Технологическая карта логопедического занятия. Дифференциация звуков Ш-Ж.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Технологическая карта логопедического занятия "Какт дети помогали Буратино различать звуки Ш-Ж" на основе деятельностного подхода. В технологической карте указаны цели и задачи, особенности логопедического занятия, средства ИКТ и материалы, организационная структура занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog_karta.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О учителя-логопеда

Сенич Анна Николаевна

Группа (логопедическое заключение)

Дети подготовительной группы с логопедическим заключением «ФФНР. Дизартрия»

Тема занятия, вид занятия.

Как дети помогали Буратино различать звуки ш-ж. Дифференциация звуков ш - ж.

Тип занятия

Повторение и систематизация знаний

Используемые технологии

​на основе деятельностного подхода:

​личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми

речевая исследовательская деятельность

​информационно-коммуникативная технология

игровая технология

​здоровьесберегающие технологии

Цель занятия

 Актуализация и систематизация знаний о звуке ш, обобщение знаний о звуках и использование  в речевой практике

Задачи

Общеобразовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

Развитие социально-коммуникативных навыков.

Воспитание звуковой культуры речи - четкое и ясное произнесение звуков родного языка, умелое использование интонационных средств выразительности; формирование правильного речевого дыхания.

Воспитание слухового внимания и фонематического слуха.

Развитие речевого творчества через практическую деятельность.

Создать условия для положительного эмоционального и психофизиологического состояния детей.

Предполагается, что к окончанию занятия дети будут

​ уметь

дифференцировать согласные звуки – звонкие /глухие по акустическим признакам;

​применять тактильные приемы распознавания звонких и глухих согласных звуков;

составлять последовательную характеристику звука со зрительной опорой;

воспроизводить слоговые цепочки в заданной последовательности;

распознавать звук в слогах и словах;

определять позицию звука в слове;

делить слова на слоги;

контролировать произношение звуков ш /ж;

использовать приобретённые знания и умения в речевой практике.

Воспитывать навыки доброжелательного общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развивать умение согласовывать и координировать свою деятельность с другими участниками коммуникации.

Способствовать становлению самостоятельности и саморегуляции собственных действий.

Формировать установки на здоровый образ жизни и реализацию в реальном поведении.

Создание предпосылок универсальных учебных действий

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

​ развивать способность самоуважения и объективной оценки своей деятельности;

способствовать формированию положительного морально-этического опыта;

развивать и стимулировать познавательный интерес

​ 

​ формировать умение прогнозировать предстоящую работу;

​ оценивать игровые действия в соответствии с поставленной задачей;

​ формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

​ формировать способы самоконтроля и взаимоконтроля

   развивать умение слушать и        

   вступать в диалог;

​   интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

​   формировать умение высказывать собственное мнение и внимательно относиться к мнению других, проявлять толерантность

​ 

      развивать умения ставить проблему и формулировать цель;

      получать неизвестную информацию путем использования имеющихся знаний;

​      совершенствовать умения обобщать и аргументировать необходимость полученных навыков

​ 

Особенности логопедического занятия

Виды деятельности на занятии с:

​ учётом психолого-логопедического заключения;

​ учётом возрастных особенностей развития  в подгруппе.

Действия для осуществления деятельности:

​ формулирование проблемы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития;

​ планирование деятельности с учётом «зоны актуального развития», «зоны ближайшего развития».

Средства ИКТ, материалы, аппаратное обеспечение, наименование

Компьютер, жидкокристаллическая панель, презентация к занятию, голосовое сообщение от лица героя – Буратино, карточки-символы обозначений согласных звуков (глухих - звонких), карандаши, чистые листы бумаги,  видео картинки из кинофильма «Маша и Медведь»,  предметные картинки, картинки с изображением поезда (с одним, двумя, тремя вагонами), видеомонтаж к письму Буратино, картинки смайлов с изображением веселого и грустного настроения.

Организационная структура логопедического занятия

Этапы логопедического занятия

Длительность этапа

Задачи

Методы и приемы работы

Формы организации деятельности

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность учащихся

Этап логопедического занятия

I этап - мотивация

3 минуты

Психологический настрой учащихся. Создание благоприятной эмоциональной обстановки.

Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.  

Словесный метод: беседа, уточняющие вопросы.

Практический метод: игровой приём (звонок телефона и аудио сообщение)

Наглядный прием: на экране (ИКТ технологии) изображение сказочного персонажа.

подгрупповая

Создание мотивации на предстоящую деятельность.

Вызвать интерес к предстоящей деятельности.

- Здравствуйте, ребята. У вас хорошее настроение? У меня тоже. Давайте улыбнемся друг другу.

Ребята, я знаю, что Вы в своем театре репетируете сказку Буратино. А каких героев в этой сказке знаете? Как Вы думаете, кто самый главный герой в этой сказке? Расскажите о Буратино? Какой он?  (Веселый, добрый, озорной, непослушный, любит приключения). Вы бы хотели с ним встретиться? (Да) Посмотрите, вот он.

Буратино просит передать звуковое письмо Мальвине. Послушайте.

Звучит голос Буратино: «Здравствуй, Мальвина! Я приглажаю тебя в путежествие на воздужном жаре. Приглажай Артемона и приходите в гости к папе Карло. Твой лучжий друг Буратино».

Посмотрите, ребята, Мальвина расстроена. Боюсь, что Мальвина ничего не поняла.

Может нам с вами стоит помочь Буратино?

Приветствуют друг друга.

Высказывания детей из личного опыта. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ключевой вопрос педагога:

- Ребята, мы сможем помочь Маше? Ответы детей: «Да, можем!» (подтверждение желания детей участвовать в предстоящей деятельности).

Постановка темы и цели занятия

3 минуты

Включение в деятельность

Игровой метод: создание проблемной игровой  ситуации

подгрупповая

Создание проблемной ситуации и формулировка темы.

- Почему Мальвина не поняла, что хотел сказать Буратино?

- Какие звуки путает Буратино?

- Что нужно сделать Буратино, чтобы Мальвина поняла его?

Развитие мыслительных операций

Ответы детей с опорой на личный опыт.

Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость

закрепления знания.

Дети самостоятельно  формулируют тему и цель занятия.

Ответы детей:

«Нужно научить Буратино отличать звуки ш-ж». «Мальвина поймет Буратино, когда он научится различать звуки ш-ж».

Активность участия воспитанников в диалоге.

Разнообразие ответов детей.

II этап -  ориентировочный этап  (актуализация знаний)

4 мин

С помощью целенаправленно организованной беседы,  актуализировать мыслительные операции,  знания и опыт детей.

Словесный метод: уточняющие вопросы.

Наглядный метод: введение карточек-символов

Практический метод: приемы дифференциации звуков по признакам: гласный-согласный, звонкий-глухой.

парная

индивидуальная

Педагог предлагает детям вспомнить известную информацию о характерных признаках звука Ш (согласный, глухой, твердый)- с наглядной опорой (картинка жука) и Ж (согласный, звонкий, твердый)- с наглядной опорой (картинка змеи). С помощью символических обозначений выбрать карточки, которые характеризуют звук (изображения клоунов). Работаем в паре, обсуждаем, приходим к общему мнению.

Педагог предлагает детям ответить на вопрос:

«Что должен запомнить Буратино, чтобы  не путать звуки ш и ж?»

Детям предлагается показать карандашами на листочках артикуляцию звук Ш и Ж по основным характеристикам и выделить их отличие.

Дети выкладывают необходимые символы на слоговую дорожку и подтверждают свой выбор, доказывая принадлежность звука к классу согласных – по признаку «преграда воздуха на пути произнесения звука»; к классу глухих / звонких согласных – на основе тактильной чувствительности голоса; к классу твёрдых – «Сказка о королеве в замке синих согласных звуков».

Дети показывают положение губ, языка и направление воздушной струи при произнесении звука Ш и Ж.

На листочках дети показывают с помощью символов

 положение губ – «круг», «стрелочка вверх» – положение языка, «солнышко» – теплая воздушная струя, колокольчик – звук звонкий и перечеркнутый колокольчик – глухой согласный.

Обобщение и систематизация знаний о дифференциации звуков по  акустическим признакам.

Ключевой вопрос: «Какую характеристику мы можем дать звуку Ш и звуку Ж? »

IIIэтап – поисково-исследовательский

4 мин

Выявление новой информации путем использования имеющихся знаний, творческий подход к реализации цели занятия.

Словесный метод:

уточняющие вопросы.

Практический метод: применение полученных знаний для дифференциации звуков.

подгрупповая

индивидуальная

Скажите теперь Буратино научился различать звуки ш и ж?

Думаю, что нужно ему еще потренировать различать эти звуки? Вы согласны со мной?

Ответы детей неоднозначные.

Одни могут сказать, что научили, другие будут сомневаться.

Дети сами делают вывод, что нужно еще потренироваться, чтобы Буратино мог хорошо различать звуки Ш и Ж.

Ключевой вопрос: «Чем отличаются эти звуки?»

Дошкольники самостоятельно делают вывод о том, что, если правильно говорить, то все окружающие будут тебя понимать.

Совпадение «взрослой» и «детской» цели.

IV этап - практический

10 мин

Закрепление  новых знаний в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательско- поисковой)

Словесный метод:

уточняющие вопросы, инструкция к выполнению задания.

Практический метод: применение полученных знаний для дифференциации звуков.

Наглядный метод: предметные картинки.

Игровой метод: прием - воображаемая ситуация.

Практический метод – моделирование слов с помощью знаков – букв и звуковых символов.

индивидуальная

индивидуальная

парная

Наши помощники жук Жора  и змея Шула хотят с вами поиграть.

Первым предлагает игру жук Жора. Называется она «Сыщики».

Мальчики слушают звук Ж, а девочки звук Ш.

А теперь хочет с вами поиграть змея Шула. Называется игра «Повторюшки». Послушайте слоговую цепочку и повтори за нашей змейкой Шулой.

Ша-жа,жа-ша

Шу-шу-жу-жу

Ши-ши-ши-жи

Ше-же-же-же

А сейчас игра «Подари слова  Жоре и Шуле».

Все слова, в которых есть звук Ж нужно соединить с картинкой с жуком, а слова с Ш – со змеей.

Физкультминутка.

А теперь предлагаю поиграть в игру «Волшебники». Нужно заменить глухой звук ш на звонкий ж.

Ша-жа          шо-жо

шу-жу           ши-жи

ше-же            шар-жар шалость-жалость

Луша-лужа

шарить-жарить

сажа - Саша

Вам понравилось играть с нашими героями. А вы хотите поблагодарить их. Самым лучшим подарком для них будут их имена. Мы с вами сможем напечатать их с помощью типографии и составить схемы.

А мы с вами сможем составить предложения со словами, в которых есть звуки Ш или Ж.

Дети слушают цепочку звуков, а потом слогов и поднимают голову, когда услышат звук по инструкции. Кто ошибается меньше, тот и выигрывает. (Девочки или мальчики).

Дети слушают слоговые цепочки и повторяют в таком же порядке.

Дошкольники соединяют слова с нужными картинками- символами. Предлагается поменяться с работой с соседом и оценить работу. На доске с помощью смарт- игры дети проверяют выполнение работы.

Дети слушают слоги и слова, меняют глухой Ш за звонкий Ж. Ищут правильный вариант ответа, исправляют неправильные ответы.

Дошкольники печатают с помощью типографии имена Жора и Шула, анализируют звуковой состав слова. После выполнения и контроля отдают свои листочки с именами героям – Жоре и Шуле.

Дети составляют предложения.

Одно предложение остается для составления схемы.

Составление графической схемы предложения.

Самоконтроль за выполнением задания. Закрепление умений дифференцировать звуки (ш и ж) в слогах и словах.

Развитие слухо-речевой памяти, внимания. Самоконтроль за выполнением заданий.

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания по трехступенчатой инструкции.

Дифференциация звуков в словах.

Звуковой анализ, исследовательско-поисковый способ преобразования слов.

Самоконтроль и взаимоконтроль за выполнением задания.

Звуковой анализ слов.

Самоконтроль осуществляется на смарт- доске.

Речевое творчество дошкольников. Дети печатают схему предложения.

Самоконтроль выполнения задания.

Дифференциация звуков в предложении.

Желание произносить звуки правильно.

Vэтап –рефлексивно-оценочный

2 мин

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей, самооценка.

фронтальная

Как вы думаете мы научили Буратино различать звуки Ш и Ж?  Послушайте звуковое письмо. Запись письма. «Здравствуй, Мальвина! Я приглашаю тебя в путешествие на воздушном шаре. Приглашай Артемона и приходите в гости к папе Карло. Твой лучший друг Буратино».

А кто нам помог?

Вы хотите еще встретиться с нашими героями? Давайте придумаем им слова благодарности в интересных предложениях.

Педагог побуждает детей к высказыванию своего мнения. Обеспечивает положительную реакцию детей.

Чему мы научились? Что мы сегодня с вами поняли? Как мы помогли сегодня Буратино? Что нам помогло выполнить нашу задачу? Для чего нам нужно уметь различать звуки? А пригодится нам это умение? Где нам это пригодится? Каждый из вас сейчас выберет свой символ после занятия. Это будет смайлик с улыбкой или грустный.

Дошкольники анализируют свою работу, высказывают впечатления от занятия, делают предположения, оценивают свою работу.

Выбор дошкольниками символов эмоционального состояния в результате выполненной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков р-рь"

Подгрупповое логопедическое занятие для подготовительной группы "Дифференциация звуков р-рь"...

Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Дифференциация звуков [с - з], [с\' - з\']

Представленный вариант интересен тем, что включает применение технологии исследовательской деятельности на логопедическом занятии в группах для детей с ТНР....

Технологическая карта логопедического занятия "Автоматизация звука /Р/ в слогах и словах".

Повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной направленности....

Технологическая карта логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»

Представлена технологическая карта лого-коррекционного занятия....