Конспект ООД "Здравствуй Зимушка-зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Обобщение и закрепление знаний о времени года - зиме через интеграцию образовательный областей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zimushka_-_zima.docx | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим и рисованию.
подготовила: Клокова Г. А.
воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №25
"Рябинушка" г. Мичуринска, Тамбовской области.
Тема: "Здравствуй, зимушка - зима".
Цель: Обобщение и закрепление знаний о времени года - зима.
Задачи:
- Систематизировать знания о признаках зимы.
- Закрепить название зимних месяцев, названия зимующих птиц.
- Активизировать словарь по теме.
- Продолжать учить детей выражать свои мысли полными ответами.
- Упражнять в подборе однокоренных слов.
- Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.
- Развивать познавательный интерес, творчески е способности.
- Формировать умение выражать свои впечатления от окружающей действительности через рисунок.
МТО: иллюстрации с изображением зимней природы, картинки зимних месяцев
(декабрь, январь, февраль), снежинки с загадками, картинки с изображением
птиц зимующих и перелётных, аудиозапись А. Вивальди "Зима" из цикла
"Времена года", П. И. Чайковский "Декабрь. Святки".
для детей: тонированные листы бумаги, гуашь белая, акварельные краски, кисти,
ватные палочки, стаканы - непроливайки.
Ожидаемые результаты: ребёнок проявляет любознательность, способен рассуждать
и давать адекватные причинно - следственные объяснения, проявляет
умение поддерживать беседу, бережно относится к природе, выполняет
творческую работу, используя нетрадиционными техниками изображения.
Предварительная работа: чтение стихов, загадок, пословиц о зиме; заучивание
народных примет о зиме; изготовление книжек - малышек о зимних
месяцах; наблюдение на прогулке за снегом; изготовление кормушек с
родителями.
Ход ООД
1. Организационный момент
(Дети стоят полукругом на коврике. Вос-ль держит пособие "кони".)
Вос-ль: - Здравствуйте , дети! Сейчас я загадаю вам загадку. А отгадка - это тема
нашего сегодняшнего занятия.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица.
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом,
Всё покрыла серебром.
- Что же это за царица?
(Ответы детей)
Вос-ль: - Да, сегодня мы с вами отправимся в гости к зиме.
2. Обобщение знаний о времени года - зима.
(На мольберте иллюстрации зимних месяцев.)
а) Закрепление названий зимних месяцев.
Вос-ль: - После какого времени года приходит к нам зима?
- Ребята, а почему в загадке говорится о тройке? Что за тройка? Что за скакуны?
(Это зимние месяцы: декабрь, январь, февраль)
- Мы с вами приготовили книжки - малышки о зимних месяцах. С какого же месяца начинается зима? (Ответы детей)
- Декабрь год кончает да зиму начинает. В народе его называют студень, т.е. нагоняющий стужу. А следующий месяц какой? (Ответы детей).
- Январь - батюшка, год начинает, зиму величает. А каким месяцем заканчивается зима? (Ответы детей).
- Февраль силён метелью, богат снегом. Его называют ветродуем, вьюговеем. Повторите названия зимних месяцев.
б) Закрепление знаний о признаках зимы в неживой природе.
Вос-ль: - А как в загадке говорилось о зиме?
( царица, белокоса, белолица)
- Как же ещё называют зиму?
( Зимушка - зима, гостья - зима, матушка - зима, волшебница - зима.)
- Почему мы говорим, что настала зима? Какие изменения происходят в природе с приходом зимы?
(На мольберте иллюстрация с изображением зимней природы.)
( Становится холодно. Выпадает снежный покров, он не тает. Замерзает вода, превращаясь в лёд. Солнце почти не греет. Зимой самые короткие дни и самые длинные ночи.)
- Какие явления природы происходят зимой?
_На мольберте иллюстрации с изображением явлений природы зимой.)
( Снегопад, метель, позёмка, сугробы, снежные заносы, иней на деревьях, морозные узоры на окнах.)
- Отгадайте загадки:
1. Покружилась звёздочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)
2. Наши окна - как картинки.
Кто художник - невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал ( Мороз)
3. И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. ( Иней )
4. Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает?
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо?
Наметает на крыльцо? (Вьюга )
- А что такое вьюга? ( Это сильный ветер со снегом.)
- А сейчас поиграем. Игра называется "Зимние слова". Я буду называть вам зимние слова, если вы их услышите, то должны хлопнуть в ладоши, а если это будут не зимние слова, то молчите. Итак, начинаем.
Снег, жара, снежинки, книга, дед Мороз, загорать, новый год, конфета, лыжи, санки, листопад. снеговик, снегурочка, помидоры. Молодцы!
- В какой же цвет окрашивает зима землю, деревья?
(Зима окрашивает землю, деревья в белый цвет. Снег как белый ковёр на земле.)
- А откуда у зимы белая краска? (Потому что снег белый.)
- С чем ещё можно сравнить снег? ( С пухом, ватой, мукой.)
- На прогулке в морозный день мы замечали, что снег бывает какой?
(Лёгкий, пушистый. Сыпучий - его можно брать и подбрасывать. В солнечную погоду снег может сверкать, искриться. Снег может хрустеть, скрипеть под ногами.)
- Дети, снег даже пахнет. Как вы думаете, чем?
(Снег пахнет морозом, свежестью, чистотой.)
Игра "Доскажи словечко".
- Давайте поиграем с этим словом. Вы будете мне подсказывать слова в конце строчек стихотворения.
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю ... (снег)
С неба всё скользят пушинки -
Серебристые ... (снежинки)
На посёлки, на лужок
Всё спускается ... (снежок)
Вот веселье для ребят -
Всё сильнее ... (снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился ... (снеговик)
Рядом снежная фигурка,
Эта девочка ... (снегурка)
На снегу-то , посмотри,
С красной грудкой ... (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (снег)
- Какие слова вы добавляли?
- На какое слово все они похожи?
- Это родственные, однокоренные слова, у них у всех одинаковая часть - корень.
в) Беседа об изменениях, происходящих в живой природе с приходом зимы.
Вос-ль: - Вот мы с вами и дождались морозных зимних деньков. Чем же зима прекрасна? Дети, за что вы любите зиму?
(Ответы детей).
- Как вы думаете, а растения и животные тоже рады зиме?
(Ответы детей).
- Не всем весело зимой. Что происходит с деревьями в зимнее время?
(Деревья сбрасывают листву. Деревья находятся в состоянии зимнего сна.)
(На мольберте иллюстрация с изображением животных и птиц в зимнее время.)
- Как животные приспосабливаются к зиме?
(У животных появляется тёплая шерсть, чтобы легче переносить морозы. Заяц меняет шерсть на белый цвет, а белка - на серый. Одни животные ложатся в спячку (медведи, ежи). Другие запасают корм (белка).)
- Да, животным тяжело переносить зимнее время года, потому что холодно и голодно. Что происходит с птицами?
(Перелётные птицы улетают в тёплые края. )
Д/игра "Какие птицы остались зимовать?"
(У каждого ребёнка картинка с изображением птиц. Дети делятся на две команды : перелётные птицы и зимующие птицы, затем называют птиц.)
- Дети, как мы можем помочь птицам? (Ответы детей).
г) Физкультминутка "Прогулка".
- Давайте отправимся погулять.
По сугробам мы шагаем, дети шагают
Ноги выше поднимаем. ходьба с высоким подниманием колен
Бабу снежную слепили, дети катают комки
Птичек крошками кормили. имитация движений
С горки мы потом катались дети присаживаются на корточки
А ещё в снегу валялись. прыжки на корточках
Все в снегу пришли домой дети шагают, похлопывая себя
Съели суп и спать легли. имитация движений.
д) Обобщающая беседа.
Вос-ль: - Ребята, какие приметы о зиме вы знаете?
(Галки вьются в воздухе - к снегопаду.
Если в декабре много снега - то к урожаю.
Воробьи дружно чирикают - к теплу.
Если зимою тепло - летом холодно.
Сильно блестят звёзды зимою - к морозу.
Если ночью был иней, то днём снега не будет.)
- А ещё в народе говорят, если снегирь под окном зимой зачирикает - жди оттепель. Русский народ придумывал и пословицы о зиме. Какие вы знаете?
(Зима лодыря морозит.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Береги нос в большой мороз.
Зимнее солнце всем светит, да только совсем не греет.)
- Кто знает стихи о зиме?
( Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой. )
3. Творческая деятельность. Рисование "Первый снег", используя нетрадиционные
способы изображения.
Вос-ль: - Да, зима прекрасна в своём изумительно белом наряде. Художники, поэты, композиторы любовались этим временем года и выражали свои впечатления в творчестве. Поэты писали стихи, композиторы сочиняли музыку, художники рисовали картины. Сейчас я предлагаю вам послушать два музыкальных отрывка о зиме, а вы мне расскажете, какую зиму вы себе представили, слушая эту музыку.
(1. А Вивальди "Зима". Ответы детей.
2. П. И. Чайковский "Декабрь. Святки". Ответы детей.)
- А мы с вами сейчас станем художниками и нарисуем картинку о том, как к нам пришла зима, как накрыла всё вокруг своим белым ковром. Помните, как шёл первый снег? Большими хлопьями. Но зима у нас волшебница и рисовать её мы будем необычными материалами. Я предлагаю в рисовании использовать ватные палочки. Выбирайте себе бумагу нужного цвета и приступайте к работе.
Самостоятельная работа детей.
(Воспитатель проводит индивидуальную консультацию).
4. Итог занятия.
а) Анализ детских работ.
(Все работы размещаются на одном столе. Дети стоят вокруг стола.)
Вос-ль: - Посмотрите, какие красивые работы у нас получились. Мне очень нравятся все рисунки.
(Вос-ль отмечает отдельные особенности некоторых рисунков.)
б) Заключительная беседа.
Вос-ль: - О каком времени года мы сегодня говорили?
- Вам понравилось занятие?
- А что больше всего понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Зимушка-зима"
Данный материал можно использовать для проведения открытого занятия.Занятие развивает связную речь детей,формирует временные понятия....
Конспект занятия "Зимушка-зима" по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе ОНР
В конспекте представлены игры по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с диагнозом ОНР....
Конспект занятия "Зимушка-зима Сибирская краса"
интегрированное занятие : художественное творчество, музыка....
Конспект НОД "Зимушка-зима" с использованием здоровьесберегающих технологий
Интегрированное занятие для детей группы компенсирующего назначения по освоению образовательных областей "Музыка" и "Коммуникация". Цель занятия - развитие коммуникативных навыков детей посредством иг...
Конспект занятия "Зимушка-зима" для подготовительных групп
Программное содержание:1) Расширять и уточнять знания детей о зиме и ее характерных признаках.2) Формировать умения и навыки понимать и употреблять в речи вопросительные предложения с вопросительными ...
конспект НОД "Зимушка-зима"
Цель: Закрепить знания детей о зиме.Образовательные задачи:Расширять и активизировать словарь по теме: «Зима».Упражнять в составлении предложений, рассказов по картинно-графическому плану; активи...
Конспект-занятия "Зимушка-зима"
Конспект в старшей группе «Зимушка-зима» с применением ИКТ...