Нетрадиционная артикуляционная гимнастика
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Развитие артикуляционной моторики необходимо для детей как дошкольного, так и школьного возраста. Дети с нарушенным звукопроизношением, ежедневно выполняют скучные, однообразные упражнения для развития мышц губ, языка и т.д. В данном материале представлены задания, которые помогут разнообразить артикуляционную гимнастику, сделать ее более интересной и веселой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интересные упражнения с водой, бинтом, шариком | 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторикиУпражнения с шариком
Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.
1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.
2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
4. Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в "чашечку".
5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.
6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.
Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики
Упражнения с ложкой
1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.
2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.
3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.
4. Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.
8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики
Упражнения для языка с водой
"Не расплескай воду"
1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.
2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.
3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики
Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом
Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.
1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд.
2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.
3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз.
4. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим - расслабление чередуются 10 - 15 раз.
5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.
6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или "лопатки" (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.
7. В отличие от упражнения 6, бинт прижимается "языком-ковшом" ("лопаткой", "блинчиком") не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6.
8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме "лопатки" ("блинчика").
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формирование речи детей средствами нетрадиционной артикуляционной гимнастики"
Презентация содержит подбор нетрадиционных игровых методов и приемов работы, с целью разнообразить выполнение артикуляционных упражнений....
Опыт работы по теме"Формирование речи детей средствами нетрадиционной артикуляционной гимнастики"
Одим из наиболее важных условий формирования правильного звукопроизношения у детей является ежедневное, многократное выполение артикуляционной гимнастики. Для повышения эффективности выполнения артику...
Папка-раскладушка для родителей «Нетрадиционная артикуляционная гимнастика»
Материал, представленный в папке для родителей, поможет в необычной и увлекательной форме организовать работу по тразвитию артикуляционной моторики у детей....
Нетрадиционная артикуляционная гимнастика
Методы нетрадиционной артикуляционной гимнастики...
Нетрадиционная артикуляционная гимнастика
Дан комплекс упражнений для развития артикуляциоционной моторики в нетрадициооной форме для детей с речевыми нарушениями...
Нетрадиционная артикуляционная гимнастика
. Предназначена для детей 4-5 лет (дети группы ЗПР (неговорящие дети и дети с моторный алалией) Творческий прием работы со сказкой: Сказка от одного слова «Девочка»Технология речевого...
Нетрадиционная артикуляционная гимнастика
Необычная артикуляционная гимнастика поможет вашему ребенку с удовольствием выполнять задания логопеда...