Технологическая карта логопедического занятия. Дифференциация звуков Ш-Ж.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Технологическая карта логопедического занятия "Какт дети помогали Буратино различать звуки Ш-Ж" на основе деятельностного подхода. В технологической карте указаны цели и задачи, особенности логопедического занятия, средства ИКТ и материалы, организационная структура занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnolog_karta.docx | 31.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О учителя-логопеда | Сенич Анна Николаевна | |||||
Группа (логопедическое заключение) | Дети подготовительной группы с логопедическим заключением «ФФНР. Дизартрия» | |||||
Тема занятия, вид занятия. | Как дети помогали Буратино различать звуки ш-ж. Дифференциация звуков ш - ж. | |||||
Тип занятия | Повторение и систематизация знаний | |||||
Используемые технологии | на основе деятельностного подхода: личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми речевая исследовательская деятельность информационно-коммуникативная технология игровая технология здоровьесберегающие технологии | |||||
Цель занятия | Актуализация и систематизация знаний о звуке ш, обобщение знаний о звуках и использование в речевой практике | |||||
Задачи | Общеобразовательные | Коррекционно-развивающие | Воспитательные | |||
Развитие социально-коммуникативных навыков. Воспитание звуковой культуры речи - четкое и ясное произнесение звуков родного языка, умелое использование интонационных средств выразительности; формирование правильного речевого дыхания. Воспитание слухового внимания и фонематического слуха. Развитие речевого творчества через практическую деятельность. | Создать условия для положительного эмоционального и психофизиологического состояния детей. Предполагается, что к окончанию занятия дети будут уметь дифференцировать согласные звуки – звонкие /глухие по акустическим признакам; применять тактильные приемы распознавания звонких и глухих согласных звуков; составлять последовательную характеристику звука со зрительной опорой; воспроизводить слоговые цепочки в заданной последовательности; распознавать звук в слогах и словах; определять позицию звука в слове; делить слова на слоги; контролировать произношение звуков ш /ж; использовать приобретённые знания и умения в речевой практике. | Воспитывать навыки доброжелательного общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развивать умение согласовывать и координировать свою деятельность с другими участниками коммуникации. Способствовать становлению самостоятельности и саморегуляции собственных действий. Формировать установки на здоровый образ жизни и реализацию в реальном поведении. | ||||
Создание предпосылок универсальных учебных действий | Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | ||
развивать способность самоуважения и объективной оценки своей деятельности; способствовать формированию положительного морально-этического опыта; развивать и стимулировать познавательный интерес | формировать умение прогнозировать предстоящую работу; оценивать игровые действия в соответствии с поставленной задачей; формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; формировать способы самоконтроля и взаимоконтроля | развивать умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; формировать умение высказывать собственное мнение и внимательно относиться к мнению других, проявлять толерантность | развивать умения ставить проблему и формулировать цель; получать неизвестную информацию путем использования имеющихся знаний; совершенствовать умения обобщать и аргументировать необходимость полученных навыков | |||
Особенности логопедического занятия | Виды деятельности на занятии с: учётом психолого-логопедического заключения; учётом возрастных особенностей развития в подгруппе. Действия для осуществления деятельности: формулирование проблемы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития; планирование деятельности с учётом «зоны актуального развития», «зоны ближайшего развития». | |||||
Средства ИКТ, материалы, аппаратное обеспечение, наименование | Компьютер, жидкокристаллическая панель, презентация к занятию, голосовое сообщение от лица героя – Буратино, карточки-символы обозначений согласных звуков (глухих - звонких), карандаши, чистые листы бумаги, видео картинки из кинофильма «Маша и Медведь», предметные картинки, картинки с изображением поезда (с одним, двумя, тремя вагонами), видеомонтаж к письму Буратино, картинки смайлов с изображением веселого и грустного настроения. |
Организационная структура логопедического занятия
Этапы логопедического занятия | Длительность этапа | Задачи | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность учащихся | Этап логопедического занятия |
I этап - мотивация | 3 минуты | Психологический настрой учащихся. Создание благоприятной эмоциональной обстановки. Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность. | Словесный метод: беседа, уточняющие вопросы. Практический метод: игровой приём (звонок телефона и аудио сообщение) Наглядный прием: на экране (ИКТ технологии) изображение сказочного персонажа. | подгрупповая | Создание мотивации на предстоящую деятельность. Вызвать интерес к предстоящей деятельности. - Здравствуйте, ребята. У вас хорошее настроение? У меня тоже. Давайте улыбнемся друг другу. Ребята, я знаю, что Вы в своем театре репетируете сказку Буратино. А каких героев в этой сказке знаете? Как Вы думаете, кто самый главный герой в этой сказке? Расскажите о Буратино? Какой он? (Веселый, добрый, озорной, непослушный, любит приключения). Вы бы хотели с ним встретиться? (Да) Посмотрите, вот он. Буратино просит передать звуковое письмо Мальвине. Послушайте. Звучит голос Буратино: «Здравствуй, Мальвина! Я приглажаю тебя в путежествие на воздужном жаре. Приглажай Артемона и приходите в гости к папе Карло. Твой лучжий друг Буратино». Посмотрите, ребята, Мальвина расстроена. Боюсь, что Мальвина ничего не поняла. Может нам с вами стоит помочь Буратино? | Приветствуют друг друга. Высказывания детей из личного опыта. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Ключевой вопрос педагога: - Ребята, мы сможем помочь Маше? Ответы детей: «Да, можем!» (подтверждение желания детей участвовать в предстоящей деятельности). |
Постановка темы и цели занятия | 3 минуты | Включение в деятельность | Игровой метод: создание проблемной игровой ситуации | подгрупповая | Создание проблемной ситуации и формулировка темы. - Почему Мальвина не поняла, что хотел сказать Буратино? - Какие звуки путает Буратино? - Что нужно сделать Буратино, чтобы Мальвина поняла его? | Развитие мыслительных операций Ответы детей с опорой на личный опыт. Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость закрепления знания. Дети самостоятельно формулируют тему и цель занятия. Ответы детей: «Нужно научить Буратино отличать звуки ш-ж». «Мальвина поймет Буратино, когда он научится различать звуки ш-ж». | Активность участия воспитанников в диалоге. Разнообразие ответов детей. |
II этап - ориентировочный этап (актуализация знаний) | 4 мин | С помощью целенаправленно организованной беседы, актуализировать мыслительные операции, знания и опыт детей. | Словесный метод: уточняющие вопросы. Наглядный метод: введение карточек-символов Практический метод: приемы дифференциации звуков по признакам: гласный-согласный, звонкий-глухой. | парная индивидуальная | Педагог предлагает детям вспомнить известную информацию о характерных признаках звука Ш (согласный, глухой, твердый)- с наглядной опорой (картинка жука) и Ж (согласный, звонкий, твердый)- с наглядной опорой (картинка змеи). С помощью символических обозначений выбрать карточки, которые характеризуют звук (изображения клоунов). Работаем в паре, обсуждаем, приходим к общему мнению. Педагог предлагает детям ответить на вопрос: «Что должен запомнить Буратино, чтобы не путать звуки ш и ж?» Детям предлагается показать карандашами на листочках артикуляцию звук Ш и Ж по основным характеристикам и выделить их отличие. | Дети выкладывают необходимые символы на слоговую дорожку и подтверждают свой выбор, доказывая принадлежность звука к классу согласных – по признаку «преграда воздуха на пути произнесения звука»; к классу глухих / звонких согласных – на основе тактильной чувствительности голоса; к классу твёрдых – «Сказка о королеве в замке синих согласных звуков». Дети показывают положение губ, языка и направление воздушной струи при произнесении звука Ш и Ж. На листочках дети показывают с помощью символов положение губ – «круг», «стрелочка вверх» – положение языка, «солнышко» – теплая воздушная струя, колокольчик – звук звонкий и перечеркнутый колокольчик – глухой согласный. | Обобщение и систематизация знаний о дифференциации звуков по акустическим признакам. Ключевой вопрос: «Какую характеристику мы можем дать звуку Ш и звуку Ж? » |
IIIэтап – поисково-исследовательский | 4 мин | Выявление новой информации путем использования имеющихся знаний, творческий подход к реализации цели занятия. | Словесный метод: уточняющие вопросы. Практический метод: применение полученных знаний для дифференциации звуков. | подгрупповая индивидуальная | Скажите теперь Буратино научился различать звуки ш и ж? Думаю, что нужно ему еще потренировать различать эти звуки? Вы согласны со мной? | Ответы детей неоднозначные. Одни могут сказать, что научили, другие будут сомневаться. Дети сами делают вывод, что нужно еще потренироваться, чтобы Буратино мог хорошо различать звуки Ш и Ж. | Ключевой вопрос: «Чем отличаются эти звуки?» Дошкольники самостоятельно делают вывод о том, что, если правильно говорить, то все окружающие будут тебя понимать. Совпадение «взрослой» и «детской» цели. |
IV этап - практический | 10 мин | Закрепление новых знаний в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательско- поисковой) | Словесный метод: уточняющие вопросы, инструкция к выполнению задания. Практический метод: применение полученных знаний для дифференциации звуков. Наглядный метод: предметные картинки. Игровой метод: прием - воображаемая ситуация. Практический метод – моделирование слов с помощью знаков – букв и звуковых символов. | индивидуальная индивидуальная парная | Наши помощники жук Жора и змея Шула хотят с вами поиграть. Первым предлагает игру жук Жора. Называется она «Сыщики». Мальчики слушают звук Ж, а девочки звук Ш. А теперь хочет с вами поиграть змея Шула. Называется игра «Повторюшки». Послушайте слоговую цепочку и повтори за нашей змейкой Шулой. Ша-жа,жа-ша Шу-шу-жу-жу Ши-ши-ши-жи Ше-же-же-же А сейчас игра «Подари слова Жоре и Шуле». Все слова, в которых есть звук Ж нужно соединить с картинкой с жуком, а слова с Ш – со змеей. Физкультминутка. А теперь предлагаю поиграть в игру «Волшебники». Нужно заменить глухой звук ш на звонкий ж. Ша-жа шо-жо шу-жу ши-жи ше-же шар-жар шалость-жалость Луша-лужа шарить-жарить сажа - Саша Вам понравилось играть с нашими героями. А вы хотите поблагодарить их. Самым лучшим подарком для них будут их имена. Мы с вами сможем напечатать их с помощью типографии и составить схемы. А мы с вами сможем составить предложения со словами, в которых есть звуки Ш или Ж. | Дети слушают цепочку звуков, а потом слогов и поднимают голову, когда услышат звук по инструкции. Кто ошибается меньше, тот и выигрывает. (Девочки или мальчики). Дети слушают слоговые цепочки и повторяют в таком же порядке. Дошкольники соединяют слова с нужными картинками- символами. Предлагается поменяться с работой с соседом и оценить работу. На доске с помощью смарт- игры дети проверяют выполнение работы. Дети слушают слоги и слова, меняют глухой Ш за звонкий Ж. Ищут правильный вариант ответа, исправляют неправильные ответы. Дошкольники печатают с помощью типографии имена Жора и Шула, анализируют звуковой состав слова. После выполнения и контроля отдают свои листочки с именами героям – Жоре и Шуле. Дети составляют предложения. Одно предложение остается для составления схемы. Составление графической схемы предложения. | Самоконтроль за выполнением задания. Закрепление умений дифференцировать звуки (ш и ж) в слогах и словах. Развитие слухо-речевой памяти, внимания. Самоконтроль за выполнением заданий. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания по трехступенчатой инструкции. Дифференциация звуков в словах. Звуковой анализ, исследовательско-поисковый способ преобразования слов. Самоконтроль и взаимоконтроль за выполнением задания. Звуковой анализ слов. Самоконтроль осуществляется на смарт- доске. Речевое творчество дошкольников. Дети печатают схему предложения. Самоконтроль выполнения задания. Дифференциация звуков в предложении. Желание произносить звуки правильно. |
Vэтап –рефлексивно-оценочный | 2 мин | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей, самооценка. | фронтальная | Как вы думаете мы научили Буратино различать звуки Ш и Ж? Послушайте звуковое письмо. Запись письма. «Здравствуй, Мальвина! Я приглашаю тебя в путешествие на воздушном шаре. Приглашай Артемона и приходите в гости к папе Карло. Твой лучший друг Буратино». А кто нам помог? Вы хотите еще встретиться с нашими героями? Давайте придумаем им слова благодарности в интересных предложениях. Педагог побуждает детей к высказыванию своего мнения. Обеспечивает положительную реакцию детей. Чему мы научились? Что мы сегодня с вами поняли? Как мы помогли сегодня Буратино? Что нам помогло выполнить нашу задачу? Для чего нам нужно уметь различать звуки? А пригодится нам это умение? Где нам это пригодится? Каждый из вас сейчас выберет свой символ после занятия. Это будет смайлик с улыбкой или грустный. | Дошкольники анализируют свою работу, высказывают впечатления от занятия, делают предположения, оценивают свою работу. | Выбор дошкольниками символов эмоционального состояния в результате выполненной деятельности. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков р-рь"
Подгрупповое логопедическое занятие для подготовительной группы "Дифференциация звуков р-рь"...
Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Дифференциация звуков [с - з], [с\' - з\']
Представленный вариант интересен тем, что включает применение технологии исследовательской деятельности на логопедическом занятии в группах для детей с ТНР....
Технологическая карта логопедического занятия "Автоматизация звука /Р/ в слогах и словах".
Повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной направленности....
Технологическая карта логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков [Р] -[Л] в слогах, словах, во фразе"
Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ...
Технологическая карта логопедического занятия " Как дети учили зайчонка Саню звук С произносить". Автомактизация звука С. Актуализация словарного запаса по теме "Дикие животные"
Технологическая карта логопедического занятия с детьми дошкольного возраста...
Презентация "Оформление технологической карты логопедического занятия для обучающихся 1 класса с ОНР III –IV уровня Дифференциация звуков [З] – [Ж] в слогах, словах и предложениях"
Представленный вариант интересен тем, что включает в себя подробный алгоритм построения логопедического занятия....
Технологическая карта логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»
Представлена технологическая карта лого-коррекционного занятия....