Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей ДОПластилинография - нетрадиционная техника изобразительного искусства, в основе которой лежит создание лепной картины. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного во
статья по аппликации, лепке (старшая группа)
Пластилинография - нетрадиционная техника изобразительного искусства, в основе которой лежит создание лепной картины.
Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.
Пластилинографию иначе называют «Живопись с помощью пальцев».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_plastilin.docx | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №198
Доклад
«Пластилинография,
как средство развития мелкой моторики и речи детей ДО»
Выполнила: Третьякова Е.А
Новосибирск 2019 г.
Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше
взаимодействие руки с орудием труда,
сложнее движения, ярче творческая
стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской
руке, тем ребенок умнее…
В.А. Сухомлинский.
В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что мелкая моторика влияет на развитие речи ребенка. Стимулируя мелкую моторику и активизируя соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.
Развитию мелкой моторики рук, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином.
«Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
…По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребёнка является не искусством, а речью. Рисование даёт возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В этот момент ребёнок абсолютно свободен и может творить».
В своей работе, я часто применяю нетрадиционную изобразительную методику. Занятия пластилинографией представляют собой большую возможность для развития и обучения детей. Они способствуют:
1. Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.
2. Развитию творческих способностей.
3. Развитию мелкой моторики рук: укрепляется сила, движения рук. Рука ребёнка подготавливается к освоению такого сложного навыка, как письмо.
•Одним из достоинств занятий по пластилинографии является интеграция образовательных областей (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
•Техника доступна детям с младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит новизну в творчество детей, делает его увлекательным и интересным.
•При овладении техникой пластилинографии - можно выполнять коллективные работы, создавать картины, подарки для родителей и друзей.
При работе с пластилином руки должны быть тёплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей. Увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.
Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо: в работе лучше всего использовать яркий и мягкий пластилин;
Рисование пластилином позволяет использовать бросовый материал (катушки, диски, бусинки, лента, пластиковые трубочки, формочки, спички, различные пайетки в виде звёзд, цветов, бисер, и др.) и природный (шишки, ракушки и т. д.), а также необходима доска, картон, стека, скалка, пустой шприц, салфетки, копировальная бумага.
Основные приёмы лепки:
1. Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.
2. Скатывание – кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней и пальцами скатывается в шарик.
3. Оттягивание – слегка потянув щепоткой часть пластилина. Можно сформировать часть изображения.
4. Заглаживание - требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.
5. Сплющивание – наиболее применяемый приём, для этого шарик сдавливают до формы лепёшки.
6. Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.
7. Придавливание и размазывание – важно научить детей прилагать усилия пальчиками.
8. Резание - оригинальный приём обработки пластилина, несколько кусочков пластилина разных цветов укладываются слоями различными способами, а затем многократно разрезаются. Для работы понадобится – очень тонкая проволока (скрученная в петельку) чтобы разрезать пластилин.
Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки. Обучение следует проводить поэтапно, на каждом этапе перед ребёнком ставятся определённые задачи.
Этап №1 Подготовительный.
- освоить приём вдавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца;
- освоить правильную постановку пальца;
- освоить приём отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами;
- научиться работать на ограниченном пространстве.
Этап №2 Основной.
- научиться не выходить за контур рисунка;
- научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку;
- использовать несколько цветов пластилина;
- научиться доводить дело до конца, научиться выполнять коллективные композиции;
- научиться действовать по образцу воспитателя.
Этап №3 Заключительный.
- самостоятельно решать творческие задачи;
- выбирать рисунок для работы;
- формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.
Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха.
Самое главное в этой работе – сделать так, чтобы душа ребёнка радовалась полноценному творческому процессу и результату.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Презентация на тему «Развитие мелкой моторики и творческих способностей через нетрадиционную технику изобразительного искусства — пластилинографию и тестопластику»
Проблема развития мелкой моторики на занятиях пластилинографии весьма актуальна, так как способствует развитию согласованности в работе глаза и рук, и чем лучше становится мелкая моторика, тем больше ...
" Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста"
Презентация на тему " Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста "...
Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста. Круглый стол с родителями.
laquo;Истоки способностей и дарованийдетей находятся на кончиках пальцев» ...
Статья "Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста"
В данной статье вы познакомитесь о технике пластилинография и с ее основными приемами, о значимости развития мелкой моторики рук детей....
Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста.
Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста.«Истоки способностей и дарованийдетей находятся на кончиках пальцев» ...
Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Пластилинография: виды, приемы работы с пластилином....
Консультация для воспитателей по пластилинографии "Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей по пластилинографии"Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"...