Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»
проект по развитию речи (старшая группа)

Ксения Аркадьевна Осипова

Развитие коммуникативных навыков детей, пропаганда ценности русского литературного языка, повышения престижа грамотной, культурной и чистой речи  посредством  определенных  коммуникативных игр у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx37.85 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ»

Исполнитель: Осипова Ксения.

Срок реализации проекта: 3 месяца  (один квартал).

Актуальность данного проекта продиктована тем, наиболее перспективным путем формирования у детей показателей всестороннего развития является развитие коммуникативных навыков. В условиях ДО явно прослеживаются недостатки в формировании коммуникативных умений, уровень которых не соответствует требованиям для ребенка дошкольного возраста. Для всестороннего формирования коммуникативных умений является благоприятным именно средний и старший    дошкольный возраст. Индивидуальные успехи ребенка на дошкольном    этапе   уверенно приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из ключевых  задач дошкольного     образования является формирование  оптимальных условий для развития  коммуникативных навыков, инициативы, мотивации достижений  и  самостоятельности ребенка.

Для ребенка  дошкольного возраста именно  коммуникативные умения обеспечивают его  социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по деятельности или общению, умения вступать в диалог и слушать, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное сотрудничество и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Все это важно учитывать и формировать и у детей, имеющих  различные отклонения в развитии и ограниченные возможности здоровья, так как им   намного сложнее взаимодействовать в коллективе сверстников и контактировать со взрослыми.

Цель проекта – развитие коммуникативных навыков детей, пропаганда ценности русского литературного языка, повышения престижа грамотной, культурной и чистой речи  посредством  определенных  коммуникативных игр у детей.

Для достижения цели необходимо осуществить следующие мероприятия:

 1. сбор данных для создания проекта по развитию речи через коммуникативные игры, направленного  на формирование  навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

2. разработка, создание и распространение среди коллег картотеки коммуникативных игр;

3. изучение общественного мнения (родители, педагоги) о проведенном  проекте  по развитию речи через коммуникативные игры, направленного  на формирование  навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Механизм проведения проектных мероприятий:

 1. Для успешной реализации проекта по развитию речи через коммуникативные игры, направленного  на формирование  навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, важным представляется проведение широкой информационной кампании о том, что в образовательном учреждении (или районе) стартует конкурс, под названием «Коммуникативные игры детей для развития общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми», направленный на выявление уровня владения педагогами-логопедами навыками по развитию речи детей через  использование коммуникативных игр.

 2. В заочном этапе конкурса участвовать могут все желающие педагоги-логопеды одной образовательной организации или педагоги всего района, подавая заявку для участия и готовя видеоролики для участия с рассказом о себе и о целях создания картотеки коммуникативных игр для развития речи.

 3. Видеоролики участников конкурса   размещаются на сайте образовательного учреждения или даже сайте РАНО.

 4. В результате будут выбраны 5-10 человек (логопедов) в зависимости от уровня их профессионального развития и предполагаемого уровня создания картотеки коммуникативных игр,  которые будут входить в проект по развитию речи детей.

5. По итогам подобного взаимного коучинга будет создан альбом коммуникативных игр для развития речи детей – речевой  «альманах» (альбом), где описаны коммуникативные игры победителей с комментариями по их применению. Альбом может  быть распространен  среди коллег-педагогов или соседних образовательных учреждений, а также может быть представлен на сайте образовательной организации.

Основными формами организации работы с детьми  являются занятия в детском саду,  на которых педагог использует различные игровые технологии для развития коммуникативных навыков. Групповая форма работы на таких занятиях  помогает преодолеть  речевые  проблемы    детей, развивать  у них интерес к общению со сверстниками и взрослыми и сопутствующим видам деятельности (беседы,  сюжетно-ролевые игры) путем организации различных игровых  ситуаций, что повышает  качество  коррекционно-педагогической  работы.

Работу по развитию речи планируется проводить   по трем направлениям:

- первое направление, реализующееся  через формирование у дошкольника  понимания  себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия,  т.е. описывается  необходимость в проведении  работы по формированию восприятия сверстников  на положительном эмоциональном уровне, работы по развитию делового сотрудничества, взаимодействия  и общих игровых интересов;

- второе направление,  состоящее  в развитии у дошкольников  способностей  воспринимать и использовать различные невербальные и вербальные коммуникативные средства (словесные, эмоционально-мимические, жестовые, визуальные, пантомимические);

- третье направление, обеспечивающее  формирование у дошкольников  социальных представлений, формирование способностей к осознанию и воссозданию различных видов социальных отношений в игре.

Таблица 1. Содержание    работы    по развитию речи с помощью коммуникативных игр

Название игры

Цель игры

Оборудование

Содержание игры

Игра «Вместе играем»

Цель: научение  детей вежливому обращению и взаимодействию друг с другом.

Оборудование: парные игрушки (желобок-шарик, вагончик-паровозик, кубики- машинка).

Педагог  детям раздает игрушки, расставляет парами детей, предлагает вместе поиграть. Затем он каждому из детей помогает выполнять в соответствии с назначением каждой игрушки предметно-игровые действия. В конце игры педагог  фиксирует, кто с кем играл, называет  по имени каждого ребенка: «Аня играла с Дашей –шарик катали, Дима с Васей играл –паровозик возили, Петя играл с Леной – нагружали и возили в машинке кубики».

Игра «Наше солнце»

Цель: способствование взаимодействию и объединению детей в группе.

Оборудование: ватман,  с нарисованным кругом и ладонями детей.

Педагог  на ватмане рисует большой круг. Затем ладони детей обрисовывает, создавая лучики солнца таким образом. При помощи педагога дети нарисованные ладошки раскрашивают. В итоге получается разноцветное красивое солнце, которое в группе вывешивается.

Педагог говорит: «Петя, иди ко мне, за мной становись, держи за пояс меня, вот так. Теперь, Ваня, сюда иди, встань за Петей, держи за пояс его». После того как все дети выстроились, «поезд» в путь отправляется. Педагог, имитируя движение паровоза «Чух-чух,у-у-у!», предлагает  детям повторить звуки и двигаться всем вместе как паровозик.

Игра «Ласковое имя»

Цель: научить детей взаимодействовать друг с другом, называть вежливо, по-доброму  имя других детей.

____

Дети в круг встают, по очереди каждый из них в центр выходит. Все остальные дети называют при помощи взрослого ласковые  варианты имени того ребенка, который стоит  в центре круга.

Игра «Кто пришел к нам в гости?»

Цель: способствование  развитию у детей самоуважения; активизирование доброжелательного отношения  детей к сверстникам.

___

Педагог  в сторону отводит двоих-троих детей из группы и с ними договаривается о том, что дети  будут животных изображать, которые пришли  в гости к детям. Дети решают, каких они будут животных изображать.

Дети в круг встают. Гости входят по очереди в круг. Педагог  говорит детям: «Посмотрите, какой к нам замечательный зверь пришел, какие глазки у него, как он движется красиво и т.п.» Детям нужно догадаться, какие к ним пришли звери и какое было у них настроение.

Игра «У птички болит крылышко»

Цель: способствование формированию у детей умения любить окружающих, умения понимать состояние окружающих,  эмоции,  чувства.

Оборудование: кукла-перчатка «Котенок»

Один ребенок превращается в птичку, у которой крылышко болит. Он стремится  показать, что ему больно и он  грустит. Педагог  ребятам предлагает «пожалеть птичку». Первым ее сам «жалеет», «птичку» гладит со словами: «Птичка … (Лена, Петя) хорошая, милая,  добрая…,  но ей грустно / плохо, у нее болит …». Затем другие дети куклу-перчатку надевают на руку и тоже «жалеют птичку».

Игра «Кто лучше разбудит»

Цель: способствование формированию у детей готовности  любить и понимать окружающих.

Оборудование: костюм котенка (маска, лапы, хвост),  мягкий коврик.

Один ребенок становится  кошечкой и засыпает – ложиться в центре группы на коврик. Педагог  просит по очереди детей будить «спящего котенка». Но важно делать это    это по-доброму (ласковыми словами и прикосновениями). В конце игры все дети решают вместе, кто «будил кошечку» наиболее нежно и  ласково.

Игра «Листочек падает»

Цель: развитие  у детей умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками.

Оборудование: лист бумаги.

Педагог  над столом поднимает лист бумаги (на расстоянии около метра), отпускает затем его и внимание детей обращает на то, как он плавно спускается вниз и лег  на стол. После этого педагог  просит детей превратить в листочки бумаги свои руки и   то же самое сделать, то есть опустить плавно руки на стол одновременно с листочком бумаги. Педагог  подчеркивает умения детей согласованно действовать, быть вместе.

Игра «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»

Цель: способствование уменьшению у детей обидчивости.

Оборудование: «Волшебный сундучок»

Один дошкольник  садится на «волшебный стульчик», другой должен понарошку его обидеть. Педагог  при этом начинает говорить слова: «Обижаться не могу…» - дошкольник  продолжает: «Ой, смеюсь, кукареку!»

Игра «Звериное пианино»

Цель: развитие  у детей умения сотрудничать со сверстниками.

___

Дети садятся в одну линию на корточки. Они – это клавиши пианино, которые говорят  голосами многих животных. Педагог  детям раздает карточки с изображениями животных, голосами которых они должны звучать   (свинья, собака, кошка, мышка и т.д.). Потом педагог до головок детей дотрагивается, как словно клавиши нажимает. Клавишам-детям прозвучать нужно   голосами  определенных животных.

Хороводная игра «Ау!»

Цель: развивать внимательное отношение друг к другу, помогать преодолевать барьеры в общении.

___

Ребенок в кругу стоит с завязанными глазами, он в лесу потерялся. Дети хоровод водят, проговаривая слова «Леша (Миша), ты в лесу сейчас, мы тебе поем «Ау»! Ну-ка, открывай глазки поскорей, кто позвал тебя, побыстрей узнай.  Кто-то из детей ему кричит: «Ау!» – и «потерявшийся» угадать должен, кто звал его.

Подвижная игра «Возьми игрушку»

Цель: развитие  навыков  общения, умения просить о помощи.

___

Дети в круг становятся, в центр игрушки складывают. Педагог  говорит «Возьми, пожалуйста… (куклу, машинку, пирамиду и т.д.)». Кто необходимой игрушки не нашел – водит.

Игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель: формирование  у детей представлений о плохих и хороших поступках,   умения адекватно  оценивать себя и других.

Картинки с ситуациями по произведению или стихотворению, фланелеграф.

Педагог  детям читает рассказ или стихотворение по заданной теме, дети при помощи картинок или фланелеграфа изображают ситуации на столе.

Ожидаемые результаты:

- развитие социальной направленности дошкольников и способности восприятия сверстников  на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия;

- развитие   коммуникативной активности дошкольников;

- формирование игровых и деловых мотивов взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- формирование у детей разнообразных  способов невербального (неречевого) общения (мимика, жесты);

- выстраивание правильной  диалогической речи (через драматизацию рассказов, сказок, картинок, стихотворений);

- развитие способностей  понимать характеры литературных персонажей и мотивы их поведения, переходящих в способности понимать состояния реальных людей – сверстников и взрослых.

 Руководство по разработке проекта: администрация образовательной организации, педагоги-логопеды.

Для реализации данного проекта будут задействованы   ресурсы образовательной организации  и района, из которых  сформируются рабочие группы детского сада для информирования коллег и родителей   относительного максимально эффективного развития речи детей через систему коммуникативных игр.

Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» позволит интересным и доступным способом  рассказать коллегам, родителям и иным взрослым о возможности развития речи детей через систему коммуникативных  игр, и, может быть, участие в данном проекте  для кого-то из молодых специалистов (логопедов) послужит толчком к осознанию того, что каждый педагог способен создать собственную методику развития речи детей.

Список литературы

  1. Жуков, Ю.М., Петровская, Л.А., Растянников, П.В.  Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст]: Спецпрактикум по социальной психологии/ Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В, Растянников. –  Изд-во МГУ: 1990. – 322 с. 
  2. Лисина, М.И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников [Текст] / М. И. Лисина, Т. Д. Сарториус; под ред. Д. Б. Эльконина, И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2000. – 169 с.
  3. Рыжкова-Гришина, Л.В. Развитие речи: система работы: монография [Текст]: монография / Л.В. Рыжова-Гришина. – М.: ФЛИНТА, 2015. –  250 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"...

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Цель проекта: развитие речи в процессе игровой деятельностиЗадачи:Помочь детям в установлении контактов друг с другомСоздать атмосферу  доброжелательности и взаимопомощиДать элементарные сведения...

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации;-Формирование распознавания эмоционального состояния окружающих, умение выражать собственные пережив...

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Как  эффективно проводить практическую работу по развитию речи через коммуникативные игры с детьми старшего дошкольного возраста...

ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры». Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.

Каждый взрослый знает, как важно умение правильно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Стремление к общению заложено в человеке с рождения, но не все умеют выстроить взаимоотношения с окружа...

ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры»

    Каждый взрослый знает, насколько важно умение правильно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Несмотря на то, что стремление к общению заложено в человеке с рождения, не ...

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Развитие речи у детей  в процессе игровой деятельности является актуальным вопросом коррекционной педагогики и психологии. Речь всегда входит в какую-то другую интеллектуальную или практическую д...


 

Комментарии

Ксения Аркадьевна Осипова

спасибо за очень интересный материал