Технологическая карта логопедического занятия по дифференциации гласных бкукв УО (1 вариант)
план-конспект занятия по логопедии
Технологическая карта логопедического занятия по дифференциации гласных букв УО (1 вариант)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_logopedicheskogo_zanyatiya_3_klass_uo_1_variant.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта логопедического занятия
Ф.И.О. учителя-логопеда | Хурматова Елена Васильевна | |||||
Образовательное учреждение | МКОУ «школа-интернат № 5 г. Аши» | |||||
Группа /класс, логопедическое заключение) | 3 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) вариант 1 | |||||
Тема занятия | Дифференциация гласных букв и-у | |||||
Тип занятия | Закрепление знаний на основе дифференциации гласных букв и-у. | |||||
Используемые технологии |
| |||||
Цель занятия | Формирование умения дифференцировать гласные буквы и-у по оптико-кинетическому сходству. | |||||
Задачи | Образовательные | Коррекционно-развивающие | Воспитательные | |||
1. Закрепление умения различать гласные буквы и – у с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения, обозначая их на письме соответствующими буквами. 2. Расширение, уточнение и активизация словарного запаса. 3. Формирование умения соотносить фонему с графемой. | 1. Развитие фонематического слуха, навыков звукобуквенного анализа и синтеза. 2. Развитие зрительного и слухового внимания. 3. Развитие познавательных процессов учащихся. | 1. Формирование положительного эмоционального настроя к логопедическим занятиям. 2. Формирование навыков общения в процессе учебной деятельности. 3. Формирование функции контроля и самоконтроля. 4. Воспитание критичности и адекватного отношения к результатам своей деятельности. | ||||
Универсальные учебные действия | Личностные УУД: | Регулятивные УУД: | Коммуникативные УУД: | Познавательные УУД: | ||
- положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для успешной учебной деятельности; фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь; самостоятельно оценивать собственную деятельность. | - уметь определять и формулировать цель занятия с помощью логопеда, принимать и сохранять учебную задачу | - развивать умение слушать и понимать других; - осуществлять учебное сотрудничество с педагогом; самостоятельно или при помощи педагога формулировать свою точку зрения. | - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - осуществлять познавательную и личностную рефлексию | |||
Средства ИКТ, оборудование | Аппаратное обеспечение: компьютер, проектор. - зеркала - музыкальная запись (Екатерина Снытко «Осенний этюд») - большой плакат «звукобуквенный ряд» - карточки с текстом |
Организационная структура логопедического занятия
Этап | Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | |||||||||
I Этап Мотивации | Создание положительного эмоционального настроения у обучающихся. Мотивация учебной деятельности. | |||||||||||||
3 минут | Наглядный | Групповая Индивидуальная | Ребята, обратите внимание на большой плакат на стене. Что на нем изображено? Скажите, почему буквы обозначены разными цветами? Давайте дадим характеристику гласным звукам. | Дети рассказывают, что видят буквы. Дети объясняют, что красным цветом обозначены гласные, а синем и зеленым согласные. Дети дают характеристику гласным звукам. | ||||||||||
II. Этап Актуализации знаний |
| |||||||||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||||||
11 мин | Частично –поисковые 1. Дыхательная гимнастика 2.Уточнение артикуляции звуков. 3. Артикуляционная гимнастика 4. Пальчиковая гимнастика 5. Соотнесение фонемы с графемой. | Групповая Индивидуальная | А теперь посмотрим на доску, на ней написан ряд букв: УОИАУЕ АЕИУОИ Делаем глубокий вдох и на выдохе произносим сначала один ряд звуков, потом другой Еще раз внимательно посмотрим на буквы и найдем буквы, которые встречаются несколько раз в ряду Кто догадался, с какими буквами и звуками мы сегодня будем работать? Верно, сегодня мы будем учиться различать гласные буквы и-у и писать их красиво и правильно. Ребята, берем зеркала, смотрим на себя и произносим сначала звук У, потом звук И. Выполним упражнения: 1. «Забор – трубочка» https://www.youtube.com/watch?v=3rBm3OQtR4U 2. «Лопата» Смотрим на экран https://www.youtube.com/watch?v=QDBEMf84rt4 3. «Лопата копает» https://www.youtube.com/watch?v=ft5QzHai05Q Сейчас будем выполнять пальчиковую гимнастику. https://yandex.ru/video/preview/1220126067017132354 Какими буквами мы обозначаем звуки и-у на письме? Из каких элементов состоит буква И? У? Давайте напишем букву в воздухе рукой. Какой одинаковый элемент есть у букв и-у? Чем отличаются буквы? Похожа ли артикуляция звуков на буквы? ( буква И пишется на строке, губы растягиваются в улыбку; у буквы У второй элемент пишется под строкой и губы вытягиваются «трубочкой» ) Итог. | Дети читают написанные буквы. Дети делают дыхательную гимнастику по заданию Дети на основе зрительного восприятия находят повторяющиеся буквы У И Дети на основе зрительного контроля определяют буквы. Дети определяют на основе зрительного восприятия артикуляцию одного звука, потом другого Дети выполняют артикуляционную гимнастику. Контроль с зеркалами Дети выполняют пальчиковую гимнастику. и-у Два крючка, крючок и петелька. Дети пишут буквы в воздухе с проговариванием и зрительным контролем в зеркалах. крючок петелька Дети соотносят фонему с графемой Дети делают запись в тетрадь С помощью логопеда дети делают вывод: буквы очень похожи- у них есть одинаковые элементы. Будем учиться на занятии отличать буквы, чтобы не путать на письме. | ||||||||||
III. Этап Закрепления знаний |
| |||||||||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||||||
12 мин | ПрактическиеЧастично-поисковые | Групповая Индивидуальная | 1. Упражнение «Запомни ряд» Ребята, посмотрите на доску, здесь написаны ряды букв, нужно записать их в тетрадь, выделяя разными цветами буквы и-у: ууиулииу иууиыииуиу Каждый ряд предлагается проверить и найти лишнюю букву по разным признакам 2. Упражнение «Вставь пропущенные буквы» Обучающимся предлагается вставить пропущенные буквы и-у в слова и записать их в два столбика, в одном с вставленной буквой и, в другой с буквой у: м_р, л_к, ш_м, пр_д, кр_г, л_ст, зв_к, в_лка, б_лка, ш_ба, ш_на, б_сы, гр_ва, вк_с, л_мон, р_ль, п_рог, пр_рода, р_чей, пом_дор. Итог. | Дети записывают ряды букв в тетрадь. (буквы и-у выделяют разным цветом) Дети делают вывод, что буквы очень похожи по начертанию. Необходимо быть внимательным при их написании. Дети записывают слова в тетрадь, вставляя необходимые буквы. Учащиеся оценивают свое внимание | ||||||||||
IV. Этап Физминутка | - формировать установки на здоровый образ жизни | |||||||||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||||||
3 мин | Практические | Групповая | Пришло время отдохнуть. Мы выполним упражнение, которое поможет вашим глазам отдохнуть. Обучающимся предлагается совершить мысленно прогулку по осеннему лесу. Для лучшей визуализации включается музыка (Екатерина Снытко «Осенний этюд») | Под музыку дети выполняют упражнение «Пальминг». Мысленно переносятся в осенний лес. После окончания упражнения дети делятся своими впечатлениями, кратко говорят о том, что увидели. | ||||||||||
V. Этап Самостоятельная работа | - создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля - способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности | |||||||||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||||||
9 минут | Практические. | Индивидуальная | Учащимся предлагается выполнить задание по карточке: «Прочитайте и вставьте пропущенные буквы и-у в слова. Определите границы предложений в тексте. Озаглавьте текст. Запишите текст. Текст: По утру пт_цы г_ляют по двор_ г_си щ_плют трав_ утк_ плавают в пр_д_ пет_х спорхн_л на оград_ Проверка. Итог. | Дети выполняют задание
Дети оценивают свою работу. | ||||||||||
VIII. Этап Рефлексия | - формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; - формировать адекватную самооценку | |||||||||||||
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности обучающихся | Деятельность | Деятельность обучающихся | ||||||||||
2 мин | Словесные | Групповая | Чему вы сегодня научились на занятии? Для чего вы учились отличать эти буквы? Где вам это умение пригодится? А что вы можете сказать о занятии? Какое оно было для вас? Занятие закончено. Всем спасибо за работу! | Отличать на письме гласные буквы и-у. Письмо без ошибок, быть грамотным (интересное, увлекательное, удивительное)
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков р-рь"
Подгрупповое логопедическое занятие для подготовительной группы "Дифференциация звуков р-рь"...
Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Дифференциация звуков [с - з], [с\' - з\']
Представленный вариант интересен тем, что включает применение технологии исследовательской деятельности на логопедическом занятии в группах для детей с ТНР....
Шаблон технологической карты логопедического занятия для дошкольников Авторский вариант.
Шаблон создан как авторский вариант технологической карты логопедического занятия для дошкольников в соответствии с ФГОС ДО....
Вариант технологической карты логопедического занятия
Новое оформление хорошо знакомого документа....
Технологическая карта логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков [Р] -[Л] в слогах, словах, во фразе"
Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ...
Презентация "Оформление технологической карты логопедического занятия для обучающихся 1 класса с ОНР III –IV уровня Дифференциация звуков [З] – [Ж] в слогах, словах и предложениях"
Представленный вариант интересен тем, что включает в себя подробный алгоритм построения логопедического занятия....
Технологическая карта логопедического занятия. Дифференциация звуков Ш-Ж.
Технологическая карта логопедического занятия "Какт дети помогали Буратино различать звуки Ш-Ж" на основе деятельностного подхода. В технологической карте указаны цели и задачи, особенности ...