Речедвигательная ритмика Мухиной А.Я.
учебно-методический материал по логопедии
Речедвигательная ритмика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechedvigatelnaya_ritmika_muhinoy_a.ya_._kartinki.docx | 1.41 МБ |
rechedvigatelnaya_ritmika_muhinoy_a_metodika.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Речедвигательная ритмика Мухиной А.Я.
Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.
Речедвигательная ритмика рассматривается как составное звено в системе работы над звуковой культурой речи, как одно из средств профилактики речевых нарушений.
Основными звеньями речедвигательной ритмики является:
- развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти; пространственных представлений и навыков зрительной ориентировки на говорящего; развитие тонкой и общей моторики, координации движений; развитие мимической мускулатуры; развитие произвольного внимания;
- развитие речи и профилактика речевых нарушений: развитие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха; развитие орального праксиса, просодии речи; формирование фонематического слуха; коррекция звукопроизношения.
Средствами речедвигательной ритмики являются двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса; упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, чёткость и дифференцированность движений; упражнения на развитие дыхания.
К методическим приёмам речедвигательной ритмики относятся: показ упражнений, сопряженное, сопряжено-отраженное и совместное выполнение движений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом речедвигательного движения.
Методика обучения гласным звукам
1. Звук А.
Исходное положение: руки впереди, подняты на уровне диафрагмы, локти до конца не выпрямляются, пальца округлые. Спина прямая, ноги вместе. Вдох. При произнесении (А – А – А - А) руки разводятся в стороны, поясница прогибается, подбородок приподнят (незначительное мышечное напряжение, не зависящее от громкости).
Гласный звук произносим:
- Кратко-тихо
- Кратко-громко
- Длительно-тихо
- Длительно-громко
2. Звук О.
Исходное положение: руки впереди внизу округло соединены. Вдох. При произнесении (О – О – О - О) руки разводятся через стороны, поднимаются вверх и округло соединяются над головой. Подбородок немного приподнимается. Во время движения поясница прогибается; работают мышцы спины вдоль позвоночника; напрягаются мышцы бедер (с мышечным напряжением).
Гласный звук произносим:
- Кратко-тихо
- Кратко-громко
- Длительно-тихо
- Длительно-громко
Далее учим детей произносить слитно АО (на одном выдохе).
3. Звук У.
Исходное положение: руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди сильно сжаты в кулаки. Прыжком вверх выпускаются указательные пальцы. Вдох. При произнесении (У – У – У - У) кисти выводятся вперед, но указательные пальцы направлены вверх. Корпус прямой. Подбородок приподнимается (динамика сильная).
Гласный звук произносим:
- Кратко-тихо
- Кратко-громко
- Длительно-тихо
- Длительно-громко
Произносим слитно АОУ (на одном выдохе).
4. . Звук Ы.
Исходное положение: руки согнуты в локтях, плечи прижаты к бокам, кисти сжаты в кулаки и повернуты к себе. Вдох. При произнесении (Ы – Ы – Ы - Ы)воспроизвести полукруглые движения кулаками и предплечьями от себя, слегка подогнув колени. Подбородок опускается (динамика очень сильная).
Гласный звук произносим:
- Кратко-тихо
- Кратко-громко
- Длительно-тихо
- Длительно-громко
Произносим слитно АОУЫ (на одном выдохе).
5. Звук Э.
Исходное положение: руки впереди, подняты на уровне диафрагмы. Пальцы округлены, локтевые суставы до конца не выпрямляются. Вдох. При произнесении (Э – Э – Э - Э) руки разводятся в стороны, слегка поднимаются вверх, кончики пальцев опускаются на плечи, локти немного опускаются вниз. Подбородок в начале воспроизведения приподнимается, а в конце - опускается. (Э – Э - Э) произносится в диапазоне нарастания звучания, а затем - в диапазоне затухания (в начале - незначительное мышечное напряжение, переходящее в напряженность, затем – полное расслабление).
Гласный звук произносим:
- Кратко-тихо
- Кратко-громко
- Длительно-тихо
- Длительно-громко
Произносим слитно АОУЫЭ (на одном выдохе).
6. Звук И.
Исходное положение: руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди слабо собраны в кулаки, указательные пальцы направлены вверх. Вдох. При произнесении (И – И - И) руки вывести вверх. Одновременно приподняться на носки (динамика сильная).
Гласный звук произносим:
- Кратко-тихо
- Кратко-громко
- Длительно-тихо
- Длительно-громко
Произносим слитно АОУЫЭИ (на одном выдохе).
Учитель-логопед Родина Л.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речедвигательная ритмика
Речедвигательные упражнения, направленные на вызывание, автоматизацию и дифференциацию звуков речи...
использование технологии речедвигательной ритмики в логопедической работе
виды коррекционной работы с использованием технологии речедвигательной ритмики по преодолению общего недоразвития речи у детей по авторской методике доцента кафедры сурдопедагогики дефектологического ...
Методическое сообщение. Обучение чтению с применением технологии речедвигательной ритмики (по методике А. Я. Мухиной) в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР
Из личного опыта работы. Преодоление трудностей овладения звуко-буквенных обозначений и послогового чтения, связанных с анализаторными расстройствами и нарушением высших психических функций ...
Консультация для педагогов ДОУ "РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНАЯ РИТМИКА"
Консультация для педагогов ДОУ"РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНАЯ РИТМИКА"...
Инновационные технологии в арсенале коррекционно-развивающей работы учителя логопеда. Речедвигательная ритмика.
Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы по преодолению недоразвития речи дошкольников может быть достигнуто средствами речедвигательной ритмики, разработанной А.Я.Мухиной. Из опыта раб...
Речедвигательная Ритмика
Изучив уровень развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста мы разработали систему методов и приемов развития данных процессов, начиная с младшего дошкольного возраста. Так ...