Конспект занятия по автоматизации звука [р] в словах.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Коррекционно-образовательные цели. Активизация словаря по теме «Зима». Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных существительными в роде и числе, образование прилагательных и существительных с уменьшительными суффиксами).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого дыхания, фонематических представлений, навыков фонематического анализа, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование. Магнитная доска, контейнер с белой фасолью, бумажные снежинки с наклеенными предметными картинками, карточка с изображением частей снеговика, конверты с плоскостными частями снеговика для магнитной доски, карточки для игры «Снегопад», бумажные снежинки.
Ход занятия
1. Организационный момент. Упражнение «Волшебные снежинки». Развитие тонкой моторики. Автоматизация правильного произношения звука [Р] в словах с открытым слогом.
Логопед приводит ребёнка в логопедический кабинет, он здоровается с гостями. Педагог приглашает ребенка пройти к столику, на котором стоит контейнер с горохом, среди гороха спрятаны бумажные снежинки с предметными картинками.
Логопед: ……. Скажи пожалуйста какое сейчас время года?
Ребенок: Зима.
Логопед: По каким признакам ты определил, что сейчас зима?
Ребенок: На улице лежит снег, очень холодно, сильный мороз и т.д.
Логопед. Правильно, я сегодня предлагаю наше занятие посвятить зиме и продолжим работу над правильным произнесением звука [Р].
Логопед. Приходила ко мне зимушка и оставила вот этот контейнер с маленькими волшебными снежками, а среди них спрятала волшебные снежинки. Опусти руки в бассейн, достань волшебные снежинки и назови картинки.
Ребенок опускает руки в бассейн, достаёт снежинки с картинками, рассматривает и называет.
Ребенок. Морковка, подарки, картошка, ведро, шар.
Логопед. Какой одинаковый звук есть в названии каждой картинки?
Ребенок: [Р]
Логопед: А какие органы речи, «научили» тебя произносить этот звук мы сейчас расскажем и покажем.
Проводится артикуляционная разминка.
Логопед. Хорошо. Ты отлично справился с первым заданием. За каждый правильный ответ ты будешь получать от зимушки снежинку. А сейчас мы продолжим разговор о зиме.
2. Упражнение «Узнай по частям». Развитие зрительного внимания и восприятия. Работа над слоговой структурой слова (трехсложное слово с одним закрытым слогом).
Логопед помещает на наборное полотно картонку с изображением частей снеговика.
Логопед. Как ты думаешь, что получится, если правильно собрать все эти части?
Ребенок. Снеговик.
Логопед. Почему ты так думаешь?
Ребенок дает объяснение. Логопед убирает карточку.
Логопед. Давай еще раз четко произнесем это слово по слогам и прохлопаем его. На ударный, самый «сильный» слог мы еще и топнем ногой.
Ребенок. Сне-го-вик.
Логопед. Молодец! Верно! А теперь возьмем по одному конверту с частями и попробуем сделать каждый своего снеговика.
Ребенок и логопед собирают снеговиков. Они отличаются друг от друга размерами.
Логопед. У нас получились одинаковые снеговики?
Ребенок. Нет. Разные. Один снеговик большой, а другой маленький.
3.Упражнение «Большие и маленькие». Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных существительными в роде и числе, образование прилагательных и существительных с уменьшительными суффиксами).
Логопед. Я буду говорить, что есть у больших снеговиков, а ты будешь говорить про эти же части у маленьких снеговиков, называя их ласково. Например, у больших снеговиков лохматые метлы, а у маленьких снеговиковлохматенькие метелочки.
Логопед. У большого снеговика узкие брови.
Ребенок. У маленького снеговичка узенькие бровки.
Логопед. У большого снеговика черные глаза.
Ребенок. У маленького снеговичка черненькие глазки.
Логопед. У большого снеговика оранжевый нос
Ребенок. У маленького снеговичка оранжевенький носик.
Логопед. У большого снеговика красные губы
Ребенок. У маленького снеговичка красненькие губки и т. д.
Логопед. Чудесно! Ты выполнил очень трудную задачу. Думаю, что ты хорошо рассмотрел снеговиков. После физминутки мы продолжим говорить о них в игре со «снежком».
Логопед приглашает ребенка пройти на ковер и предлагает показать как он умеет лепить снеговика.
4. Физминутка. Песня – инсценировка «Лепим снеговика». Развитие мелкой моторики, координации речи с движением.
5. Игра с мячом «Скажи наоборот». Развитие лексического состава языка (употребление антонимов).
Логопед берет в руки «снежок» и предлагает поиграть в обещанную игру.
Логопед. Я буду говорить о части большого снеговика, какая она, а ты будешь подбирать слово - «наоборот» про такую же часть маленького снеговика. Во время выполнения упражнения будем перебрасывать друг другу «снежок».
Логопед. Длинный нос.
Ребенок. Короткий нос.
Логопед. Широкий шарф.
Ребенок. Узкий шарф.
Логопед. Большое ведро.
Ребенок. Маленькое ведро.
Логопед. Высокий снеговик.
Ребенок. Низкий снеговик.
Логопед. Молодец, мне очень понравились твои ответы.
6. Развитие фонематических представлений, навыков фонематического анализа, тонкой моторики.
Логопед обращает внимание на снежный ком, в котором лежат предметные картинки. (лыжи, снежинка, сосульки, рукавички, шарф, новогодний шар, перчатки, шуба)
Логопед. «Открой» снежный ком и достань картинки.
Ребенок выполняет задание.
Логопед. Посмотри на картинки и выбери только те, в названиях которых есть звук [Р]
Ребенок. Шарф, рукавички, шар, перчатки.
Логопед. Молодец, правильно выполнил задание. А теперь определи место звука [Р] в слове шар.
Ребенок подходит к магнитной доске, где прикреплена схема определения место звуков в словах. Ребенок магнитную звездочку кладет на ту ёлочку, которая указывает место звука в слове шар. Аналогично выполняет задание с другими словами.
Логопед: И с этим сложным заданием ты справился, вот тебе за это еще одна снежинка..
7. Упражнение «Снегопад». Развитие мышления (классификация по функциональным признакам).
Логопед дает ребенку карточку. Каждая карточка разделена на девять равных квадратов. В каждом квадрате нарисован предмет. Например: лыжи, сугроб, , шуба, медведи, и т.д . На стол логопед ставит контейнер со снежинками из плотной бумаги.
Логопед. А теперь поиграем в игру «Снегопад». Рассмотри картинки у себя на карточке и закрой снежинками все картинки, не имеющие отношения к зиме.
Ребенок выполняет задание логопеда .
Логопед. Замечательно! Ты справился и с этим заданием. Теперь выбери две картинки и составь с ними предложения. А для того, чтобы тебя не отвлекали другие картинки, закрой их снежинками тоже.
Ребенок закрывает картинки снежинками, оставив только выбранные картинки, с которыми будет составлять предложения.
Логопед ставит контейнер на стол и просит ребенка еще раз опустить руки в контейнер, и убедиться, что в контейнере нечего не осталось.
Ребенок опускает руки и достает из - под снежков рафаэлки.
Логопед. А эти сладкие снежочки дарит тебе зимушка, за твои правильные ответы.
8. Окончание занятия.(Оценка детей)
Логопед предлагает ребенку перечислить все задания, которые он выполнял, назвать понравившиеся игры и задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-образовательные цели. Активизация словаря по теме «Зима». Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование прилагательных и существительных с уменьшительными суффиксами). Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого дыхания, фонематических представлений, навыков фонематического анализа, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Совершенствование слоговой структуры слова (трехсложные слова с одним закрытым слогом).
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Магнитная доска, контейнер с белой фасолью, бумажные снежинки с наклеенными предметными картинками, карточка с изображением частей снеговика, конверты с плоскостными частями снеговика для магнитной доски, карточки для игры «Снегопад», бумажные снежинки.
Ход занятия
1. Организационный момент. Упражнение «Волшебные снежинки». Развитие тонкой моторики. Автоматизация правильного произношения звука [Р] в словах с открытым слогом.
Логопед приводит ребёнка в логопедический кабинет, он здоровается с гостями. Педагог приглашает ребенка пройти к столику, на котором стоит контейнер с горохом, среди гороха спрятаны бумажные снежинки с предметными картинками.
Логопед: ……. Скажи пожалуйста какое сейчас время года?
Ребенок: Зима.
Логопед: По каким признакам ты определил, что сейчас зима?
Ребенок: На улице лежит снег, очень холодно, сильный мороз и т.д.
Логопед. Правильно, я сегодня предлагаю наше занятие посвятить зиме и продолжим работу над правильным произнесением звука [Р].
Логопед. Приходила ко мне зимушка и оставила вот этот контейнер с маленькими волшебными снежками, а среди них спрятала волшебные снежинки. Опусти руки в бассейн, достань волшебные снежинки и назови картинки.
Ребенок опускает руки в бассейн, достаёт снежинки с картинками, рассматривает и называет.
Ребенок. Морковка, подарки, картошка, ведро, шар.
Логопед. Какой одинаковый звук есть в названии каждой картинки?
Ребенок: [Р]
Логопед: А какие органы речи, «научили» тебя произносить этот звук мы сейчас расскажем и покажем.
Проводится артикуляционная разминка.
Логопед. Хорошо. Ты отлично справился с первым заданием. За каждый правильный ответ ты будешь получать от зимушки снежинку. А сейчас мы продолжим разговор о зиме.
2. Упражнение «Узнай по частям». Развитие зрительного внимания и восприятия. Работа над слоговой структурой слова (трехсложное слово с одним закрытым слогом).
Логопед помещает на наборное полотно картонку с изображением частей снеговика.
Логопед. Как ты думаешь, что получится, если правильно собрать все эти части?
Ребенок. Снеговик.
Логопед. Почему ты так думаешь?
Ребенок дает объяснение. Логопед убирает карточку.
Логопед. Давай еще раз четко произнесем это слово по слогам и прохлопаем его. На ударный, самый «сильный» слог мы еще и топнем ногой.
Ребенок. Сне-го-вик.
Логопед. Молодец! Верно! А теперь возьмем по одному конверту с частями и попробуем сделать каждый своего снеговика.
Ребенок и логопед собирают снеговиков. Они отличаются друг от друга размерами.
Логопед. У нас получились одинаковые снеговики?
Ребенок. Нет. Разные. Один снеговик большой, а другой маленький.
3.Упражнение «Большие и маленькие». Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных существительными в роде и числе, образование прилагательных и существительных с уменьшительными суффиксами).
Логопед. Я буду говорить, что есть у больших снеговиков, а ты будешь говорить про эти же части у маленьких снеговиков, называя их ласково. Например, у больших снеговиков лохматые метлы, а у маленьких снеговиков лохматенькие метелочки.
Логопед. У большого снеговика узкие брови.
Ребенок. У маленького снеговичка узенькие бровки.
Логопед. У большого снеговика черные глаза.
Ребенок. У маленького снеговичка черненькие глазки.
Логопед. У большого снеговика оранжевый нос
Ребенок. У маленького снеговичка оранжевенький носик.
Логопед. У большого снеговика красные губы
Ребенок. У маленького снеговичка красненькие губки и т. д.
Логопед. Чудесно! Ты выполнил очень трудную задачу. Думаю, что ты хорошо рассмотрел снеговиков. После физминутки мы продолжим говорить о них в игре со «снежком».
Логопед приглашает ребенка пройти на ковер и предлагает показать как он умеет лепить снеговика.
4. Физминутка. Песня – инсценировка «Лепим снеговика». Развитие мелкой моторики, координации речи с движением.
5. Игра с мячом «Скажи наоборот». Развитие лексического состава языка (употребление антонимов).
Логопед берет в руки «снежок» и предлагает поиграть в обещанную игру.
Логопед. Я буду говорить о части большого снеговика, какая она, а ты будешь подбирать слово - «наоборот» про такую же часть маленького снеговика. Во время выполнения упражнения будем перебрасывать друг другу «снежок».
Логопед. Длинный нос.
Ребенок. Короткий нос.
Логопед. Широкий шарф.
Ребенок. Узкий шарф.
Логопед. Большое ведро.
Ребенок. Маленькое ведро.
Логопед. Высокий снеговик.
Ребенок. Низкий снеговик.
Логопед. Молодец, мне очень понравились твои ответы.
6. Развитие фонематических представлений, навыков фонематического анализа, тонкой моторики.
Логопед обращает внимание на снежный ком, в котором лежат предметные картинки. (лыжи, снежинка, сосульки, рукавички, шарф, новогодний шар, перчатки, шуба)
Логопед. «Открой» снежный ком и достань картинки.
Ребенок выполняет задание.
Логопед. Посмотри на картинки и выбери только те, в названиях которых есть звук [Р]
Ребенок. Шарф, рукавички, шар, перчатки.
Логопед. Молодец, правильно выполнил задание. А теперь определи место звука [Р] в слове шар.
Ребенок подходит к магнитной доске, где прикреплена схема определения место звуков в словах. Ребенок магнитную звездочку кладет на ту ёлочку, которая указывает место звука в слове шар. Аналогично выполняет задание с другими словами.
Логопед: И с этим сложным заданием ты справился, вот тебе за это еще одна снежинка..
7. Упражнение «Снегопад». Развитие мышления (классификация по функциональным признакам).
Логопед дает ребенку карточку. Каждая карточка разделена на девять равных квадратов. В каждом квадрате нарисован предмет. Например: лыжи, сугроб, , шуба, медведи, и т.д . На стол логопед ставит контейнер со снежинками из плотной бумаги.
Логопед. А теперь поиграем в игру «Снегопад». Рассмотри картинки у себя на карточке и закрой снежинками все картинки, не имеющие отношения к зиме.
Ребенок выполняет задание логопеда .
Логопед. Замечательно! Ты справился и с этим заданием. Теперь выбери две картинки и составь с ними предложения. А для того, чтобы тебя не отвлекали другие картинки, закрой их снежинками тоже.
Ребенок закрывает картинки снежинками, оставив только выбранные картинки, с которыми будет составлять предложения.
Логопед ставит контейнер на стол и просит ребенка еще раз опустить руки в контейнер, и убедиться, что в контейнере нечего не осталось.
Ребенок опускает руки и достает из - под снежков рафаэлки.
Логопед. А эти сладкие снежочки дарит тебе зимушка, за твои правильные ответы.
8. Окончание занятия.(Оценка детей)
Логопед предлагает ребенку перечислить все задания, которые он выполнял, назвать понравившиеся игры и задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Л в словах и фразах
Индивидуальное логопедическое занятие по теме: "Автоматизация звуков в словах и фразах" Цель: автоматизировать звук [л] в словах и фразах. Задачи: развивать фонематический слух, тонкую...
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА (Ж) В СЛОВАХ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ (интерактивный стол)
Тема. Автоматизация звука (Ж) в словах, с использованием интерактивного стола.Цель: -уточнение артикуляции, а также голосообразования и дыхания звука (Ж),-развитие слуховой памяти и внимания,-за...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах .
В конспекте используются различные игровые приёмы помогающие закрепить звук[ Р] в словах....
конспект занятия по автоматизации звука Л в словах со стечением согласных и в предложениях "День рождения куклы Клавы"
Занятие направлено на автоматизацию звука Л в словах со стечение согласных, в предложениях и чистоговорках. Также на занятии используется работа с крупами для развития мелкой моторики, здесь же для вз...
Конспект занятия по автоматизации звука С в словах
Занятие проводится с подгруппой детей старшего дошкольного возраста, с целью создания условий для автоматизации звука [С] в словах. На данном занятии решаются следующие задачи: закрепление...
Конспект занятия по автоматизации звука "Ч" в словах, предложениях.
Конспект занятия по автоматизации звука "Ч" в словах и предложениях " В гостях у Почтальона Печкина" в подготовительной группе....
конспект занятия по автоматизации звука [Р] в словах "Цирк"
Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:- закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и предложениях;- развивать фонемат...