Психолого-логопедический праздник "Волшебный мир звуков и букв"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Логопедический утренник – одна из форм проведения итогового занятия для дошкольников с нарушениями речи. Данное мероприятие проводится в ноябре, открывая Психолого-логопедичечскую Неделю. Участниками праздника являются: дети логопедической группы, учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель. В качестве гостей приглашаются дети всех групп, родители, педагоги ДОУ. Логопедический утренник - это прежде всего, праздник, на котором дети демонстрируют свои достижения, получают положительный эмоциональный заряд, проявляют творческие возможности и личностные качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-logopedicheskiy_prazdnik_volshebnyy_mir_zvukov_i_bukv_2022.docx | 25.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-логопедический праздник «Волшебный мир звуков и букв» для детей 5-6 лет
Учитель-логопед МБДОУ №5 «Улыбка»: С.С. Мирошниченко
Цель: систематизация знаний, умений, навыков по подготовке детей к школьному обучению.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Развивать звуковую культуру речи, совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Учить узнавать буквы из разных шрифтов, различать правильно и неправильно напечатанные буквы. Расширять словарный запас через участие в словесно - речевых играх. Побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что видели.
Коррекционно-развивающие:
Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности.
Совершенствовать зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление,
Развивать артикуляционную и мелкую моторику, упражнять в координации речи с движениями. Развивать эмоционально-волевую сферу.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность, самостоятельность, чувство сотрудничества, умение работать в коллективе.
Оборудование: зал украшен буквами, на стене надпись ЗВУКИ и БУКВЫ, возле центральной стены стоит стол и стул, на столе – ручка и тетрадь, костюмы Мальвины и Буратино (для взрослых), игрушечная собачка, карточки с символами артикуляционной гимнастики, карточки с буквами: С, З, Ш, Ж, Л, Р, лента с закрепленными на ней полосками разноцветных лент.
Музыка: песня про Буратино, музыка «Танцуем частями тела».
Ход мероприятия:
Ведущий: Добрый день, дорогие дети и уважаемые взрослые! Как приятно, что мы все собрались в просторном и уютном зале на психолого-логопедический праздник «Волшебный мир звуков и букв»! Интересно, а кого больше девочек или мальчиков? Сейчас по моей команде ногами топают только девочки … Замечательно! А теперь мальчики … Молодцы!
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной...
Как прекрасно слышать Звук:
Шум дождя и сердца стук!
Громкий смех друзей, подруг.
Звуки окружающего мира очень нам нужны, важны НО!
Ещё есть звуки речи – Мы их точно знать должны!
Задумывались ли вы над вопросом: для чего человеку нужна речь? Нет? Ну, тогда смотрите и слушайте очень внимательно, а в конце праздника ответите на этот вопрос.
Сценка «Мальвина и Буратино»
В зал под музыку «Кто доброй сказкой входит в дом…» вбегает Буратино с мячом, прыгает, стучит мячом о пол. Входит Мальвина с игрушечной собачкой.
Мальвина: Ах, Буратино-Буратино! Всё бы вам прыгать и скакать! И кто вас только воспитывает, скажите, пожалуйста?
Буратино (весело): Меня? Папа Карло! А когда ему некогда, то никто.
Мальвина: Понятно! Теперь я займусь вашим воспитанием! Отложите в сторону мяч и давайте заниматься.
Буратино (от неожиданности закашлялся): Заниматься? Нет-нет-нет! Не хочу! Это скучно! А я люблю веселиться! (Убегает от Мальвины)
Мальвина: Артемон! Артемон! Помоги мне поймать Буратино!
(Мальвина ловит Буратино, усаживает за стол, Буратино нехотя усаживается, поджав ногу под себя)
Мальвина: Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Сядьте красиво. Не вертитесь! Положите руки перед собой и внимательно слушайте. Не сутультесь, выпрямите спину. Мы займёмся математикой. У вас в кармане 2 яблока.
Буратино (проверяет карманы, выворачивает их): Ха! Врёте! Ни одного!
Мальвина: Представьте, что у вас в кармане 2 яблока. Кто-то взял у вас 1 яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
Буратино: Два!
Мальвина: Подумайте хорошенько!
Буратино (сморщился, изображая усилие мысли): Два!
Мальвина: Почему?
Буратино: А я не отдам яблоки никому! Даже драться буду! (машет кулаками)
Мальвина: У вас нет никаких способностей к математике. Переходим к письму. Возьмите ручку и напишите на листе бумаги: «А роза упала на лапу Азора».
Буратино: Чего-чего?
Мальвина: Повторяю: «А роза упала на лапу Азора».
(Буратино «малюет» на листе каракули)
Мальвина (возмущенно): Это что ещё это за каракули! Ай-яй-яй! (От возмущения топочет ногами) Придётся вас поставить в угол!
Буратино падает на пол и «капризничает»: стучит ногами и руками о пол.
Мальвина: Ой-ой-ой! Вот это воспитание! Как не стыдно!
Ведущий: Ребята, кажется, нам нужно помочь Буратино с воспитанием. Давайте покажем ему, как он себя ведёт. Падайте на пол, машите руками и стучите ногами, как и он! Пусть посмотрит на себя со стороны. (Дети выполняют)
Буратино: Ух! Я даже немного устал баловаться. (Встает, обхватывает себя руками) Всё! Я обиделся на вас!
Ведущий: Ребята, повторяйте за Буратино все его действия. Пусть посмотрит на себя как будто в зеркало.
(Буратино садится на стул, топает ногами, чешет спину, кладёт ногу на ногу, гладит себя по животу, хлопает по коленям, хватает свой нос и др.)
Буратино: Ха-ха-ха! Я понял! Когда я вредничаю, то выгляжу очень смешно!
Мальвина: Вот именно! Поэтому тебе нужно заниматься, чтобы быть культурным и образованным!
Ведущий: Мальвина! Подожди! Не ругай Буратино! Нам с ребятами он очень понравился, и мы хотим ему помочь. Правда, ребята?
Мальвина (недоверчиво): Вы? Помочь? Что-то я сомневаюсь. Вы же сами ещё сами маленькие ребята-дошколята. Что вы умеете?
Ведущий: Мы умеем многое! Не верите? Сейчас докажем. Вставайте в круг.
Ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг!
Эй! Ребята, не зевать!
Всё, что Мальвина нам покажет, будем дружно выполнять!
Мальвина: Ну, хорошо! Попробуйте повторить за мной вот так! (показ движения, игра продолжается 3-4 повтора)
Мальвина: Должна признать, что вы приятно меня удивили.
Ведущий: Да, наши дети ходят в детский сад, но они очень любознательные, многое умеют и готовы своими знаниями поделиться с Буратино.
Буратино: Подождите-подождите! Если свои знания вы отдадите мне, то тогда сами останетесь маленькими и глупыми?
Ведущий: Не волнуйся, Буратино! Знания обладают волшебным свойством: чем больше мы делимся ими, тем больше людей вокруг нас становятся умненькими и благоразумненькими.
Буратино: Я ничего не понял, но мой нос подсказывает, что будет что-то интересное!
Ведущий: Конечно, интересное! Присоединяйтесь к нам. Для начала сделаем массаж лица. (Сказочные герои вместе с детьми выполняют упражнения)
Самомассаж лица «Нос, умойся!»
«Кран, откройся!» - правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран.
«Нос, умойся!» - растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа.
«Мойтесь сразу оба глаза» - нежно проводим руками над глазами.
«Мойтесь, уши!» - растираем ладонями уши.
«Мойся, шейка!» - аккуратными движениями гладим шею спереди.
«Шейка, мойся хорошенько!» - гладим шею сзади, от основания черепа к груди.
«Мойся, мойся, обливайся! – аккуратно поглаживаем щеки.
«Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!» - трем ладошки друг о друга.
Гимнастика для языка
Упражнения: «Язычок выглядывает из домика», «Расческа», «Тесто», «Чашка с чаем», «Лошадка», «Индюк», «Часики», «Шарики», «Машина».
Звуковая гимнастика:
Звук С
Распластай язык пошире,
Кончик к нижним зубкам ближе.
Посередине языка
Струйку воздуха пускай.
Улыбнись и посвисти с-с-с.
Звук З
Язычок широкий ниже,
Кончик – к нижним зубкам ближе!
И со звонким ветерком
Звонко Зззз …. Произнесем.
Звук Ш
Ш! Чтоб звук красивым вышел
Шире язычок и выше!
Сделаем из язычка
Чашечку, подняв бока.
Эту чашку по бокам
К верхним мы прижмем зубам.
Вот теперь над чашкой можно,
Дуть красиво, осторожно.
Звук Ж
Ж как Ш мы произносим,
Только голос в гости просим.
Звонко Ж в словах жужжит,
Ж как жук большой гудит:
Звук Л
Узкий кончик языка вверх
В зубы упирается.
По бокам от языка воздух пробирается.
А получится певучий,
Плавный, ласковый и звучный л-л-л.
Звук Р
– Ррр! – ракета рвется весь!
– Ррр! – рычит сердито рысь.
– Ррр! – рокочет ровно робот.
«Р» сказать и ты попробуй!
– Ррр! – язык широкий – к небу!
Ведущий: Буратино! Тебе всё понятно?
Буратино: Я боюсь запутаться во всех этих звуках и буквах.
Ведущий: Чтобы этого не произошло, надо буквы складывать из палочек, лепить из пластилина, писать карандашами, фломастерами, …
Буратино: Ой-ой-ой!
Ведущий: Не переживай! Это совсем не трудно! Ребята тебе помогут, а ты смотри и повторяй.
(С – пишут пальцем на ладони, 3 – пишут носом в воздухе, Ж – пишут пальцем на спине, Ш – 4 детей изображают букву на полу, Р и Л – все дети делают с помощью своего тела)
Буратино: Вот это да! Спасибо, вам, ребята! Ну, теперь я всему научился!
Ведущий: Не торопись, Буратино! Знаешь главное правило правильной и красивой речи?
Буратино: Нет, я не знаю никаких правил.
Ведущий: Красиво, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
Во рту у нас живет язык,
К словам знакомым он привык!
Буратино: И это всё? Ура! Больше ничего делать не нужно!
Ведущий: Вот и нет, Буратино! Нужно помнить: что слова и интонация речи влияют на наше настроение и самочувствие. Если у тебя плохое настроение, надо постараться его улучшить. Общаясь с окружающими, нужно быть вежливым и доброжелательным. Ребята, какие вежливые слова говорят культурные люди при встрече? (Ответ детей) А при расставании? (Ответ детей) А как благодарят за помощь? (Ответ детей), А если нечаянно толкнули, что нужно сказать? (Ответ детей)
Ведущий: Молодцы, ребята! А чтобы не забыть все тонкости речевого этикета, упражняться нужно каждый день!
Буратино (от неожиданности кашляет): Каждый день? Это же очень долго!
Ведущий: Зато полезно. Не переживай, Буратино, дни недели проходят быстро. Не веришь? Сейчас убедишься в этом сам.
Игра «Дни недели» (Ведущий и Мальвина держат ленту, а дети вместе с Буратино под ней пробегают. Понедельник – в одну сторону, вторник – обратно и т.д. по всем дням недели. Лента на понедельник поднята высоко, а с каждым днем недели опускается всё ниже, чтобы пройти воскресенье играющим приходится очень низко наклоняться)
Буратино: Ребята! Мне так у вас понравилась, что даже уходить не хочется!
Мальвина: Как так? А как же папа Карло и другие куклы? Они же будут волноваться!
Буратино: У-у-у! Не хочу!
Ведущий: Буратино! Мальвина! Не ссорьтесь! У нас еще будут праздники, и мы с удовольствием приглашаем вас гости! Правда, ребята?
Буратино: Вот это по-моему! Вот здорово! А на прощанье давайте станцуем мой любимый танец.
Музыкальная пауза «Танцуем частями тела»
(Герои прощаются и уходят.)
Ведущий: Добрые слова приятны!
Это каждому понятно!
Помогают нам они
Проводить прекрасно дни:
Без обиды, драки, ссоры
Разрешать любые споры!
Мы любезным обращеньем
Поднимаем настроенье
И соседям, и прохожим,
И себе, конечно, тоже!
Ведущий: На этом наш праздник заканчивается, а психолого-логопедическая неделя начинается. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...