Методическая разработка образовательной деятельности для развития фонематического анализа и синтеза
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Тема. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового
анализа и синтеза.
Цели:
- Развитие умения узнавать предмет по звуку;
- Развитие восприятия речевой интонации, восприятия слова;
- Развитие фонематического слуха, навыков слогового
- Анализа; развитие умения выделять звук в потоке звуков,
- Начальный и конечный звуки в слове; формирование умения
- Находить заданный звук в слове и определять место звука в
- Слове ( начало, середина, конец); формирование навыков
- Звукового синтеза слов; развитие внимания и памяти.
Оборудование:
- Предметные картинки, цветовые символы,
- Музыкальные инструменты, звуковые схемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ffnr_zanyatie_2.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспекта образовательной деятельности для развития
фонематического анализа и синтеза
Тема. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового
анализа и синтеза.
Цели:
- Развитие умения узнавать предмет по звуку;
- Развитие восприятия речевой интонации, восприятия слова;
- Развитие фонематического слуха, навыков слогового
- Анализа; развитие умения выделять звук в потоке звуков,
- Начальный и конечный звуки в слове; формирование умения
- Находить заданный звук в слове и определять место звука в
- Слове ( начало, середина, конец); формирование навыков
- Звукового синтеза слов; развитие внимания и памяти.
Оборудование:
- Предметные картинки, цветовые символы,
- Музыкальные инструменты, звуковые схемы.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Мы отправляемся в необычное путешествие.
На нашем пути будет много интересных станций.
Станция № 1 «Музыкальная»
• Узнавание предмета по звуку.
Логопед показывает ребенку пять баночек, наполненных разными предметами («шумелок»), предлагает послушать и запомнить звучание каждой из них.
Задание: догадайся, какая «шумелка » звучит и что находится внутри баночки. Задание выполняется без зрительной опоры.
• Узнавание музыкальных инструментов.
Отправляемся на следующую станцию.
Станция № 2 «Театральная»
• Восприятие речевой интонации. Педагог произносит гласные звуки с
различной интонацией. Ребенку предлагается найти соответствующую картинку.
А! — кричит девочка.
А —- показывают горло врачу.
А — поет хор.
А — качаем малыша.
А — девочка укололась иголкой.
О — удивилась мама.
О — стонет мальчик.
О — поет певица.
О — потягивается папа,
О — кричит охотник в лесу.
У — гудит пароход.
У — звучит дудочка.
У — плачет девочка.
Отправляемся на следующую станцию.
Станция № 3 «Испорченный телефон»
• Восприятие слова.
Для упражнения необходимы два кружка (фишки) красного и зеленого цветов, а также набор предметных картинок.
Задание: если услышишь по телефону правильное название картинки, подними кружок (фишку) зеленого цвета; если картинка названа неправильно — подними красный кружок (фишку). Логопед показывает картинку и четко произносит слова и словосочетания (4 правильно произнесенных слова и 32 звукосочетания):
баман ваван альбом альпом
паман даван айбом альмом
банан баван аньбом альном
банам ванан авьбом аблем
квекта къекта
къетка клетка
клетта тлекта
тлетка кветка
• Навыки слогового анализа.
Игровое упражнение «Телеграф».
Задание: определи слово, которое отличается от всех остальных по количеству слогов. Хлопни в ладоши столько раз, сколько в слове слогов.
мак — бак — так — банан
сом — ком — индюк — дом
лимон — вагон — кот — бутон
мак — бак — веник — рак
Отправляемся на следующую станцию.
Станция № 4 «Спортивная»
• Выделение гласного звука в ряду звуков.
Задание: присядь, если услышишь гласный звук. Логопед произносит звуковой ряд, ребенок выполняет задание.
Звуковой ряд: А — У — М — И — С - Ы - О — Э — Р — Ш-Ф — Л - В —
3 - Ж — Х – Ы - А
• Выделение начального гласного звука в слове.
Задание: подпрыгни, если первый звук в слове гласный.
Назови гласный звук.
Слова: аист, утка, иголка, очередь, овощи, улитка, утро, дым, кот, окно,
азбука, игра, гиря, горох, сом, стук, полы, вилы.
• Выделение конечного гласного звука в слове.
Задание: хлопни в ладоши над головой, если услышишь гласный звук в конце слова. Назови гласный звук.
Слова: голова, игра, стена, огонь, ленты, мост, кустики, листики, пальто, брошу, сижу.
• Выделение первого и последнего гласного звука в слове.
Задание: услышишь гласный звук в начале слова, топни правой ножкой; услышишь гласный звук в конце слова, топни левой ножкой. Назови первый и последний гласный звук в слове.
Слова: избушка, апельсины, иголка, улица, указка, индюки, утюги, уши, усы, изюминка, ангина, опера, овощи, иду, ухожу, ищи.
Позанимались спортом, можно ехать дальше.
Станция № 5 «Шифровальщики»
• Навыки звукового анализа. Задание: положи столько кружков,
сколько звуков ты услышал. Назови звуки по порядку.
1. Анализ звукового ряда: АУ УА АИ ИА ИУ УИ
2. Анализ односложных слов: БАК ЗАЛ ТУК НОС КОТ КИТ
• Нахождение заданного звука в слове. Задание: если в слове услышишь звук [П],
положи перед собой счетную палочку.
Слова: панама — канава, суп — сук, шапка — шутка, кнопка — нотка, кошка — кепка, кивать — копать.
• Определение последнего согласного звука в слове.
Задание: назови последний согласный звук в слове, напиши соответствующую букву.
Слова: утенок, валенок, котенок, веник, каток, урок, бык, совок, зонтик, кубик, балет, билет, букет, мост, пилот, самолет, бегемот, брат, куст, канат, трап, сноп, комар, помидор.
• Подобрать к схеме картинку с соответствующим количеством звуков.
* Определить позицию звука в слове (начало, середина, конец).
Задание: разложи картинки « по квартирам».
Станция № 6 «Кривое зеркало»
• Навыки звукового синтеза. Узнавание слов, произнесенных наоборот.
Задание: произнеси слово наоборот.
Слова: ток, кыб, ым, абыр, мод, амам, апап, ныс, анул, ачут, азор, рыс.
• Составление слов из данных звуков. Задание: слова рассыпались, собери
звуки в слова.
Например: Д, О, М; Т, О, К; М, А, К; У, С, Ы
• Выделение гласного звука из середины слова.
Задание: назови гласный звук, который слышится («живет», «спрятался») в середине слова.
Слова: бак, лом, дуб, там, ток, лук.
Возвращаемся домой.
Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Составление рассказа «Моя любимая игрушка»
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи...
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи на тему "Моя семья" для подготовительной группы
ОД на тему "Моя семья"...
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи с использованием ИКТ, здоровьесберегающих, игровых технологий и ТРИЗ для детей средней группы по теме «Такой разный транспорт»
Уточнить и закрепить у детей представления о транспорте, умение четко дифференцировать виды транспорта: наземный, водный, воздушный....
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Зима. Пингвины.»
методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи...
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи для разновозрастной группы «Река и речные обитатели»
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи «Река и речные обитатели»...
Методическая разработка образовательная деятельность познавательному развитию «Мир комнатных растений»
Комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи. Многие комнатные растения хорошо пахнут. Дети, вы уже знаете, что...
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Волшебница-зима»
Методическая разработка образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Волшебница-зима»...