«Специфика использования методов ТРИЗ технологии в работе с детьми ОВЗ различных нозологий»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В настоящее время накоплен огромный теоретический и практический опыт по предупреждению и коррекции нарушений познавательной и речевой деятельности у детей дошкольного возраста с разными нозологиями. Часто обучение и воспитание таких детей сводиться к запоминанию и воспроизведению однотипных приёмов действия, однообразных и шаблонных способов решения заданий. Традиционный подход к преодолению познавательных нарушений, доказал свою эффективность, однако снижение познавательной активности детей ставит нас, педагогов, перед необходимостью искать новые методики позволяющие привлечь интерес детей к занятиям. компетенций педагогов ДОУ по использованию методов ТРИЗ технологии в работе с детьми различных нозологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bazovaya_triz_s_detmi_ovz_raznyh_nozologiy.docx | 55.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Начинаем встречу с игры «Хорошо-плохо».
Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня в очередной раз мы встречаемся на базовой площадке и это хорошо, почему?
Уважаемые коллеги, возможно, вы уже знакомы с этой игрой? Кто скажет как она называется? Может быть кто- то узнал технологию? Совершенно верно, это технология ТРИЗ. Тема сегодняшней встречи будет звучать так
1 слайд « Специфика использования методов ТРИЗ технологии в работе с детьми ОВЗ различных нозологий» Сразу читаю актуальность!
Цель: Повышение компетенций педагогов ДОУ по использованию методов ТРИЗ технологии в работе с детьми различных нозологий.
Задачи:
- Раскрыть актуальность использования методов технологии ТРИЗ в работе с детьми разных нозологий.
- Познакомить педагогов с некоторыми методами ТРИЗ технологии.
- В практической деятельности адаптировать методы ТРИЗ технологии для работы с детьми разных нозологических групп.
Актуальность.
В настоящее время накоплен огромный теоретический и практический опыт по предупреждению и коррекции нарушений познавательной и речевой деятельности у детей дошкольного возраста с разными нозологиями. Часто обучение и воспитание таких детей сводиться к запоминанию и воспроизведению однотипных приёмов действия, однообразных и шаблонных способов решения заданий. Традиционный подход к преодолению познавательных нарушений, доказал свою эффективность, однако снижение познавательной активности детей ставит нас, педагогов, перед необходимостью искать новые методики позволяющие привлечь интерес детей к занятиям.
У детей с ЗПР, ТНР, детей с нарушением зрения, слуха в коррекционной работе одной из важных составляющих является развитие мышления, речи, восприятия. Как вы думаете почему? Действительно, исходя из теории Л. С. Выготского о первичных и вторичных особенностях психики это является одним их основных нарушений. Чем раньше начать стимулировать и развивать творческое мышление (фантазирование, воображение, понимание закономерностей, решение сложных проблем, ситуаций), тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществиться плавный переход от конкретного мышления к абстрактному.
- Как вы думаете, у какой категории детей можно развивать творческое мышление, креативность? (Ответы педагогов).
Первоначально считалось, что развивать креативность можно только у одаренных детей, но оказалось, что её можно развивать у всех нормотипичных детей, детей «группы риска» и отстающих в развитии детей. Это связано с тем, что в упражнениях и заданиях по развитию качеств креативного мышления не существует «неправильных ответов». В каждом новом задании есть элементы предыдущих. Развитие креативности у детей с разными нозологиями будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
В моей группе есть дети с разными нозологиями, работаю не первый год с данной категорией детей. На протяжении последних пяти лет в своей работе я применяю технологию ТРИЗ. Технология позволяет добиваться хороших результатов в работе с такими детьми. Как расшифровать аббревиатуру ТРИЗ?
2 слайд ТРИЗ – для дошкольников это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить системно мыслить.
3 слайд Применяя данную технологию, необходимо соблюдать правила, которые базируются на следующих принципах:
- свободы выбора. Дети самостоятельно могут выбирать материалы, оборудование, виды деятельности, способы работы.
- открытости. Ребёнку предоставляется возможность работать с открытыми задачами, т. е. возможны несколько вариантов решений одной и той же проблемы или задачи.
- деятельности. В любое творческое задание включается практическая деятельность.
- обратной связи. Можно регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, т. к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
- идеальности. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности.
- При работе с детьми разных нозологических групп, учитываем их особенности, когда организуем совместную деятельность и даем инструкции.
Методы ТРИЗ технологии применяю с учетом темы недели.
4 слайд Применять ТРИЗ можно во всех образовательных областях, в свободной деятельности, в коррекционной работе и со всеми участниками образовательных отношений.
Методов в технологии ТРИЗ много. Сегодня познакомлю вас с некоторыми из них. Так как вы взрослые, ещё и педагоги, у вас хорошо развито креативное мышление, поэтому я начала игру «Хорошо-плохо» со второго этапа, где «хорошести» сразу превращали в «плохости». Когда превращаешь «хорошести» в «плохости», начинает работать творческое мышление. Именно с этой игры я начинаю знакомство ребят с технологией ТРИЗ. Но, на первом этапе, мы находим только «плохости» и только «хорошести». Я вам покажу небольшой фрагмент игры «Хорошо - плохо». (показ видео)
После просмотра фрагмента мы с вами побеседуем о том, что вы увидели.
- Уважаемые коллеги, вы посмотрели фрагмент игры «Хорошо-плохо» скажите, пожалуйста:
- Какие задачи решал педагог с помощью этой игры? (ответы)
5 слайд
Задачи:
- закрепить признаки зимы
- развивать доказательную речь
- закреплять умение строить сложные предложения
- развивать логическое мышление, внимание
- Какие приемы педагог использовал в работе с детьми с учетом разных нозологий?
-яркий картинный материал(для всех категорий детей)
-проговаривала за детьми, показывая образец грамотной речи
-задавала наводящие вопросы, тем самым помогала ребёнку простраивать логические цепочки
-давала время на то, чтобы ребёнок сформулировал ответ.
Цель метода «Хорошо-плохо» - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. С помощью игры «Хорошо – плохо» дети учатся выявлять противоречия в явлениях и предметах. В этой игре ребята дают положительную оценку заведомо положительному явлению и наоборот, а далее учатся обращать «плохости» в «хорошести».
6 слайд
Метод «Да-нет» сразу начинаю со слов…
…..Пожалуй, нет человека на Земле, который на том или ином жизненном этапе не принимал участие в игре «Да-нет». Суть метода сводится к разгадыванию некой тайны. Отгадку найти можно при помощи вопросов. Задавать вопросы – не такая лёгкая задача, как кажется на первый взгляд. Вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы можно было ответить только «да» или «нет».
7 слайд
Выделяют 2 разновидности этой игры по типу задаваемых вопросов:
1. На положение загаданного объекта в пространстве
2. На классифицирование объекта по его признакам.
8 слайд Виды «Данеток».
1. «Да-Нетка» на основе ориентировки в пространстве самая простая, с нее и следует начинать обучение. Объекты, среди которых нужно отыскать задуманный, могут располагаться
- в одномерном пространстве: по горизонтали, по вертикали,
- в двухмерном пространстве: на плоскости;
- в трехмерном пространстве: например, в комнате, коробке, шкафу.
Правила пространственной «Да-Нетки»
9 слайд (открывается линейная данетка)
Объекты (цифры, числа, картинки, игрушки) должны быть выстроены линейно, расставлены на плоскости или распределены в объемном пространстве.
Ведущий дает задание: найти загаданный объект. Отгадывающий игрок должен задавать вопросы по его поиску, не перечисляя названия объектов, а сужая поле поиска, отсекая часть пространства.
Переводя на простой язык, правило игры звучит: «Найди серединку, убери половинку». На вопросы можно отвечать словами: «Да», «Нет». Количество объектов должно быть нечетным, чтобы можно было найти середину.
Как можно найти середину например, ребёнку с нарушением пространственных ориентировок? (ответы педагогов)
Отлично! Мы ищем середину таким образом: ставим пальчики на крайние объекты и одновременно двигаем пальчики навстречу друг другу. Начинаем игру с вопроса про серединный объект, так как он тоже может быть загадан.
Важно! Все зависит от задачи, которую вы ставите. В данном случае моя задача закрепить пространственные положения право-лево. Поэтому, когда даете инструкцию ребёнку говорите: задавать вопросы будешь так: «Эта фигура находится справа от ромба?» либо, «Эта фигура находится слева от ромба?»
Если ваша задача закрепить пространственные предлоги, тогда показываете образец вопроса с пространственным предлогом. «Эта фигура находится перед ромбом?» и т.д.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Так же нужно учитывать, что ребёнок освоил пространственные предлоги. Так как процесс освоения предлогов проходит поэтапно.
1.Ориентировка в схеме собственного тела ( на себе, у собеседника, на картинке)
2.Ориентировка в окружающем пространстве(пространственное расположение предметов по отношению к самому ребенку, ориентировка самого ребёнка в окружающем пространстве)
3.Воспириятие пространственных отношений между предметами
4.Ориентировка в пространстве листа бумаги ( на плоскости, на листе бумаги)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Игра с группой 1с (ЗПР). Линейная горизонтальная.
Давайте поиграем. Предлагаю, кому- то одному загадать объект.
Даю инструкцию педагогам.
1.Загадайте объект. Я буду задавать вам вопросы. Вы можете отвечать только да или нет.
2.Я загадаю объект. Ваша задача отгадать, что я загадала. задавать вопросы будешь так: «Эта фигура находится справа от ромба?» либо, «Эта фигура находится слева от ромба?» На вопросы я могу ответить только да, или нет.
10 слайд
Игра с группой 2 (ТНР).
Линейная вертикальная.
1.Даю инструкцию: «Загадайте объект. Я буду задавать вам вопросы. Вы можете отвечать только да или нет».
2. Ваша задача отгадать, что я загадала с помощью вопросов. Задавать вопрос вы будете так: «Этот предмет находится выше, чем солнышко?» либо «Этот предмет находится ниже чем солнышко?»
- Как вы думаете, с какой нозологической группой детей можно проводить эту игру.?
11слайд (фон)
Игра с группой 3 («нарушение слуха») Дальше играем в данетку на плоскости - (практически) (опираемся на правило игры: «Найди серединку, убери половинку.
Поставить стол, на котором расположены предметы.
Игра с группой 4 (с «нарушением зрения»). Трехмерные в зале.
Вы загадаете предмет, который находится в зале, а я попробую отгадать.
- Как вы думаете, с какой нозологической группой детей можно проводить данный вид данеток? (2-х мерное и 3-х) Ответ: у данной категории детей нарушены навыки мобильности.
12 слайд
2. «Да-Нетка» на классифицирование объекта по признакам.
Прежде чем непосредственно задавать вопросы и угадывать какой-либо объект, нужно провести подготовительную работу с ребенком. Начинать подготовку можно с 3,5 лет. Цель ее – уточнить текущие знания о предметах: какие относятся к живой природе (дышат, двигаются, питаются, размножаются), какие к неживой природе (часть природы, но не обладают всеми свойствами живых), какие к рукотворному миру (изобретенные людьми). Самая простая игра, чтобы научить ребенка задавать вопросы «Чудесный мешочек».
Когда информационный фонд накоплен, можно смело приступать к игре. Основные правила у нее такие же, как и у пространственной разновидности. Найти ответ, сужая поле поиска, задав наименьшее количество вопросов.
Игра со всеми на ватмане.
Сейчас мы с вами поиграем. В зависимости от темы недели составляем данетку. Допустим, тема недели «Транспорт».
- А теперь уважаемые коллеги я вам предлагаю составить самостоятельно Данетки
Ваша задача выбрать вид данетки в соответствии своей нозологии, придумать задачи и инструкцию.
После практики педагоги представляют свои данетки.
Вывод: Играть с детьми можно в любые данетки, учитывая их нозологию и индивидуальные особенности.
Физ. минутка подвижная игра «Маленькие человечики».
Коллеги, я предлагаю поиграть в подвижную игру «Маленькие человечики. Это тоже один из методов ТРИЗ технологии. Все вы знаете, что существует три агрегатных состояния вещества (твёрдое, жидкое и газообразное). Все вещества состоят из молекул. Молекулы это маленькие человечки. Твёрдое состояние - человечки стоят плотно друг к другу и держатся за руки. Жидкое состоянии человечки стоят свободнее? Руки на поясе, между ними можно пройти. Газообразное состояние – человечки движутся хаотично, между ними самое большое расстояние. Как только я назову твёрдое вещество, вы становитесь плотно друг к другу, взявшись за руки. Я буду называть разные вещества, ваша задача встать в соответствии с их агрегатным состоянием.
(труба, пар, сок, ложка, дым, чай, кислород, кирпич, галоген, суп, фарфор, туман, дрова, галоген)
Метод системного оператора
Мир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое - систему. Систему мысленно можно поделить на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части.
Для того, чтобы показать объект как систему, разработан метод ТРИЗ - Системный оператор.
Цель данного метода – сформировать у детей умение анализировать, обобщать и систематизировать. Этот метод учит думать системно,
-расширяет информационное поле
-тренирует память
-концентрирует внимание
-развивает мыслительную деятельность
-развивает речь и воображение
13 слайд Мышление обычного человека несистемно. Если ему говорят дерево, он видит дерево. Мышление творческого человека одновременно «зажигает» 3 экрана:
Дерево (система)
Группа деревьев (надсистема)
Ствол, ветки, листья, корень (подсистема)
14 слайд Что собой представляет «Системный оператор».
У него есть постоянная структура, которая направляет и разворачивает систему через экраны.
Есть разные вариации в зависимости от возраста.
Это квадрат, который разделён на 3,5,9 частей (экранов). У системы есть прошлое, настоящее и будущее. Так же есть надсистема и подсистема. Усложняется игра в зависимости от возраста детей.
15 слайд Этапы:
1этап (младшие группы) только по горизонтали
Это самая простая игра, которую вы знаете «Кто/что кем/чем был?»
2.Кем был: зайчонок | 1.Кто? заяц |
Обращаю внимание на то, что это не грамматические категории . а мыслительные операции.
16 слайд
2 этап (средние группы). Продолжаем открывать экраны по горизонтали
2.Кем был? зайчонок | 1.Кто? заяц | 3.Кем стал? зайчище |
17 слайд
3 этап (средняя группа) открываем экраны по вертикали (вниз)
2.Кем был: зайчонок | 1.Кто? заяц | 3.Кем стал? зайчище |
4.Части тела: голова, уши, туловище, лапки, хвостик. |
18слайд
4 этап в старших группах выходим сначала на «пятиэкранку»
5.Надсистема: среда обитания | ||
2.Кем был: зайчонок | 1.Система: заяц | 3.Кем стал? зайчище |
лапочки | 4.Подсистема: части тела лапы | лапища |
5 этап Как только ребята осваивают «пятиэкранку» в подготовительном возрасте можно переходить на «девятиэкранку».
Игра с педагогами
19 слайд (Девятиэкранка, сделанная с детьми)
Сейчас я предлагаю вам поиграть. Так как мы уже начали говорить о транспорте давайте системой возьмем машину.
20 слайд Вопрос для педагогов (время 2-3 мин.)
- Какие задачи педагог может решать с помощью «Системного оператора?» с детьми разных нозологий, исходя из первичных нарушений.(педагоги накидывают задачи для своих нозологических групп)
ТНР- развитие речи, обогащение словаря, расширение лексико0грамматических категории, развитие связанной речи, развитие зрительного восприятия и его целостности.
ЗПР- формирование и развитие познавательного интереса, активности. Развитие смысловой памяти, мыслительных операций: классификации, обобщения, анализа и синтеза.
Зрение- развитие целостности, предметности зрительного восприятия, расширение сенсорного опыта, развитие целостности восприятия, расширение общей осведомлённости об окружающем мире, развитие произвольного внимания.
Слух- развитие всех компонентов речи, развитие произвольного внимания.
Составление загадок с помощью слов «но-не».
21слайд
Знакомство каждого ребёнка с загадками происходит в самом раннем детстве. Загадка для ребенка – это особый яркий, притягательный, таинственный мир, который доставляет радость. Хоть она и является малой формой фольклора, но для педагога - это практический материал с огромными коррекционно-развивающими возможностями. Отгадывание и придумывание загадок развивает мышление, воображение, наблюдательность, внимание, сенсорную сферу, расширяет запас знаний и представлений об окружающем мире, развивает речь. Также развивает ассоциативное мышление, воображение, творческое мышление, наблюдательность, умение видеть скрытые свойства предметов. Потому использую метод составления загадок с помощью слов «НО - НЕ».
22 слайд Алгоритм составления загадок:
-Выбираем объект
-Выявляем все признаки объекта и записываем ( зарисовываем, подбираем картинки)
-Проводим параллель, что бывает таким же
-Выбираем понравившиеся признаки и составляем загадку.
Сначала ребятам предлагаем составить загадку про конкретный предмет (ложку). Прежде чем, ребята ответят на вопрос «Какая ложка?», они активизируют тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые анализаторы. Все признаки, которые дети сначала почувствовали, а потом назвали, мы зарисовываем схемами. Далее к каждому названному признаку проводим параллель, выясняем, что бывает таким же. Загадки бывают четырех видов
23 слайд
Лампочка (загадка по «похожести»)
На что похоже | Чем отличается? |
Как груша | но не едят |
Как матрешка | но не деревянная |
Как гриб | но не растет |
24 слайд Лампочка (загадка по «признакам)
Какой? | Что такое же? |
Стеклянная | но не стакан |
Хрупкая | но не зеркало |
Светящаяся | но не луна |
25 слайд Лампочка (загадка по действиям)
Что делает? | Что делает те же действия? |
Горит | но не огонь |
Светится | но не солнце |
Греет | но не батарея |
Составить загадку с педагогами про карандаш
26 слайд по всем признакам
Предлагаю каждой группе составить загадку для своих нозологических групп.
Задание по группам.
27 слайд (общая таблица виды загадок)
- Составьте загадку с учетом своей нозологии с опорой на слайд. При составлении загадок задаем наводящие вопросы: по форме на что похоже? и т.д.
ЗПР- Загадка про яблоко по похожестям - по форме, цвету, мягкости/твёрдости
(картинки мяча, апельсина, яблока, помидора)
-как мяч, но не резиновое; как апельсин, но не оранжевое; как помидор, но не мягкое
ТНР-Загадка про лимон по признакам - желтый , овальный, кислый (картинки цыплёнка, яйца,
Желтый, но не цыпленок, овальный, но не яйцо; кислый, но не кефир)
Нарушение зрения, – по действиям про мяч (Скачет, катится, летает)
скачет, но не заяц; катится, но не колесо, летает, но не птица.
Нарушение слуха по всем признакам про мяч
28слайд Специфика применения загадок «но-не».
- Для детей с ТНР, ЗПР лучше иметь набор реалистичных картинок, опираясь на которые ребёнок может найти подходящий признак или действие.
- При составлении загадки использовать картинный материал либо зарисовывать мнемосхемами.
- Для детей с нарушением зрения и слуха также нужно представить возможность обследовать предлагаемый объект (пощупать, рассмотреть), так же можно опираться не только на картинный материал, но и на их актуальные знания и опыт.
- Дети обязательно находятся напротив педагога.
Рефлексия игра «Хорошо – плохо». Вы сегодня познакомились с некоторыми методами ТРИЗ технологии и это хорошо, почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРИЗ- технологии в работе с детьми дошкольного возраста.Метод «Синектика» .
Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ...
Использование РТВ – ТРИЗ-технологии в работе с детьми младшего возраста
В младшем дошкольном возрасте следует формировать умение сравнивать, различать, обобщать, устанавливать причинную зависимость между отдельными явлениями...
Использование методов и приемов ТРИЗ-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Опыт работы...
Мастер - класс «Применение методов ТРИЗ технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Знакомство педагогов с методами ТРИЗ-технологии, используемых в практической деятельности....
Участие в методическом объединении для воспитателей по теме«Изготовление и использование игр ТРИЗ-технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Игра "Поезд" (для старшего и подготовительного возраста)Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нес...
Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине И.И. Левитана «Золотая осень» с использованием методов ТРИЗ-технологии».
Обучение детей составлению творческих рассказов по картине «Золотая осень» методами ТРИЗ. Формирование в уме детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их....
Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине «Вот так покатался!» с использованием методов ТРИЗ-технологии».
Обучение детей составлению творческих рассказов по картине «Вот так покатался!» методами ТРИЗ. Формирование в уме детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизир...