тема "Использование ИКТ в создании мнемотаблиц для развития речи у детей дошкольного возраста"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_doklada.docx | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №56»
Октябрьского района г. Саратова
Ярмарка индивидуальных педагогических идей.
тема "Использование ИКТ в создании
мнемотаблиц для развития речи у детей
дошкольного возраста"
Подготовила: учитель-логопед
I квалификационной категории
Кравцова И.С.
Саратов 2018
Актуальность:
Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. Замечено, что часто наши дети испытывают затруднения в ответах у доски. Понимают материал, но не могут пересказать его, подобрать подходящее слово, стесняются своей речи, говорят тихо, неуверенно, допускают ошибки в построении предложения. Очень важно, чтобы будущий школьник самостоятельно умел высказываться на различные темы, мог запомнить и пересказать пройденный учебный материал. Одним из средств формирования речевой компетентности дошкольников является мнемотехника.
Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих развитие речи, успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы и окружающем мире. Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотехники на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются изображения предметов и символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов.
Одним из приемов мнемотехники в обучении детей эффективному запоминанию и воспроизведению структуры рассказа или стихотворения является применение мнемотаблиц (опорных схем, которые помогают удерживать в памяти последовательность изложения текста). С помощью этих схематичных рисунков ребенок может закодировать любой рассказ, стихотворение, которые впоследствии необходимо будет воспроизвести. Преимущество использования мнемотехники в работе с дошкольниками состоит в том, что:
– дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для него характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, данный метод вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
– использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;
– применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Создавать мнемотаблицы можно и с применением компьютерных технологий. В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства без информационно-коммуникационных технологий. Для изготовления этих мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Работая в данном направлении, подбирая и систематизируя тексты для составления рассказов и пересказов я нашла удобный способ создания мнемотаблиц с помощью компьютерных средств, о котором и хочу рассказать. Он достаточно прост, для этого вам понадобится ноутбук или компьютер, интернет, две стандартные программы, которые, как правило, установлены на каждом компьютере и пара часов свободного времени.
Этапы составления мнемотаблиц, созданными в программе Pаint:
– чтение текста педагогом с подбором сюжетной картинки или серии сюжетных картинок;
– деление текста на отдельные предложения, ключевые моменты;
– выделение главных героев, предметов;
– поиск символов, значков в галерее картинок сети интернет;
– редактирование их посредством программы Microsoft Office Picture Manager (обрезка изображений, настройка яркости, контраста, насыщенности цвета, ориентации..)
– создание нового точечного рисунка в программе Pаint;
– составление макета таблицы в зависимости от количества предложений в тексте или основных эпизодов текста;
– постепенное заполнение таблицы символами, схематичное изображение деталей текста и попутное редактирование изображений, изменение размера, дорисовывание частей или их удаление.
– при необходимости распечатка мнемотаблицы на бумаге или сохранение и использование ее в электронном формате на проекторе или интерактивной доске, компьютере.
Для дошкольников мнемотехника имеет особое значение, т. к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование электронных мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать ее, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными задачами. Кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными. Использование приемов мнемотехники значительно повышает результативность развития связной речи у детей дошкольного возраста, сокращает время запоминания текстов, развивает ассоциативное мышление, внимание, память. Все это им пригодится в жизни, поможет учиться в школе: при написании изложений, сочинений и диктантов, при составлении и решении задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для развития речи детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении
Квалификационная работа о своевременном формировании речи детей начиная с раннего детства....
Использование схем и мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста.
В этой статье размещен материал об использование схем и мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста....
Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста
Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание п...
Мнемотаблицы для развития речи детей дошкольного возраста
Формирование и активное развитие уровня связной речи для дошкольников требует не только усиленного внимания обоих родителей, а и специализированных занятий, которые могут проводиться в игровой или теа...
Применение мнемотаблиц в развитии речи детей среднего возраста
Суть мнемосхем¢Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.¢Мнемодорожка (мнемоника от греческого искусство...
Создание условий для развития речи детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения....
Использование схем и мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста
Схемы и мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, сказок и т.д. во всех возрастных группах...