Конспект НОД «Здравствуй зимушка-зима»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ольга Николаевна Анисимова

Материал будет интересен учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdravstvuy_zimushka_zima.docx32.86 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №15»

Конспект НОД

«Зимушка-зима»

Без названия.jpg

Составитель: учитель-логопед Анисимова О.Н.

Троицк 2022-2023

Задачи:

  • Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах. Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.  Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»;  установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения).
  • Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).
  • Закрепление и совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов и чтения слов.
  • Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
  • Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

Ход занятия:

Логопед: Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила».

О  каком времени  года эта загадка?        (О зиме.)

И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.

 Кто назовёт признаки зимы, тот сядет на пенёк-стульчик!

          (Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша).

(Дети отвечают и садятся на «пеньки»).

Логопед: Раз у нас с вами занятие не простое,

то и я сейчас превращусь в Зимушку!

Звенит колокольчик. Логопед превращается в

Зимушку.

Я зимушка холодная,

Из кружев мой наряд.

Пришла к вам на занятие

В чудесный детский сад.

Логопед: Я - Зимушка, очень хочу с вами поиграть!

Вы поиграете со мной?

Я хочу послушать, что вы знаете о зиме?

Скажите, какая погода может быть зимой?

  Логопед предлагает варианты:

Если на улице идёт снег, то погода…

  • Снег – (снежная);
  • Мороз – (морозная);
  • Ветер – (ветреная);
  • Стужа – (студёная);
  • Холод – (холодная)
  • Вьюга – (вьюжная)

Игра «Что наделала зима?»

Логопед: Ребята, подойдите, посмотрите в окошко.

(Дети встают). Я проснулась ранним утром,

И занялась своими обычными делами.

Угадайте, что же я наделала?

  •  Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).
  •  Метель мела и все тропинки – (замела).
  •  Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
  •  Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
  •  Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

Игра «Назови ласково».

 Логопед: Хоть я всё заморозила и замела,

но вы, же любите Зиму и ласково называете как?

(Зимушка).

  • Мороз – (морозец).
  • Лёд – (ледок).
  • Холод – (холодок).
  • Снежинка – (снежиночка).
  •  Метель – (метелица)

Логопед: Зимой часто дует холодный ветер,  а в небе летают весёлые снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу  в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки.

(Раздаёт снежинки).   А вы умеете правильно дуть? Давайте вспомним, как это надо делать. Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем.

(Дети дуют на снежинку.) А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

Логопед: Зима  морозная пора, но  много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.

  • Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не     боятся.            (Коньки)

  • Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги – и по большим снегам беги.          (Лыжи)

  • Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду, С  горки вниз на нем  лечу, а назад его  тащу.          (Санки)

  • Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки – угольки, ручки – сучки.

Холодный большой. Кто я такой?                           (Снеговик)

(Дети отгадывают загадки,  логопед вывешивает предметные картинки на магнитной доске).

Игра «Что забыл

нарисовать художник?»

Логопед: Однажды художник, который

очень любил рисовать зимние картины,

нарисовал снеговичков, но поторопился,

и  не всё дорисовал.  Давайте поможем

художнику - дорисуем снеговичков и

расскажем об этом. Садитесь за стол и

выбирайте  картинки.

(Каждый ребёнок рассказывает о том, что

он собирается делать и дорисовывает картинку.)

«У моего снеговика нет…(ведра, метлы,

носа, глаз, рук). Я дорисую…»

(Логопед хвалит детей и вывешивает

картинки на магнитной доске.)

Физкультминутка:

Логопед:

Дети все в кружок вставайте,

Физкультминутку начинайте.

(Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима,

(Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома,  

Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт,  

(Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт,  

(Имитируют)

Мы катаемся на санках,

(Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги,

(Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах,

  (Имитируют)

И играем все в снежки.  

(Лепят и бросают снежки)

Игра «Доскажи словечко».

Логопед:  Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со  словом «снег». (Логопед  читает  стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом  «снег»).

«Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю ... (Снег.)

 С неба всё скользят пушинки —

 Серебристые ... (Снежинки.)

На дорожки, на лужок

Всё снижается ... (Снежок.)

Вот веселье для ребят —

Всё сильнее ... (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в ... (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился ... (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка — ... (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой ... (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил ... (Снег.)»

Логопед: Как много родственников у слова «снег».

 Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

Логопед: давайте вспомним  и расскажем – чем же бывает занят Дед Мороз зимой?

(Дети составляют предложения по словам, заданным логопедом:

  1. Дед Мороз, узоры, окна;
  2. Дед Мороз, дети, подарки
  3. Дед Мороз, ёлка, танцевать и т.п.)

Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? Что у каждого из вас получилось лучше всего?

(Дети  передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).

Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД "Здравствуй Зимушка-зима"

Обобщение и закрепление знаний о времени года - зиме через интеграцию образовательный областей....

Конспект досуга «Здравствуй, зимушка-зима» (для детей раннего дошкольного возраста)

Конспект  досуга для детей раннего дошкольного возраста...

Конспект досуга «Здравствуй, зимушка-зима» (для детей раннего дошкольного возраста)

Создание благоприятного эмоционального состояния у детей посредством музыкальной и двигательной деятельности...

Конспект занятия "Здравствуй,зимушка-зима" для средней группы

Занятие для детей средней группы о зимних явлениях, о зимующих и перелётных птицах...

конспект занятия "Здравствуй, зимушка-зима"

конспект занятия "Здравствуй, зимушка-зима"...