Технологическая карта логопедического занятия по дифференциации гласных бкукв УО (1 вариант)
план-конспект занятия по логопедии

Хурматова Елена Васильевна

Технологическая карта логопедического занятия по дифференциации гласных букв УО (1 вариант)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического занятия  

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Хурматова Елена Васильевна

Образовательное учреждение

 МКОУ «школа-интернат № 5 г. Аши»

Группа /класс,

логопедическое заключение)

3 класс

(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) вариант 1

Тема занятия

Дифференциация гласных букв и-у

Тип занятия

Закрепление знаний на основе дифференциации гласных букв и-у.

Используемые технологии

  1. Здоровьесберегающие и игровые технологии.
  2. Технология проблемного обучения.

Цель занятия

Формирование умения дифференцировать гласные буквы и-у по оптико-кинетическому сходству.

Задачи

Образовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

1. Закрепление умения различать гласные  буквы  и – у с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения, обозначая их на письме соответствующими буквами.

2. Расширение, уточнение и  активизация словарного запаса.

3. Формирование умения соотносить фонему с графемой.

1. Развитие фонематического слуха, навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

2. Развитие зрительного и слухового внимания.

3. Развитие познавательных процессов учащихся.

1. Формирование положительного эмоционального настроя к логопедическим занятиям.

2. Формирование навыков общения в процессе учебной деятельности.

3. Формирование функции контроля и самоконтроля.

4. Воспитание критичности и адекватного отношения к результатам своей деятельности.

Универсальные

учебные действия

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

- положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для успешной учебной деятельности;  фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь; самостоятельно оценивать собственную деятельность.

- уметь определять и формулировать цель занятия с помощью логопеда, принимать и сохранять учебную задачу

- развивать умение слушать и понимать других;

- осуществлять учебное сотрудничество с педагогом;  самостоятельно или при помощи педагога   формулировать  свою точку зрения.

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Средства ИКТ,

оборудование

Аппаратное обеспечение: компьютер, проектор.

- зеркала

- музыкальная запись  (Екатерина Снытко «Осенний этюд») 

- большой плакат «звукобуквенный ряд»

-  карточки с текстом

Организационная структура логопедического занятия

Этап

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности обучающихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

I Этап

Мотивации

Создание положительного эмоционального настроения у обучающихся. Мотивация учебной деятельности.

3 минут

Наглядный

Групповая

Индивидуальная

Ребята, обратите внимание на большой плакат на стене. Что на нем изображено?

Скажите, почему буквы обозначены разными цветами?

Давайте дадим характеристику гласным звукам.

Дети рассказывают, что видят буквы.

Дети объясняют, что красным цветом обозначены гласные, а синем и зеленым согласные.

Дети дают характеристику  гласным звукам.

II. Этап Актуализации знаний

  1. Постановка цели и задач занятия, сообщение темы.  

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности обучающихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

11 мин

Частично –поисковые

1. Дыхательная гимнастика

2.Уточнение артикуляции звуков.

3. Артикуляционная гимнастика

4. Пальчиковая гимнастика

5. Соотнесение фонемы с графемой.

 Групповая

Индивидуальная

А теперь посмотрим на доску, на ней написан ряд букв:

 УОИАУЕ

АЕИУОИ

Делаем глубокий вдох и на выдохе произносим сначала один ряд звуков, потом другой

Еще раз внимательно посмотрим на буквы и найдем буквы, которые встречаются несколько раз в ряду

Кто догадался, с какими буквами и звуками мы сегодня будем работать?

Верно, сегодня мы будем учиться различать гласные буквы и-у  и писать их красиво и правильно.

Ребята, берем зеркала, смотрим на себя и произносим сначала звук У, потом звук И.

Выполним упражнения:

1. «Забор – трубочка»

https://www.youtube.com/watch?v=3rBm3OQtR4U

смотреть видео

2. «Лопата»

Смотрим на экран

https://www.youtube.com/watch?v=QDBEMf84rt4

смотреть видео

3. «Лопата копает»

https://www.youtube.com/watch?v=ft5QzHai05Q

смотреть видео

Сейчас будем выполнять пальчиковую гимнастику.

https://yandex.ru/video/preview/1220126067017132354

смотреть видео

Какими буквами мы обозначаем звуки  и-у на письме?

Из каких элементов состоит буква  И? У?

Давайте напишем букву в воздухе рукой.

Какой одинаковый элемент есть у букв и-у?

Чем отличаются буквы?

Похожа ли артикуляция звуков на буквы? ( буква И пишется на строке,      губы растягиваются в улыбку;  у буквы У второй элемент пишется под строкой и губы вытягиваются «трубочкой» )

Итог.                                        

Дети читают написанные буквы.

Дети делают дыхательную гимнастику по заданию

Дети на основе зрительного восприятия находят повторяющиеся буквы У И

Дети  на основе зрительного контроля определяют буквы.

Дети определяют на основе зрительного восприятия артикуляцию одного звука, потом другого

Дети выполняют артикуляционную гимнастику. Контроль с зеркалами

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

и-у

Два крючка, крючок и петелька.

Дети пишут буквы в воздухе с проговариванием и зрительным контролем в зеркалах.                                      

крючок

петелька

Дети соотносят фонему с графемой

Дети делают запись в тетрадь

С помощью логопеда дети делают вывод: буквы очень похожи- у них есть одинаковые элементы. Будем учиться  на занятии отличать буквы, чтобы не путать на письме.

III. Этап

Закрепления знаний

 

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности обучающихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

12 мин

ПрактическиеЧастично-поисковые

Групповая

Индивидуальная

 1. Упражнение «Запомни ряд»

 Ребята, посмотрите на доску, здесь написаны ряды букв, нужно записать их в тетрадь, выделяя разными цветами буквы и-у:

ууиулииу

иууиыииуиу

Каждый ряд предлагается проверить                                        и найти лишнюю букву по разным признакам

2. Упражнение «Вставь пропущенные буквы»

Обучающимся предлагается вставить пропущенные буквы и-у в слова и записать их в два столбика, в одном с вставленной буквой и, в другой с буквой у:

м_р, л_к, ш_м, пр_д, кр_г, л_ст, зв_к, в_лка, б_лка, ш_ба, ш_на, б_сы, гр_ва,  вк_с,  л_мон, р_ль, п_рог, пр_рода, р_чей, пом_дор.

Итог.

Дети записывают ряды букв в тетрадь. (буквы и-у выделяют разным цветом)

Дети делают вывод, что буквы очень похожи по начертанию. Необходимо быть внимательным при их написании.

Дети записывают слова в тетрадь, вставляя необходимые буквы.

Учащиеся оценивают свое внимание

IV. Этап

Физминутка

- формировать установки на здоровый образ жизни

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности обучающихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

3 мин

Практические

Групповая

Пришло время отдохнуть. Мы выполним упражнение, которое поможет вашим глазам отдохнуть.

Обучающимся предлагается совершить мысленно прогулку по осеннему лесу.

Для лучшей визуализации включается музыка (Екатерина Снытко «Осенний этюд»)

https://yandex.ru/video/preview/12612582101949181607

смотреть видео

Под музыку дети выполняют упражнение «Пальминг».

Мысленно переносятся в осенний лес.                          

После окончания упражнения дети делятся своими впечатлениями, кратко говорят о том, что увидели.

V.  Этап Самостоятельная работа

- создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля

- способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности обучающихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

9 минут

Практические.

Индивидуальная

Учащимся предлагается  выполнить задание по карточке:

«Прочитайте и вставьте пропущенные буквы и-у в слова. Определите границы предложений в тексте. Озаглавьте текст.  Запишите текст.

Текст: По утру пт_цы  г_ляют по двор_   г_си  щ_плют  трав_

утк_ плавают в пр_д_  пет_х  спорхн_л на оград_

Проверка.  Итог.

Дети выполняют задание

   

Дети оценивают свою работу.

VIII. Этап

Рефлексия

- формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- формировать адекватную самооценку

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности обучающихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

2 мин

Словесные

Групповая

Чему вы сегодня научились на занятии?

Для чего вы учились отличать эти буквы? Где вам это умение пригодится?

А что вы можете сказать о занятии? Какое оно было для вас?                         Занятие закончено. Всем спасибо за работу!

Отличать на письме гласные буквы и-у.

Письмо без ошибок, быть грамотным

(интересное, увлекательное, удивительное)

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков р-рь"

Подгрупповое логопедическое занятие для подготовительной группы "Дифференциация звуков р-рь"...

Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Дифференциация звуков [с - з], [с\' - з\']

Представленный вариант интересен тем, что включает применение технологии исследовательской деятельности на логопедическом занятии в группах для детей с ТНР....

Шаблон технологической карты логопедического занятия для дошкольников Авторский вариант.

Шаблон создан как авторский вариант технологической карты логопедического занятия для дошкольников в соответствии с ФГОС ДО....

Вариант технологической карты логопедического занятия

Новое оформление хорошо знакомого документа....

Технологическая карта логопедического занятия. Дифференциация звуков Ш-Ж.

Технологическая карта логопедического занятия "Какт дети помогали Буратино различать звуки Ш-Ж" на основе деятельностного подхода. В технологической карте указаны цели и задачи, особенности ...