Речедвигательная ритмика Мухиной А.Я.
учебно-методический материал по логопедии

Родина Лариса Станиславовна

Речедвигательная ритмика

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Речедвигательная ритмика Мухиной А.Я.

Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

Речедвигательная ритмика рассматривается как составное звено в системе работы над звуковой культурой речи, как одно из средств профилактики речевых нарушений.

Основными звеньями речедвигательной ритмики является:

  • развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти; пространственных представлений и навыков зрительной ориентировки на говорящего; развитие тонкой и общей моторики, координации движений; развитие мимической мускулатуры; развитие произвольного внимания;
  • развитие речи и профилактика речевых нарушений: развитие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха; развитие орального праксиса, просодии речи; формирование фонематического слуха; коррекция звукопроизношения.

        Средствами речедвигательной ритмики являются двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса; упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, чёткость и дифференцированность движений; упражнения на развитие дыхания.

        К методическим  приёмам  речедвигательной ритмики относятся: показ упражнений, сопряженное, сопряжено-отраженное и совместное выполнение движений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом речедвигательного движения.

Методика обучения гласным звукам

1. Звук А.

Исходное положение: руки впереди, подняты на уровне диафрагмы, локти до конца не выпрямляются, пальца округлые. Спина прямая, ноги вместе. Вдох. При произнесении (А – А – А - А) руки разводятся в стороны, поясница прогибается, подбородок приподнят (незначительное мышечное напряжение, не зависящее от громкости).

Гласный звук произносим:

  • Кратко-тихо
  • Кратко-громко
  • Длительно-тихо
  • Длительно-громко

2. Звук О.

Исходное положение: руки впереди внизу округло соединены. Вдох. При произнесении (О – О – О - О) руки разводятся через стороны, поднимаются вверх и округло соединяются над головой. Подбородок немного приподнимается. Во время движения поясница прогибается; работают мышцы спины вдоль позвоночника; напрягаются мышцы бедер (с мышечным напряжением).

Гласный звук произносим:

  • Кратко-тихо
  • Кратко-громко
  • Длительно-тихо
  • Длительно-громко

Далее учим детей произносить слитно АО (на одном выдохе).

3. Звук У.

Исходное положение: руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди сильно сжаты в кулаки. Прыжком вверх выпускаются указательные пальцы. Вдох. При произнесении (У – У – У - У) кисти выводятся вперед, но указательные пальцы направлены вверх. Корпус прямой. Подбородок приподнимается (динамика сильная).

Гласный звук произносим:

  • Кратко-тихо
  • Кратко-громко
  • Длительно-тихо
  • Длительно-громко

Произносим слитно АОУ (на одном выдохе).

4. . Звук Ы.

Исходное положение: руки согнуты в локтях, плечи прижаты к бокам, кисти сжаты в кулаки и повернуты к себе. Вдох. При произнесении (Ы – Ы – Ы - Ы)воспроизвести полукруглые движения кулаками и предплечьями от себя, слегка подогнув колени. Подбородок опускается (динамика очень сильная).

Гласный звук произносим:

  • Кратко-тихо
  • Кратко-громко
  • Длительно-тихо
  • Длительно-громко

Произносим слитно АОУЫ (на одном выдохе).

5. Звук Э.

Исходное положение: руки впереди, подняты на уровне диафрагмы. Пальцы округлены, локтевые суставы до конца не выпрямляются. Вдох. При произнесении (Э – Э – Э - Э) руки разводятся в стороны, слегка поднимаются вверх, кончики пальцев опускаются на плечи, локти немного опускаются вниз. Подбородок в начале воспроизведения приподнимается, а в конце - опускается. (Э – Э - Э) произносится в диапазоне нарастания звучания, а затем - в диапазоне затухания (в начале - незначительное мышечное напряжение, переходящее в напряженность, затем – полное расслабление).

Гласный звук произносим:

  • Кратко-тихо
  • Кратко-громко
  • Длительно-тихо
  • Длительно-громко

Произносим слитно АОУЫЭ (на одном выдохе).

6. Звук И.

Исходное положение: руки согнуты в локтях, кисти на уровне груди слабо собраны в кулаки, указательные пальцы направлены вверх. Вдох. При произнесении (И – И - И) руки вывести вверх. Одновременно приподняться на носки (динамика сильная). 

Гласный звук произносим:

  • Кратко-тихо
  • Кратко-громко
  • Длительно-тихо
  • Длительно-громко

Произносим слитно АОУЫЭИ (на одном выдохе).

Учитель-логопед Родина Л.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речедвигательная ритмика

Речедвигательные упражнения, направленные на вызывание, автоматизацию и дифференциацию звуков речи...

использование технологии речедвигательной ритмики в логопедической работе

виды коррекционной работы с использованием технологии речедвигательной ритмики по преодолению общего недоразвития речи у детей по авторской методике доцента кафедры сурдопедагогики дефектологического ...

Методическое сообщение. Обучение чтению с применением технологии речедвигательной ритмики (по методике А. Я. Мухиной) в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР

Из личного опыта работы. Преодоление трудностей овладения звуко-буквенных обозначений и послогового чтения, связанных с анализаторными расстройствами и нарушением высших психических функций ...

Консультация для педагогов ДОУ "РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНАЯ РИТМИКА"

Консультация для педагогов ДОУ"РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНАЯ РИТМИКА"...

Инновационные технологии в арсенале коррекционно-развивающей работы учителя логопеда. Речедвигательная ритмика.

Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы по преодолению недоразвития речи дошкольников может быть достигнуто средствами речедвигательной ритмики, разработанной А.Я.Мухиной. Из опыта раб...

Речедвигательная Ритмика

Изучив уровень развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста мы разработали систему методов и приемов развития данных процессов, начиная с младшего дошкольного возраста. Так ...