Формирование грамматического строя речи
консультация по логопедии (средняя, старшая группа)
Существует большое количество речевых игр, помогающих развивать грамматическую сторону речи ребенка. В документе представлены игры с мячом, с различными предметами и картинками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley._formirovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx | 48.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 27 «РОДНИЧОК»
633010 Россия, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Ленина 33, а, тел. (341) 5- 25-56ИНН/КПП 5445116506/544501001
Консультация для родителей
«Формирование грамматического строя речи: дидактические игры и игровые упражнения»
Подготовила:
учитель – логопед
высшей квалификационной категории
Автушенко Полина Андреевна
г. Бердск
Грамматика – это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова. Грамматика подразделяется на морфологию и синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова, эго формы, а синтаксис – словосочетания и предложения.
Грамматика, по словам К.Д. Ушинского - это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников. Грамматический строй - это зеркало интеллектуального развития ребенка. У ребенка дошкольного возраста, на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуется не только речь, но и логическое мышление. Ведь, чтобы понимать речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами, выраженные с помощью грамматических изменений самих слов. Ребенок может понимать смысл отдельных слов «капуста» и «посадить», но тем не менее не уловить общего смысла предложений «Капуста посажена» или «Капусту посадят», так как не знаком с грамматическими формами, использованными в них. В результате у малыша могут возникать затруднения в понимании не только самой фразы, но и высказанной в ней мысли.
Чтобы этого не происходило, необходимо с раннего возраста обеспечить ребенку возможность полноценного речевого развития. Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредованных словом, в общении со взрослыми и детьми.
На третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного – двух предложений. Принципиально новым в этом возрасте являются словоизменение и освоение диалогической формы речи со взрослыми.
К трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными предложениями.
На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Начинается формирование высказываний типа элементарных коротких монологов (рассказов). Активно осваивается звукопроизношение. У детей этого возраста фраза становится длиннее, количество слов в ней доходит до 4-6. Как следствие этому увеличение числа грамматических ошибок в речи. Новые слова ребенок не всегда правильно произносит, не успевая следить за их смысловым содержанием и грамматической формой. Важным показателем правильности речи ребёнка 4-летнего возраста является умение использовать предлоги и правильно согласовывать существительные с прилагательными.
Пятый год жизни – это прежде всего становление произвольности речи, формирование фонематического восприятия, осознание простейших языковых закономерностей, что проявляется в словотворчестве. У ребенка появляется интерес к слову, его звучанию, он создает собственные слова по знакомым ему грамматическим образцам. В результате появляются такие забавные детские словечки, как «рогаются» (бодаются) и тому подобные. В этом проявляется стремление малыша понять и усвоить звуковой состав слова, приблизив его звуковое обозначение к смысловому, и тем самым сделать его для себя более понятным. Для того чтобы в речи ребенка не закрепились неправильные слова, необходимы специальные грамматические игры.
Шестой и седьмой год жизни - этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи. В старшем дошкольном возрасте происходит также становление скоординированного диалога со сверстниками, развитие субъективности и инициативности в диалоге со взрослыми.
Существует большое количество речевых игр, помогающих развивать грамматическую сторону речи ребенка. Вот некоторые из них:
Игры с мячом. Эти игры не требуют длительной подготовки и картинного материала, в них можно играть даже на прогулке.
- «Один – много». Игры на образование слов во множественном числе. Дети образуют круг, воспитатель с мячом находится в центре. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит слово в единственном числе, а ребенок возвращает мяч и называет это слово во множественном числе. Например: с существительными: мяч – мячи, утка - утки, яблоко – яблоки; если слово дается в уменьшительно-ласкательной форме, то и назад возвращается в уменьшительно-ласкательной форме и во множественном числе: мячик - мячики, яблочко – яблочки.
Так же можно играть и в обратную сторону. Чем старше дети, тем больше усложняются игры, к существительному можно добавить прилагательное: красный шар – красные шары, пушистый котенок – пушистые котята или глагол: книга упала – книги упали, мальчик идет – мальчики идут, а можно и прилагательное и глагол: красный шарик улетел – красные шарики улетели, грузовая машина приехала – грузовые машины приехали и т.д.
- « Чего много?» Игры на образование существительных в родительном падеже множественного числа. Дети образуют круг, воспитатель с мячом находится в центре. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит, например: - У меня апельсин, а у тебя много… апельсинов, у меня машинка, у тебя много … машинок и т.д.
- «Назови ласково». Игра на образование уменьшительно-ласкательной формы слов.Дети образуют круг, воспитатель с мячом находится в центре. Взрослый бросает мяч ребенку и говорит слово, а ребенок возвращает мяч и называет это слово в уменьшительно-ласкательной форме. – Ребята, у меня большие предметы, а у вас такие же маленькие. – У меня платок, у тебя… ребенок возвращает мяч со словом платочек, рот – ротик, дом – домик, ухо – ушко.
Аналогично можно играть для образования уменьшительных форм прилагательных. Взрослый произносит часть фразы, а дети ее заканчивают, добавляя слово.Цветок красный, а цветочек (красненький).Яблоко сладкое, а яблочко …Чашка синяя, а чашечка …
- Игры «Я – Ты», «Я – Он», «Он – Они», «Мы – Вы». Игры на спряжение глаголов. Дети образуют круг, воспитатель с мячом находится в центре. – Я иду – ты…идешь, я читаю – ты…читаешь; он идет – они…идут, он читает – они…читают; мы идем – вы идете, мы читаем – вы… читаете.
- Игры «1 – 2», «1 – 5», «2 – 5». Игры на согласование существительного с числительными. Дети образуют круг, воспитатель с мячом находится в центре. Педагог бросает мяч ребенку и говорит, например: - У меня один мяч – у тебя 2…мяча, одно ведро – у тебя 2…ведра, или – у меня один мяч – у тебя 5…мячей, одно ведро – у тебя 5…ведер, или - у меня два мяча – у тебя 5…мячей, пять ведер – у тебя 2…ведра.
- «Какой? Какая? Какие?» Игры на образование относительных прилагательных. Дети образуют круг, воспитатель с мячом находится в центре. Педагог бросает мяч ребенку и говорит, из чего сделан предмет, а ребенок возвращает мяч и называет прилагательное, образованное от данного существительного, например: стакан из стекла - …стеклянный, тетрадь из бумаги - … бумажная и т.д.
- «Чья? Чье? Чьи?» Игры на образование притяжательных прилагательных. Дети образуют круг, воспитатель с мячом находится в центре. Педагог бросает мяч ребенку и говорит, например: - Хвост собаки, чей? Ребенок возвращает мяч, и отвечает: - собачий; лапа медведя, чья? Медвежья и т.д.
- «Составь слово». Игра на формирование умения образовывать сложные слова. Дети образуют круг, воспитатель с мячом находится в центре. Педагог бросает мяч ребенку и говорит два слова, из которых ребенок должен составить одно слово, например: Рыбу ловит - … рыболов, пыль сосет - … пылесос, лес рубит - … лесоруб, воду возит - … водовоз и т.д.
- «Скажи наоборот». Игры на употребление приставочных глаголов, имеющих противоположное значение. Дети образуют круг, воспитатель с мячом находится в центре. Взрослый бросает мяч и называет действие, а ребенок поймавший мяч, называл действие с противоположным значением. Например: ПРИехал – Уехал, ЗАстегнул – РАСстегнул, Залез – Слез, НАливает – ВЫливает; Входит – ВЫходит; ЗАкрывает – ОТкрывает; ПРИплывает – ОТплывает; СОбирает – РАЗбирает; ПОДъезжает – ОТъезжает и т.д.
Игры с подготовкой, с использованием предметов и картинок.
- Игра «Ласковые имена». Игра на образование уменьшительно-ласкательной формы слов. Дети образуют круг. Начинает педагог, он в кругу, у него в руке флажок, дети идут по кругу и говорят слова:
Хоровод водили, ласковыми были.
В кружок вызывали, имя называли.
Воспитатель говорит: - Выйди Леночка в кружок, возьми Леночка флажок!
Ребенок, которого назвали, выходит, берет флажок и все повторяется сначала.
- Игра «Кузовок». Игра на образование уменьшительно-ласкательной формы слов.
Дети сидят на стульчиках. На доске или на столе находятся картинки. Взрослый даёт ребенку в руки корзинку и говорит слова:
- Вот тебе кузовок,
-Клади в него, что на -ок.
Ребенок подходит, выбирает картинку и говорит: «Я положу в кузовок… утюжок» (показывает картинку и кладет ее в корзинку).
- Игра «Жадина».Игра на употребление местоимений «мой», «моя», «моё». Дети сидят на стульчиках. На доске или на столе находятся картинки (предметы). Воспитатель предлагает детям побыть немного «жадинами» и все, что им понравиться они будут забирать себе. Ребенок выбирает картинку (предмет) и забирает себе со словами, например: - это мой мишка, это моя кукла, это моё яблоко и т.д.
- «Что на елке, а что (кто) под елкой, рядом, около елки?»Игра на понимание и правильное употребление предлогов: на, под, рядом, около. Игровой материал: наряженная елка, игрушки: Дед Мороз и Снегурочка, подарок под елкой. Взрослый просит детей сказать, что они видят на елке, что или кого под елкой. Что находится рядом с елкой, около нее. Предлоги необходимо выделять голосом.
- Игра «Поручения». Игры на усвоение предлогов: в, из, на, с (со), к, от, около. Эта игра проводится с предметами. Взрослый дает ребенку поручения, и в момент когда ребенок их выполняет, задает вопросы. Например: Положи кубики в коробку. Куда ты кладёшь кубики? (В коробку.) Где лежат кубики? (Кубики лежат в коробке.)
Где лежит лопатка? (Лопатка лежит в ведре.) Вынь лопатку из ведра. Откуда ты вынимаешь лопатку? (Из ведра.)
Посади зайчика на стул. Куда ты сажаешь зайчика? (На стул.) Где сидит зайчик? (Зайчик сидит на стуле.)
Где лежит мяч? (Мяч лежит на полу.) Подними мяч с пола. Откуда ты поднял мяч? (С пола.)
Подойди к столу. К чему ты подошел? (К столу.) Около чего ты стоишь? (Около стола.) Отойди от стола. От чего ты отошел? (От стола.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Формирование грамматического строяречи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...
Консультация для педагогов «Особенности и формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи»
статья предназначена для педагогов детских чадов....
Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамма...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.
У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...
Презентация "Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи".
В презентации представлен материал о направлениях в изучении грамматического строя речи, развитии грамматического строя речи у детей в онтогенезе, возможные нарушения в речи детей при его становлении....
Технологическая карта занятия по формированию грамматического строя речи и формированию и активизации словаря «Бабушкин огород».
Технологическая карта занятия по формированию грамматического строя речи и формированию и активизации словаря«Бабушкин огород»....