конспект занятия по автоматизации звука [Р] в словах "Цирк"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и предложениях;
- развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;
- закреплять навыки словообразования при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- совершенствовать лексико-грамматические категории;
- учить исправлять деформированные предложения.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику;
- активизировать речевое дыхание;
- развивать целостное восприятие.
Воспитательные:
-воспитывать положительное отношение ребёнка к занятиям;
- развивать усидчивость, умение выделять интересные и полезные моменты в общении со взрослым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
практический материал | 225.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №97»
муниципального образования города Братска
_________________________________________________________________
665724, Иркутская область, город Братск, ул. Металлургов, 11
телефон (3953) 42-46-30, 42-09-52 e-mail: mdou-97@rambler.ru
Конспект индивидуального логопедического занятия
«Цирк»
(автоматизация звука [р])
Составила и провела:
учитель-логопед, I кв.к.
Бородина Л.В.
Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и предложениях;
- развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;
- закреплять навыки словообразования при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- совершенствовать лексико-грамматические категории;
- учить исправлять деформированные предложения.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику;
- активизировать речевое дыхание;
- развивать целостное восприятие.
Воспитательные:
-воспитывать положительное отношение ребёнка к занятиям;
- развивать усидчивость, умение выделять интересные и полезные моменты в общении со взрослым.
Оборудование:
- зеркало;
- мультимедийная система: интерактивный стол, наглядная презентация, фрагмент мультфильма «Каникулы Банифация»
- разрезная картинка «Автобус»;
- карточки с цифрами 2 и 3;
- игрушки: тигр, собачки, медведь;
- разноцветные листья деревьев, подвешенные на ниточке;
- разрезная картинка с изображением золотой рыбки;
-набор парных картинок с изображением одних и тех же больших и маленьких предметов
- магнитная мозаика.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Логопед подводит ребенка к интерактивному столу, на котором демонстрируется фрагмент из мультфильма «Каникулы Банифация, и напевает песенку:
-Все глядят на середину,
В середине – волшебство:
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела, как синица.
Там собачки танцевали…
Вы, конечно, там бывали.
- Сообщение темы занятия.
- Ты догадался, о чем я спела песенку? Конечно, это все про цирк. Сегодня я собираюсь поехать в цирк. У меня прекрасное настроение! А у тебя? Хочешь, пойдем в цирк вместе?!
Сегодня мы с тобой отправимся в цирк. Нас ждет интересное представление. Цирк этот открыл лев Банифаций! Название цирка очень интересное. Но это пока секрет. Хочешь узнать? Тогда, отправляемся. Но подожди, кажется, к нам в гости кто-то пришел и желает пойти с нами. Никого не заметил? А я вижу, что у него:
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Шагает тихо,
Но если зарычит,
Весь лес замолчит»
(Тигр)
Логопед:
- Молодец! Это тигр! А как ты так быстро догадался? Что подсказало тебе отгадку?
(показ первого слайда)
Давай возьмем его с собой, вдруг он сможет нам помочь. Ну, а пока мы с тобой будем собираться на представление, в цирке наводят порядок. Давай представим и покажем, как это происходит. Тигр нам подскажет.
Уборку мы начнем с улыбки! Теперь почистим коврик (упражнение «Качели»). Постираем (упражнение «гармошка») и прополощем платочки (упражнение «Индюк»). Повесим платочки на веревочку (упражнение «Грибок»), пусть ветерок их высушит (упражнение «Парус»). Вытрем пыль с полочек (упражнение «Маляр»). Ух, устали? Давайте отдохнем (упражнение «Лопаточка», выпьем по чашечке чая (упражнение «чашечка») и съедим по конфетке (упражнение «конфетка») Ой, что-то мы замечтались - бегом в цирк (упражнение «Барабанщик»).
Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику. Логопед незаметно помещает на столе конвертик.
- Смотри, тигренок нам показывает лапкой на этот конверт. Что же там? Посмотри, открой. Это часть какой-то картинки и письмо. Тут написано, что это маленькая часть картинки, которая обозначает название цирка льва Бонифация! А где же остальные части? Тигренок говорит, что по дороге мы найдем еще, выполнив задания, которые встретятся нам на пути.
- Впереди остановка. На чём можно ехать в цирк? Собери картинку, и ты узнаешь, на чём мы поедем в цирк.
Ребенок собирает из частей картинку автобус.
- Так на чём мы поедем?
Ребенок отвечает полным ответом. Находит еще конверт.
Смотри, а вот и еще часть картинки. Догадался, что это? Ну пока еще мало понятно. Смотри -
А на остановке листья падают, летят,
Золотое кружево устилает сад.
Много на дорожке листьев золотых
Вдруг тебе на шляпку упал один из них»
Показ третьего слайда.
Дыхательное упражнение «Осенние листочки». На уровне рта ребёнка подвешены на ниточках сухие разноцветные листья деревьев. Ребенок стоит напротив листочков.
Логопед:
- Наслаждаемся осенним прозрачным воздухом, вдох через нос. Следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на листочки, не раздувая щёк».
Повторить 3-5 раз.
Ребенок выполняет дыхательную гимнастику.
Логопед:
- А вот и наш автобус приехал. Завели мотор! Поехали! «Мотор рычит Р-Р-Р…»
Ребенок громко произносит звук [р].
- Какой звук произносим? Какой он - звук [Р]?
Ребенок дает характеристику звуку. Находит еще конверт с очередной частью картинки.
Показ третьего слайда.
Логопед:
Оооо. Долго мы уже едем, в окошко смотрим, а за окном все мелькает, мелькает! Ох, как глазки устали, надо дать им отдохнуть.
Открываем глазки - раз,
А зажмуриваем - два,
1-2-3-4,
Раскрываем глазки шире.
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.
А заодно и пальчики разомнем, пока едем.
Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня»:
Есть игрушки у меня:
(хлопает в ладоши и ударяет кулачками друг о друга попеременно)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъёмный кран –
Настоящий великан.
(загибает пальчики на обеих руках)
Сколько вместе?
Как узнать?
Помогите сосчитать!
(хлопает в ладоши и ударяет кулачками друг о друга попеременно).
Логопед:
- Вот мы и в цирке. Представление начинается. Выступают дрессированные собачки
Показ видео выступления цирковых собак.
- Они знают цифры: произнесут им цифру, и собачки лают столько же раз. Я произнесу слог, а ты его повтори, соответствующее цифре количество раз:
ра - 2 ры – 3 рэ – 2 ро – 3 ир-2
ру - 3 ор - 2 аp - 3 эр – 2 ур-3
Ребенок повторяет слоги. После выполнения задания находит еще часть картинки.
Логопед:
-Молодец! На арене выступает клоун.
Показ четвертого слайда.
- Он пытается показать фокус: большие предметы превратить в маленькие. Поможем ему?
Ответ ребенка.
- Большое ведро, а маленькое … ведёрко, коробка – коробочка, торт – тортик, помидор – помидорчик, картина – картиночка, карандаш – карандашик, рубашка – рубашечка».
Находит очередной фрагмент картики.
- Во время представления громко играет цирковой оркестр.
Показ пятого слайда.
- Давай посмотрим, какие инструменты в нём есть. Назови такие инструменты, в названиях которых есть звук [Р]»
Ребенок называет инструменты (барабан, труба, пианино, гитара, бубны, гармошка).
- Молодец! Правильно назвал инструменты! Как назовём человека, который играет на гармошке?
Ребенок: «Гармонист»
- А как называют человека, который играет на барабане?
Ребенок: «Барабанщик».
-- А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный медведь Показ шестого слайда.
- Он будет играть на гармошке. Давай поиграем на гармошке вместе с медведем и нашим тигром (имитация игры на гармошке):
Мы играем на гармошке
Громко хлопаем в ладошки!
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем!
- Миша, как много заданий ты выполнил, справился с каждым. И картинка уже почти сложилась. На что похоже? На рыбку! Но афиша с названием не может быть такой незаконченной. Давай искать последний фрагмент. Тигренок, помоги нам! Кто же выступит сейчас? Следующее представление – Моржи и мячи!
Показ видео выступления цирковых моржей.
- Давай, и мы поиграем с мячами
Использование су джок мяча:
- Этот шарик непростой, (любуемся шариком на левой ладошке),
Он колючий, вот какой (накрываем правой ладонью).
Будем с шариком играть (катаем шарик горизонтально),
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем (катаем шарик вертикально),
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем (катаем шарик в центре ладошки),
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.
- И снова на сцене клоун
Показ седьмого слайда.
- Он смешит в цирке детей, вот и тебя он тоже хочет рассмешить. Послушай, правильно ли он говорит и исправь, если нужно ошибки.
– Дровами рубят топор.
– Сахар грызёт Иру.
– Дорога едет по грузовику.
– Градусник несёт врача.
– Крышка накрыта ведром.
– Забор красит Рому.
Ребенок исправляет предложения. Находит последний фрагмент изображения рыбки.
Логопед:
- Ты догадался, как называется цирк льва Бонифация? Конечно, он носит название мечты льва – «Золотая рыбка!» Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями.
Показ восьмого слайда.
Тигренок тоже остается в цирке. Банифаций пригласил его к себе на работу. За то что ты, Миша, такой внимательный и так хорошо выполнял задания, лев Банифаций покажет тебе на прощанье свой любимый номер.
На экране фрагмент мультфильма.
- До свидания, детвора.
Артистам отдыхать пора.
Прощаясь, артисты подарили нам мозаику, давай волшебным магнитным карандашом выложим букву [Р]».
Ребенок выкладывает букву [Р].
- Итог занятия.
Логопед:
- Пора возвращаться домой. Скажи, какое выступление тебе понравилось?
Ребенок делится впечатлениями, рассказывает, что нового узнал при встрече.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по автоматизации звука [Ш], «В гости к Каркуше-Говоруше»
Автоматизация звука - это нудный этап для ребенка, повторить слова с нужным звуком 70 раз за занятие - это не интересно, поэтому я старалась подобрать интересные методы и приемы, чтобы ...
Конспект занятия по автоматизации звука Рь
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Рь "Смешарики на арене цирка" для ребенка 6 лет....
Конспект занятия по автоматизации звука Л.
Конспект занятия по автоматизации звука Л в прямом слоге начало слова (слог ла)...
Конспект занятия по автоматизации звука Л для подготовительной к школе группы "Экскурсия в школу"
Тема: «Экскурсия в школу» Цель: Автоматизация звука «Л» Задачи:Закрепление правильного произношения звука л в слогах, словах, фразах.Развитие речевого дыхания.Развитие артикуляци...
Конспект занятий по автоматизации звука Р "Зимняя рыбалка"
Тема: «Зимняя рыбалка» Цель: Автоматизация звука «Р» Задачи:Закрепление правильного произношения звука р изолированно, в слогах, словах, фразах.Развитие длительной направленной с...
Конспект занятия по автоматизации звука [р] в словах.
Коррекционно-образовательные цели. Активизация словаря по теме «Зима». Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование грамматического строя ре...
Конспект занятия по автоматизации звука [Ш], подготовительная группа , дети с ФФН «В гости к Каркуше-Говоруше»
Конспект занятия по автоматизации звука [Ш], подготовительная группа , дети с ФФН«В гости к Каркуше-Говоруше»Цели:1....