Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»
проект по развитию речи (старшая группа)
Развитие коммуникативных навыков детей, пропаганда ценности русского литературного языка, повышения престижа грамотной, культурной и чистой речи посредством определенных коммуникативных игр у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 37.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ»
Исполнитель: Осипова Ксения.
Срок реализации проекта: 3 месяца (один квартал).
Актуальность данного проекта продиктована тем, наиболее перспективным путем формирования у детей показателей всестороннего развития является развитие коммуникативных навыков. В условиях ДО явно прослеживаются недостатки в формировании коммуникативных умений, уровень которых не соответствует требованиям для ребенка дошкольного возраста. Для всестороннего формирования коммуникативных умений является благоприятным именно средний и старший дошкольный возраст. Индивидуальные успехи ребенка на дошкольном этапе уверенно приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из ключевых задач дошкольного образования является формирование оптимальных условий для развития коммуникативных навыков, инициативы, мотивации достижений и самостоятельности ребенка.
Для ребенка дошкольного возраста именно коммуникативные умения обеспечивают его социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по деятельности или общению, умения вступать в диалог и слушать, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное сотрудничество и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Все это важно учитывать и формировать и у детей, имеющих различные отклонения в развитии и ограниченные возможности здоровья, так как им намного сложнее взаимодействовать в коллективе сверстников и контактировать со взрослыми.
Цель проекта – развитие коммуникативных навыков детей, пропаганда ценности русского литературного языка, повышения престижа грамотной, культурной и чистой речи посредством определенных коммуникативных игр у детей.
Для достижения цели необходимо осуществить следующие мероприятия:
1. сбор данных для создания проекта по развитию речи через коммуникативные игры, направленного на формирование навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
2. разработка, создание и распространение среди коллег картотеки коммуникативных игр;
3. изучение общественного мнения (родители, педагоги) о проведенном проекте по развитию речи через коммуникативные игры, направленного на формирование навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Механизм проведения проектных мероприятий:
1. Для успешной реализации проекта по развитию речи через коммуникативные игры, направленного на формирование навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, важным представляется проведение широкой информационной кампании о том, что в образовательном учреждении (или районе) стартует конкурс, под названием «Коммуникативные игры детей для развития общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми», направленный на выявление уровня владения педагогами-логопедами навыками по развитию речи детей через использование коммуникативных игр.
2. В заочном этапе конкурса участвовать могут все желающие педагоги-логопеды одной образовательной организации или педагоги всего района, подавая заявку для участия и готовя видеоролики для участия с рассказом о себе и о целях создания картотеки коммуникативных игр для развития речи.
3. Видеоролики участников конкурса размещаются на сайте образовательного учреждения или даже сайте РАНО.
4. В результате будут выбраны 5-10 человек (логопедов) в зависимости от уровня их профессионального развития и предполагаемого уровня создания картотеки коммуникативных игр, которые будут входить в проект по развитию речи детей.
5. По итогам подобного взаимного коучинга будет создан альбом коммуникативных игр для развития речи детей – речевой «альманах» (альбом), где описаны коммуникативные игры победителей с комментариями по их применению. Альбом может быть распространен среди коллег-педагогов или соседних образовательных учреждений, а также может быть представлен на сайте образовательной организации.
Основными формами организации работы с детьми являются занятия в детском саду, на которых педагог использует различные игровые технологии для развития коммуникативных навыков. Групповая форма работы на таких занятиях помогает преодолеть речевые проблемы детей, развивать у них интерес к общению со сверстниками и взрослыми и сопутствующим видам деятельности (беседы, сюжетно-ролевые игры) путем организации различных игровых ситуаций, что повышает качество коррекционно-педагогической работы.
Работу по развитию речи планируется проводить по трем направлениям:
- первое направление, реализующееся через формирование у дошкольника понимания себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия, т.е. описывается необходимость в проведении работы по формированию восприятия сверстников на положительном эмоциональном уровне, работы по развитию делового сотрудничества, взаимодействия и общих игровых интересов;
- второе направление, состоящее в развитии у дошкольников способностей воспринимать и использовать различные невербальные и вербальные коммуникативные средства (словесные, эмоционально-мимические, жестовые, визуальные, пантомимические);
- третье направление, обеспечивающее формирование у дошкольников социальных представлений, формирование способностей к осознанию и воссозданию различных видов социальных отношений в игре.
Таблица 1. Содержание работы по развитию речи с помощью коммуникативных игр
Название игры | Цель игры | Оборудование | Содержание игры |
Игра «Вместе играем» | Цель: научение детей вежливому обращению и взаимодействию друг с другом. | Оборудование: парные игрушки (желобок-шарик, вагончик-паровозик, кубики- машинка). | Педагог детям раздает игрушки, расставляет парами детей, предлагает вместе поиграть. Затем он каждому из детей помогает выполнять в соответствии с назначением каждой игрушки предметно-игровые действия. В конце игры педагог фиксирует, кто с кем играл, называет по имени каждого ребенка: «Аня играла с Дашей –шарик катали, Дима с Васей играл –паровозик возили, Петя играл с Леной – нагружали и возили в машинке кубики». |
Игра «Наше солнце» | Цель: способствование взаимодействию и объединению детей в группе. | Оборудование: ватман, с нарисованным кругом и ладонями детей. | Педагог на ватмане рисует большой круг. Затем ладони детей обрисовывает, создавая лучики солнца таким образом. При помощи педагога дети нарисованные ладошки раскрашивают. В итоге получается разноцветное красивое солнце, которое в группе вывешивается. Педагог говорит: «Петя, иди ко мне, за мной становись, держи за пояс меня, вот так. Теперь, Ваня, сюда иди, встань за Петей, держи за пояс его». После того как все дети выстроились, «поезд» в путь отправляется. Педагог, имитируя движение паровоза «Чух-чух,у-у-у!», предлагает детям повторить звуки и двигаться всем вместе как паровозик. |
Игра «Ласковое имя» | Цель: научить детей взаимодействовать друг с другом, называть вежливо, по-доброму имя других детей. | ____ | Дети в круг встают, по очереди каждый из них в центр выходит. Все остальные дети называют при помощи взрослого ласковые варианты имени того ребенка, который стоит в центре круга. |
Игра «Кто пришел к нам в гости?» | Цель: способствование развитию у детей самоуважения; активизирование доброжелательного отношения детей к сверстникам. | ___ | Педагог в сторону отводит двоих-троих детей из группы и с ними договаривается о том, что дети будут животных изображать, которые пришли в гости к детям. Дети решают, каких они будут животных изображать. Дети в круг встают. Гости входят по очереди в круг. Педагог говорит детям: «Посмотрите, какой к нам замечательный зверь пришел, какие глазки у него, как он движется красиво и т.п.» Детям нужно догадаться, какие к ним пришли звери и какое было у них настроение. |
Игра «У птички болит крылышко» | Цель: способствование формированию у детей умения любить окружающих, умения понимать состояние окружающих, эмоции, чувства. | Оборудование: кукла-перчатка «Котенок» | Один ребенок превращается в птичку, у которой крылышко болит. Он стремится показать, что ему больно и он грустит. Педагог ребятам предлагает «пожалеть птичку». Первым ее сам «жалеет», «птичку» гладит со словами: «Птичка … (Лена, Петя) хорошая, милая, добрая…, но ей грустно / плохо, у нее болит …». Затем другие дети куклу-перчатку надевают на руку и тоже «жалеют птичку». |
Игра «Кто лучше разбудит» | Цель: способствование формированию у детей готовности любить и понимать окружающих. | Оборудование: костюм котенка (маска, лапы, хвост), мягкий коврик. | Один ребенок становится кошечкой и засыпает – ложиться в центре группы на коврик. Педагог просит по очереди детей будить «спящего котенка». Но важно делать это это по-доброму (ласковыми словами и прикосновениями). В конце игры все дети решают вместе, кто «будил кошечку» наиболее нежно и ласково. |
Игра «Листочек падает» | Цель: развитие у детей умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками. | Оборудование: лист бумаги. | Педагог над столом поднимает лист бумаги (на расстоянии около метра), отпускает затем его и внимание детей обращает на то, как он плавно спускается вниз и лег на стол. После этого педагог просит детей превратить в листочки бумаги свои руки и то же самое сделать, то есть опустить плавно руки на стол одновременно с листочком бумаги. Педагог подчеркивает умения детей согласованно действовать, быть вместе. |
Игра «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!» | Цель: способствование уменьшению у детей обидчивости. | Оборудование: «Волшебный сундучок» | Один дошкольник садится на «волшебный стульчик», другой должен понарошку его обидеть. Педагог при этом начинает говорить слова: «Обижаться не могу…» - дошкольник продолжает: «Ой, смеюсь, кукареку!» |
Игра «Звериное пианино» | Цель: развитие у детей умения сотрудничать со сверстниками. | ___ | Дети садятся в одну линию на корточки. Они – это клавиши пианино, которые говорят голосами многих животных. Педагог детям раздает карточки с изображениями животных, голосами которых они должны звучать (свинья, собака, кошка, мышка и т.д.). Потом педагог до головок детей дотрагивается, как словно клавиши нажимает. Клавишам-детям прозвучать нужно голосами определенных животных. |
Хороводная игра «Ау!» | Цель: развивать внимательное отношение друг к другу, помогать преодолевать барьеры в общении. | ___ | Ребенок в кругу стоит с завязанными глазами, он в лесу потерялся. Дети хоровод водят, проговаривая слова «Леша (Миша), ты в лесу сейчас, мы тебе поем «Ау»! Ну-ка, открывай глазки поскорей, кто позвал тебя, побыстрей узнай. Кто-то из детей ему кричит: «Ау!» – и «потерявшийся» угадать должен, кто звал его. |
Подвижная игра «Возьми игрушку» | Цель: развитие навыков общения, умения просить о помощи. | ___ | Дети в круг становятся, в центр игрушки складывают. Педагог говорит «Возьми, пожалуйста… (куклу, машинку, пирамиду и т.д.)». Кто необходимой игрушки не нашел – водит. |
Игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо» | Цель: формирование у детей представлений о плохих и хороших поступках, умения адекватно оценивать себя и других. | Картинки с ситуациями по произведению или стихотворению, фланелеграф. | Педагог детям читает рассказ или стихотворение по заданной теме, дети при помощи картинок или фланелеграфа изображают ситуации на столе. |
Ожидаемые результаты:
- развитие социальной направленности дошкольников и способности восприятия сверстников на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия;
- развитие коммуникативной активности дошкольников;
- формирование игровых и деловых мотивов взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- формирование у детей разнообразных способов невербального (неречевого) общения (мимика, жесты);
- выстраивание правильной диалогической речи (через драматизацию рассказов, сказок, картинок, стихотворений);
- развитие способностей понимать характеры литературных персонажей и мотивы их поведения, переходящих в способности понимать состояния реальных людей – сверстников и взрослых.
Руководство по разработке проекта: администрация образовательной организации, педагоги-логопеды.
Для реализации данного проекта будут задействованы ресурсы образовательной организации и района, из которых сформируются рабочие группы детского сада для информирования коллег и родителей относительного максимально эффективного развития речи детей через систему коммуникативных игр.
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» позволит интересным и доступным способом рассказать коллегам, родителям и иным взрослым о возможности развития речи детей через систему коммуникативных игр, и, может быть, участие в данном проекте для кого-то из молодых специалистов (логопедов) послужит толчком к осознанию того, что каждый педагог способен создать собственную методику развития речи детей.
Список литературы
- Жуков, Ю.М., Петровская, Л.А., Растянников, П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст]: Спецпрактикум по социальной психологии/ Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В, Растянников. – Изд-во МГУ: 1990. – 322 с.
- Лисина, М.И. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников [Текст] / М. И. Лисина, Т. Д. Сарториус; под ред. Д. Б. Эльконина, И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2000. – 169 с.
- Рыжкова-Гришина, Л.В. Развитие речи: система работы: монография [Текст]: монография / Л.В. Рыжова-Гришина. – М.: ФЛИНТА, 2015. – 250 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"
Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"...
Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"
Цель проекта: развитие речи в процессе игровой деятельностиЗадачи:Помочь детям в установлении контактов друг с другомСоздать атмосферу доброжелательности и взаимопомощиДать элементарные сведения...
Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"
Ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации;-Формирование распознавания эмоционального состояния окружающих, умение выражать собственные пережив...
Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"
Как эффективно проводить практическую работу по развитию речи через коммуникативные игры с детьми старшего дошкольного возраста...
ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры». Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.
Каждый взрослый знает, как важно умение правильно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Стремление к общению заложено в человеке с рождения, но не все умеют выстроить взаимоотношения с окружа...
ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры»
Каждый взрослый знает, насколько важно умение правильно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Несмотря на то, что стремление к общению заложено в человеке с рождения, не ...
Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"
Развитие речи у детей в процессе игровой деятельности является актуальным вопросом коррекционной педагогики и психологии. Речь всегда входит в какую-то другую интеллектуальную или практическую д...
- Мне нравится (4)
Комментарии
спасибо за очень интересный
спасибо за очень интересный материал