Индивидуальный план работы педагога на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
учебно-методический материал (младшая группа)

Гильфанова Ирина Робертовна

Индивидуальный план работы педагога ( самообразование) группы ОН для детей 1,6-2 лет  на 2022-2023 учебный год на тему: "«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное  учреждение детский сад  № 138 г.Оренбург

Индивидуальный план работы педагога

группы ОН для детей 1,6-2 лет №4

Гильфановой И.Р

на 2022-2023уч.год

Образование: Среднее- профессиональное

Стаж работы: 4 года

Квалификационная категория: Первая

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

на 2022-2023уч.год

                                     

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.   Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.   Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.   Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.   Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.   У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.   В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:
           
1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

 2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

 3. Улучшить общую двигательную активность;

 4. Содействовать нормализации речевой функции;

 5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

 6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Этапы работы:

I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.

II этап – диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка

 III этап – этап формирования  развития мелкой моторики руки.

План работы на 2022-2023 учебный год

Работа с детьми

Месяц

Содержание

Задачи

Сентябрь

Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка»

Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.

Октябрь

Пальчиковая гимнастика «Сорока – сорока»

Выполнять круговые движения по ладони левой рук указательным пальцем правой руки, по очереди загибать все пальчики, кроме большого.

Ноябрь

Упражнение «Пуговицы»»

Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц.

Декабрь

Конструирование «Башенка»

Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала.

Январь

Д/и «Прищепки»

Способствовать формированию умений

пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами , сжимать и разжимать ее.

Февраль

Игровая ситуация: «Уложим куклу спать»

Упражнять в закреплении навыков раздевания.

Март

Игровое упражнение: Застегивание и расстёгивание пуговиц

Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие.

Апрель

Игра «Спрячь в ладошке»

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Май

Игра «Собери бусы»

Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок.

Работа с родителями:

Сентябрь: Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Октябрь:  «Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Ноябрь: Памятка «Пальчиковые игры для малышей»

Декабрь: Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»

Январь: Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома».

Февраль: Консультация для родителей «Значение мелкой моторики для развития детей»

Март:  Памятка: «Как развивать мелкую моторику у детей»

Апрель: Памятка: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Май: Индивидуальные беседы: «Развиваем мелкую моторику»

Литература

1.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.

 2. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011.

 3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

 4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Встреча с родителями на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Встреча с родителями на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»...

Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2019-2020 уч.г

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки...

План по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого, п...

Отчет по самообразованию Тема: ««РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Цель: Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах....

Статья "Развитие мелкой моторики рук у детей ранего возраста через различные виды деятельности"

Использование игр для развития мелкой моторики в разных видах деятельности....

План по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

На начальном этапе жизни именно мелкая моторики отражает то, как развивается ребенок....