Нетрадиционная артикуляционная гимнастика
презентация к уроку по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Алексеева Анастасия Владимировна

В этой презентации подобрана необычная, нетрадиционная подборка артикуляционных упражнений с нейроиграми и с использованием природных материалов из опыта работы.

Нетрадиционная артикуляционная гимнастика вызывает интерес и дарит положительные эмоции.

Сейчас такое время, что любые знания, умения и навыки хочется усовершенствовать или сделать их более многозадачными. Делаем одно упражнение и параллельно развиваем разные познавательные процессы.

Сейчас артикуляционную гимнастику применяют не только для развития артикуляционного аппарата, а еще и для развития соматогнозиса (восприятие собственного тела, ориентировки в пространстве, в собственном теле, для развития нейронных связей – это уже несет название нейроупражнения. Последовательные упражнения развивают навыки моторного планирования. Используемые в упражнениях природные материалы развивают сенсорное восприятие.

И самое главное это заинтересованность детей, так как у детей преобладает игровая деятельность, думаю упражнения в игровом формате вызывают положительные эмоции.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В этой презентации подобрана необычная, нетрадиционная подборка артикуляционных упражнений с нейроиграми и с использованием природных материалов из опыта работы.

Нетрадиционная артикуляционная гимнастика вызывает интерес и дарит положительные эмоции.

Сейчас такое время, что любые знания, умения и навыки хочется усовершенствовать или сделать их более многозадачными. Делаем одно упражнение и параллельно развиваем разные познавательные процессы.

Сейчас артикуляционную гимнастику применяют не только для развития артикуляционного аппарата, а еще и для развития соматогнозиса (восприятие собственного тела, ориентировки в пространстве, в собственном теле, для развития нейронных связей – это уже несет название нейроупражнения. Последовательные упражнения развивают навыки моторного планирования. Используемые в упражнениях природные материалы развивают сенсорное восприятие.

И самое главное это заинтересованность детей, так как у детей преобладает игровая деятельность, думаю упражнения в игровом формате вызывают положительные эмоции.

Комплекс нетрадиционных упражнений артикуляционной гимнастики:

1. «Держи крепче». Удерживать карандаш (соломку, макаронину, ложку) на языке, языком на губе, между губой и носом.

2. «Лопатка». Положить ватную палочки или соломинку на середину или кончик языка ребенка и попросите поднять его боковые края.

3. «Качели». Удержать соломинку, зажатую между языком и верхней губой, языком и нижней губой.

4. «Улыбочка». Предлагается ребенку сжать сушку губами (губы в улыбке) и удерживай её 5-10 секунд.

5. «Заборчик». Сжать сушку зубами и удерживай её 5-10 секунд.

6. «Иголочка». Подвешиваем сушку на высунутый язык ребенка и просим удержать под счет (до 5 – 10).

7. «Бусинки». Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим ребёнка губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Или просим губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.

8. «Рыбалка». Посыпаем липкую тарелку с рисом, с гречкой. Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык – это удочка, а рис – это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка. Выполнять нужно под контролем взрослого.

9. «Футбол». Перекатить во рту язык от одной щеки к другой параллельно касаясь шишками или пальцем на щеку.

10. «Змейка». Чупа-чупс помещаем над верхней губой ребенка, просим выполнить движения языком по конфете вперед-назад (7-10 движений).

11. «Хоботок». Сжимать чупа-чупс губами и удержать 5-10 секунд.

12. «Часики». Просим ребенка кончиком языка достать чупа-чупс, возле одной щеки, затем возле другой.

13. «Заведи мотор». Ребенок выполняет упражнение «Дятел», а в этот момент создается вибрацию кончика языка при помощи чупа-чупса.

14. «Вкусное варенье». Облизывать варенье, мед, сгущенку (или другой продукт, который не противопоказан ребёнку) с губ (с верхней губы, по кругу).

15. «Стрелочки». Взрослый намазывает ребёнку губы вареньем в четырёх направлениях (вверх, вниз, правый, левый угол рта). Ребёнок слизывает варенье по часовой стрелке.

16. «Маляр». Наносим ребенку варенье на верхнее небо, просим слизать его кончиком языка, движениями к горлышку и обратно.

17. Облизывать варенье, сгущенку с блюдца, с печенья, с сухаря и т. д.

18. «Кто дальше?», «Попади в блюдце». Сплевывание с кончика языка изюма, гороха, кукурузы и т. д.

19. Диаметр бусинки 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в бусинке и завязана на узел.

20. Двигать бусинку по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.

21. Двигать бусинку по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз бусинка падает произвольно).

22. Толкать языком бусинку вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

23. Ловить бусинку губами, с силой выталкивать, "выплевывая" ее.

24. Поймать бусинку губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать бусинку от щеки к щеке.

25. Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Бусинку с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать. Бусинка должна быть строго индивидуальной.

26. Выполнение артикуляционных комплексов под музыку способствует не только осуществлению серий движений, но и формированию навыка переключения с одного движения на другое в разных темпах и ритмах. Музыка, подобранная к артикуляционным комплексам, должна быть знакома детям, иметь простую ритмическую структуру. Весёлая песня повышает активность и увеличивает амплитуду движений, грустная – делает движения плавными, мягкими и пластичными.

Далее Нейроигры.

27. «Улыбка» - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка.

28. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И т. д.

29. «Хоботок» - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

30. «Блинчик» - широкий мягкий расслабленный язык лежит на нижней губе. В момент показывания «Блинчика» положить кисти рук на столе.

31. «Иголочка»- узкий напряженный язык высунут вперед.

Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставляется вперед в момент высовывания «иголочки». «Иголочка» убирается - указательный палец убирается в кулак.

32. «Футбол» - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

33. «Часики»- движения языком вправо-влево. Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставлен вверх. Имитируется движения маятника часов – кисть руки с выставленным пальцем качается вправо –влево

34. «Качели»-движения языком вверх-вниз. Ладонь с сомкнутыми пальцами, тыльной стороной смотрят вниз – "качели" вниз; ладонь поднимается – «качели» вверх.

35. Круговые движения языком. Круговые движения кистью руки, пальцы в кулаке.

36. «Лошадки» - щелканье языком. Кисть руки на столе. Приподнимание и опускание пальцев.

37. «Грибок» - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края прижаты к коренным зубам, уздечка натянута. Надавливания подушечками пальцев на поверхность стола в момент натягивания уздечки.

38. «Чашечка»-широкий язык в форме "чашечки" поднят кверху, края языка прижаты к верхней губе.

39. Ладонь руки в форме "чашечки". "Чашечка" смотрит вверх


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нетрадиционная артикуляционная гимнастика. Подготовила: учитель-логопед Алексеева А.В.

Слайд 2

1. Упражнения с карандашом (не ручка ). Параллельно подключаем язычок.

Слайд 3

2. Держи крепче. Удерживать. - упражнения с соломкой (карандаш, ватная палочка, макароны, ложку).

Слайд 4

Упражнения с бубликами.

Слайд 5

Упражнения с шишками . Подключаем параллельно язычок.

Слайд 6

Упражнения с бусинкой на нитке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование речи детей средствами нетрадиционной артикуляционной гимнастики"

Презентация содержит подбор нетрадиционных игровых методов и приемов работы, с целью разнообразить выполнение артикуляционных упражнений....

Опыт работы по теме"Формирование речи детей средствами нетрадиционной артикуляционной гимнастики"

Одим из наиболее важных условий формирования правильного звукопроизношения у детей является ежедневное, многократное выполение артикуляционной гимнастики. Для повышения эффективности выполнения артику...

Папка-раскладушка для родителей «Нетрадиционная артикуляционная гимнастика»

Материал, представленный в папке для родителей, поможет в необычной и увлекательной форме организовать работу по тразвитию артикуляционной моторики у детей....

Нетрадиционная артикуляционная гимнастика

Методы нетрадиционной артикуляционной гимнастики...

Нетрадиционная артикуляционная гимнастика

Дан  комплекс упражнений для развития артикуляциоционной моторики в нетрадициооной форме для детей с речевыми нарушениями...

Нетрадиционная артикуляционная гимнастика

Развитие артикуляционной моторики необходимо для детей как дошкольного, так и школьного возраста. Дети с нарушенным звукопроизношением, ежедневно выполняют скучные, однообразные упражнения для развити...

Нетрадиционная артикуляционная гимнастика

. Предназначена для детей 4-5 лет (дети группы ЗПР (неговорящие дети и дети с моторный алалией) Творческий прием работы со сказкой: Сказка от одного слова «Девочка»Технология речевого...