абсурдные стихи, заведите для них специальную тетрадь. Обсуждайте с ребенком ваши совместные произведения.

   Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через коммуникативные игры

Подборка коммуникативные игр в помощь педагогам  на : -Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста с ОНР друг к другу;·-Принятие каждого р...

Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»

Развитие коммуникативных навыков детей, пропаганда ценности русского литературного языка, повышения престижа грамотной, культурной и чистой речи  посредством  определенных  коммуникатив...

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Цель проекта: развитие речи в процессе игровой деятельностиЗадачи:Помочь детям в установлении контактов друг с другомСоздать атмосферу  доброжелательности и взаимопомощиДать элементарные сведения...

Презентация на тему: "Развитие речи через коммуникативные игры"

Презентация на тему: "Развитие речи через коммуникативные игры"....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ

развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации...

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации;-Формирование распознавания эмоционального состояния окружающих, умение выражать собственные пережив...

ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры». Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.

Каждый взрослый знает, как важно умение правильно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Стремление к общению заложено в человеке с рождения, но не все умеют выстроить взаимоотношения с окружа...