тема "Использование ИКТ в создании мнемотаблиц для развития речи у детей дошкольного возраста"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Кравцова Ирина Сергеевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №56»

Октябрьского района г. Саратова

Ярмарка индивидуальных педагогических идей.

тема "Использование ИКТ в создании

мнемотаблиц для развития речи у детей

дошкольного возраста"

Подготовила: учитель-логопед

I квалификационной категории

Кравцова И.С.

Саратов 2018

Актуальность:

Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. Замечено, что часто наши дети испытывают затруднения в ответах у доски. Понимают материал, но не могут пересказать его, подобрать подходящее слово, стесняются своей речи, говорят тихо, неуверенно, допускают ошибки в построении предложения. Очень важно, чтобы будущий школьник самостоятельно умел высказываться на различные темы, мог запомнить и пересказать пройденный учебный материал. Одним из средств формирования речевой компетентности дошкольников является мнемотехника.

Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих развитие речи, успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы и окружающем мире. Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотехники на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются изображения предметов и символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов.

Одним из приемов мнемотехники в обучении детей эффективному запоминанию и воспроизведению структуры рассказа или стихотворения является применение мнемотаблиц (опорных схем, которые помогают удерживать в памяти последовательность изложения текста). С помощью этих схематичных рисунков ребенок может закодировать любой рассказ, стихотворение, которые впоследствии необходимо будет воспроизвести. Преимущество использования мнемотехники в работе с дошкольниками состоит в том, что:

– дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для него характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, данный метод вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

– использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

 – применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Создавать мнемотаблицы можно и с применением компьютерных технологий. В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства без информационно-коммуникационных технологий. Для изготовления этих мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Работая в данном направлении, подбирая и систематизируя тексты для составления рассказов и пересказов я нашла удобный способ создания мнемотаблиц с помощью компьютерных средств, о котором и хочу рассказать. Он достаточно прост, для этого вам понадобится ноутбук или компьютер, интернет, две стандартные программы, которые, как правило, установлены на каждом компьютере и пара часов свободного времени.

Этапы составления мнемотаблиц, созданными в программе Pаint:

– чтение текста педагогом с подбором сюжетной картинки или серии сюжетных картинок;

 – деление текста на отдельные предложения, ключевые моменты;

– выделение главных героев, предметов;

– поиск символов, значков в галерее картинок сети интернет;

– редактирование их посредством программы Microsoft Office Picture Manager (обрезка изображений, настройка яркости, контраста, насыщенности цвета, ориентации..)

– создание нового точечного рисунка в программе Pаint;

– составление макета таблицы в зависимости от количества предложений в тексте или основных эпизодов текста;

– постепенное заполнение таблицы символами, схематичное изображение деталей текста и попутное редактирование изображений, изменение размера, дорисовывание частей или их удаление.

– при необходимости распечатка мнемотаблицы на бумаге или сохранение и использование ее в электронном формате на проекторе или интерактивной доске, компьютере.

Для дошкольников мнемотехника имеет особое значение, т. к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование электронных мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать ее, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными задачами. Кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными. Использование приемов мнемотехники значительно повышает результативность развития связной речи у детей дошкольного возраста, сокращает время запоминания текстов, развивает ассоциативное мышление, внимание, память. Все это им пригодится в жизни, поможет учиться в школе: при написании изложений, сочинений и диктантов, при составлении и решении задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития речи детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении

Квалификационная работа о своевременном формировании речи детей начиная с раннего детства....

Использование схем и мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста.

В этой статье размещен материал об использование схем и мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста....

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание п...

Мнемотаблицы для развития речи детей дошкольного возраста

Формирование и активное развитие уровня связной речи для дошкольников требует не только усиленного внимания обоих родителей, а и специализированных занятий, которые могут проводиться в игровой или теа...

Применение мнемотаблиц в развитии речи детей среднего возраста

Суть мнемосхем¢Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.¢Мнемодорожка (мнемоника от греческого искусство...

Создание условий для развития речи детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения....

Использование схем и мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Схемы и мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, сказок и т.д. во всех возрастных группах...