Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"
проект по логопедии (старшая группа)
Ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации;-Формирование распознавания эмоционального состояния окружающих, умение выражать собственные переживания; - Развитие устной речи в различных видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи. - Воспитание социальных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_razvitie_rechi.docx | 42.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №79 комбинированного вида
ПРОЕКТ
«Развитие речи через коммуникативные игры»
Выполнила:воспитатель Осояну Е.И
Одинцово
2021г
Цель:ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в бразовательной организации;-Формирование распознавания эмоционального состояния окружающих, умение выражать собственные переживания; - Развитие устной речи в различных видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи. - Воспитание социальных навыков.
Содержание:
А) Пояснительная записка : актуальность, цель, задачи, участники, приемы, материал, длительность.
Б) Основная часть:
I этап –подготовительно-информационный.
II этап – практический-познавательный.
В) III этап- заключительный
А) Пояснительная записка
Сфера коммуникации — необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В сфере коммуникации человек осуществляет свои профессиональные и личностные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Кроме того, конструктивное общение является показателем культуры личности в целом. Формировать коммуникативные навыки можно в условиях обучения, в другом варианте процесс их развития идёт спонтанно и во многом зависит от ситуации. Важным фактором психического развития школьника является его общение со сверстниками и взрослыми. Общение - процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, одно из условий развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку себя посредством других людей. Общение способствует развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, развитию личности.
Известно, что коммуникация- процесс установления контактов между людьми, возникающий с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.Это способность общаться, понимание и осознание себя.
Коммуникативная игра- совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать интересы друг друга.
Актуальность темы проекта определена необходимостью эффективной реализации комплекса задач личностного развития ребенка: совершенствование психологических процессов; развитие речемыслительной деятельности; предупреждение речевых проблем, и в конечном результате, социально-коммуникативное развитие ребенка, так как проблема общения и взаимодействия личностей очень важна в обществе. Развивать эти функции лучше с детства (своеобразие мышления, целостность мировосприятия, непосредственность), в форме игры (фрагменты повседневной жизни, где ребенок живет эмоциями). Используя игровой ресурс можно искусственно создать жизненную ситуацию, решить проблемы, возникающие в общении между детьми.
Цель и задачи :
- Развитие навыков общения в игре, формирование доброжелательного отношения между сверстниками;
- Формирование распознавания эмоционального состояния окружающих, умение выражать собственные переживания;
- Развитие устной речи в различных видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи.
- Воспитание социальных навыков: освоение способов решения
конфликтных ситуаций.
Участники проекта: подготовительная группа.
Методы и формы работы:
-дискуссия, обсуждение, беседа;
-двигательные упражнения;
-рисунок;
-игра (детям объясняется, что игра — это не только способ получить удовольствие, но и возможность чему-либо научиться);
-драматизация (разыгрывание различных ситуаций);
-работа в парах;
-работа в малых группах
Обеспечение проекта: -видео- и аудио-теки, картотеки игр и упражнений; -наглядный материал – презентации, плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, аудио-диски; технические средства – компьютер, проектор;-зеркала, атрибуты для драматизации сказки.
Продолжительность проекта: долговременный
Б) Основная часть
I этап –подготовительно-информационный.
1. Календарно-тематический план на месяц
Дата | Тема | Задачи работы с детьми | Прогнозируемые результаты |
1 неделя | Владение речью — средство общения и культуры | Учить владеть речью, как средством общения и культуры | Уметь владеть речью |
2 неделя | Невербальные средства общения | Формировать у ребёнка невербальные средства общения: умение фиксировать взгляд на лице партнёра,смотреть в глаза партнёра при общении | Уметь общаться |
3 неделя | Рук как средство коммуникации | Формирование умение детей пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами | Уметь пользоваться рукой как средством коммуникации |
4 неделя | Побуждать детей к речевому высказыванию | Побуждать детей к речевому высказыванию по результатам действий | Уметь высказываться по результатам действий |
2. Модель взаимодействия с другими педагогами и специалистами
РОДИТЕЛИ…………ДЕТИ………..ПЕДГОГИ……..
логопед, муз.работник < ПЕДАГОГИ< воспитатель, психолог
1)СОВМЕСТНАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ;
2)СОМЕСТНАЯ ПОДГОТОВА ,ПРОВЕДЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
3)СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
4)ПОСТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МАРШУТОВ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
5) ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ.
6)РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
3. ПЕРЕЧЕНЬМЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИИ:
-НАГЛЯДНЫЕ;
НАБЛЮДЕНЯ,ЭКСКУРСИИ,РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИН,ИЛЛЮСТРАЦИЙ,ИЗО НАГЛЯДНОСТЬ.
-СЛОВЕСНЫЕ;
ЧТЕНИЕ ХУДОЖ.ЛИТЕРАТУРЫ,ПЕРЕССКАЗ,БЕСЕДА,РАССКАЗЫВАННИЕ БЕЗ ОПОРЫ НА НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ,ЗАУЧИВАНИЕ НАИЗУСТЬ.
-ПРАКТИЧЕСКИЙ;
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ,ИГРЫ ДРАМАТИЗАЦИИ,ИНСЦЕНИРОВКИ.
Перечень методик коммуникативного развития;
…..РАБОТА В ПАРАХ
…..КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПИТЕНТНОСТЬ
…..РАБОТА С ХУД.ЛИТЕРАТУРОЙ
…..ЗАНЯТИЕ ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
….ПРОСМОР СЛАЙДОВ МУЗЕЯ, ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
…..ДИАЛОГ :ДЕТИ-ВОСПИТАТЕЛЬ.
II этап – практический-познавательный.
1. Описать особенности речевого развития.
У младших школьников развитие речи идет в двух основных
направлениях: набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; также речь обеспечивает перестройку познавательных процессов .
При поступлении в школу словарный запас ребенка увеличивается.
Он может свободно объясниться с другим человеком, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Шестилетний ребенок употребляет от 3000 до 7000 слов.
К шести годам ребенок уже полностью овладевает в речи грамматикой, язык, на котором он говорит, становится для него родным.
Потребность в общении определяет развитие речи. На протяжении всего
детства ребенок интенсивно осваивает речь. Освоение речи превращается в
речевую деятельность. Ребенок, поступивший в школу, вынужден перейти
от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой
школой.
Шести-семи летний ребенок уже способен общаться на уровне
контекстной речи - той самой речи, которая достаточно точно и полно
описывает то, о чем говорится, и поэтому вполне понятна без
непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации. Пересказ , собственный рассказ о случившемся доступны младшему школьнику.
Речь человека всегда несет в себе выразительность, отражающую эмоциональное состояние. Эмоциональная культура речи имеет огромное значение в жизни человека. Речь может быть выразительной. Но может быть небрежной, быстрой или замедленной, слова могут произноситься угрюмым тоном или вяло и тихо. Педагог сморит на культуры человека- это показатель уровня развития речи ребенка.
Особое значение имеет правильность речи, т.е. ее соответствие
литературной норме.
Письменная речь имеет свою специфику: она требует большего контроля,
чем устная. Устная речь может быть восполнена поправками, добавлениями
к тому, что уже было сказано. В устной речи принимает участие
экспрессивная функция: тонирование высказывания, мимическое и
телесное (прежде всего жестовое) сопровождение речи.
Письменная речь имеет свои особенности в построении фраз, в отборе
лексики, в использовании грамматических форм. Письменная речь
предъявляет свои требования к написанию слов. Ребенок должен научиться
тому, что «пишется» совсем необязательно как «слышится» и что нужно
разделять то и другое, запоминать правильное произношение и написание .
Овладевая письменной речью, дети открывают для себя, что тексты
бывают разными по своей структуре и имеют стилистические различия:
повествования, описания, рассуждения, письма, эссе, статьи и пр.
Конечно, к 7 годам ребенок только осваивает письменную речь
как средство коммуникации и самовыражения, ему еще трудно соотносить
контроль за написанием букв, слов и выражением своих мыслей. Однако
ему представляется возможность сочинять. Это самостоятельная
творческая работа, которая требует готовности понять заданную тему;
определить ее содержание; накапливать ее содержание; накапливать,
подбирать материал, выделять главное; излагать материал в необходимой
последовательности; составлять план и придерживаться его, отбирать
нужные слова, антонимы, синонимы и фразеологизмы; строить
синтаксические конструкции и связный текст.
Есть мнение, что когда чтению и письму
детей учат одновременно и параллельно (то есть в соответствии с
программой общеобразовательной), то обычно получают стойкую
дисграфию (часто вместе с дислексией). Нарушается формирование того и
другого навыка.
В процессе обучения чтению звуковая и визуальная формы слова
связывают его смысловым содержанием в единый образ. Только научившись
читать, ребенок сможет, услышав слово, преобразовать его в графическую
форму, сложить его из букв или написать. Не умеющий читать ребенок
вынужден пользоваться только визуальным контролем.
На этапе обучения чтению (вне зависимости от того, в каком классе это
приходится делать: в первом, во втором, в третьем или еще позже)
необходимо использовать короткие, написанные крупным шрифтом и
сопровождающиеся иллюстрациями тексты. Картинка должна полностью
отражать смысл текста.
Постепенного обучения чтению фактически не происходит. Если по
окончании первого класса навык оказывается несформированным, то
ребенок так и остается плохо читающим (и, естественно, безграмотно
пишущим). Самостоятельно он больше не продвигается в чтении.
2. Перечень методик коммуникативного развития.
1.обучение в сотрудничестве, работа в парах.
2. Коммуникативная компетентность
3. Работа с художественной литературой.
4. Занятие искусством, самодеятельностью
5. Посещение театров
6. Диалог: взрослые -дети
3. Картотека коммуникативных игр для ДЕТЕЙ(6-7)ЛЕТ
I. Умение активно слушать(«Расследование»)
II. Умение сотрудничать («Руки знакомятся, руки
ссорятся, руки мирятся», «Клеевой ручеёк».
«Лебедь, рак и щука», «Весёлая сороконожка»,
«Газета», «Ладонь в ладонь», «Поймай хвост
дракона»)
III. Умение высказываться («Микрофон», «Пойми
меня», «Позвони другу», «Подарок на всех», «Я РЕЖИССЕР»)
IV. Умение правильно перерабатывать
информацию ( «Ситуации»)
-Содержание и формы деятельности:
1.Жеребьёвки и считалки
2.Небылицы-перевёртыши
3.Докучные сказки
4.Приговорки и заклички
5.Рисование и музыка в игровой деятельности
6.Художественно-игровая деятельность
7.Сюжетно-ролевые, дидактические, тематические, подвижные игры.
Развитие речи через коммуникативные игры
-праздник для родителей
-оформление стенда (рисунки,плакаты,график мероприятий)
-коммуникативные игры для детей(веселая сороконожка,ручеек,лебедь ,рак и щука, море волнуется, и тд).
4. Фронтальное занятие логопеда
Тема:Дифференциация звуков [Ч]- [Щ].
Дата: 10.09.2021
Продолжительность: 30 мин
Задачи:
Обучающие: Уточнить и различать артикуляцию при произнесении звуков [Ч] [Щ]. дифференцировать звуки [Ч] [Щ] в словах, словосочетаниях, предложениях.
Этап | Содержание | Приемы | Методические указания | |
Деятельность Деятельность логопеда детей | ||||
I.Организационный этап | -Ребята, здравствуйте! Я рада приветствовать вас. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на логопедическом занятии? Какие органы артикуляции нам помогают правильно и красиво говорить?(отв.детей) -Ребята, что вы хотите пожелать друг другу?(пожелания детей) Я желаю, чтобы наше занятие было удачным и продуктивным! | Приветствие друг друга.Настраиваются на занятие, отвечают на вопросы, заданные воспитателем. Выходят дети к фланеграфу ,выбирают кртинку и прикрепляют ее, дают краткое описание. | -формирование готовности восприятия демонстрационного материала | Привлечение детей к занятию -напоминание правил дисциплины |
II. Подготовительный этап 1) Мимические упражнения 2) Упражнения для дыхания 3) Упражнения для развития силы голоса 4) Упражнения для развития мелкой моторики 5) Артикуляционная гимнастика | -Ребята, сегодня к вам пришли гости. Кто эти гости, вы сможете узнать, прослушав песни. Аудиозапись «Маленький чайник», «Песня про щётки». -Гости нашего урока- Чайник и Щётка. Они рады вас приветствовать и надеются, что мы с ними подружимся. -Наш гость Чайник- очень артистичный и эмоциональный. Он любит фантазировать и гримасничать. Предлагаю вам поиграть, и повторять эмоции Чайника. -Конечно! И наш Чайник- не исключение. А вы любите пить чай? Возьмите в руки чашечки, представьте, что чай в них очень-очень горячий. Подуйте на чашечки так, чтобы чай остыл. -Чай действительно остыл. Молодцы, вы справились с упражнением. Для чего мы выполняли это упражнение? Нужно ли вообще развивать дыхание? -Ребята, а вы знаете, что делает чайник, когда кипит? -Совершенно верно. Через несколько минут пребывания чайника на огне, он начинает кипеть. Возьмите в руки циферблаты, и перемещая стрелку вправо повышаем тон и произносим «И-и-и-и-и-и…», когда стрелка окажется возле «огонька»- перемещайте ее обратно в левую сторону, постепенно понижая голос. -Ребята, через сколько минут закипел чайник? -Какое упражнение мы выполняли? Чему учились, выполняя это упражнение? -Ребята, наша Щётка немного обиделась, что мы все наше внимание уделили Чайнику. Давайте порадуем ее вашими рисунками. Не простыми рисунками, а волшебными. Возьмите «волшебные листы» на вашем столе и нарисуйте то, что вы бы хотели преподнести нашей гостье. Ей будет очень приятно! -Ребята, Щётке очень понравились ваши рисунки. Она рада, что познакомилась с вами! Для чего вы выполняли это упражнение?(отв.детей) -Ребята, я предлагаю вам выполнить артикуляционную гимнастику. А гости урока будут выполнять ее вместе с нами. 1. «Улыбка – Трубочка» Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз. Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались. 2.«Чистим зубки» Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. 3. «Чашечка» Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд. Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты. 4. «Лошадка» Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх. -Отлично! Очень хорошо справились с заданиями. С какой целью мы выполняли эти упражнения?(отв.детей) Какие органы артикуляции нам в этом помогали?(язык,рот,зубы) | Прослушивают аудиозаписи, приветствуют гостей урока- Чайника и Щётку. Выполняют мимические упражнения, повторяя эмоции гостя урока- Чайника. -Мы выполняли мимические упражнения. -Все чайники любят пить чай. -Мы тоже любим пить чай. Выполняют упражнение для дыхания. -Мы выполняли упражнение для развития дыхания. -Когда чайник кипит, он начинает свистеть. Выполняют упражнения для развития силы голоса, наблюдают за временем кипения чайника. -Наблюдают за циферблатом, обращают внимание, что чайник закипел через 5 минут. -Мы выполняли упражнение для развития силы голоса, учились говорить «громко-тихо». Выполняют упражнение для развития мелкой моторики- рисуют подарок на «волшебном листе» гостье занятия- Щётке. -Мы выполняли это упражнение для развития мелкой моторики. Под руководством воспитателя выполняют артикуляционную гимнастику. -Мы выполняли артикуляционную гимнастику. Нам помогали губы, зубы и язык. | -выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета -словесный метод -наглядный метод -метод стимулирования занимательным содержанием - подражательно-исполнительский метод (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику); -формирование понимания личностной значимости занятия -метод жизненного слова -использование игр и игровых форм организации учебной деятельности -упражнения -объяснение -практический показ по образцу с указанием -формирование понимания личностной значимости занятия | -формирование мотива деятельности Смена видов деятельности -активизировать познавательный интерес. - |
Развивающая: развивать фонематический слух, навыки фонематического анализа и синтеза, речевое дыхание, мелкую моторику, силу голоса и правильную артикуляцию.; активизация словаря существительных по теме «Предметы».развитие психических процессов: внимание, память.
Воспитательная: воспитывать нравственно-духовные качества личности, коммуникативные навыки через умение слушать собеседника, работать в сотрудничестве, воспитывать желание правильно и красиво говорить.
Материалы: индивидуальный материал для упражнений: мимические упражнения, упражнения для дыхания, упражнения для развития силы голоса, упражнения для развития мелкой моторики.
Материалы для учителя: технологическая карта, презентация, раздаточный материал для детей.
ВЫВОДЫ :
При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).
В основу занятия было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу овладения детьми фонетической системы языка придавался осознанный характер. Осознанный контроль за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах занятия сочетался с развитием фонематического восприятия.
На занятии обучение носило проблемно-игровой характер. Гости Чайник и Щётка, пришедшие на занятие, приготовили для детей много заданий. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.
В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности.
Все этап занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Смена видов деятельности позволила предотвратить утомляемость и пресыщемость каким-то одним видом деятельности. Дети динамично переключались со словесных игр на игры с предметами.
Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия, дидактический раздаточный материал. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей. В ходе занятия следила за внятностью, выразительностью речи детей, осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывала интересы и способности детей, варьировала задания и их дозировку.
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоциональное реагировали на приёмы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.
Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечивали мотивацию деятельности организации детей на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены.
РЕКОМЕДАЦИИ:
- Слушать звуки и шумы
- Давайте детям возможность говорить и отвечать на вопросы
- Создание благоприятного эмоционального состояния детей .
5. Методики по речевому развитию :
НАЗВАНИЕ | ЗАДАЧИ | РЕЗУЛЬТАТЫ | ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ |
- использование изобразительной наглядности Наблюдение
- беседа
Дидактические игры дидактические упражнения |
|
| Вывод: Задачи направлены на: накопление содержания речи и обеспечение информационной и эмоциональной стабильности. 2.воспитание культуры поведения детей. 3.развитие речи, обогащение словаря и закрепление навыков разговорной речи. Рекомендации: Слушайте звуки и шумы. Давайте ребёнку возможность говорить и отвечать на вопросы. |
6. Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка по коррекции речевого развития
Фамилия, имя ребенка–
Логопедическое заключение:ОНР- I уровень
№ п/п | Основные направления логопедической коррекционной работы | Динамика | |
1 | Развитие артикуляционной моторики: -Упражнения на развитие дыхания - выработать умение сдувать ватку, лежащую на столе - вырабатывать умение дуть на язык, спокойно лежащий на нижней губе; Артикуляционные упражнения для языка: - расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами) - отрабатывать движения языка вверх (с механической помощью), развивая его подвижность - самомассаж губ, языка; - учить спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка; - развивать произвольные движения языка; - Учить удерживать язык распластанным, широким. - работать над силой и интонированием голоса - Артикуляционные упражнения для губ: -открывание рта: а-а-а - трубочка: у-у-у - улыбка: и-и-и -колесо: о-о-о - сосательные движения; | ||
2 | Формирование правильного звукопроизношения Постановка (вызывание) гласных звуков А, О, У, И | ||
3 | Развитие произносительной стороны речи.Учить определять источник звука. | ||
4 | Развитие понимания речи. Развивать умение вслушиваться в обращенную речь. | ||
5 | Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка.Учить называть слова двух сложной слоговой структуры (ма-ма, ба-ба). | ||
6 | Развитие внимания, памяти, мышления.Учить складывать картинки из двух, трех частей. Учить подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями на крышке коробки. Учить запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2—3 игрушки). | ||
7 | Развитие мелкой моторики Развитие тактильных ощущений (колючие и мягкие коврики) Самомассаж шариками Су-джок. Развивать динамическую организацию движений, пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, работа с мозаикой и конструктором |
6.Рекомендации учителя-логопеда по развитию речи детей для педагогов и родителей
Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребенка фантазия? Составляет ли он сам рассказы, сказки? Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе.
С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особенное значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.
Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего школьного возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и т. д. Тематика бесед для младших школьников значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.
Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про его дела.
Большинство детей на конец младшего школьного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. Ребенок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в лесу...), придумывать сказки на заданную тему.
Ребенок должен самостоятельно составлять загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребенку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать то же: «Он деревянный, стоит посредине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» А теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать. Детям необходимо предложить самостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображенными на картинке, и что будет потом (особенно про одного из героев или предмет) или рассказать от своего лица.
Еще в более младшем возрасте рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки. Самый легкий вид такого творчества — составление рассказов по трем-четырем опорным словам. Например, со словами «зима», «дети», «зимние развлечения». «Настала зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на коньках и на лыжах, девочки — на санках с высокой горы. Вот вышли Аленка и Дима, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу. Веселые зимние развлечения у детей».
Можно предложить составить рассказ, начатый родителем, например: «Мальчик был в лесу, пас стадо коров. Вдруг он услышал, что где-то близко заревел медведь...»
Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало сказки можете придумать вы, например: «В густом лесу жила зайчиха с маленьким зайчонком, который был непослушным. Ему хотелось все сразу узнать. Как-то вышел он погулять, а зайчиха и говорит: «Не ходи далеко, заблудишься». Не послушал зайчонок маму, увидел бабочку и побежал за ней в лес...»
В) III этап — заключительный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"
"Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"...
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»...
Развитие связной речи через картинно-графические схемы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Цели работы:Знакомство детей с приёмом картиннография. Развитие связной речи, через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов. Развитие памяти, через рассказывание стихо...
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
Развиваем речь через развитие ручной умелости у детей с общим недоразвитием речи.
«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше...
Методическое пособие «Умелые пальчики» по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи через формирование мелкой моторики
Раскрыть взаимосвязь развития речи у дошкольников с ОНР и мелкой моторики, и разработать практические рекомендации по формированию мелкой моторики рук....