Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"
проект по развитию речи (старшая группа)
Как эффективно проводить практическую работу по развитию речи через коммуникативные игры с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_infourok.docx | 56.06 КБ |
proekt_infourok.pptx | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Развитие речи через коммуникативные игры»
Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.
Пояснительная записка
Развитие речи у ребенка – одна из важных задач в общей системе работы дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время в связи с вступлением ФГОС ДО, развитие речи дошкольников приобретает особую актуальность.
Почему речь имеет такое серьезное значение? Во-первых, с освоением речи связаны все высшие психические функции: восприятие; память; мышление; внимание. Соответственно развитие восприятия, памяти, мышления и внимания напрямую зависит от того, насколько качественно и своевременно развивается речь.
Одна из самых главных задач речевого развития – научить детей последовательно, связно и грамотно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых средств.
Кроме того, важно помнить, что речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. С самого раннего возраста, дети встречаются на игровых площадках, в гостях, на занятиях и т.п. Благодаря речи ребенок познает мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения. Тут проблема в речи может стать началом проблем общения с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок – подросток – взрослый». Если углубиться дальше, то сложности в развитии речи окажут влияние при обучении чтению и письму, и дальнейшему обучению в школе.
Педагогическая ценность коммуникативных игр заключается в том, что они оказывают большое влияние на совершенствование речи. Так же коммуникативная игра – обеспечивает возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
Актуальность
Большое значение в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей отводится коммуникативным играм. Именно в них повышается умственная активность ребенка, формируются самооценка, самоконтроль, организованность и адекватные межличностные отношения. Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу. Коммуникативная игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения своих специфических проблем.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, поэтому в своей работе я использую именно коммуникативные игры. В них ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей. Коммуникативные игры являются неотъемлемой частью социально - нравственного воспитания дошкольников. Имея нравственную основу, они учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром, вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем. Коммуникативные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, являются активным средством социализации старших дошкольников.
Коммуникативные игры актуальны и интересны в настоящее время, так как именно они формируют у детей социальные контакты и развивают способность к совместным действиям в бытовых жизненных ситуациях. Их с большим удовольствием и пользой можно использовать на любых занятиях, в повседневной деятельности в детском саду, а также в свободное время в кругу семьи. Эти игры доступны по содержанию и методам проведения и педагогам, и просто взрослым членам семьи дошкольников.
Цель:
Введение в практическую работу развитие речи детей посредством коммуникативных игр в образовательной организации.
Задачи:
Образовательные: расширять, обогащать и активизировать словарь ребенка посредством коммуникативных игр.
Развивающие: развивать речь детей как средство общения; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; развивать эмоциональную сферу, чуткость, внимание, сопереживание, отзывчивость к действиям людей в реальной жизни.
Воспитательные: воспитывать уверенность в своих силах, развивать творческую инициативу, фантазию; формировать опыт социального поведения, чувства партнерства, умение работать в коллективе.
Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста (5-7лет), учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели, родители.
Материал:
- видео- и аудиотеки, картотеки игр упражнений;
- наглядный материал – презентации, плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, аудиодиски;
- технические средства – компьютер, проектор; зеркала, атрибуты для драматизации сказки.
Длительность: среднесрочный
1 этап – Подготовительно-информационный
Календарно-тематический план
Срок, тема | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя |
Моя семья | Наш детский сад | Дом, в котором я живу | |
Работа с детьми | Игры на развитие общения «Волшебный клубочек», «Скульпторы» Беседы на темы «Моя семья», «Самые дорогие люди». Обсуждение ситуации из рассказа «Так будет справедливо» Физкультурный тренинг «Дружная семейка». Театрализованное развлечение «Кот Барсик идет в школу». | Игры на развитие общения «Как можно нас назвать по-разному», «Волшебная труба», «Пирамида любви» Рисование: «Детский сад наш – «Колобок». Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Семья», «День рождения друга». Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе девочки и мальчики». | Обсуждение ситуации: «Встречаем гостей», «Чтобы в доме стало веселее». Конструирование и обыгрывание постройки «Дом моей мечты». Сюжетно- ролевая игра: «Новоселье», Игры – драматизации «Теремок» |
Предметно-развивающая среда | Создание тематических альбомов «Мой детский альбом», «Моя семья», «Наши родители». | Создание фотоальбома «Здесь нам весело живется». Атрибуты и костюмы для игр - драматизаций | Пополнение центра сюжетно-ролевой игры атрибутами. Атрибуты и костюмы для игр - драматизаций |
Взаимодействие с семьей | Пополнение банка данных о родителях. Анкета «Комуникативно – личностный опросник» | Анкетирование: «Отношение родителей к ДОУ». | Составление картотеки: «Пословицы и поговорки». Общее родительское собрание |
Срок, тема | 4-я неделя | 5-я неделя | 6-я неделя |
Моя улица | Путешествие в прошлое | День Защитника Отечества | |
Работа с детьми | Игры на развитие общения «Игры парами», «Зеркало», «Пирамида любви» Обыгрывание диалоговых скороговорок Беседы: «Друзья, живущие рядом со мной». Сюжетно-ролевые игры: «Киоск новогодних открыток и игрушек», «Почта» Тренинги «К тебе обратился на улице…», «Встреча с дедушкой Морозом» Театрализованное представление «Сказки зимнего леса» | Игры на развитие общения «Поводырь», «Объясни Незнайке» Обыгрывание диалоговых стихов «Сюжетно ролевые игры «Путешествие на машине времени» Игры детей с куклами в русской национальной одежде. Народные игры: «Где был Иванушка», «Золотые ворота», «Как у деда Тимофея семеро детей». Драматизация русской народной сказки «Снегурочка» | Игры на развитие общения «Переводчик», «Волшебный ларец» Беседы: «Это празднует февраль Армии Рожденье», «Солдаты – дружные ребята» Просмотр мультфильма «Огниво», обсуждение с детьми. Сюжетно – ролевая игра «Мы военные» Театрализованная композиция «Аты, баты, мы – солдаты» |
Взаимодействие с семьей | Информацион-ный лист для родителей «Развитие театрализованной игры у детей 5-7 лет» | Групповое родительское собрание «Коммуникативная готовность детей к школе» | Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья». |
Срок, тема | 7-я неделя | 8-я неделя | 9-я неделя |
В сказочном царстве, в тридесятом государстве | Большое космическое путешествие | Я и мои друзья | |
Работа с детьми | Инсценировка стихов. «Веселые стихи слово- рифму добавляем», «Цепочка слов», «Совушка – сова». Игры на развитие общения «Через стекло», «Узнай по описанию героя». Беседа: «Сказка ложь, да в ней намек», «Почему говорят: театр начинается с вешалки?» Сочинение сказок на новый лад. «Салат из сказок», «Сказки перевертыши». Спектакль «Под грибом» | Игры на развитие общения «Встреча с инопланетяни-ном», «Объясни с помощью жестов», «Приветствия с действиями», «Самый внимательный инопланетянин» Сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие», «Встречи с Лунтиком». Развлечение «День смеха и веселья». Развлечение: «Космическое путешествие в гости к Лунтику» | Игры «Узнай друга по описанию», «Что бы я подарил другу» Чтение стихов о дружбе. Ласковые слова для друзей. Рисование: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!» Спектакль «Кошкин дом» Творческий отчет работы театральной студии «Какого цвета лето?» |
Взаимо-действие с семьей | Информационное письмо «Правила общения» | Инсценировка сказки «Репка на новый лад» Привлечение родителей к изготовление атрибутов к сказке «Кошкин дом» | Повторное анкетирование родителей «Коммуникативно- личностный опросник» Итоговое родительское собрание |
Модель взаимодействия с другими педагогами
Говоря о работе с детьми по развитию речи нельзя рассматривать только деятельность воспитателя. Успех коррекционной работы определяется взаимосвязью и преемственностью всех участников образовательного процесса ДОУ: учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, родителей воспитанников.
Учитель-логопед координирует всю коррекционную работу специалистов ДОУ:
- совместные наблюдения, обсуждения, консилиумы, консультации, просмотры открытых занятий;
- знакомство с результатами логопедического обследования, учёт психолого-педагогических и речевых особенностей воспитанников;
- согласование планов своей работы с коррекционными планами и планами образовательной работы (в соответствии с проходимыми лексическими темами);
- внесение по рекомендации логопеда в программное содержание своих занятий задач речевой коррекции;
- оповещение специалистов о ходе и изменениях в логопедической работе с каждым ребёнком;
- ежедневный учёт успехов воспитанников в тетради взаимодействия логопеда и воспитателя;
- не дублирование, а взаимодополнение, взаимоподдержка, принятие согласованных решений.
Педагогический коллектив ДОУ представлен учителем-логопедом воспитателями, младшим воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом-психологом, методистом, заведующей и другими специалистами.
Эффективность коррекционной воспитательно-образовательной работы определяется не только чёткой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, но и координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.
Методы и приемы работы
Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений. Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические:
- наглядные (использование макетов, пособий, дидактических игр,
предметных, сюжетных картинок);
- практические (упражнения, моделирование, игровые приемы);
- словесные (беседы, рассказы, инсценировки).
2 этап – Практический – познавательный
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. При использовании простых предлогов дети допускают большое количество ошибок и почти не используют сложные предлоги. Отмечается незнание и неточное употребление некоторых слов детьми: слова могут заменяться другими, обозначающими сходный предмет или действие (кресло – диван, вязать – плести) или близкими по звуковому составу (смола - зола). Словарный запас детей ограничен, поэтому часто отмечается неточный выбор слов. Некоторые слова оказываются недостаточно закрепленными в речи из-за их редкого употребления, поэтому при построении предложений дети стараются избегать их (памятник — героям ставят). Даже знакомые глаголы часто недостаточно дифференцируются детьми по значению (поить — кормить). Замены слов происходят как по смысловому, так и по звуковому признаку. Прилагательные преимущественно употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки предметов — величину, цвет, форму, некоторые свойства предметов. Относительные и притяжательные прилагательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений (мамина сумка). Наречия используются редко. Дети употребляют местоимения разных разрядов, простые предлоги (особенно для выражения пространственных отношений — в, к, на, под и др.). Временные, причинные, разделительные отношения с помощью предлогов выражаются значительно реже. Редко используются предлоги, выражающие обстоятельства, характеристику действия или состояния, свойства предметов или способ действия (около, между, через, сквозь и др.). Предлоги могут опускаться или заменяться. Причем один и тот же предлог при выражении различных отношений может и опускаться, и заменяться. Это указывает на неполное понимание значений даже простых предлогов.
Перечень методик коммуникативного развития
1. Наглядные:
- демонстрационный картинный материал (слоговые схемы, панно из картинок на каждый звук, схемы для обучения чтению);
- раздаточный материал (карточки, картинки, звуковые схемы, кассы букв, мелкий раздаточный материал для моторики);
- использование интерактивного оборудования (презентации, видеоролики, познавательные фильмы);
- наблюдения в природе, быту.
2. Словесные:
- вопросно-ответные беседы;
- чтение художественной литературы;
- рассказывание по описанию, по сюжетным картинам, из личного опыта;
- заучивание наизусть чистоговорок, потешек, стихотворений.
3. Практические:
- дидактические игры и упражнения;
- логоритмические упражнения;
- игры-драматизации;
- инсценировки;
- театрализация, чтение стихов на праздниках;
- музыкальные и спортивные развлечения.
Картотека коммуникативных игр для детей 5-7лет
Вежливые слова
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся
Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.
Воспитатель дает задания:
- Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь лучше узнать своего соседа, опустите руки;
- снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;
- ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.
Коврик примирения
Цель: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.
Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».
Закорючка
Цель: развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.
Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры.
Пресс-конференция
Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.
Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”,“В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.
Без маски
Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.
Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.
Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:
“Чего мне по-настоящему хочется, так это…”;
“ Особенно мне не нравится, когда…”;
“Однажды меня очень напугало то, что…”;
“Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я…».
Зеркало
В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.
Веселая сороконожка
Цель: развивать как коммуникативные способности, так и процессы наблюдательности, внимания.
В игру участвует, как минимум, шестеро детей – чем больше, тем лучше. Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.
Каравай
Дети становятся в круг. Один (самый смелый) ребенок становится в центр круга. Дети начинают движение вправо по кругу со словами: «Как на Настины именины испекли мы каравай, вот такой ширины (растягивают круг в ширину), вот такой вышины (поднимают руки вверх), вот такой ужины (подходят к центру). Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай!» Настя говорит: «Я люблю, конечно, всех, но Алину больше всех». Алина становится в центр круга, и дети танцуют в паре. Дети в кругу тоже выполняют танцевальные движения. Игра повторяется.
Испорченный телефон
Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где "телефон" испортился.
Я знаю пять имен
По правилам игры участники подбрасывают мяч вверх или бьют им по земле со словами: «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий городов, животных, цветов и т.д.) при этом считая: Дима-раз, Вася-два, Лёша-три и т.д.
Когда кидается мяч – произносится только одно имя (название).
Если игрок ошибается или долго думает – мяч передается другому участнику. Побеждает игрок, который дольше всех играл с мячом и ни разу не ошибся.
Липучки
Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать- будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.
Змея
Дети становятся в разных местах комнаты. Ведущий начинает ходить и приговаривать: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребёнок соглашается, он должен проползти у ведущего между ног и стать сзади. Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.
Поварята
Все встают в круг — это кастрюля. Сейчас будем готовить компот. Каждый участник придумывает, каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша) Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый компот. Таким способом также можно сварить суп или сделать винегрет.
Ветер дует на…
Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на…». Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте. «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит сладкое» итак далее...
Нос к носу
Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т.д.
Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые
Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.
Количество играющих: любое.
Описание игры: дети представляют, что их пальчики — добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д.
Комментарий: взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке — в добрых волчат, а на левой — в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности общения детей.
Игра полезна гиперактивным, агрессивным и аутичным детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта.
Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай
Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.
Количество играющих: 2 или более человек.
Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.
«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».
«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».
«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».
Ау!
Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Количество играющих: 5-6 человек.
Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.
Анализ фронтального занятия в образовательной организации
Тема: «Сказочный театр»
Дата: 04.02.2020г.
Продолжительность: 25 минут
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представление детей о театре и театрализованной деятельности.
- Закреплять умение вспоминать название любимых сказок, отгадывать загадки.
- Упражнять в передаче эмоций мимикой, жестами, без произнесения слов, а так же в умении различать эмоциональное состояние героев и передавать его интонацией голоса.
Развивающие:
- Развивать артикуляционный аппарат, формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой вдох.
- Совершенствовать творческие навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами, умение инсценировать стихи, сценки.
- Обогатить словарь детей театральными терминами: артист, эмоции, мимика, пантомима.
Воспитательные:
- Воспитывать артистизм, эстетические чувства, умение перевоплощаться, воображение, фантазию.
Оборудование: декорации леса, маски медведя, лисы, дятла, изображения гномов с различной мимикой на лицах, Сундук, билетики с заданиями, Берлога.
Этапы | Содержание | Приемы | Методические указания |
Организационный | Приветствие гостей. Беседа о сказках. | Словесный, игровой. | Дети отвечают на вопросы педагога |
Основной | Артикуляционная гимнастика «Театр язычка» | Наглядный, игровой | Дети выполняют артикуляционную гимнастику |
Мимопластика «Театр пантомимы» | Наглядный, игровой | Дети показывают чувства героев без слов: выражением лица, жестами, движение тела. | |
Психогимнастика «Театр Эмоций» | Наглядный, игровой | Дети называют эмоцию, рассказывают стихотворения, передавая эмоции голосом, мимикой. | |
«Театр загадок» | Словесный | Дети отгадывают загадки | |
Заключительный | Подведение итогов занятия | Словесный | Дети делятся впечатлениями о занятии |
Вывод: Цель занятия достигнута. Задачи выполнены полностью. Занятие построено от простого, к сложному. Прослеживается плавный переход между частями занятия. Все занятие построено в едином стиле. Разнообразный наглядный материал, смена игровой деятельности, использование сюрпризного момента позволяет удерживать внимание детей. Дети проявляли высокую активность и интерес на протяжении всего занятия.
Методики речевого развития
Название | Задачи | Результаты | Выводы и рекомендации |
«Эхо» | Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие | В процессе обучения ребенок повторят слоговые ряды на заданный звук с заменой гласного, слогов со стечением | Направлено для развития фонематического слуха и закрепления произношения отдельных звуков |
«Составь предложение» | Учить строить сложные предложения | Ребенок использует в речи предложения различной конструкции | Употребление в речи сложных предложений со значением противопоставления |
«Кто в домике живет?» | Развитие грамматического строя речи | Ребенок учится правильно согласовывать слова в предложении | Употребление в речи предложно-падежных конструкций |
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка
Фамилия, имя: Ксения Г., 5 лет
- Звукопроизношение нарушено.
- Фонематические процессы нарушены: фонематический слух нарушен, навыки языкового анализа и синтеза не сформированы ( не может определить количество и последовательность звуков в слове).
- Недостаточно развиты умения произносить слова и словосочетания сложной слоговой структуры, не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных.
- Количественный состав словарного запаса ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен. Допускаются смешения слов по смыслу и акустическому сходству. Не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении.
- Грамматический строй недостаточно сформирован.
- Связная речь недостаточно развита. Не сформированы навыки самостоятельного монологического высказывания. Наблюдается недостаточное развитие связной речи; в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий.
- Чтение и письмо: отсутствуют.
- Неустойчивое внимание, память, недостаточное развитие словесно-логического мышления.
Цели коррекционно-развивающей работы:
- Формировать фонематическое восприятие.
- Обогащать словарный запас: учить использовать в речи синонимы, обобщающие понятия, вводить в словарь антонимы; формировать пространственные, временные представления; совершенствовать навыки словообразования (приставочного, суффиксального).
- Формировать грамматический строй речи: практическое усвоение значений предлогов, совершенствование навыков построения предложных конструкций, согласование слов в предложении.
- Формировать связную речь: совершенствовать монологическую и диалогическую формы речи, учить составлять рассказ по плану, по картинке, по серии сюжетных картинок, рассказы из личного опыта, пересказы прочитанных текстов.
Индивидуальная программа логопедического сопровождения | |
ФИО, год рождения ребенка | Ксения Г. |
Логопедическое заключение | ОНР (III уровень речевого развития) |
Цель программы | Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания |
Задачи | 1. Развитие общей и мелкой моторики. 2. Развитие артикуляционной моторики. 3. Развитие силы и продолжительности речевого выдоха. 4. Развитие силы голоса. 5. Развитие фонематического восприятия. 6. Формирование навыков звукого анализа и синтеза. 7. Коррекция лексико-грамматического строя и связной речи. 8. Коррекция психических процессов. 9. Формирование навыков чтения и письма. |
Срок реализации | 2 года |
Содержание | |
1. Развитие общей моторики | Логоритмика Упражнения на расслабление Учить ловить и бросать мяч |
2. Развитие мелкой моторики | Развитие изолированных движений пальцев рук в работе с мелкими предметами. Обучение навыкам самообслуживания (шнуровки, застегивание пуговиц, завязывание узлов). Мозаика. Лепка, штриховка, рисование по пунктиру. Пальчиковые игры. Пескотерапия: пересыпание песка между пальцами, переминание, рисование на песке букв. Катание игольчатого шарика. |
3. Развитие артикуляционной моторики и мимики | Комплексы артикуляционной упражнений перед зеркалом |
4. Развитие силы и продолжительности речевого выдоха | Упражнения с предварительным расслаблением. Дышать при закрытом рте, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю, создавая «веер воздуха». Закрыть ноздри, вдох ртом и произнесение гласного звука или слога. Вдох через рот с одновременным нажимом на грудную клетку. Сдувание снежинок и бабочек с цветка и др. Надувание воздушного шарика. Игра на губной гармошке, дудочке, свистульках. |
5. Развитие силы голоса | Проговаривание нескольких гласных звуков подряд. Упражнение «Лесенка». Пропевание гласных с различной высотой голоса. |
6. Развитие фонематического восприятия | Упражнения «Поймай звук», «Покажи символ звука», «Разложи картинки». |
7. Формирование навыков звукового анализа и синтеза | Упражнения: «Найди слово, названное по звукам на картинке», «Определи первый, последний звук в слове», «Определи место звука в слове», «Определи количество звуков в трёхсложном слове», «Произнеси слово по звукам». Работа со словами-паронимами. Составление схем слов. |
8. Коррекция звукопроизношения | Постановка и автоматизация звуков (ш), (ж), (ч), (щ), (л), (ль), (р), (рь) |
9. Развитие понимания обращённой речи | Учить понимать сравнительные конструкции, находить ошибку в предложении, упражнения: «Закончи предложение», «Подбери слово по смыслу», «Составь предложение из слов», «Узнай предмет по описанию». |
10. Коррекция лексико-грамматического строя и связной речи | Лексические темы: «Части тела», «Цвет и форма», «Овощи», «Фрукты», «Времена года», «Время суток», «Дни недели», «Ориентация в пространстве». Составление предложений по картинкам и вопросам. Отработка употребления предлогов в речи. |
11. Коррекция психических процессов | Упражнения: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Что лишнее?», «Продолжи ряд», «Найди отличия на картинках», «Подчеркнуть в ряду букв заданную букву». |
12. Формирование навыков чтения и письма | Формирование зрительного образа отдельных букв и их связь со звуками, которые они обозначают. Называние (показ) букв по алфавиту. Составление слогов и одно- и двусложных слов из букв и слогов. Чтение слоговой таблицы. Чтение слогов с последующей их записью по памяти. |
Рекомендации для педагогов, учитывая речевые особенности ребенка
1. В работе с детьми с нарушениями речи исходить из индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка.
2. При работе с детьми ориентироваться на поддержку детской инициативы и формирование познавательных интересов каждого ребенка.
3. Придерживаться конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей.
4. Правильно организовать процесс коррекционно-развивающего обучения, строящийся на наглядности, прочности усвоения знаний воспитывающего обучения.
5. Учитывать комплексное воздействие различных технологий (меди-цинских, психологических, педагогических) на ребенка, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.
Рекомендации для родителей, учитывая речевые особенности ребенка
1. Общаться с ребенком необходимо приветливым и спокойным тоном, следить за своим произношением.
2. При общении с ребенком учитывать то, что некоторые слова ребенок слышит впервые, и от того как он их воспримет, так и будет произносить.
3. Старайтесь комментировать все свои действия, вовлекайте ребенка в разговор, советуйтесь с ним.
4. Занимайтесь с ребенком в игровой форме, проявляйте терпение.
5. Учите ребенка наблюдать, рассуждать и четко излагать свои мысли.
6. Воспитывайте в детях самостоятельность, усидчивость.
3 этап – Заключительный
Презентация по основным этапам проекта
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации Актуальность: в коммуникативных играх повышается умственная активность ребенка, повышается самооценка, самоконтроль, организованность и адекватные межличностные отношения
Задачи: Образовательные: расширять, обогащать и активизировать словарь ребенка посредством коммуникативных игр. Развивающие: развивать речь детей как средство общения; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; развивать эмоциональную сферу, чуткость, внимание, сопереживание, отзывчивость к действиям людей в реальной жизни. Воспитательные: воспитывать уверенность в своих силах, развивать творческую инициативу, фантазию; формировать опыт социального поведения, чувства партнерства, умение работать в коллективе. Участники: воспитанники старшего дошкольного возраста, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор по физической культуре
1 этап – Подготовительно-информационный Содержание деятельности: 1. Изучение методической литературы. 2. Составление перспективного планирования занятий с детьми старшего дошкольного возраста. 3. Подборка коммуникативных игр. 4. Создание условий для проведения игр в группах. 5. Создание развивающей среды в группе и музыкальном зале (изготовление атрибутов для коммуникативных игр). 6. Привлечение родителей к предстоящей творческой работе.
2 этап – Практический – познавательный Содержание деятельности: 1. Изучение особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста. 2.Составление картотеки коммуникативных игр. 3. Проведение и анализ фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. 4. Анализ речевых методик в индивидуальной коррекционной работе с ребенком. 5. Составление маршрута сопровождения ребенка.
3 этап – Заключительный Содержание деятельности: 1. Подведение итогов проекта. 2. Составление рекомендаций для педагогов и родителей. 3. Обобщение опыта работы по коммуникативному развитию детей и внедрение проекта в обучающий процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через коммуникативные игры
Подборка коммуникативные игр в помощь педагогам на : -Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста с ОНР друг к другу;·-Принятие каждого р...
Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"
Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"...
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»
Развитие коммуникативных навыков детей, пропаганда ценности русского литературного языка, повышения престижа грамотной, культурной и чистой речи посредством определенных коммуникатив...
Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"
Цель проекта: развитие речи в процессе игровой деятельностиЗадачи:Помочь детям в установлении контактов друг с другомСоздать атмосферу доброжелательности и взаимопомощиДать элементарные сведения...
Презентация на тему: "Развитие речи через коммуникативные игры"
Презентация на тему: "Развитие речи через коммуникативные игры"....
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ
развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации...
Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"
Ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации;-Формирование распознавания эмоционального состояния окружающих, умение выражать собственные пережив...